Основы композиции в керамике: искусство создания авторских произведений

Основы композиции в керамике: искусство создания авторских произведений

На ярмарках, выставках, в интернет-магазинах мы видим тысячи керамических ваз, кружек, предметов декора, статуэток, но одни предметы притягивают внимание, а мимо других мы проходим, едва взглянув на них. 

Как керамисту создавать запоминающиеся произведения? Как понять, от какой вещи сердце человека начинает трепетать?

Сегодня будем разбираться, как вдохновлять красотой. И хотя понятие красоты относительно и непостоянно, красивым во все времена считается то, что трогает душу. 

Особенности композиции

Когда начинаешь заниматься керамикой, все мысли направлены на то, чтобы научиться подбирать глину, краски, инструменты, освоить базовые навыки работы с материалом. То есть цель — понять, как из куска глины сделать предмет. Для этого понадобится не так много времени.

На курсе «Художественная керамика» в Русской Академии Ремесел можно научиться работать с глиной за 1,5–3 месяца. За такой непродолжительный промежуток времени слушатели осваивают семь техник лепки, учатся выбирать сырье, глазури, работать на гончарном круге. На начальном этапе этого достаточно, но со временем мастера понимают, что чего-то не хватает.

Чтобы расти как художник, нужно понимать основы работы с пространством и цветом, знакомиться со специальными терминами: баланс, равновесие, пропорции, ритм, направление, точка, фокус. На курсах слушатели иногда говорят: «Теория искусства сложная» или «У меня нет художественного образования, поэтому я не пойму».

На самом деле знания о выразительном искусстве до XX века были сакральными и недоступными. Сейчас всё изменилось. Если вы настроены серьезно заниматься керамикой и делать изделия, от которых захватывает дух, желательно разобраться в теории. Ведь чтобы изделие стало не просто вещью, а чем-то большим, керамисту нужно уметь очаровывать формой, цветом, смыслами. 

Когда мы не только используем ремесленные навыки, но и подключаем к созданию предмета знания, получается гармоничное произведение. Одним словом, нам нужно понимать, как грамотно расположить элементы на изделии, как соотнести их друг с другом, дополнить, уравновесить. Все эти детали композиции передают общее впечатление и эстетическую целостность.

Курсы композиции

Централизованная и уравновешенная композиция, в меру динамичная за счет линий-стяжек

Автор Johnson Tsang. Источник фото

Динамичную композицию создает линия волос, а акцент на платье уравновешивает форму.

Автор Melanie Bourget. Источник фото

Курсы композиции

Курсы композиции

Ощущение движения за счёт активных линий и разницы в толщине. Ритм — за счёт дублирования линий. Работа выполнена слушателем курса «Художественная керамика»


Добиться идеального результата с первых работ сложно. Иногда для того, чтобы подобрать совершенную, с точки зрения мастера, форму, требуется много лет.

Центр композиции и фокус внимания

Чтобы влюбить зрителя в произведение, художнику-керамисту нужно учитывать контекст, в котором будет представлено его искусство, подумать, какие эмоции и ассоциации он хочет вызвать у зрителя. 

Возьмем обычную кружку. Подумайте, на какой кухне будет стоять кружка, кто будет держать ее в руках, что из нее пить, в каком шкафу хранить. Это будет кружка для любителя-рыболова, изысканная кофейная чашечка для эстета или задорная детская чашка?

Назначение у кружек одно, но настроение, эмоции они вызывают разные.

Курсы композиции
Курсы композиции
Курсы композиции

1 - Ярко выраженный сюжет, динамическое движение закручено по внешней стенке чашки и изнутри во внешний контур к ручке. Автор неизвестен.

2 - Романтическое настроение создается за счет сдержанного цвета, тонких ветвей дерева и обтекаемой формы стилизованной птицы. Автор неизвестен.

3 - Милая совушка приглашает зрителя к веселью! Акцентные глаза, смешные лапки и блестящая глазурь — кружка напоминает детскую игрушку. Несмотря на крупные детали, кружка абсолютно функциональна. Источник фото

Каждое изделие создается для людей, поэтому при работе стоит фокусироваться на вопросах:

  • Какую реакцию я хочу вызвать у зрителя — веселье, удивленье, безмятежность?
  • Что почувствует человек, глядя на мое произведение — грусть, теплоту, счастье, нежность?
  • На чем покупатель задержит взгляд — на форме, рисунке, цвете, текстуре?

От идеи зависит то, где на предмете будет центральная точка, которой подчиняются симметрия, пропорции, стабильность и равномерность.

Чтобы видеть изделие целиком, оценивать его и корректировать, обращайте внимание на несколько аспектов.

Целостность. 

Все детали взаимодействуют между собой, чтобы изображение воспринималось зрителем как единое, а не распадалось на отдельные элементы.

Созависимость. 

Объекты располагаются так, чтобы считывался композиционный центр, от которого зависят остальные элементы.

Композиционное равновесие.

Даже самые динамичные изображения желательно сбалансировать относительно центра, чтобы композиция была устойчивой.

Гармония формы и цвета

На сетчатке глаза человека девяносто миллионов палочек, которые преображают свет в электрические импульсы в мозгу, но нам достаточно мгновения, чтобы понять, нравится предмет или нет. Вот это мгновенное ощущение и заставляет нас остановиться возле вазы или восхититься керамическим сервизом. 

Баланс формы в керамике — это равномерное распределение визуального веса элементов в работе. Равновесие достигается через сочетание размеров, текстур и форм, симметрии/асимметрии элементов, стабильных/динамичных линий.

Объемная, закрытая, динамичная композиция.

Панно из коллекции OCEAN. Автор Анна Кравченко.
Фото Кристина Боброва.

Курсы композиции

Курсы композиции

Рисунок уравновешивает и дополняет форму, а по желтым пятнам взгляд естественно скользит из верхней части вазы в нижнюю.

Автор неизвестен.


К балансу добавляются цвета. Краски передают настроения и эмоции, поэтому важно уметь сочетать их так, чтобы они дополняли друг друга и создавали цельное впечатление. Например, контрастные цвета привлекают внимание, а пастельные тона ассоциируются со спокойствием и умиротворением.

Изящные плоские вазоны. Минималистичная форма уравновешивается сочным лазоревым цветом.

Работа выполнена слушателем онлайн-курса «Керамика и гончарное дело» Ириной Пащенко.

Курсы композиции

Курсы композиции

Противоположные цвета — красный и зеленый на белом фоне активизируют внимание, а орнамент по кругу придает рисунку движение, подчеркивая важность центральной фигуры.

Изделие Императорского фарфорового завода (ИФЗ/ЛФЗ) Автор: Воробьевский А. Источник фото

Нежные полутона и мягкие линии растений создают мечтательное настроение, погружая в мир природной красоты.

Источник фото

Курсы композиции

Курсы композиции

Форма напоминает лепестки мака, придает изделию изящность и легкость.

А красно-черный цвет привлекает внимание и радует глаз.

Работа выполнена слушателем онлайн-курса «Керамика и гончарное дело» Ириной Пащенко.


Ритм и движение в композиции

Чтобы предмет «задышал», его узоры, линии, текстуры должны оживать при взгляде зрителя. Представим керамическую вазу с геометрическим узором. Узор заставляет взгляд бессознательно перемещаться по поверхности, и благодаря линиям ваза приобретает динамичный и живой характер.

Изогнутая линия создает ощущение бесконечного движения.

Амфора 950-900 до Р. Х. с росписью характерного для гомеровской Греции протогеометрического стиля

Курсы композиции

Курсы композиции

Углы, завитки, сегменты передают постоянное и ритмичное действие.

Итальянская ваза Vietri Ceramics. Источник фото

Образец удачного сочетания размеров подставки и персонажа, настроение передано через позу, взгляд и слегка гротескный размер головы и глаз.

Работа выполнена слушателем очного курса «Художественная керамика»

Курсы композиции


Без ритма не обойтись ни в плоскостной композиции, ни в объемной. Ритм выражается с помощью разных изобразительных средств:

  • формы: точки, линии, пятна, мазки;
  • цвета: ахроматические/хроматические;
  • фактуры: гладкая/рельефная.

За счет ритмического построения организуется центр плоскости или объема, а чередование элементов влияет на общее впечатление от объекта, его эстетику, функциональность, выразительность.

Как магия, композиция в керамике объединяет форму, текстуру, цвет и пространство, создавая произведения искусства, которые трогают душу. 

Всему этому можно научиться на курсе «Композиция и проектирование». Курс непростой, но он станет вашим трамплином в мир искусства.

Вот как теория поможет вам в работе.

  • Вы научитесь понимать принципы качественного дизайна, повысите профессиональные навыки в области композиции и проектирования.
  • Улучшите способности анализировать и оценивать дизайнерские решения, будете принимать обоснованные решения при создании собственных проектов.
  • Прокачаете креативное мышление, сможете из одной идеи сгенерировать десяток. 
  • Повысите конкурентоспособность на рынке за счет специализированных знаний и навыков.

Чтобы выразить пользу курса одним предложением, можно сказать так: — курс «Композиция и проектирование» учит видеть красоту сердцем. Если вам откликается такой посыл, приходите учиться творить.

Шпаргалка «Основные принципы построения композиции»

В шпаргалке мы рассмотрели основные принципы построения композиции с примерами изделий из разных материалов.

Скачать


Поделиться ссылкой:

Вам так же будет интересно узнать

Керамика – это… Истории выпускниц курса керамики
28.09.2022
Девять самых известных стилей японской керамики
22.07.2021
Как не ошибиться в выборе курсов керамики
11.02.2021
Керамика в концептуальном искусстве
16.11.2020

Другие Статьи: