Каждая из 47 префектур Японии производит керамическую посуду собственной уникальной эстетики. Предлагаем углубиться в понимание неповторимых стилей японской керамики.
Слово “керамика” включает в себя более грубую керамику из глины, а также изделия из фарфора прекрасного белого цвета, высокой плотности и твердости. Каждая из 47 префектур Японии производит керамику из местных материалов. По этой причине японская керамика названа в соответствии с местом происхождения.
Три самых известных стиля японской керамики: изделия Имари (или изделия Арита) из префектуры Сага, изделия Мино из префектуры Гифу и изделия Сето из префектуры Айти - идеальная отправная точка для понимания искусства японской керамики.
Арита, префектура Сага
Созданный в 16 веке фарфор Арита имеет мировую репутацию благодаря своему качеству. Именно здесь, в префектуре Сага, впервые в Японии была обнаружена фарфоровая глина. Поскольку фарфор производится в области Арита, а затем отправляется из порта Имари, его также называют изделиями Имари, и он является одним из трех самых известных районов производства керамики в Японии. Под сильным влиянием сине-белой керамики, производимой в Цзиндэчжэне, Китай, ранние изделия из Ариты в основном окрашены в синий цвет на белом фоне. Японцы восхищаются посудой Арита за её легкую, ослепительно белую основу.
Посуда Арита занимает незаменимое место в городе. В местном святилище Суэяма поклоняются керамическому богу, а его тории (арка с вогнутой перекладиной; ворота, вход в японской архитектуре - прим. переводчика) построены из фарфора Арита.
Имея 1000-летнюю историю, посуда Сэто возникла даже раньше, чем её аналог Арита, Сэто является одним из шести древнейших керамических центров Японии. В то время как другие регионы все еще производили неглазурованные изделия, сетуские керамисты уже применяли глазурь для создания более прочной глиняной посуды. В период Мэйдзи местные керамисты переняли у Ариты технику сине-белой керамики, которая, в свою очередь, стала доминирующим стилем посуды Сето.
Изделия Мино происходят из нескольких городов Гифу, расположенных недалеко от Сето, таких как Таджики и Токи. В настоящее время это самая производительная область в Японии по части керамики. Помимо богатых запасов глины, миграция талантливых сетуских мастеров в Мино подальше от разрушительных войн, является еще одной причиной того, что здешние гончарные изделия стали известны. Изделия Мино даже превратились в одну из культурных икон периода Момояма.
Глубокая чайная чаша с изображением дракона, названная Ноборирю (восходящий дракон), изделия Мино, тип Черного Орибе, период Момояма, начало 17 в. Источник фото
Сетогуро (черная посуда Сето), Кисето (желтая посуда Сето), посуда Сино и посуда Орибэ - вот лишь некоторые из пятнадцати наиболее представительных ветвей продукции Сето. Темный цвет Сетогуро достигается путем извлечения глазурованной керамики из печи, в момент, когда она накаливается докрасна. Резкое понижение температуры даёт почернение поверхности. Посуда Сино изготавливается из местной водорослевой глины Мино (могусацути) и тугоплавкой глазури с высоким содержанием полевого шпата (чоусэкию). В результате медленного обжига и такого же медленного охлаждения на белой глиняной посуде появляется огромное количество маленьких отверстий - стиль, характерный для ранней японской белой керамики.
Пиала с мостом и домом, известная как “Мост Богов”. Период Момояма 1573–1615, конец 16 века. Глазурованный керамогранит с рисунком, окрашенным оксидом железа (изделия Мино, тип Сино). Источник фото
История посуды Мино насчитывает более 700 лет. В настоящее время около 60% керамической посуды в Японии - это Мино.
Помимо этих трех самых известных, есть и другие японские керамические стили, на которые стоит обратить внимание:
Посуда Таконамэ, префектура Айти.
Таконамэ в Айти - самый большой из шести древнейших керамических центров Японии. Благодаря расположению города на побережье, здешние керамические изделия легко достигли других регионов и стали популярными по всей стране. Местная глина богата железом, поэтому после обжига при 1100 °C керамика выходит из печи ярко-красного цвета. Чайник из красной глины Таконамэ, не только красив по форме, но и идеально подходит для заваривания чая.
Чайники Токонамэ. Фото Pinterest
Посуда Сигараки, префектура Сига
Посуда Сигараки выходит из ещё одного древнейшего керамического центра Японии. Ее отличительная и великолепная особенность - это обжиг различных нефильтрованных видов глины для создания изделий, которые выглядят грубыми и простыми, но имеют естественную красоту. Наиболее типичными характеристиками Сигараки являются красный оттенок черепка с красно-бурыми подпалинами и белыми точками полевого шпата. Японский император издревле использовал для своей резиденции черепицу Сигараки.
В настоящее время Сигараки - это столовая посуда, вазы и емкости для воды, излучающие тихую красоту в японском стиле.
Ваза Сигараки. Фото Pinterest
Посуда Бидзэн, префектура Окаяма
Изделия Бидзэн Окаямы имеют такой же деревенский вид, как изделия Сигараки. Поскольку они не покрыты глазурью, работы выглядят очень грубыми и приземленными. Глина для посуды Бидзэн выкапывается глубоко из-под земли и должна храниться год или два перед использованием. Обжиг проводится при высокой температуре 1300 °C для создания уникальных естественных узоров. Великолепное изделие Бидзэн - это сочетание человеческого мастерства и силы огня.
Воплощение керамики из Западной Японии, искусство посуды Карацу было привезено керамистами с Корейского полуострова, иммигрировавшими в Японию в 16 веке. Таким образом, произведения унаследовали скромный и элегантный вид корейской династии Чосон середины периода. Ветвь изделий Карацу сделана в корейском стиле данджин и имеет отличительный признак: верхняя половина белого цвета сливается с нижним черным. Это делается путем наложения серой глазури из белой травы поверх черной глазури.
Роскошные оттенки - отличительная черта изделий Кутани. Богатый железом камень из окрестностей является основным ингредиентом этой глиняной посуды. Композиции изображений и узоров нанесены на фарфор в красных, зеленых, желтых, пурпурных и синих цветах. Готовая работа имеет голубоватый оттенок, что делает рисунок более заметным.
Посуда Онта, возможно, не имеет тысячелетней истории, как другие, но традиция использовать силу речной воды для измельчения горной глины не изменилась за последние 300 лет. Онта приобрел общенациональную популярность в 1930-х годах после кампании основателя движения народного искусства Янаги Сэцу. Изделия выпускаются ежедневно,выполненные в этом стиле, они сочетают в себе старую и новую эстетику благодаря использованию такой техники как хакемэ (с покрытием кистью светлым шликером).