
Керамика в смешанной технике: необычные компаньоны для глины
Керамисты, работающие в смешанной технике, смело миксуют глину с другими природными и рукотворными материалами. Такой подход позволяет привлечь к керамике любителей текстиля, макраме, бисероплетения и других народных ремесел и видов рукоделия.
Мы собрали для вас подборку работ мастеров из Австралии, Америки, Португалии, Турции, Швеции и, конечно же, России.
Керамика и плетение из лозы, соломы
Португальский дизайнер и керамист Энеида Таварис исследует ремесленные техники не только своей страны, но и Африки. Она объединяет керамику и плетение из лозы и соломы. Ведь плетение корзин и создание кувшинов являются одинаково древними занятиями. Работы Энеиды интересны тем, что она часто меняет местами плетеные и керамические части, создавая необычные формы.

В Русской Академии Ремесел сочетание ивовой лозы и глины также стало основой одной из дипломных студенческих работ.

Керамика и дерево
Сочетание глины и дерева также было освоено нашими студентами. В своих работах они использовали ветви, найденные на берегу моря. И деревянную основу под крепление керамических элементов для создания декоративного панно.


Керамика и мозаика
Керамист из Турции Гёкден Альпман Мэтьюз вдохновилась на создание мозаик, изучая культуру родной страны. Однако, в отличие от традиционных мозаик, работы Гёкден не собираются из кусочков смальты или других материалов. Она создает изначально целостное изображение.

В своей работе керамист опирается на богатое наследие Турции, где римская, византийская и османская культуры сосуществуют в неделимом целом. «Турция — это одна большая мозаика. Моя семья — это также культурная мозаика», — говорит Гёкден.



Создание керамической мозаики она начинает с раскатывания глины до толщины 1 см. Затем вырезает нужную форму по шаблону и переносит контуры будущей мозаики. Следующий этап — это вырезание в глине небольших канавок для создания квадратных и треугольных фрагментов, имитирующих смальту.


После обжига при температуре 950°C поверхность мозаики обрабатывается морилкой на основе оксида хрома так, чтобы цвет остался только в углублениях, а излишки с поверхности убираются влажной губкой. Это дает ощущение разделения деталей.


Каждая деталь покрывается белой непрозрачной глазурью, а финальный цвет также добавляется керамическими морилками. И, наконец, мозаика обжигается при температуре 1000°C.



Керамика и стекло


Стразы, бисер, пайетки, шелковые ленты — все это тоже может быть компаньонами для керамики. Тренд на бижутерию на базе глиняных бусин и фигурок набирает обороты. Основа для изделий запекается в печи, а потом раскрашивается и декорируется вручную.


Смешение материалов


Керамика и стекло
Часто керамисты добавляют к глине и возможности стекла. На курсе Русской Академии Ремесел «Художественная керамика» было создано сразу несколько любопытных работ, где стекло было спечено вместе с глиняной основой.



Керамика и текстиль
Австралийская компания ClayWeave привносит в гончарное дело традиции ткацкого искусства. Дизайнеры используют джутовый шпагат, деревянные бусины и переработанный текстиль для создания необычной ткани, а потом прикрепляют полученный материал к керамической основе. Таким образом, природный и рукотворный материалы создают единое целое.

Глиняные основы изделий ClayWeave делают на гончарном круге, заранее продумывая места расположения будущих «проколов». Отверстия просверливаются в глине после того, как изделие достигнет «кожетвёрдого» состояния. На подбор текстиля, бисера и других материалов влияет цвет глиняной массы и выбранной глазури. В итоге создается объект, где различные материалы гармонично сочетаются друг с другом, не теряя собственной индивидуальности.

Способ закрепления плетеного элемента может включать видимые или скрытые «якорные» отверстия, сделанные в керамике, а может быть выполнен простой обмоткой и накручиванием, склеиванием материала. Как отмечают мастера, единого способа добавления плетения в глину не существует.

Изделия из текстиля и керамики в смешанной технике позволяют исследовать контрастность форм: твердых и мягких, гладких и фактурных, закаленных огнем и сотканных вручную. Также текстиль добавляет керамике пластичности и делает возможным полную трансформацию вида керамической основы при желании.


Керамика и вышивка
Керамист Кэролайн Харриус из Швеции в буквальном смысле слова вышивает вазы и другой керамический декор. Ее задача — осовременить винтажный домашний текстиль через моду на керамику. Для этого Кэролайн пересмотрела скатерти, подушки и занавески своей бабушки, скопировав семейные узоры, вязанные крючком. Тысячи отверстий, которые она просверливает в своих вазах, становятся холстом для вышивки в винтажном стиле.

«Если объединить две традиции, можно создать что-то новое и современное. Это привлекает к рукоделию и гончарному делу новую аудиторию и дает старт возрождению ремесел» — говорит Кэролайн. «Моя работа заключается в том, чтобы отдать должное женщинам, украшавшим рукоделием обыкновенные дома, а не музейные галереи и дворцы. В каждом доме есть небольшие скромные предметы, хранящие тепло сделавших их рук: вязанные крючком скатерти, вышитые диванные подушки. Для меня это настоящее культурное наследие».



Для того, чтобы переносить текстильные узоры на вазы, Кэролайн разработала специальную технику. Сначала она рисует узор на глине, достигшей «кожетвёрдого» состояния. Затем сверлит отверстия, следуя нарисованным линиям. После этого ваза отправляется на первый обжиг. Прежде чем поместить сосуд в печь во второй раз. дизайнер тщательно покрывает отверстия глазурью. Когда ваза готова, настает черед хлопчатобумажной нити, чтобы создать вышивку. Самое сложное — найти достаточно маленькие и гибкие иглы.

Можно ли использовать эти вазы по прямому назначению? Увы, нет. После вышивки они становятся предметом искусства и теряют функциональность.
Керамика и макраме
Дизайнер из Америки Джанель Пьетржак также соединяет глину и текстиль при создании настенных панно в технике макраме. «Работа с глиной — это другой ритм, чем плетение, другое ощущение материала. Макраме — это расчет, геометрия, симметрия, логика, скорость. Глина — непредсказуемость, импровизация. Я играю с контрастами в своих работах, смешиваю блеск шелковых нитей с матовостью обожженной глины. Или, наоборот, сочетаю керамическая глазурь с грубыми волокнами».



В статье использованы материалы сайтов Infinityclay, Сontemporist, Clayweave, Textileartist, Tatter, Сeramicartsnetwork, а также материалы из личных архивов студентов, выпускников и преподавателей Русской Академии Ремесел.