Художественная обработка металла в синтезе искусств

Художественная обработка металла в синтезе искусств

Металл в современном искусстве приобретает новые смыслы через трансформацию линий, форм и цвета. Микронные металлические покрытия и соединение металла с крупными фрагментами стекла, керамики, пластика дают металлу иное прочтение, структурно и образно превращают металл в современное искусство. Об этом свидетельствуют выставки современного искусства, на которых инсталляции из металла представлены в самых фантастических сочетаниях. Художественной обработке черного и цветного метала в Русской Академии Ремесел уделяется первостепенное внимание как ректората, так и мастеров производственного обучения. Статья освещает некоторые вопросы синтеза и микширования черного и цветного металла в рамках курсов дипломных проектов выпускников Русской Академии Ремесел.

Художественная обработка металла

Рис. 1. Выпускная квалификационная работа «Корабль Академии». Латунь с самоцветами

Концептуально и графически изображение металла в дизайн проекте невероятно сложная задача. Нужны художественные и графические навыки рисунка, владение композицией, нужен опыт в реализации аналогичных произведений искусства. Не все студенты являются художниками. Из ста поступающих абитуриентов, только один может оказаться художником из творческого ВУЗа. Поэтому студентам выдается утвержденный проект, разработанный художником РАР. Вся группа курса работает над большим проектом. Студенты при работе с проектом отрабатывают навыки, полученные на курсе, и получают хороший опыт работы с художником автором проекта и получают опыт командной работы. В зависимости от технологии художественной обработки металла: ручная ковка, аргонная сварка, литье, гальваника, ротационная вытяжка, титан, гальванопластика, тела вращения, гравировка — проект передается мастеру производственного обучения в профильную или смежную мастерскую на согласование и написание технологической карты изделия. Это длительный процесс, так как мастерские художественной обработки металла расположены иногда за пределами МКАД. Кузница на Клязьме, гальваника и гальванопластика в Подольске, аргонная сварка в Медведково, литье — Марьина Роща, титан — Курская и т. д. Дипломник иногда сам выбирает свою тему, но в заданых параметрах, так как студент не всегда понимает временные рамки и сложность в реализации проекта.

Металл должен подчеркивать свою практичность, либо быть доминантой в художественном образе. Дипломники Академии зачастую уходят от золотого сечения и мыслят абстрактными категориями, используя BioArt, Art&Science, Арт хорор.

Художественная обработка металла

Рис. 2. Интерьерная инсталляция в Русской Академии Ремесел.
ВКР курса «Кузнец ручной ковки» и курса «Художественная керамика»

Защита дипломной работы получает высокий бал приемной комиссии, если выпускник синтезирует приемы, технологи и микширует материалы. Часто это бывает литье и эмаль, органические материалы и гальванопластика, стекло и ручная ковка.

«… Мы всегда даем свободу творчества нашим студентам. Видим его индивидуальные пристрастия. Проводим интервью и собеседования, чтоб выявить его лучшие творческие способности. И ведем его к заветной цели. За короткий период времени он должен приобрести навыки профессионала. Наша задача — стимулировать выпускников совершать „местечковые, академические“ прорывные открытия, так, как только на стыке технологий и микширования материалов рождается самобытный мастер. В большинстве случаев нам это удается. Они получает квалификацию и разряд. Они уверенно вступают в самостоятельное плавание…»

Цитата ректора Русской Академии Ремесел Евгении Просвириной.

Курс «Ручная художественная ковка»

Ведут курс три кузнеца: Вадим Бирюков, Александр Беляев, Сергей Степанов, они все члены Российской Кузнечной Академии имени А. И. Зимина. Студенты кузнецы РАР хорошо мотивированы на достижение результата. Кузница находятся на севере от Москвы. В 2023 году с юга Москвы из Чехова студентка тратила шесть часов на дорогу, чтоб научиться кузнечному ремеслу. Творческие эксперименты в кузнице «Клязьма» проходят одновременно с учебными упражнениями по ручной выколотке и ковке металла. Ежегодно выпускники удивляют своими малыми «произведениями искусства». Серия ВКР «Летняя Поляна» побывала на выставке в Гостином дворе «Уникальная Россия» в 2023 году и получила высшую похвалу от профессионалов, а многочисленные посетители желали купить их за цену с пятью нулями. Но как известно, «Шедевры» не продаются. Они остаются в музее Русской Академии Ремесел. Серия «Летняя Поляна» была выполнена совместно со студентами курса «Художественная обработка стекла. Витражист».

Курс Ручная художественная ковка
Курс Ручная художественная ковка
Курс Ручная художественная ковка

Рис. 3. ВКР «Летняя Поляна» дипломников курса «Ручная ковка» совместно с дипломниками курса «Витражист».
Синтез кованого металла и художественного стекла.

Клинковое искусство

Ведет курс Вадим Куличкин. Он же выпускник Русской Академии Ремесел курса «Оружейник» 2012 года, когда курс вел основатель курса РАР «Технологии художественной обработки материалов» Александр Навроцкий, автор книг о кузнецах и один из основателей Российской Кузнечной Академии имени А. И. Зимина.

Курс Технологии художественной обработки материалов
Курс Технологии художественной обработки материалов

Рис. 4. ВКР курса «Клиночник-оружейник». Микс материалов: кость, дерево, кожа, дамасская сталь.

Вадим Куличкин со своими выпускниками проводит эксперименты в своей кузнице с различными композитными материалами, тесно взаимодействует со столярной и шорной мастерской Русской Академии Ремесел. Сейчас у мастера в разработке эксперименты Мокумэ-Ганэ в применении с ювелирными, клинковыми и титановыми «шедеврами».

Курс Кузнец-оружейник

Рис. 5. ВКР курса «Кузнец-оружейник»

Ювелирное искусство.

С 2012 года Русская Академия Ремесел ведет выпуск студентов ювелиров. Начиная с 2018 года в мастерской начали проводится эксперименты по микшированию и синтезу материалов, технологий, чтобы придать новый смысл и содержание дипломным ВКР. Учитывая тот факт, что четыре мастера курса «Ювелир» имеют свой авторский почерк и все имеют свою авторскую линейку ювелирных изделий, в мастерской начали создаваться новейшие ювелирные трансформеры, экспериментальные изделия. Учредители и руководство Русской Академии Ремесел были приглашены на защиту дипломных проектов курса Ювелир в «Британку», «Строгановку», «Фаберже». Были проведены сравнения и анализ их работ и работ РАР. Методист с мастером производственного обучения скорректировали учебный план, ректорат и администрация РАР приобрели новый инструмент и оборудование. В результате к 2022 году выпускники подняли творческий уровень своих ВКР. Это заслуга мастеров производственного обучения.

Курс Ювелирное дело
Курс Ювелирное дело
Курс Ювелирное дело
Курс Ювелирное дело

Рис. 6. ВКР курса «Ювелир». Микширование материалов и синтез искусств. Мастера Производственного обучения:
Сергей Мороз, Амаяк Алексанян, Александр Венедиктов, Олег Листов.

Гальваника и гальванопластика

Курс гальваники ведет Марк Махонин у которого стаж в ювелирном искусстве и в гальванике 25 лет. Он же автор учебной программы. Краткосрочная учебная программа на два выходных дня дает слушателям курса основные навыки гальванопластики, чтоб слушатель мог дома, на даче, на балконе, в гараже проводить декорирование предметов из «органики и неорганики». Это предметы украшений: листья, цветы, шишки, «гербарий гальванический». А также металлические изделия небольшого формата.

Курс Гальванопластика
Курс Гальванопластика

Рис. 7. ВКР из короткого курса гальванопластики

Более длительный курс на 144 часа состоит из практических занятий в гальваническом цеху. Металлические покрытия — золото, серебро, платина, родий, хром, никель, медь. Оксидирование химическое, электрохимическое, термическое, лазерное. Напыление. Реставрация и обновление покрытий. Травление. На этот курс записываются будущие ювелиры-художники и те, кто хочет в будущем открыть свой семейный бизнес в гальваническом покрытии металла. Для таких энергичных выпускников от РАР дается бонус — помощь в организации своего бизнеса: информационная база, консультации узкопрофильных специалистов, реклама, бизнес-консультации и рекомендации для вступления в Союз, Гильдию, Ассоциацию.

Курс Гальванопластика

Рис. 8. Проект ВКР на курсе «Гальваника» Чаша Грааля. Гальваническое покрытие органических и неорганических материалов

В Русской Академии Ремесел открываются новые курсы, связанные с экспериментами в синтезе материалов и технологий. Это курсы «Работа с титаном», курс «Художественная сварка», Курс «Реставрация металла». Но для качественного образовательного процесса нужны эксперты и мастера преподаватели на этих курсах. Как показывает опрос, в РФ образовался острый дефицит специалистов по реставрации металла. Русская Академия Ремесел обращается ко всем, кто специализируется на технологии реставрации металла — передавайте свои знания и умения молодым. Русская Академия Ремесел — это та образовательная производственная площадка с художественными мастерскими, где мастера и эксперты художественной обработки металла всегда востребованы. Вы, как профессионал вольетесь в дружный коллектив художников, единомышленников. Шесть преподавателей Академии являются членами художников России, три преподавателя имеют авторские труды и изданные учебники. Русская Академия Ремесел состоит в Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП, пять преподавателей и мастеров Академии члены Российской Кузнечной Академии имени А. И. Зимина и два обладатели награды «Золотая подкова». Студенты и выпускники Русской Академии Ремесел понесут ваши знания в отечественную металлообработку и будут достойными вашими учениками во славу русского металла.

Курс Аргонная сварка
Курс Аргонная сварка

Рис. 9. ВКР курса «Аргонная сварка» Русской Академии Ремесел

Аббревиатура и сокращения:

  • BioArt, Art&Science, Арт хорор – кибернетическое, цифровое, гибридное искусство;
  • Британка – Британская высшая школа дизайна;
  • ВКР – выпускная квалификационная работа;
  • МТТП – московская торгово-промышленная палата;
  • РАР – Русская Академия Ремесел;
  • Строгановка - Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова.

Николай Матвиенко, член Союза Дизайнеров России,
член Российской Кузнечной Академии имени А.И. Зимина.


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: