Ювелирный Конкурс 2022: обратная связь от участников

Ювелирный Конкурс 2022: обратная связь от участников

В статье «Как оцениваются ювелирные изделия: взгляд профессионала и зрителя» мы подвели итоги Конкурса дипломных работ курса «Ювелир». У каждого украшения своя история возникновения, идея и реализация в металле — об этом подробно расскажем в статье. Также мы поговорили с некоторыми участниками и узнали, оправдались ли их ожидания от Конкурса, что понравилось больше всего и какие у них остались впечатления от обучения в Академии.

Идеи победителей

Антона Терехова — победителя Конкурса — вдохновили листья тропического растения монстеры. Нижняя деталь серьги Monstera silver похожа на резной лист и одновременно на сердце. Центральной частью композиции стал изумрудный камень, приподнимающийся в крапановой закрепке над плоскостью изделия. Лист в подвижном штифте подвешен к лиане — средней части серьги — на которой собрались капли: дорожка прозрачных камней в верхней части. Капля изумрудной эмали на верхушке завершает образ.

Серьги Monstera silver
Cерьги Monstera silver. Автор: Антон Александрович Терехов.

«Я внимательно и кропотливо делал дипломную работу. Хотел, чтобы она получилась именно ювелирной — от пропорций, красоты и технической сложности до конечного веса и утилитарности, то есть носимости украшения. До мелочей продумывал каждый этап, советовался с моим учителем Олегом Юрьевичем Листовым и с сокурсниками; искал решения технических моментов в учебниках и работах других мастеров. В серьгах Monstera silver использованы следующие технологические операции: разметка, вальцевание, выпиловка, опиливание, волочение, пайка, отжиг, промывка, сушка, шлифовка, полировка, эмалирование, глухая, крапановая и корнеровая закрепка камней».

Василий Олексевич, занявший 2 место, также вдохновлялся природой: ему нравится, как весной расцветают цветы, а особенно васильки. У броши «Васильки» эксперты Конкурса оценили тонкое, изящное воплощение в металле, а также аккуратное покрытие витражной эмалью и фианитовые вставки.

Брошь «Васильки»
Брошь «Васильки». Автор: Василий Александрович Олексевич.

У Олега Плотникова — 3 место — прообразом кулона «Кокошник» послужили серьги «Кокошники» из собрания выставки «Алмазный фонд». Оригинальные украшения созданы в 1971 году мастером Н. Ростовцевой, ювелирами Б. Ивановым и Г. Алексахиным. Олег рассказывает, что они изготовлены из платины и золота, усыпаны бриллиантами и жемчугом, а его кулон сделан из нейзильбера, украшен топазами, фианитами, бирюзой и искусственным жемчугом.

Кулон «Кокошник»
Кулон «Кокошник». 
Автор: Олег Николаевич Плотников.

«В процессе работы я использовал технологические операции, которые освоил на курсе ювелиров: выпиливание лобзиком, опиливание, изготовление деталей, термическую обработку металла, пайку, отбеливание, шлифование, полирование, эмалирование, а также глухую, корнеровую и клеевую-штифтовую закрепку камней. Кулон получился длиной — 97 мм, шириной — 49 мм с общим весом изделия — 22 грамма. Сейчас продолжаю обучение в Академии и осваиваю филигрань». 

Подробней о филиграни и других ювелирных техниках мы писали в статье «Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня».

Идеи других участников

Ася Звягина восхищена старинными дорожными швейными наборами из Европы — кроме напёрстка, они могли включать иглу, шило и миниатюрные ножнички. «Раньше мастера сами изготавливали себе инструменты, а напёрсток — такой же инструмент, и он должен быть красивым», — уточняет Ася. В дипломной работе — напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха — применялась глухая и корнеровая закрепка, изготовление петли (шарнира) и элементы скани. 

Напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха
Напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха. Автор: Ася Вячеславовна Звягина.

Мотивы исторического наследия звучат в йомудских серьгах «Орлица с потомством». Алмаз Аннаева изготовила украшение туркменских зергеров — кочевого народа, которые вдохновлялись красотой природы и животных. Их семейные традиции и реликвии передавались из поколения в поколение и были не только предметами красоты, но и имели сакральное значение. 

Йомудские серьги «Орлица с потомством»
Йомудские серьги «Орлица с потомством». Автор: Алмаз Аннаевна Аннаева.

«В своей работе я использовала формы серег, выставленных в Музее Востока в Москве. Туркменские мастера часто применяют сердолик в ювелирных изделиях: он обладает устойчивостью, твердостью, не обесценивается со временем, а также считается сильным оберегом. У меня изображена орлица, сидящая в своем гнезде и ревностно охраняющая потомство. При изготовлении йомудских серёжек я использовала разметку, вальцевание, отжиг, отрезание, опиловку, пайку, шлифовку, полировку и галтовку».

Виктории Полотнянко нравятся украшения, которые можно изменять: поменять цвет, что-то отсоединить или добавить. Эта идея реализована в ее кольце-трансформере Flipring.

Кольцо-трансформер «Flipring»
Кольцо-трансформер «Flipring». Автор: Виктория Николаевна Полотнянко.

«Мне интересна тема лун и месяцев — это загадочно и недостижимо. Вдохновляясь многочисленными фотографиями, я придумала оригинальный рисунок для выпиловки, а перламутр на оборотной стороне придает нежности и блеска изделию».

Елизавета Сидорова сделала эльфийские каффы в виде крыльев бабочки — вдохновилась эскизами в приложении Pinterest. Она давно изготавливает эльфийские ушки из проволоки и захотела усовершенствовать свои работы, добавив полученные на курсе ювелира навыки. Крылья украшены кабошонами из натуральных камней, а отверстия залиты витражной холодной эмалью.

Эльфийские каффы в виде крыльев бабочки
Эльфийские каффы в виде крыльев бабочки. Автор: Елизавета Сергеевна Сидорова.

Арина Мальцева живет в Ирландии, поэтому обучалась ювелирному делу онлайн и выполняла дипломную работу под контролем Людмилы Александровны Суриковой. Серьги «Пасхальные зайцы» созданы в марте 2022 года.

Серьги «Пасхальные зайцы»
Серьги «Пасхальные зайцы». Автор: Арина Николаевна Мальцева.

«Работа над зайцами проходила в сложный период жизни, поэтому создавать хотелось что-то оторванное от действительности. "Основной" заяц слепился из пластилина, который постоянно лежал у меня на столе, а потом мне захотелось воплотить эту модель в металле. Чтобы уравновесить гротескность первого зайца, я сделала более лаконичную, очень спокойную серьгу с бусинами на леске, где второй заяц по-древнеегипетски умиротворенно смотрит в сторону».

Дина Насырова — генеральный директор бренда Ilgiz F и вице-президент международной ювелирной выставки-конгресса J-1 — участвуя в «Открытом столе», похвалила брошь с зашифрованным стихотворением «Белеет парус одинокий».

«Интересно, что здесь не просто SOS азбукой Морзе, а такое правильное четверостишие. Это гениальная история — вам надо было какой-то дополнительный приз давать. С точки зрения истории и контента эта брошь для меня — лидер».

Брошь с зашифрованным стихотворением «Белеет парус одинокий»
Брошь с зашифрованным стихотворением «Белеет парус одинокий». Автор: Вера Брониславовна Шварцер.

Автор Вера Шварцер рассказала, что долго думала над темой украшения, и строчки из стихотворения Лермонтова ей вспомнились случайно. А затем «пришли» корабли и азбука Морзе, нитью которой они связаны.

Оправдались ли ожидания от ювелирного Конкурса?

«Да, мои ожидания оправдались, — говорит Антон Терехов. — Потрясающие эксперты, которые дали интересные и полезные оценки всем начинающим ювелирам. Достойные призы, за которые стоило побороться. Также понравился охват аудитории: активное голосование на сайте, реклама в СМИ, информационная поддержка, открытое подведение итогов — всё прозрачно».

