
Онлайн-обучение гончарному делу. Бесконтактный способ от мастера Павла Ермоленко и Русской Академии Ремёсел
Бесконтактное обучение гончарному делу - расскажите об подробнее. Что это за формат? Как Вы к нему пришли?
Практика обучения гончарному ремеслу показала, что его эффективность бывает выше в том, случае, когда мастер «не вмешивается» и сам не подправляет заготовку, находящуюся на круге. Даже новичкам. Ученик должен сам понять и почувствовать принцип центровки, подъёма стенок и другие этапы изготовления гончарных изделий. «Кинематика» формовки тел вращения, по сути, не так сложна, как кажется. Важно именно самостоятельно понять её на уровне личных ощущений. Поэтому задача мастера объяснить и увидеть ошибки ученика, а это вполне реализуемо «бесконтактным способом» (не прикасаясь лично к изделию). Такой способ можно осуществлять и дистанционно. Главное условие – наличие у ученика веб-камеры, направленной на гончарный круг. Мастер, находясь удалённо, комментирует работу и ошибки ученика.
Был ли у Вас уже опыт обучения гончарному делу онлайн. Какие были трудности и как слушатели с ними справлялись?
На протяжении семи лет проведения онлайн-курсов художественной керамики в Русской Академии Ремёсел мы с нашими студентами проходили и гончарную технику. Основной трудностью как раз и было, отсутствие занятий в режиме реального времени, когда можно исправить ошибку «здесь-и-сейчас». Поэтому мы пришли к решению внедрить в учебный процесс бесконтактный способ обучения гончарному искусству.
В чем для Вас главное отличие между ручной лепкой и работой на гончарном кругу?
Работа на гончарном станке – это лишь один из способов формовки изделий из глины, наряду с другими способами, такими как пластовый, жгутовый и другие. Он позволяет изготавливать тела вращения (тела, симметричные относительно своей оси вращения) и различные их комбинации.
На практике мастер всегда должен выбирать наиболее подходящую технику формовки изделий исходя из своего художественного замысла и оптимальности её применения именно для данного изделия.
Вы больше любите лепку или гончарный круг? Почему?
Всё зависит от того, над какой работой трудишься. Любая техника доставляет удовольствие, когда применяется в нужном моменте. Считаю, что мастер должен уметь делать всё, но иметь собственную специализацию и узнаваемый стиль. Этого хочет любой творец. Моя специализация – это гончарное искусство во всём своём многообразии.

Как Вы считаете, реально ли научиться гончарному делу по роликам в интернете? В сети ведь много видеоуроков и бесплатного контента для самообразования.
Интернет-контент, как правило не структурирован и не может дать системное, фундаментальное и качественное образование. Но что-то «подсмотреть» в интернете можно в том, случае, когда уже есть базовое понимание основ техники, законов композиции, способов формовки и декорирования. Другими словами, «на десерт». Начинать своё обучения с видеороликов я не рекомендую. Можно использовать их, как говорится, «для вдохновения».
Оказывается, существуют самодельные гончарные круги. Как Вы к этому относитесь? Можно ли работать на таком?
Важно не кем он сделан, а насколько правильно. Круг не должен иметь радиального и осевого биения, иметь достаточную мощность, чтобы преодолевать усилие рук гончара, и другие важные параметры. Он не должен бить током (если он электрический), опрокидываться и т.п. Как правило, самодельные гончарные станки таким критериям соответствуют крайне редко. Поэтому мой выбор – это профессиональное гончарное оборудование. На нём и обучение проходит легче и быстрее.
Дайте советы тем, кто никак не может научиться центровать глину на кругу. На что обратить внимание?
Начинать нужно с самого маленького кусочка глины. Настолько маленького, чтобы центрировать его одним пальцем. Чтобы понять принцип. Постепенно увеличивать массу и подключать вторую руку. Центровать на средней скорости вращения и помнить, что центровка не заканчивается на заготовке. Изделие центрируется на любом этапе своего изготовления.

Как понять, что сидишь за гончарным кругом правильно?
Должно быть удобно работать. Спина не должна болеть, а вес тела должен добавлять усилие рукам. Важно понять, что чем устойчивее и прочнее сидит мастер, чем жёстче его руки, тем «послушнее» глина. Как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!».
Что бы Вы хотели ещё рассказать о курсе и гончарном деле, но мы не спросили?
Керамика – это один из немногих материалов, который способен вас «увековечить», поскольку хранится на Земле тысячелетиями. При этом у меня нет цели «научить весь мир гончарить», я лишь предлагаю немного окунуться в этот захватывающий процесс. И, возможно, вы уже не сможете больше без этого жить. Как произошло и со мной.