Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня

Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня

В статье «Как стать ювелиром: особенности профессии» мы рассказали, что должен знать и уметь начинающий мастер, какие инструменты нужны на старте и где пройти первоначальное обучение ювелирному делу. После завершения базового курса следует выбрать дальнейшее направление развития в ювелирном деле — это второй шаг в профессии. Рассмотрим эти направления подробно.

Скетчинг

Процесс создания любого украшения начинается с эскиза, то есть скетча, или с 3D-модели, о которой поговорим ниже. Скетчинг — это не только рисование от руки на бумаге, но и помощь самому себе в разработке изделия. В скетче фиксируют главную мысль украшения, его цвет, форму, технические узлы, в том числе наличие крапана или канала, если предусмотрен такой вид закрепки камня.

Чтобы рисовать скетчи, необязательно иметь художественное образование. По своей сути — это более простой способ проектирования ювелирного украшения, если по каким-то причинам недоступно 3D-моделирование. Скетчинг особенно важен, если мастер работает дома или в частной мастерской, — не каждый может купить дорогостоящий 3D-принтер.

На мастер-классе «Скетчинг для ювелиров» учат основам построения объемных форм, перспектив, передачи светотени, а также рисуют маркерами, фломастерами, простыми или цветными карандашами, графитом и пастелью. В ходе однодневного обучения вы нарисуете 3-5 скетчей разных украшений, которые останутся у вас.

3D-моделирование ювелирных изделий

Сегодня 3D-моделированием и 3D-печатью никого не удивишь. Так называемые аддитивные технологии, кроме масштабного применения в промышленности, нашли свое использование и в ювелирном деле. С их помощью проектируют изделия сложных геометрических форм с очень мелкими деталями — ювелиру-дизайнеру открылись безграничные горизонты для творчества.

3D-моделирование ювелирных изделий
Мастер-модель, спроектированная по технологии 3D-моделирования ювелирных изделий и распечатанная на 3D-принтере (слева), и готовое изделие (справа). Фото: formlabs.com

Трехмерную модель будущего украшения разрабатывают в специальной программе Rhinoceros 3D. Затем эту 3D-модель анализируют и проверяют на ошибки в программе Materialise Magics, а после подготавливают к 3D-печати. Напечатанная на 3D-принтере мастер-модель украшения получается высокоточной, а применение аддитивных технологий упрощает и ускоряет процесс получения готового изделия в разы: чем быстрей ювелир получит мастер-модель в работу, тем быстрее изготовит ювелирное изделие.

На онлайн-курсе ювелирного 3D-моделирования в Русской Академии Ремесел изучают основной инструментарий программ Rhinoceros 3D и Materialise Magics. Также каждый слушатель выполняет выпускную квалифицированную работу и после прохождения курса «3D-моделирование для ювелиров» может стать дизайнером-художником ювелирных изделий.

Важно: в идеале ювелир должен освоить и скетчинг, и 3D-моделирование — это повышает его стоимость на рынке.

Ювелирное литье

Раньше любое ювелирное изделие мастер делал вручную и по индивидуальным технологиям — производство одного украшения было долгим и трудозатратным. Сейчас их производят массовым способом — литьем. На данный момент литье ювелирных изделийсамый популярный метод изготовления.

На основе скетча или 3D-модели делается восковая модель изделия. А далее ювелир из восковок в опоке — цилиндре для ювелирного литья с жидким гипсом внутри — формует десятки точных копий украшения и припаивает на один стержень. Получается так называемая восковая «ёлка». Затем эту «ёлку» отправляют в печь, где при высокой температуре воск плавится и вытекает из отверстий опоки, а гипс — застывает. Мастер получает отливочную форму с пустотами, которая в точности повторяет будущие ювелирные изделия.

Затем в эти полости аккуратно заливают расплавленное золото или серебро, заранее смешав их с лигатурой — цинком, медью или никелем. Процент тяжелых цветных металлов мал и они положительно влияют на свойства всего сплава, придавая ему твердости, ковкости и цвета. После заливки форме дают остыть, далее «ёлку» открывают и «обкусывают» с нее полученные изделия.

Резьба по воску

Ювелирный воск — это прочный химический композит, больше похожий на пластик, с невысокой температурой плавления — 70-100 °C. С известным многим пчелиным воском он не имеет ничего общего. Из ювелирного воска изготавливают объемные модели будущего украшения — их называют восковки — в натуральную величину со всеми толщинами, рисунками, надписями и формами. Мастера говорят, что моделирование ювелирным воском — один из увлекательных этапов создания изделия.

Моделирование ювелирным воском
Восковки. Фото: formlabs.com

В магазинах для ювелиров воск чаще всего продают в форме пластин, полых трубчатых заготовок или брусков синего, красного (фиолетового) и зеленого цветов. Каждому цвету соответствует своя степень жесткости:

В завершении все украшения шлифуют и полируют, при этом поверхность металла становится гладкой и блестящей, а изделие приобретает товарный вид. Технология ювелирного литья позволяет создавать украшения различного уровня сложности, при этом постоянно расширяя ассортимент, и сокращая потери драгметалла.  

  • Синий воск самый мягкий, гибкий, легко режется ножом и образует стружку. Его обрабатывают фрезами и напильниками на очень малых скоростях. Подходит для изготовления восковок колец или моделей с выступающими элементами.

  • Красный или фиолетовый — универсальный воск средней гибкости и мягкости, режется ножом без стружки. Используется для моделей с многочисленными вставками и воздушными пространствами.

  • Зеленый — популярный среди модельщиков материал резьбы по воску и самый твердый из всех — обрабатывается фрезами, надфилями и напильниками на высоких скоростях без стружки и оплавления. Идеален для прорезки тонких деталей, надписей и при сложном дизайне украшения.

Модельщик берет эскиз (скетч) будущего изделия и превращает его в объемную модель. Кажется, что всё просто, но это не так. Искусный мастер должен аккуратно и правильно перенести значения всех штрихов двухмерного рисунка в скульптурное трехмерное восковое изделие. Затем восковку (или восковки) помещают в опоку и проводят дальнейшие процессы — подробно о них мы рассказали выше.

Ювелирное эмалирование

Даже в условиях массового производства (литья) украшения, покрытые цветной эмалью, — это исключительно ручная работа. Эмалирование ювелирных изделий делает их уникальными и непохожими друг на друга. Технология подразумевает нанесение специально подготовленной смеси на поверхность металла. В учебных проектах ею покрывают украшения, выполненные из латуни, меди или нейзильбера — сплава, похожего на серебро. Также эмаль используют при изготовлении медалей, орденов, значков и коллекционных монет.

Эмалирование ювелирных изделий
Эмалирование ювелирных изделий. Фото: выпускная работа на курсе «Художественная эмаль»

По своей сути все современные эмали для ювелирных изделий представляют собой легкоплавкое стекло. У них разные составы, прозрачность, техники исполнения и два способа закрепления на поверхности металла — горячий и холодный. Отсюда и соответствующее деление на горячие и холодные эмали.

Упрощенно, высушенную на поверхности горячую эмаль припекают к металлу в муфельной печи при температуре 600-800 °C, а затем охлаждают, очищают и полируют. Холодная эмаль может быть тепло- или светоотверждаемая — в зависимости от этого после высушивания ее или плавят при 160 °C, или облучают УФ-лампой.

Но в действительности промежуточных этапов работы с любой эмалью намного больше — будущих ювелиров-эмальеров готовим на нашем курсе «Художественная эмаль»

Ювелирная гравировка

Гравировку на ювелирных изделиях, то есть нанесение линейного рисунка или рельефа на металл, ювелир-гравёр выполняет штихелем — стальным резцом. Технически — это сложный ручной процесс, требующий внимания, выдержки и мастерства, но с художественной точки зрения — гравировка часто используется в декоративной обработке драгоценных металлов. При плоскостной (двухмерной) гравировке рисунок создают только на поверхности, а при обронной (трехмерной) делают рельеф или объемную скульптуру.

Ювелирная гравировка
Ювелирная гравировка. Фото: выпускная работа на курсе «Гравировка»

На ювелирном изделии — кольце, подвеске, монете, обереге, кресте, часах — «выбивают» узоры, надписи, геометрические фигуры и орнаменты. Ювелирная гравировка штихелем, в особенности обронная, повышает стоимость украшения в разы и придает ему индивидуальность и коллекционную ценность. Научиться гравированию можно на курсе «Гравировка».    

Ювелирная филигрань

Филигрань или скань — это тончайший ажурный или напаянный на металл золотой или серебряный узор. Историки считают, что именно филигрань ювелирных изделий была одной из первых ювелирных техник, известной в древнем мире. Из-за характерной мягкости золото или серебро легко вытянуть в тонкую проволоку или сформовать в зерно. Кроме ювелирных украшений — броши, перстни, браслеты, кулоны — скань часто используют в украшении шкатулок, кубков, статуэток, ваз и подносов. 

Филигрань ювелирных изделий
Филигрань ювелирных изделий. Фото: дипломная работа на курсе «Филигрань»

Филигрань бывает:

  • Напайной — золотую или серебряную проволоку или зернь напаивают прямиком на металлическую основу (фон).

  • Ажурной — здесь нет основы из металла (то есть нет фона, как в напайной), поэтому узор из проволоки спаивается между собой, к которому затем прикрепляют зерно. В мире ажурную филигрань иногда называют «Русской филигранью».

  • Объемная — сложная скань, где мастер создает изделие по частям и затем монтирует в единую композицию.

Ювелирная филигрань выступает в качестве отдельного вида искусства, по технологиям которой делают все виды украшений, так и методом декорирования изделия из драгметалла. Освойте эту искусную технику на курсе «Филигрань».

Закрепка камней

Драгоценные или полудрагоценные камни, если таковые предусмотрены в украшении изначально (то есть на стадии эскиза или 3D-модели), устанавливают по технологии закрепки. Чаще всего камень аккуратно вставляют в каст — специальную оправу в изделии, которая держит этот камень. После закрепки установленный в каст камень называется вставкой.

Закрепка камней
Пример глухой закрепки. Фото: выпускная работа на курсе ювелиров.

Известные виды закрепок камней:

  • Глухая — металлическая оправа изделия наглухо опоясывает камень.

  • Крапановая — камни удерживаются специальными крючками (крапанами), расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. При этом виде закрепки акцент делается на самом драгоценном камне, а изделие — вторично. Крапановую закрепку часто используют при изготовлении помолвочных колец с бриллиантами.

  • Корнеровая — камень устанавливают непосредственно в металл, а не в каст.

  • Рельсовая или канальная — ювелир прорезает в украшении специальный канал и вставляет туда от трех и более камней.

Закрепок камней в изделиях больше, чем мы рассмотрели, и тот или иной способ вставки выбирают исходя из проекта. 

Важно: мастер, выполняющий закрепку, кроме опыта работы с драгметаллом, должен иметь знания в геммологии — науке о природных и искусственных драгоценных камнях.

Ювелирное плетение цепей

Самое распространенное украшение у мужчин, женщин и детей — золотая или серебряная цепочка на шее или браслет на запястье. До сих пор неизвестно, когда и где зародилась техника плетения ювелирных цепей, но при раскопках археологи находили такие изделия у жителей Древнего Египта и Месопотамии. Причем уже на тот момент цепочки имели довольно сложные схемы плетения.

Современных видов ювелирных плетений десятки — от простых до самых креативных и дизайнерских. Рассмотрим две наиболее популярные группы.

Якорное плетение — соединение звеньев цепочки или браслета последовательно и перпендикулярно друг ко другу, то есть схематично «кольцо + кольцо». Ювелиры считают якорный тип классикой и прародителем всех остальных ювелирных плетений со множеством вариаций. Например, вид ювелирного украшения будет зависеть от размеров используемых звеньев, их соотношения по оси, количества рядов звеньев (один или больше) и других параметров. Иногда грани дополнительно напыляют разными оттенками золота, делая изделие не только изысканным и играющим на свете, но и эксклюзивным.

Панцирное плетение — все звенья находятся в одной плоскости и соединяются последовательно друг с другом. По сути это один из вариантов якорного, но сейчас панцирный тип относят к базовой технике плетения ювелирных цепочек. По количеству звеньев панцирь может быть одинарным, двойным, тройным, а по своей форме — ромбическим, кручёным, овальным и другим. Исследования показали, что украшения, выполненные панцирным плетением, более прочные за счет плотного примыкания каждого звена.

Бесплатный вебинар «Профессия Ювелир»

Хотите познакомиться с преподавателем курса «Ювелирное дело» и узнать, как войти в профессию? Посмотрите наш вебинар! Пройдите регистрацию, и вам придёт ссылка на трансляцию.

Вывод

Исходя из многообразия ювелирных технологий, вы можете быть дизайнером ювелирных украшений, литейщиком, эмальером, гравером, филигранщиком, закрепщиком, ювелиром-цепочником или освоить все направления и стать универсалом. В ювелирном деле необходимо развиваться, посещать отраслевые мероприятия, чтобы тренировать свою насмотренность, а также осваивать новые техники, постоянно повышая свой уровень мастерства.

Вы можете стать ювелиром-универсалом или сосредоточиться на глубоком освоении одной технологии. Выбирать вам. 

Курсы Русской Академии Ремесел эффективны и востребованы уже 12 лет — наши выпускники работают в ювелирных компаниях, ремонтных мастерских и занимаются собственным производством украшений. 

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: выпускная работа «Ящерица».

Другие Статьи: