Керамика – это… Истории выпускниц курса керамики
Каждый, кто заходит на сайт Русской Академии Ремёсел, видит в описании курсов информационный блок о том, что наши выпускники:
-
Устраиваются на работу;
-
Открывают собственные мастерские;
-
Выполняют частные заказы;
-
Занимаются любимым делом.
Обучиться керамике – это только начало. А что происходит дальше? Как монетизировать свои знания и навыки? С чего начать свой путь? И главное – куда этот путь ведёт?..
Мы пообщались с тремя выпускницами курса и узнали, как они решились на получение творческой прикладной профессии, как прошло обучение, чем занимаются сейчас и что – в планах.
Как решиться на работу с глиной
Татьяна Донева, учитель изобразительного искусства, работает в школе 25 лет.
Можно сказать, что керамика нашла меня сама. Прошлым летом я проходила собеседование в новой школе. Это ГБОУ Школа №1502 «Энергия» во главе с В. Л. Чудовым, входящая в двадцатку лучших школ Москвы. Уникальная школа. Здесь в рамках реализации технологического направления предпрофильного обучения ведётся «Керамика». Предложение вести уроки керамики было для меня, учителя ИЗО, неожиданным, но очень интересным. Я согласилась, но понимала, что мне не хватает знаний в этой области, и мне надо учиться.
Анастасия, дизайнер интерьеров, хозяйка мастерской «Керамика на заводе».
Почему керамика?
Однозначного ответа не будет, потому, что совпало довольно много различных факторов.
Здесь имеет отношение и моя основная профессия – дизайнер интерьера, и интерес к искусству и дизайну в целом, и просто любовь к красивым предметам декора, посуде, обустройству пространств.
И конечно же, желание создавать. Желание создавать, думаю, – основное.
Анна Баранова, архитектор, открывает интернет-магазин авторских изделий из керамики «inouï ceramics».
В детстве я могла часами сидеть на летней деревенской дороге у обочины и лепить пироги из придорожной пыли вперемешку с водой, меня это завораживало. Но более осознанный интерес случился со мной относительно недавно, когда я подарила подруге мастер-класс в гончарной мастерской. Она осталась очень довольна, и каким-то образом на день рождения я попросила себе гончарный круг, мало что зная о керамике. Первые попытки были, мягко говоря, неудачными, но и ответственность оправдать подарок и черта характера не бросать начатое дело сыграли свою роль. Я стала смотреть разные видео и даже дошла несколько раз до тех самых мастер-классов. Ну и завертелось!
Обучение керамике: свобода и система в одном флаконе
Татьяна Донева, учитель изобразительного искусства, работает в школе 25 лет.И вот, с сентября 2021 года началась моя увлекательная история с керамикой. По субботам я была ученицей курсов керамики, сидела на занятиях с широко открытыми глазами, а на неделе я уже учила детей работать с глиной…
Субботние занятия стали для меня отдушиной. На курс собрались четверо взрослых людей, пришедших в керамику каждый своим путём, и замечательный педагог – Вероника Юрьевна Звягина. Обучение было настоящим творческим погружением, мы постепенно преодолевали пропасть между своими идеями и полным непониманием того, как их реализовать. Мы осваивали техники и приёмы лепки, работу с различными инструментами, способы декорирования. Как мы радовались своим первым работам, вышедшим из печи! Мне понравилась система обучения, возможность видеть работы других групп, работы выпускников. Вероника в общем чате размещала фото интересных работ в технике, которую нам предстояло освоить, и тогда мы могли заранее обдумать идеи, приезжали с эскизами, и работа в мастерской шла быстрее. Помню свою первую неудачу – треснувшую вазу. Оказалось, я не учла коэффициент термического расширения массы и глазури – выбрала неподходящую глазурь. С этого момента я начала искать специальную литературу по керамике, изучать матчасть, началось моё самообразование. И чем дальше – тем более сложным мне кажется мир керамики. Но дорогу осилит идущий.Бесплатный вебинар
«Профессия керамист.
Обучение керамике. Путь в профессию»
Приглашаем посмотреть запись вебинара. Он посвящен профессии керамиста. Запись доступна для зарегистрировавшихся слушателей.
Анастасия, дизайнер интерьеров, хозяйка мастерской «Керамика на заводе».
В самом начале моего ещё маленького пути керамиста я искала и пробовала различные мастер-классы и курсы. И курс Русской Академии Ремёсел привлёк меня в первую очередь широким спектром преподаваемой информации, наличием и теории, и количеством часов практики.
Вспоминая обучение, могу сказать, что мне не хватило гончарной практики и изучения глазурной темы (сейчас я уже прошла курсы глазурной химии и понимаю, что эта тема бесконечна в прямом смысле).
Большой плюс обучения в Академии – свобода творчества. Мастер даёт возможность воплощать любые идеи, помогает подобрать подходящую технику для создания объекта, не ограничивает в действиях. У меня на преподавала замечательная Александра Сырбу, с ней было очень приятно работать.
Анна Баранова, архитектор, открывает интернет-магазин авторских изделий из керамики «inouï ceramics».Я точно поняла, что мне нужно учиться по-настоящему, не в виде хобби, а серьезно подойти к вопросу. Начала искать в интернете курсы, и в общем-то, искала недолго, Русская Академия Ремёсел мне показалась серьезным заведением, где действительно могут научить. И я не ошиблась.
Система обучения вполне подходила, конечно, я понимаю, что мои знания, полученные здесь, это вершина айсберга, потому что керамика настолько обширна и разнообразна, что можно заниматься и учиться всю жизнь. Но мне было важно получить базу, и я считаю, что теперь она у меня есть. Теперь нужно много трудиться, и будет получаться лучше и лучше. Я надеюсь.
Эмоции, воплощение мечты, трудности бизнеса
Татьяна Донева, учитель изобразительного искусства, работает в школе 25 лет.Мне очень интересно быть проводником детей в новый для них мир. Уроки керамики проходят сдвоенные, то есть дети 5–6 классов приходят ко мне на два урока подряд. За это время их надо познакомить с новой темой, выполнить с ними эскиз работы, показать сам процесс выполнения, дальше – проконтролировать каждого, а их 14–16 человек в группе, ответить на сотню вопросов, быстро исправить все ошибки и пояснить их, собрать работы, провести краткий анализ, выставить отметки, прибрать рабочие места… Наведение порядка после занятия – особый момент, мы пока делим кабинет с другими предметами и учителями, но я надеюсь на отдельное помещение в будущем.
На таких уроках бывает некогда даже журнал заполнить. Но силы даёт детская увлечённость. Каждый ребенок хочет сделать руками что-то своё, гордо несёт домой своё изделие. Как здорово, что в нашем зацифровизированном обществе детям интересен и увлекателен ручной труд!
В основном мы делаем небольшие изделия – тарелочки, чашки, вазы, колокольчики, плоские и объёмные фигурки, настенные панно-рельефы, подсвечники. Школа обеспечивает весь процесс материалами и инструментами: мы работаем с отечественными керамическими массами, расписываем ангобами и подглазурными красками, создаем разную фактуру, изделия покрываем прозрачной глазурью. Все материалы у нас подобраны для низкотемпературного обжига. Я освоила печь, она 90-литровая. Разгрузка печи утром – один из любимых моих моментов, каждый раз волнуюсь и радуюсь удачному обжигу.
Классов много, и дети с нетерпением ждут, когда пройдет обжиг, и они увидят своё изделие. Как они внимательно рассматривают его, как радуются! Эти мгновения бесценны. Такого не увидишь на уроках ИЗО, к ним привыкли, часто не дорожат своими рисунками. А заниматься керамикой многим ребятам интересно, и детей видишь по-другому, они раскрываются, учатся преодолевать трудности, искренне радуются хорошему результату.
Анастасия, дизайнер интерьеров, хозяйка мастерской «Керамика на заводе».После обучения я продолжила посещать коворкинг в различных мастерских Москвы, наблюдать за процессами, размышлять и мечтать о собственной мастерской, воображать, как бы я обустроила свой маленький керамический мирок.
Когда наконец-то я решила, что открыть мастерскую в моих силах, меня уже было не остановить. Я не боялась и ни капельки не сомневалась.
Основная задача на этапе «хочу открыть мастерскую» – найти помещение. Вот самое сложное. Нужно, чтобы соответствовали параметры цены и качества, устраивало расположение, был комфортный доступ, можно было подключить печь и установить мокрую точку.
Могу сказать одно – мне повезло. Я воплотила в жизнь свою маленькую мечту! Отремонтировала помещение под себя, полностью укомплектовала. На тот момент, да и сейчас, на рынке представлено абсолютно все, что необходимо для керамистов. В России достаточно фирм, производящих печи, гончарные круги, турнетки… Не бойтесь покупать подержанное оборудование на специальных сайтах с объявлениями. А многие вещи в мастерскую можно сделать самому – столы, стеллажи.
Я прекрасно помню тот самый момент, когда впервые зашла в мастерскую после завершения ремонта, монтажа света, мебели и ждала печь :) Печь – это все-таки сердце мастерской. Основной орган, на который возлагаются все страхи и надежды: вот ты закрываешь крышку и с трепетом открываешь ее через сутки в ожидании результата.
Ещё до появления печи в мастерской я начала проводить мастер-классы, тренируясь на друзьях, они с удовольствием приходили ко мне, за что я им очень благодарна. А впоследствии я уже постаралась выработать удобную для себя и моих гостей систему мастер-классов и провожу их регулярно.
Анна Баранова, архитектор, открывает интернет-магазин авторских изделий из керамики «inouï ceramics».
Думаю, для открытия бизнеса знаний вполне достаточно, а вот практика, конечно, ещё нужна. Мне повезло, и у меня есть возможность почти каждый день совершенствовать навыки у себя в мастерской. Самое главное желание, тогда можно горы свернуть, если по-настоящему гореть делом.
Окупить вложения в обучение пока не удалось в финансовом смысле, просто потому что я сейчас только планирую открывать свой онлайн-магазин, идёт подготовка. А вот в эмоциональном плане и в плане навыков – конечно, окупилось.
Я планирую продавать изделия в ближайшем будущем. Пока занимаюсь наработкой материала, подбором и созданием изделий. В основном я люблю делать вазы для интерьера, но также работаю над посудой, хорошим спросом пользуются чашки и тарелки – это точно. Но также на рынке есть много чего, что не так растиражировано, но нужно людям, как раз над такими изделиями я тоже веду работу. У меня есть телеграм-канал, там среди небольшой группы людей я периодически провожу опросы, получаются интересные и полезные результаты. Но пока, можно сказать, я творю для себя с прицелом расширяться.
Творчество и планы
Анастасия, дизайнер интерьеров, хозяйка мастерской «Керамика на заводе».
Что касается моих работ – мне кажется, я до сих пор в поиске себя в этой сфере. Мне интересно все. В какой-то момент я погрузилась в изучение техник ручной лепки и увлеклась настолько, что очень долго не подходила в гончарному кругу, честно – боялась и была уверена, что не смогу. А потом прошла трехдневное обучение у одного классного гончара и теперь не отлипаю от гончарного круга).
Так что не зря все твердят про практику, только она способна развить ваши способности и вывести их на нужный уровень. Ну и соответственно, на мой взгляд, нельзя всерьёз заниматься творчеством, не имея интереса к искусству, истории, культуре и смежным сферам. Все это наполняет творца, даёт ему пищу к созиданию, помогает найти свой путь.
Именно потому, что я отношусь к своей деятельности как к искусству, я никак не могу отнести ее к бизнесу. Бизнес это слишком серьезно, а в нынешних условиях такое дело, как маленькая керамическая мастерская, которая держится только на энтузиазме создателя, не сможет развиться до желаемых объёмов и оборотов.
Но я не особо переживаю по этому поводу, не ставлю перед собой таких целей. Я по-настоящему наслаждаюсь тем, что делаю, и каждый день, приходя в мастерскую, понимаю, что делаю это не зря :)
Печатаю этот текст в поезде, по пути на керамический маркет в Санкт-Петербурге Ceramania. На данный момент маркеты – это самый верный способ найти свою аудиторию, показать работы, окунуться в уже родную творческую среду. Главное – в какой-то момент набраться уверенности, красиво отснять свои изделия и начать отправлять заявки. Не нужно думать, даже допускать мысли, что кто-то лучше вас. Все мастера индивидуальны, и у каждого свой творческий путь.
Мой путь, как мне кажется, только открывается мне, я о многом мечтаю, но раскрывать секретов не буду. Все очень непредсказуемо, и в этом что-то есть.
Анна Баранова, архитектор, хочет открыть интернет-магазин авторских изделий из керамики «inouï ceramics».Я по образованию архитектор и склоняюсь к тому, что художественное образование это безусловно плюс, но бывает и так, что человек не учился в специальных заведениях, но очень творческий, с хорошим вкусом и этого вполне может быть достаточно, таких примеров множество.
Для керамиста, как и любого другого человека, который создаёт что-либо своими руками, важно… всё. Без технической базы вряд ли получатся хорошие изделия, они даже могут быть невероятными, необычными, но совершенно не пригодными к использованию. Но и только навыками не обойтись, важна идея и воплощение художественной мысли. Насмотренность – это хорошо, но порой это и работает в обратную сторону, когда теряется собственный голос. Поэтому лучше не переусердствовать и не забывать черпать вдохновение из жизни, окружения, природы, событий.
Татьяна Донева, учитель изобразительного искусства, работает в школе 25 лет.
Моя основная деятельность – преподавательская. Конечно, к урокам керамики необходимо готовиться особенно. Это не только презентации, но и примеры промежуточных этапов работы, образцы готовых работ. Всё нужно продумать, слепить, высушить, декорировать, обжечь. Это большая работа, но без неё просто невозможно вести уроки.
Да, для собственного творчества остаётся мало времени, но тем ценнее оно становится. В самом начале я ходила по керамическим фестивалям и выставкам с одним вопросом: а как это сделано? Я расспрашивала керамистов, училась разбираться в керамических массах, способах декора, глазурях, обжигах. Потом мне хотелось повторить всё то красивое, что я видела на выставках и в интернете.
А сейчас мне хочется наполнять пространство вокруг себя той керамикой, которая рождается в моей голове. И это стало получаться. Мне интересна форма, чистая, чёткая, смысловая форма предмета, и в то же время меня завораживают эффекты глазурей, цвет. И конечно, очень хочется освоить гончарный круг. Я понимаю, что это новый виток в моей жизни, творчество, которого мне так долго не хватало.
И всем стоящим в начале этого пути я искренне желаю сделать этот шаг – начать. Начать учиться новому, расширить горизонты, позволить себе мечтать! Это даёт силы и наполняет жизнь смыслом.
Пресс-центр Русской Академии Ремёсел. Сентябрь 2022 г.