Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня

Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня

В статье «Как стать ювелиром: особенности профессии» мы рассказали, что должен знать и уметь начинающий мастер, какие инструменты нужны на старте и где пройти первоначальное обучение ювелирному делу. После завершения базового курса следует выбрать дальнейшее направление развития в ювелирном деле — это второй шаг в профессии. Рассмотрим эти направления подробно.

Скетчинг

Процесс создания любого украшения начинается с эскиза, то есть скетча, или с 3D-модели, о которой поговорим ниже. Скетчинг — это не только рисование от руки на бумаге, но и помощь самому себе в разработке изделия. В скетче фиксируют главную мысль украшения, его цвет, форму, технические узлы, в том числе наличие крапана или канала, если предусмотрен такой вид закрепки камня.

Чтобы рисовать скетчи, необязательно иметь художественное образование. По своей сути — это более простой способ проектирования ювелирного украшения, если по каким-то причинам недоступно 3D-моделирование. Скетчинг особенно важен, если мастер работает дома или в частной мастерской, — не каждый может купить дорогостоящий 3D-принтер.

На мастер-классе «Скетчинг для ювелиров» учат основам построения объемных форм, перспектив, передачи светотени, а также рисуют маркерами, фломастерами, простыми или цветными карандашами, графитом и пастелью. В ходе однодневного обучения вы нарисуете 3-5 скетчей разных украшений, которые останутся у вас.

3D-моделирование ювелирных изделий

Сегодня 3D-моделированием и 3D-печатью никого не удивишь. Так называемые аддитивные технологии, кроме масштабного применения в промышленности, нашли свое использование и в ювелирном деле. С их помощью проектируют изделия сложных геометрических форм с очень мелкими деталями — ювелиру-дизайнеру открылись безграничные горизонты для творчества.

3D-моделирование ювелирных изделий
Мастер-модель, спроектированная по технологии 3D-моделирования ювелирных изделий и распечатанная на 3D-принтере (слева), и готовое изделие (справа). Фото: formlabs.com

Трехмерную модель будущего украшения разрабатывают в специальной программе Rhinoceros 3D. Затем эту 3D-модель анализируют и проверяют на ошибки в программе Materialise Magics, а после подготавливают к 3D-печати. Напечатанная на 3D-принтере мастер-модель украшения получается высокоточной, а применение аддитивных технологий упрощает и ускоряет процесс получения готового изделия в разы: чем быстрей ювелир получит мастер-модель в работу, тем быстрее изготовит ювелирное изделие.

На онлайн-курсе ювелирного 3D-моделирования в Русской Академии Ремесел изучают основной инструментарий программ Rhinoceros 3D и Materialise Magics. Также каждый слушатель выполняет выпускную квалифицированную работу и после прохождения курса «3D-моделирование для ювелиров» может стать дизайнером-художником ювелирных изделий.

Важно: в идеале ювелир должен освоить и скетчинг, и 3D-моделирование — это повышает его стоимость на рынке.

Ювелирное литье

Раньше любое ювелирное изделие мастер делал вручную и по индивидуальным технологиям — производство одного украшения было долгим и трудозатратным. Сейчас их производят массовым способом — литьем. На данный момент литье ювелирных изделийсамый популярный метод изготовления.

На основе скетча или 3D-модели делается восковая модель изделия. А далее ювелир из восковок в опоке — цилиндре для ювелирного литья с жидким гипсом внутри — формует десятки точных копий украшения и припаивает на один стержень. Получается так называемая восковая «ёлка». Затем эту «ёлку» отправляют в печь, где при высокой температуре воск плавится и вытекает из отверстий опоки, а гипс — застывает. Мастер получает отливочную форму с пустотами, которая в точности повторяет будущие ювелирные изделия.

Затем в эти полости аккуратно заливают расплавленное золото или серебро, заранее смешав их с лигатурой — цинком, медью или никелем. Процент тяжелых цветных металлов мал и они положительно влияют на свойства всего сплава, придавая ему твердости, ковкости и цвета. После заливки форме дают остыть, далее «ёлку» открывают и «обкусывают» с нее полученные изделия.

Резьба по воску

Ювелирный воск — это прочный химический композит, больше похожий на пластик, с невысокой температурой плавления — 70-100 °C. С известным многим пчелиным воском он не имеет ничего общего. Из ювелирного воска изготавливают объемные модели будущего украшения — их называют восковки — в натуральную величину со всеми толщинами, рисунками, надписями и формами. Мастера говорят, что моделирование ювелирным воском — один из увлекательных этапов создания изделия.

Моделирование ювелирным воском
Восковки. Фото: formlabs.com

В магазинах для ювелиров воск чаще всего продают в форме пластин, полых трубчатых заготовок или брусков синего, красного (фиолетового) и зеленого цветов. Каждому цвету соответствует своя степень жесткости:

В завершении все украшения шлифуют и полируют, при этом поверхность металла становится гладкой и блестящей, а изделие приобретает товарный вид. Технология ювелирного литья позволяет создавать украшения различного уровня сложности, при этом постоянно расширяя ассортимент, и сокращая потери драгметалла.  

  • Синий воск самый мягкий, гибкий, легко режется ножом и образует стружку. Его обрабатывают фрезами и напильниками на очень малых скоростях. Подходит для изготовления восковок колец или моделей с выступающими элементами.

  • Красный или фиолетовый — универсальный воск средней гибкости и мягкости, режется ножом без стружки. Используется для моделей с многочисленными вставками и воздушными пространствами.

  • Зеленый — популярный среди модельщиков материал резьбы по воску и самый твердый из всех — обрабатывается фрезами, надфилями и напильниками на высоких скоростях без стружки и оплавления. Идеален для прорезки тонких деталей, надписей и при сложном дизайне украшения.

Модельщик берет эскиз (скетч) будущего изделия и превращает его в объемную модель. Кажется, что всё просто, но это не так. Искусный мастер должен аккуратно и правильно перенести значения всех штрихов двухмерного рисунка в скульптурное трехмерное восковое изделие. Затем восковку (или восковки) помещают в опоку и проводят дальнейшие процессы — подробно о них мы рассказали выше.

Ювелирное эмалирование

Даже в условиях массового производства (литья) украшения, покрытые цветной эмалью, — это исключительно ручная работа. Эмалирование ювелирных изделий делает их уникальными и непохожими друг на друга. Технология подразумевает нанесение специально подготовленной смеси на поверхность металла. В учебных проектах ею покрывают украшения, выполненные из латуни, меди или нейзильбера — сплава, похожего на серебро. Также эмаль используют при изготовлении медалей, орденов, значков и коллекционных монет.

Эмалирование ювелирных изделий
Эмалирование ювелирных изделий. Фото: выпускная работа на курсе «Художественная эмаль»

По своей сути все современные эмали для ювелирных изделий представляют собой легкоплавкое стекло. У них разные составы, прозрачность, техники исполнения и два способа закрепления на поверхности металла — горячий и холодный. Отсюда и соответствующее деление на горячие и холодные эмали.

Упрощенно, высушенную на поверхности горячую эмаль припекают к металлу в муфельной печи при температуре 600-800 °C, а затем охлаждают, очищают и полируют. Холодная эмаль может быть тепло- или светоотверждаемая — в зависимости от этого после высушивания ее или плавят при 160 °C, или облучают УФ-лампой.

Но в действительности промежуточных этапов работы с любой эмалью намного больше — будущих ювелиров-эмальеров готовим на нашем курсе «Художественная эмаль»

Ювелирная гравировка

Гравировку на ювелирных изделиях, то есть нанесение линейного рисунка или рельефа на металл, ювелир-гравёр выполняет штихелем — стальным резцом. Технически — это сложный ручной процесс, требующий внимания, выдержки и мастерства, но с художественной точки зрения — гравировка часто используется в декоративной обработке драгоценных металлов. При плоскостной (двухмерной) гравировке рисунок создают только на поверхности, а при обронной (трехмерной) делают рельеф или объемную скульптуру.

Ювелирная гравировка
Ювелирная гравировка. Фото: выпускная работа на курсе «Гравировка»

На ювелирном изделии — кольце, подвеске, монете, обереге, кресте, часах — «выбивают» узоры, надписи, геометрические фигуры и орнаменты. Ювелирная гравировка штихелем, в особенности обронная, повышает стоимость украшения в разы и придает ему индивидуальность и коллекционную ценность. Научиться гравированию можно на курсе «Гравировка».    

Ювелирная филигрань

Филигрань или скань — это тончайший ажурный или напаянный на металл золотой или серебряный узор. Историки считают, что именно филигрань ювелирных изделий была одной из первых ювелирных техник, известной в древнем мире. Из-за характерной мягкости золото или серебро легко вытянуть в тонкую проволоку или сформовать в зерно. Кроме ювелирных украшений — броши, перстни, браслеты, кулоны — скань часто используют в украшении шкатулок, кубков, статуэток, ваз и подносов. 

Филигрань ювелирных изделий
Филигрань ювелирных изделий. Фото: дипломная работа на курсе «Филигрань»

Филигрань бывает:

  • Напайной — золотую или серебряную проволоку или зернь напаивают прямиком на металлическую основу (фон).

  • Ажурной — здесь нет основы из металла (то есть нет фона, как в напайной), поэтому узор из проволоки спаивается между собой, к которому затем прикрепляют зерно. В мире ажурную филигрань иногда называют «Русской филигранью».

  • Объемная — сложная скань, где мастер создает изделие по частям и затем монтирует в единую композицию.

Ювелирная филигрань выступает в качестве отдельного вида искусства, по технологиям которой делают все виды украшений, так и методом декорирования изделия из драгметалла. Освойте эту искусную технику на курсе «Филигрань».

Закрепка камней

Драгоценные или полудрагоценные камни, если таковые предусмотрены в украшении изначально (то есть на стадии эскиза или 3D-модели), устанавливают по технологии закрепки. Чаще всего камень аккуратно вставляют в каст — специальную оправу в изделии, которая держит этот камень. После закрепки установленный в каст камень называется вставкой.

Закрепка камней
Пример глухой закрепки. Фото: выпускная работа на курсе ювелиров.

Известные виды закрепок камней:

  • Глухая — металлическая оправа изделия наглухо опоясывает камень.

  • Крапановая — камни удерживаются специальными крючками (крапанами), расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. При этом виде закрепки акцент делается на самом драгоценном камне, а изделие — вторично. Крапановую закрепку часто используют при изготовлении помолвочных колец с бриллиантами.

  • Корнеровая — камень устанавливают непосредственно в металл, а не в каст.

  • Рельсовая или канальная — ювелир прорезает в украшении специальный канал и вставляет туда от трех и более камней.

Закрепок камней в изделиях больше, чем мы рассмотрели, и тот или иной способ вставки выбирают исходя из проекта. 

Важно: мастер, выполняющий закрепку, кроме опыта работы с драгметаллом, должен иметь знания в геммологии — науке о природных и искусственных драгоценных камнях.

Ювелирное плетение цепей

Самое распространенное украшение у мужчин, женщин и детей — золотая или серебряная цепочка на шее или браслет на запястье. До сих пор неизвестно, когда и где зародилась техника плетения ювелирных цепей, но при раскопках археологи находили такие изделия у жителей Древнего Египта и Месопотамии. Причем уже на тот момент цепочки имели довольно сложные схемы плетения.

Современных видов ювелирных плетений десятки — от простых до самых креативных и дизайнерских. Рассмотрим две наиболее популярные группы.

Якорное плетение — соединение звеньев цепочки или браслета последовательно и перпендикулярно друг ко другу, то есть схематично «кольцо + кольцо». Ювелиры считают якорный тип классикой и прародителем всех остальных ювелирных плетений со множеством вариаций. Например, вид ювелирного украшения будет зависеть от размеров используемых звеньев, их соотношения по оси, количества рядов звеньев (один или больше) и других параметров. Иногда грани дополнительно напыляют разными оттенками золота, делая изделие не только изысканным и играющим на свете, но и эксклюзивным.

Панцирное плетение — все звенья находятся в одной плоскости и соединяются последовательно друг с другом. По сути это один из вариантов якорного, но сейчас панцирный тип относят к базовой технике плетения ювелирных цепочек. По количеству звеньев панцирь может быть одинарным, двойным, тройным, а по своей форме — ромбическим, кручёным, овальным и другим. Исследования показали, что украшения, выполненные панцирным плетением, более прочные за счет плотного примыкания каждого звена.

Вывод

Исходя из многообразия ювелирных технологий, вы можете быть дизайнером ювелирных украшений, литейщиком, эмальером, гравером, филигранщиком, закрепщиком, ювелиром-цепочником или освоить все направления и стать универсалом. В ювелирном деле необходимо развиваться, посещать отраслевые мероприятия, чтобы тренировать свою насмотренность, а также осваивать новые техники, постоянно повышая свой уровень мастерства.

Вы можете стать ювелиром-универсалом или сосредоточиться на глубоком освоении одной технологии. Выбирать вам. 

Курсы Русской Академии Ремесел эффективны и востребованы уже 12 лет — наши выпускники работают в ювелирных компаниях, ремонтных мастерских и занимаются собственным производством украшений. 

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: выпускная работа «Ящерица».

Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: