Керамика занимает широкую важную нишу не только в декоративно-прикладном, но и в современном, концептуальном искусстве.
Это очень многогранный материал, с помощью которого можно высказываться и доносить свои идеи до аудитории. Здесь играет не только эстетический визуальный контент, но и смысловой, психологический. Обучившись на керамиста, вы сможете не только делать бытовые предметы, но и воплощать в жизнь художественные задумки.
Множество художников в своих работах поднимают вопросы в психологических, гендерных, политических, социальных, культурных, экологических и многих других темах.
Мир художников-керамистов, конфронтирующих в своих работах со взглядами зрителей и общества, настолько велик, что его невозможно полностью охватить. Но мы попытаемся его коснуться. Эти работы могут вдохновлять, будоражить, заставить задуматься или ...оставить равнодушным (но это не точно).
Невозможно отнести ту или иную работу к узконаправленной тематике. Везде фигурирует тема человека, его внутреннего мира, его отношений с миром. Тема общества, его ответственности в целом, и каждого человека по отдельности пользуется популярностью как у уже известных, так и не очень художников.
Некоторые из них:
Энтони Гормли работает с разными материалами, не останавливаясь на конкретном, и глина один из них.
Энтони Гормли. Поле. 1989 - 2003 годы.
Автор говорит, что «Поле» — о нашем коллективном будущем и нашей ответственности за него. «Я хотел, чтобы искусство смотрело на нас, его создателей (а позже и зрителей), как-будто мы были ответственны - ответственны за мир, в котором оно [поле] и мы были.»
Работа выставлялась пять раз в разных частях мира, последний раз в 2003 году - в Гуанчжоу и ещё 3х китайских городах.
210000 фигурок, слепленных при сотрудничестве 350 людей всех возрастов, жителей деревни Сяншань, к северу-востоку от Гуанчжоу, Южный Китай. Материал - красная глина (терракота)
Энтони Гормли. Поле. 1989 - 2003 годы.
Работы созданные под идеей одного автора, но коллективно, все больше встречаются в художественной практике. Зритель причастен не только, как человек созерцающий работу художника, но и сам является частью работы и участником процесса реализации.
Редко встретишь того, кто не слышал о китайском современном политическом художнике Ай ВэйВэе.
Его работа «Семена подсолнечника» - про китайский народ и его историю. Миллионы фарфоровых подсолнечных семечек олицетворяют жителей Китая, похожих внешне, но разных внутри. Инсталляция поднимает вопрос о роли индивида в современном обществе. И, конечно, они неспроста сделаны из фарфора, ведь это традиционный материал Китая. Каждое семечко уникально,так как слеплено вручную. Все семена слеплены и расписаны в китайских художественных мастерских. Критики предполагали, что художник создал эту инсталляцию как аллюзию на массовое производство в КНР, существующее за счет очень дешевой рабочей силы. При этом отмечалось, что смысл творения Ай Вэйвэя «меняется каждый час, каждую минуту».
Ай Вэйвэй. Семена подсолнечника.
Кроме того, подсолнечник — важный китайский коммунистический символ. Председатель Мао сравнивал себя с солнцем, а свой народ — с подсолнухами.
Инсталляция впервые была показана в 2010 году и в первые дни представления не была огорожена. По усыпанному семенами полу можно было ходить, лежать, играть, перебирать семена, люди могли делать с ними все, что угодно. Также Ай Вэйвэй был не против, того, что некоторые поддавались соблазну и забирали с собой на память пару семян. Но вскоре после открытия выставки «хождение по фарфору» было запрещено: это создавало много фарфоровой пыли, опасной для здоровья.
Ай Вэйвэй. Семена подсолнечника.
Другая из его работ, интересная нам в первую очередь материалом — «Цветение».
Она была представлена на выставке «Сто цветов» Ай Вэйвэем в 2014 году на острове Алькатрас — острове, используемом ранее как военная крепость и федеральная тюрьма.
Одна из смысловых задумок — про заблуждение тоталитаризма о возможности ограничить свободу ума, что, очевидно, прослеживается в этой фарфоровой инсталляции.
Сама выставка посвящена периоду в Китае, когда власть побуждала граждан открыто высказывать свое мнение о коммунистическом режиме, после чего критиков приговаривали к тюремным трудовым лагерям («Пусть расцветает сто цветов» - идея Мао»).
«Цветение» — инсталляция, которая была установлена в нескольких больничных палатах-«клетках» и медицинских кабинетах.
Даже если тело взаперти, ум будет свободен и прекрасен — вот что нам показывают фарфоровые цветы, «проросшие» из раковин, туалетов и ванн, которые когда-то использовались заключенными. Не смотря на условия, в тюремных камерах расцветала свобода мысли поэтов, философов и прочих людей, кто имели мнение, отличное от коммунистических властей.
Красивейшие, слепленные вручную из тонкого белого фарфора изящные цветы, завораживают своей утонченностью, и контрастируют с тяжелой локацией инсталляции. Каждый лепесток нежно поблескивает бесцветной глазурью.
Ай Вэйвэй. Цветение.
Следующая работа художницы, представленная ниже, потрясает не только своей смысловой глубочайшей нагрузкой, но и масштабом по количеству элементов в инсталляции и временем, затраченным на весь проект. Проект продолжается до сих пор!
Джули Грин, художница и профессор изобразительного искусства, начала свой проект еще в 1999 году.
Проект «Тайная вечеря», иллюстрирует последнюю трапезу заключенных, приговоренных к смертной казни. Каждая тарелка в «Тайной вечере» сопровождается описанием запроса на питание и датой — но не более. Без указания имени заключенного или состава преступления, на первый план выходит человеческое измерение смертной казни. Таблички функционируют как анонимные портреты, которые, когда они сгруппированы вместе, представляют собой памятник погибшим в массовых масштабах.
Как все начиналось? Каждое утро Грин читает газету с ломтиком тоста и чашкой белого чая. Однажды, около 20 лет назад, когда она жила в Оклахоме, мелкий шрифт уведомления о казни привлек ее внимание: «Его последняя еда была шесть тако, шесть глазированных пончиков и вишневая кола». «Почему шесть?» она задавалась вопросом. Мысли об этом не оставляли её долго. Итак, на выцветшем листе правительственной книги она начала рисовать шесть тако, шесть глазированных пончиков и вишневую колу в палитре ярких основных цветов.
Джули Грин. Проект «Тайная вечеря»
Эти последние просьбы художница изображает на фарфоровых подержанных тарелках и расписывает их ярко-кобальтовой краской. В работах можно проследить влияние голландской дельфтской росписи.
Как вы знаете, делфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) — делается сине-белых цветах, производится в городе Делфт (Нидерланды). Этот фарфор отличается от других тем, что он приближен к фаянсу за счет многократного глазурирования прозрачной свинцовой глазурью, а последний обжиг происходит при низких температурах.
Каждая тарелка из «Тайной вечери» по сути своей совмещает портрет и натюрморт.
К настоящему времени эта инсталляция насчитывает более 750 заключительных приемов пищи - 750 тарелок.
Ее работа будет продолжаться до тех пор, пока существует смертная казнь. Художницу уже награждали разными премиями, а также критиковали, за то, что ее портреты вызывают сочувствие у зрителей.
Джули Грин. Проект «Тайная вечеря».
Подобные работы могут вызывать разные чувства. Расскажите, остались ли вы равнодушными, и какие мысли/ощущения пришли во время прочтения статьи?
Материал подготовила Александра Сырбу, преподаватель курса керамики Русской Академии Ремёсел.
На обложке статьи инсталляция Ай Вэйвэй. Цветение.