«Понравилось, что Русская Академия Ремесел организовала такой конкурс для молодых ювелиров, — отметила Виктория Полотнянко. — Участие в нем помогает преодолеть себя и свои страхи перед профессионалами индустрии и остальными людьми. Особенно ценно получить комментарии жюри про свою работу — это позволило мне понять, что еще многому нужно учиться, чтобы в дальнейшем стать мастером ювелирной отрасли. Конкурсный месяц для меня прошел напряженно, особенно из-за зрительского голосования — я каждый день начинала с подсчета голосов. По итогу моя работа вошла в шорт-лист».

Развернутый ответ на этот вопрос нам прислала и Арина Мальцева, учившаяся онлайн.

«Изначально я не хотела участвовать, так как думала, что у коллег, занимавшихся на очном курсе ювелиров, навыки и качество работ изначально выше. Но решила подать заявку, чтобы понять сам процесс участия, подготовить фото изделий и получить обратную связь. Общее впечатление от конкурса — позитивное, а его организация превзошла мои ожидания. Я была уверена, что будет скромный, внутренний конкурс Академии, но он оказался серьезным, с прекрасной организацией, постоянной поддержкой со стороны Кристины, с прямой трансляцией по объявлению итогов и сопровождением после окончания конкурса».

Как участники оценивают свое обучение в Академии?

Алмаз Аннаева:

«В Академии я получила необходимую базу знаний и практики. В этом мне помогли преподаватели, которые старались раскрыть в каждом из нас потенциал, говоря, что при правильном вложении труда можно достичь мастерства. Полученные знания — фундамент, и на нем будет базироваться весь мой дальнейший путь. Я люблю ювелирное дело и безгранично благодарю своего преподавателя как моего первого наставника и гуру».

Ася Звягина пришла на курс, чтобы восполнить пробелы — некоторые навыки в ювелирном деле уже были. В Академии отточила технику и сейчас продолжает изготавливать ювелирные изделия под созданным ранее брендом Asya.does, а также участвует в столичных маркетах. Все ее украшения сделаны из серебра и латуни со вставками из полудрагоценных камней, жемчуга и дерева.

Антон Терехов учился на интенсиве 1,5 месяца.

«Обучение очень понравилось. Мастерство преподавателя, его опыт и знания постоянно направляли тебя. По плану занятий я получил всё и даже немного больше, в свою выпускную работу включил элементы, которые мы не проходили. Я освоил новую интересную профессию, начав с нуля. Приятно учиться у людей, увлеченных своим делом, тех, кто позволяет отходить от шаблонов и экспериментировать, находить интересные решения с материалами, формой, цветом».

Какие планы развития в ювелирном деле?

После обучения Елизавета Сидорова вернулась в родной Новосибирск, где познакомились с ювелиром, стаж работы которого более 40 лет. Сейчас обучается у него и одновременно продвигает свой магазин украшений vata.st в социальных сетях, участвует в местных фестивалях и ярмарках. Также ее изделия можно найти в Gusto — популярном в городе благотворительном магазине.

«Все украшения придумываю сама, и долгое время создавала их из проволоки и натуральных камней. Теперь могу применять навыки, полученные на курсе. Преподаватели и атмосфера в мастерской вселили в меня любовь и интерес к профессии ювелира. Я влюблена в свое дело, постепенно учусь и рассказываю людям о себе».

Арина Мальцева пока делает украшения для родственников, подруг и себя — как говорит, чтобы «подтянуть» качество. В 2023 году планирует пройти курс по 3D-моделированию, витражным эмалям, закрепке камней и изучить ирландские ювелирные техники. В дальнейшем хочет делать украшения на продажу.

Виктория Полотнянко, работая дома за верстаком, продолжает создавать изделия и пробует новое.

«Мечтаю научиться гравировке, литью и другим ювелирным технологиям. Я считаю, что заниматься любимым делом — это праздник, который всегда с тобой».

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: Кольцо-трансформер «Flipring». Автор: Виктория Николаевна Полотнянко.


Другие Статьи: