Как оцениваются конкурсные ювелирные изделия: взгляд профессионала и зрителя

Как оцениваются конкурсные ювелирные изделия: взгляд профессионала и зрителя

С 1 ноября по 9 декабря 2022 года мы проводили Конкурс дипломных работ курса «Ювелир». Участвовать мог любой слушатель, который закончил обучение в этом году, защитил проект и получил свидетельство о профессии. Ежегодно Русская Академия Ремесел выпускает около 100 начинающих ювелиров, и 20 из них прислали свои работы на ювелирный Конкурс. В статье расскажем, по каким основным критериям эксперты оценивали работы участников, а также узнаем, совпадает ли выбор экспертов с мнением зрителей.

Цель Конкурса и жюри

Цель Конкурса: проявить индивидуальность, заявить о себе и получить конструктивную обратную связь от практикующих представителей индустрии — дизайнеров, ювелиров-художников и специалистов 3D-моделирования. Кроме этого, участники знакомятся с работами других начинающих ювелиров и намечают точки профессионального роста. Для Академии ювелирный Конкурс — возможность показать, как постоянно развивается и изменяется мир ювелирных украшений, усложняется их дизайн и расширяется инструментарий ювелира.

Наше жюри:

  • Ильгиз Фазулзяновювелир-художник с мировым именем.
  • Дмитрий Татауров — создатель и главный редактор площадки «Типичный ювелир» с аудиторией более 100 000 человек в месяц.
  • Мила Пикова — ювелир-дизайнер итальянского дома Bulgari в Риме.
  • Сафрон Артемиевювелир-художник, изготавливает авторские украшения ручной работы, выпускник нашей Академии.
  • Вэй Баранова — ювелир-дизайнер, основатель онлайн-школы 3D-моделирования ювелирных украшений, владелец двух студий 3D-моделирования, наш преподаватель.

Уточним, что 18 работ выполнены в нашей мастерской под руководством старшего преподавателя курса «Ювелирное дело» Олега Юрьевича Листова, а две — «Пасхальные зайцы» и «Лес и море» — на онлайн-курсе под чутким контролем Людмилы Александровны Суриковой.

Критерии оценки

Эксперты оценивали конкурсные изделия по трем критериям:

  • качество исполнения;
  • художественная идея и композиция;
  • актуальность.

Рассмотрим подробней каждый пункт с комментариями жюри.

Качество исполнения

Действующие государственные и отраслевые стандарты контролируют качество ювелирных изделий на федеральном уровне. По своему содержанию это объемные документы, и в них указаны обязательные требования ко внешнему виду украшения:

  1. Поверхность шлифованная и полированная — на металле не должно быть трещин, заусенцев, вмятин или царапин.
  2. Сварные и паяные швы плотные, без прожогов или пустот, соответствуют цвету составного металла.
  3. Изделия с филигранью или гравировкой должны иметь четкое изображение.
  4. Вставки — камень, кость, перламутр — неподвижно закреплены в каст.
  5. Замок удобен в использовании, не открывается самопроизвольно.
  6. Эмалевое покрытие гладкое, без сколов, пятен, пузырей и пор.

Выпускники курса «Ювелир» освоили эти базовые навыки, поэтому конкурсные изделия в первую очередь оценивались по упомянутым выше требованиям, с поправкой на то, что время на изготовление изделий у выпускников было ограничено, и большинство из них впервые держали в руках ювелирный инструмент.

Дмитрий Татауров: По качеству исполнения изделий ниже определенной планки никто из участников не опустился, что меня сильно радует. Замечания по пайке, выпиловке и полировке считаю мелочами и не обращаю на них внимания, так как это дело практики, и все легко поправить. 

Из работ особенно выделю серьги Monstera silver — это уровень профессионала с хорошим дипломом, а также подвеску «Кокошник» и колье «Африка» — в них видны замыслы авторов, хотя у «Африки» качество исполнения не такое, как в первых двух изделиях. У рунного колье с подвижным диском глубокая идея, но качество и реализация на среднем уровне — вижу, как бы сделал я и что можно было бы доработать.

Колье «Африка»
Колье «Африка». Автор: Юлия Владимировна Петренко.

Мила Пикова: С большим удовольствием посмотрела конкурсные работы и увидела разнообразие, непохожесть и концептуальность украшений. Я отметила, что изделия ювелирного Конкурса были выполнены уже в материале — знаю, насколько это непросто и с какими проблемами и сложностями можно столкнуться при выполнении, поэтому говорю участникам: «Браво!».

Сафрон Артемиев: Если сравнивать со временем, когда я учился и заканчивал Русскую Академию Ремесел, нынешние работы по качеству стали лучше и интересней. Но у всех изделий можно было бы улучшить швы, наплывы и припои, которые остаются, и полировку. Почти у всех дела с полировкой обстоят не очень.

Мне понравилось кольцо-трансформер Flipring — оно целостное и сделано качественно, хоть и есть свои огрехи. Идея не новая, но выполнено интересно. Я люблю такие перевёртыши. Это довольно актуально, когда с украшением можно что-то сделать — покрутить, повертеть и так далее.

Кольцо-трансформер «Flipring»
Кольцо-трансформер «Flipring»

Кольцо-трансформер «Flipring». Автор: Виктория Николаевна Полотнянко.

Вэй Баранова: Я в восторге от того, что участники сделали такую красоту — каждый смог научиться управлять металлом, припоями и закрепкой камней. Получились уникальные и качественные ювелирные изделия с авторским вкусом, а не избитая классика или дешевый ширпотреб. Я заметила, что многие в своих работах использовали этнические мотивы — вкупе с ручным изготовлением это добавляет изделию шарм и изюминку. Советую уделять больше внимания закрепке каста, особенно глухого, а также полировке, и получше зачищать места припоев.

Композиция и художественная идея

Новые технологии, материалы, а также винтажная и современная мода, архитектура и искусство влияют на дизайн украшений. Через их изучение, осмысление и анализ начинающий мастер развивает свои творческие способности, насмотренность и внутреннюю гармонию форм, которые затем помогут ему в создании проекта. Например, классический стиль подразумевает строгость, лаконичность и при этом изящность изделия, а стиль барокко (1) — помпезность, граничащую с величием, и, чаще всего, использование драгоценных камней, симметричных узоров и флорентийской мозаики.

Главными элементами композиции ювелирных украшений считаются пропорции между основными линейными размерами и геометрия криволинейных граней. Размеры и формы изделия не должны «плавать».

Д.Т.: Что бросается в глаза: у многих участников мысли бегут впереди рук — это закономерно, так как у новичков есть большое желание творить. Мне понравилось кольцо-трансформер Flipring, где есть очень перспективная идея, которую можно развивать. В йомудских серьгах «Орлица с потомством» идеи намного больше, и я даже не сразу понял ее, а когда прочитал описание к работе, стало понятней. У гребня «Мара» качество исполнения на среднем уровне, но идея хорошая — с этим изделием я бы сам поработал.

Йомудские серьги «Орлица с потомством»
Йомудские серьги «Орлица с потомством». Автор: Алмаз Аннаевна Аннаева.

Радует, что у конкурсантов есть база. Я бы посоветовал не повторять зарубежные или отечественные тенденции в ювелирном деле, а продолжать придумывать что-то свое — в некоторых украшениях вижу повторение более ранних идей. Тем не менее хвалю всех — и начинающих ювелиров, и преподавателей курса, которые помогали и поддерживали.

И.Ф.: Мне кажется, рановато говорить о какой-то художественной задумке. Ученики должны пока что образовываться на классических работах и технически правильно их выполнять. Можно вносить что-то свое, но не кардинально.

С.А.: В композиции большую роль играет авторская интенция, то есть направленность сознания и мышления на тот или иной предмет. Я не в праве строго судить композицию, но, например, саламандру хотелось бы видеть поменьше — хотя это зависит от автора, возможно, он хотел крупную, ему нравится такая. Ушко бы поменьше и замок в таком же стиле, как сама работа, и неважно — шнурок или цепочка. Работа должна быть целостной и законченной, но отмечу, что изделие хорошее.

Кулон «Саламандра»
Кулон «Саламандра»

Кулон «Саламандра». Автор: Диана Игоревна Наумова.

Еще не всегда просто определить, к какому стилю относится сделанное украшение. И здесь вам поможет насмотренность — не только ювелирная, но и художественная в целом. Это архитектура, скульптура, живопись, графика, фотография — всё нужно впитывать.

Актуальность

Ильгиз Фазулзянов заметил, что при оценке учебных работ в приоритете высокое качество исполнения, правильность выбора изделия в соответствии со своими возможностями, а не его актуальность. Этот параметр на начальном пути ювелира желателен, но необязателен. Остальные эксперты согласились с Ильгизом, а Мила добавила:

М.П.: Хочу дать небольшой совет, который стал бы упражнением в ювелирном дизайне: оглянитесь вокруг и посмотрите, что происходит сейчас в мире моды и искусства, и за счет этого попытайтесь найти новые ходы, материалы, концепты и формы. Так чтобы ваши украшения были в диалоге с действительностью. Желаю всем бесконечного вдохновения.

