Последние годы интерес к творчеству в разных техниках декоративно-прикладного искусства вырос в разы. Люди с большой охотой стали посещать мастер-классы по рисованию, витражам, созданию кукол, работе с деревом и созданию ювелирных украшений и т.д. Не обошел этот интерес и керамику. За последние 5-6 лет студии, предлагающие обучение керамическим техникам, стали открываться одна за другой, и сегодня лента социальных сетей пестрит предложениями по мастер-классам и обучению гончарному делу и ручной лепке. И это, безусловно, хорошо, потому, как писал Ницше: «Творчество - это великое спасение». Действительно, городская жизнь со своим сумасшедшим ритмом требует от нас паузы, осмысления происходящего, снятия стресса. В этом смысле занятие творчеством - прекрасный способ достичь внутреннего равновесия. Нередко можно услышать мнение о том, что ручная работа сродни медитации, даже в психологии существует такое направление, как арт-терапия, позволяющая лечить сложные психологические состояния.
Керамика сегодня достигла пика популярности. Огромное количество керамических студий готовы предложить свои услуги по обучению. И в связи с этим хотелось бы поговорить о качестве предлагаемых услуг.
К сожалению, «модная тема» и конкуренция породили такое явление как дилетантство. Не всегда в керамической студии можно получить качественное обучение.
Почему так произошло? Вероятно, потому что на фоне роста популярности, ручное творчество стало приобретать оттенки развлекательного характера, и в связи с этим стало формироваться мнение, что керамика - это очень просто. Пришел на мастер-класс, слепил тарелку и вуа-ля! Получается так, что мастер-классы, изначально ориентированные на популяризацию керамического творчества, создали у людей впечатление, что научиться керамике можно быстро, без особых знаний и усилий.
Наверняка многие из вас видели такие объявления, как «Романтическое свидание за гончарным кругом» или «Незабываемый День Рождения в керамической мастерской». Такой формат бесспорно имеет право на существование, интересное времяпровождение никто не отменял. Однако, к сожалению, лёгкий характер подобных мероприятий сыграл злую шутку по отношению к творчеству в области керамики - коммерческий успех и модная тенденция стали плодить непрофессиональных преподавателей. В результате получается так, что мастера, предлагающие обучение, сами нуждаются в обучении, т.к. имеют минимум знаний и крошечный опыт. Откуда такие мастера? Из любительских студий, в которых их обучили такие же мастера. То есть, целеустремленные люди без базового керамического образования открывают свои студии, закупают оборудование, вкладывают деньги в исходные материалы, набирают мастеров с такими же минимальными знаниями и запускают бизнес-проект.
Иногда приходится с недоумением наблюдать у некоторых «преподавателей» в студиях керамики полное незнание материалов, с которыми они работают, и полное незнание процессов, связанных с созданием керамических изделий.
Как же не ошибиться в выборе студии, мастера и получить качественное обучение художественной керамике?
Первое, что можно посоветовать, это обратить внимание на опыт студии, в которой вы хотите заниматься. Хорошие студии - это не только красивая реклама. «Сарафанное радио» никто не отменял, в интернете всегда можно найти информацию и отзывы о мастерской. В отзывах кроме благодарностей преподавателю за прекрасно проведенное время, должна быть информация о том, чему научил мастер ученика, достаточно ли этих знаний для дальнейшего самостоятельного плавания.
Второе - опыт преподавателя. Смотрите его творческие работы, читайте отзывы предыдущих учеников, выясняйте где, сколько и у кого обучался мастер, какими техниками он владеет, чему он готов вас научить. Не помешало бы и наличие соответствующего образования (училище, вуз, профессиональные курсы), хотя есть прекрасные мастера и без него, но это безусловный бонус.
В-третьих, прежде, чем идти на занятия, стоит подготовится к ним самостоятельно и получить хотя бы тезисную информацию, касающуюся керамики - в интернете такой информации полно. Удивительно, но есть «мастера», которые не владеют элементарными знаниями, и на вопросы своих слушателей порой не могут ответить. Например, чем отличается глина от керамической массы. Или в чем различия светлых и темных керамических масс кроме цвета. Если преподаватель авторитетно заявляет, что красная глина не годится для ручной лепки (а это живой пример), можете отправлять его в «бан».
Четвертое - программа обучения. Важно понимать, что слепить из глины изделие - это не значит научиться керамике. Преподаватель обязан вас научить ориентироваться в материалах, объяснить их свойства и возможности, научить пользоваться инструментами, предупредить об ошибках, в общем - поделиться с вами своим профессиональным опытом. Это большой комплекс знаний, объединенный в программу, а не спонтанные тезисы из нее, поэтому неплохо бы поинтересоваться, есть ли такая программа и можно ли с ней ознакомиться.
И следует понимать, что пройденный курс обучения (в любительских студиях это от 5 до 10 занятий) - это всего лишь первый шаг к тому, чтобы стать керамистом. Далее последует долгий путь практики, познания и самосовершенствования. Общение с соратниками в керамических сообществах социальных сетей, посещение выставок, фестивалей, семинаров, личное взаимодействии с другими опытными керамистами - залог вашего профессионального роста.
Вообще керамика - это бесконечный процесс обучения, это постоянные открытия, эксперименты, новые возможности, обмен опытом, и те, кто погрузился уже в этот процесс, безусловно, со мной согласятся. А тем, кто планирует ступить на этот путь, пусть даже в качестве увлечения, хочется пожелать хороших учителей и удачного старта.
Курс «Художественная керамика» и «Гончарное дело» Русской Академии Ремёсел полностью соответствует вышеупомянутым критериям. Будем рады видеть вас в наших мастерских!
Вероника Звягина, для Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: курсовая работа с курса «Художественная керамика» Русской Академии Ремёсел.