Как оценивали эксперты 

В шорт-лист ювелирного Конкурса прошли шесть украшений:

  • серьги Monstera silver. Автор Антон Александрович Терехов;
  • брошь «Васильки». Автор Василий Александрович Олексевич;
  • кулон «Кокошник». Автор Олег Николаевич Плотников;
  • кольцо-трансформер Flipring. Автор Виктория Николаевна Полотнянко;
  • кулон «Виноградная лоза». Автор Тимофей Михайлович Процкий;
  • колье «Африка». Автор Юлия Владимировна Петренко.

На общем видеосозвоне каждый эксперт поделился личным выбором лучших работ, определил 1, 2, 3 место и тезисно обосновал свое решение. Далее члены жюри сообща оценили все шесть украшений шорт-листа и сошлись на мнении, что серьги Monstera silver сделаны аккуратно, симметрично, имеют высокое качество исполнения и целостную композицию, учитывая, что их выполнил новичок ювелирного дела.

У броши «Васильки» хорошее качество исполнения и работа с эмалями. Один из экспертов отметил, что стиль похож на ар-нуво (2) и повторение мотивов 20-х годов XX века в ювелирном дизайне, а другой эксперт сказал, что как ученическая работа — это идеальное изделие.

Брошь «Васильки»
Брошь «Васильки»

Брошь «Васильки». Автор: Василий Александрович Олексевич.

В кулоне «Кокошник» видны идея и композиция, а также довольно высокая аккуратность и качество исполнения. В колье «Африка» эксперты оценили современную работу с оригинальной идеей, насыщенные цвета, довольно смелые и монументальные формы, а также носибельность. Кольцо-трансформер Flipring интересное, техничное и, с точки зрения качества исполнения, сделано неплохо. Кулон «Виноградная лоза» зацепил своим изяществом, ассиметричной и неочевидной композицией, деликатной, но при этом сложной цветовой гаммой.

Кулон «Кокошник»
Кулон «Кокошник». 
Автор: Олег Николаевич Плотников.

Затем эксперты обсудили лидеров из шорт-листа — брошь «Васильки», колье «Африка», кулон «Кокошник», серьги Monstera silver — и из них выбрали трех победителей. Особое внимание обращали на качество исполнения изделия.

Победители ювелирного Конкурса Русской Академии Ремесел:

1 место — серьги Monstera silver. Автор Антон Александрович Терехов.

2 место — брошь «Васильки». Автор Василий Александрович Олексевич.

3 место — кулон «Кокошник». Автор Олег Николаевич Плотников.

Дополнительно Сафрон Артемиев отметил кулон «Саламандра», Ильгиз Фазулзянов — кольцо-трансформер Flipring, Мила Пикова — колье «Африка». Эти работы победили в специальной номинации «Выбор жюри».

Как оценивали зрители

Открытое интернет-голосование проходило с 21 ноября по 4 декабря — каждый пользователь мог проголосовать за три лучших на его вкус изделия. Оценивать можно было с точки зрения идеи, дизайна, качества украшения или мысли: «Хочу себе такое же». Мы попросили шесть проголосовавших зрителей прокомментировать свой выбор.

Диана Федорченко, реставратор: Выбирала исходя из того, насколько интересно и сложно в исполнении смотрелось изделие. Мой фаворит — скорлупа грецкого ореха, выполненная в виде шкатулки с напёрстком внутри. Самая интересная по задумке из всех представленных работ. 

Напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха
Напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха. Автор: Ася Вячеславовна Звягина.

На втором месте книга знаний — довольно интересная вещь и красиво смотрится. И в завершении — кулон «Саламандра». Такое украшение я точно купила бы себе или кому-то в качестве новогоднего подарка.

Александра Должникова, керамист, художник: Я голосовала за кольцо-трансформер Flipring, поскольку люблю изделия, у которых есть функциональная идея — они могут трансформироваться или интересно изменяться. Далее отметила брошь «Белеет парус одинокий» — мне понравилось, как бумажный кораблик, по сути, оригами, превратили в сильное воплощение из металла и камня, но при этом такое легкое, которое, кажется, можно смять руками. И конечно, само стихотворение хорошее — в искусстве этот прием называется инсталляция с действием.

Брошь с зашифрованным стихотворением «Белеет парус одинокий»
Брошь с зашифрованным стихотворением «Белеет парус одинокий». Автор: Вера Брониславовна Шварцер.

И последняя работа — напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха. Я люблю взаимодействие различных природных мотивов с ремесленными материалами, да и сам напёрсток очень красивый.

Нарина Ринго, экономист, преподаватель: У меня разбежались глаза, и хотелось сразу везде поставить галочки. Но так нельзя, поэтому выбрала украшения, которые вызвали приятные ассоциации. Понимаю, что у гребня «Мара» тематика славянская и, вероятно, есть отсылка к кокошнику, но череп и щупальца выглядят так, будто это — Дэви (Дейви) Джонс. А мне нравилась его история в «Пиратах Карибского моря». 

У меня есть похожая подвеска саламандры от мастеров из родного города — тоже приятная ассоциация. Привлекли руны, и их идея с подвижной частью.

Юлия Захарова, копирайтер, ux-дизайнер: Я голосовала по личным предпочтениям. Очень люблю читать, поэтому книга знаний сразу получила мой голос. Кроме самой тематики изделия, понравилось интересное исполнение в духе старой коллекционной книги. Далее отметила кулон «Кокошник», так как он вызвал у меня ассоциации с русским народом и его самобытностью. И в особенности я оценила рунное колье — жизнь языческих славян и их фольклор для меня всегда загадочны и интересны в плане изучения, а руны притягивают мое внимание априори, где бы они ни были.

Наталия Божьева, проректор Русской Академии Ремёсел: Непростой задачей оказалось выбрать три понравившиеся работы, ведь каждая из них по-своему интересна и уникальна. Я голосовала за брошь «Васильки», серьги Monstera silver и напёрсток в шкатулке из скорлупы грецкого ореха.

Брошь «Васильки» дарит яркие эмоции, а серьги Monstera очень эффектные и запоминающиеся. Здесь проработано все: от общей концепции до самых мелких деталей. Напёрсток в шкатулке понравился оригинальным дизайном и мастерством исполнения.

Дарья Сафонова, архитектор: Я проголосовала за Африку, потому что это крупное яркое тематическое украшение, хотя и немного брутальное, но при этом очень эффектное. Также отдала голос за кулон «Виноградная лоза» — мне понравилось сочетание цвета, композиции и камня. И оценила необычное авторское решение — брошь «Белеет парус одинокий». Это стильное украшение, и к тому же с зашифрованным смыслом.

Кулон «Виноградная лоза»
Кулон «Виноградная лоза». Автор: Тимофей Михайлович Процкий.

Приз зрительских симпатий

В ходе зрительского голосования на сайте у нас определился призер, украшение которого набрало максимальное количество голосов — 1132. На награждении победителей ювелирного Конкурса его имя озвучила Дина Насырова — генеральный директор бренда Ilgiz F и вице-президент международной ювелирной выставки-конгресса J-1:

Хочу сказать, что этот приз самый честный, потому что зрителей не обманешь, и самый смелый, так как вы выставляете работу не своим друзьям, коллегам и педагогам, а сразу на суд зрителя — это, конечно, немного страшно. Зато, когда уже есть честно выбранный победитель, вы понимаете, что ваше дело выбрали правильно, и нужно двигаться своим путем дальше. Победителем приза зрительских симпатий стал Антон Александрович Терехов и его ювелирная работа — серьги Monstera silver.

Серьги Monstera silver
Cерьги Monstera silver. Автор: Антон Александрович Терехов.

Так получилось, что жюри и зрители выбрали одного и того же победителя, но по разному принципу: зрители голосовали на сайте, а первое место работе Антона Терехова присвоило наше экспертное жюри.

(1) Барокко — стиль в живописи, искусстве и архитектуре XVII–XVIII веков, зародившийся в Италии и затем распространившийся по Европе, России и Америке. Расцвет барокко совпал с силой абсолютных монархий и подчинялся одной идее — восхищать и удивлять своим богатством.

(2) Ар-нуво — стиль, который окончательно сформировался к концу XIX века. С французского языка переводится как «новое искусство». В России это направление стало известным под названием модерн. Плавные формы, томные женщины с распущенными волосами, насекомые, цветы, листья и другие растительные орнаменты — излюбленные мотивы художников ар-нуво.

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: часовой браслет с подвижными шестеренками. Автор: Стеллецкая Александра Александровна.
Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: