Зачем сотруднику музея повышать квалификацию?
Научно-исследовательская и научно-просветительская работа музеев невозможна без грамотных и преданных своему делу сотрудников — музейных работников.
В музее работают профессиональные историки, каждый из которых вносит свой вклад в общее дело.
Они систематизируют знания о прошлом, изучают эпохи, занимаясь фондовой или экспозиционной работой.
Сотрудники научно-фондового отдела принимают новые экспонаты, привезенные из археологических экспедиций, оформляют каталоги и ставят объекты культурного наследия на учет. Сотрудники экспозиционного отдела отвечают за отбор артефактов для построения экспозиции. Для того чтобы организовать любой музейный проект, очень важно хорошо знать эпоху и назначение каждого предмета, представленного в экспозиции. Также необходимо опираться на логику и собирать из исторических реликвий композиции, соблюдая хронологическую последовательность. В работе специалистов по музейному делу не бывает ничего простого.
Отдельная группа специалистов — руководители или менеджеры музея. Они должны иметь представление обо всех процессах, чтобы успешно популяризировать культурно-историческое наследие и современное искусство, учитывая интересы посетителей и деятельность конкурентов. Ранее считалось, что работник музея — это возрастная должность, но в последние десятилетия руководство и кадровый состав продолжает «молодеть». Поэтому дальнейшее обучение управленцев и линейных сотрудников — важная задача для любого учреждения, занимающегося охраной культурных ценностей.
Требования к повышению квалификации работников культуры
В соответствии с действующим законодательством, повышать квалификацию необходимо работникам культуры, госслужащим и представителям других профессий. Если другое не предусмотрено правовыми нормами, то ответственность за инициацию повышения квалификации ложится на работодателя.
Для сотрудников музея: лекторов-экскурсоводов, хранителей, художников-экспозиционеров, смотрителей, искусствоведов, научных сотрудников и других работников культуры необходимо обновлять свои теоретические и практические знания каждые пять лет. Если квалификация работника не соответствует занимаемой должности, работодателю грозит штраф до 50 тыс. рублей за одного сотрудника. Получить удостоверение о повышении квалификации может служащий, который имеет среднее профессиональное или высшее образование.
Помимо необходимости соблюдать нормы ТК РФ, периодическое получение дополнительного образования поможет сотруднику систематизировать накопленную информацию, получить актуальные навыки и знания, адаптироваться к новым требованиям и технологиям и как результат — вырасти профессионально. Специалисты рынка труда утверждают, что повышение квалификации может отразиться в увеличении заработной платы на 30—40%.
С какими сложностями сталкиваются сотрудники музея при обучении
Современные технологии сделали дистанционный формат обучения очень популярным для переаттестации, получения дополнительного образования. Вебинары, онлайн-конференции позволяют сотрудникам учиться без отрыва от рабочего процесса. Это особенно актуально в условиях ограниченного бюджета или территориальной отдаленности учебного центра.
Очень важно правильно подобрать программу и сориентироваться среди большого разнообразия курсов. Некоторые программы могут содержать излишнюю и неактуальную информацию, которая пригодится далеко не каждому сотруднику и не имеет практического применения. Важно, чтобы работник использовал полученные знания в своей ежедневной деятельности, а не просто получил удостоверение о повышении квалификации. Зачем обучаться «для галочки», когда это можно делать с пользой и в удовольствие?
Иногда программы для музейных работников состоят из множества модулей, где подробно раскрыты различные дисциплины. Тут возникает другая сложность — слишком большой объем информации и нехватка времени. Не каждый может найти 4—5 часов ежедневно для углубленного изучения пусть даже профильных дисциплин. С другой стороны, если тема близка, а полученные знания уже через пару месяцев помогут открыть новые карьерные перспективы — появляется мотивация найти время и перестроить свою жизнь на время обучения.
Сравнение курсов повышения квалификации для работников музея
В Русской Академии Ремесел есть дистанционная программа повышения квалификации для работников музея. Давайте сравним наш курс с другими и выделим отличительные особенности программ.
Программа «Реставрация музейных предметов» была создана по запросу наших студентов. В ней мы объединили знания, необходимые как реставраторам, так и всем работникам музея, то есть тем, кто хочет углубить свои знания об истории предметов, познакомиться с методикой, материалами и технологией работы с ними.
Наш курс рассчитан на реставраторов музеев, выставочных залов — всех, кто занимается вопросами хранения и восстановления культурных ценностей. Он поможет менеджерам музеев, организаторам выставок, работникам антикварных и аукционных домов и управленцам расширить компетенции в отборе предметов для экспозиций. Научит ведению документооборота и правовыми аспектами музеефикации культурного наследия.
На рынке дистанционного обучения присутствует масса программ повышения квалификации для музейных работников. Но эти программы предназначены для фондовых работников. И будут полезны в меньшей степени искусствоведам, сотрудникам картинных галерей и другим экспертам, чья задача глубоко понимать эпоху, материалы, чтобы выстроить экспозицию.
Например, в курсе «Хранение музейных ценностей» в МАДПО особое внимание уделяется вопросам, связанным с музейным фондом: рассматривается структура музейного фонда и законодательство, его касающееся. Слушатели научатся правильно вести учет, документацию. Информация о принципах комплектования музейных фондов, необходимом оборудовании, температурных режимах, защите от механических повреждений и предотвращении краж будет полезна для хранителей.
В курсе МАДПО, как и в нашем, есть информация о консервации и реставрации различных предметных групп. Но в программе Русской Академии Ремесел это не просто модуль, а основа курса. Мы не только очень подробно освещаем этот вопрос, но и даем четко сгруппированные знания для дальнейшей практической работы. Здесь — «всё по делу»: методика и методология реставрации, профессиональная этика и профстандарты реставратора, а также законодательство в сфере охраны культурного наследия.
Для искусствоведов и специалистов по экспозиционной и выставочной деятельности предусмотрен целый модуль теории — история стилей. Мы рассказываем о материалах и техниках, характерных для создания произведений искусства разных эпох — от древнего мира, где только произошло зарождение художественных форм и образов, до новейшего времени (с начала XX века).
В среднем длительность большинства программ обучения для сотрудников музеев — 72 академических часа. Наш курс предполагает продолжительную работу — 500 академических часов.
Другой курс повышения квалификации «Основы музейного дела» разработан Российским этнографическим музеем. Эта программа, как и наша, ориентирована на интенсивное обучение с использованием новейших технологий. По окончании участники получают удостоверение (УПК).
Обучение занимает 40 академических часов, а содержание курса очень отличается от программы Русской Академии Ремесел. «Основы музейного дела» рассчитаны на сотрудников научных отделов, хранителей музейных ценностей и специалистов выставочных и просветительских отделов культурных учреждений. Эта программа — теоретическая база для тех, кто занимается организацией выставок, этнографических коллекций. Курс отлично подходит тем, кто только начал изучать основы экспозиционной работы. Тут обучают работе с музейными ценностями — от очищения поверхностей предметов до хранения коллекций. Учат понимать миссию, цели и задачи выставочной деятельности, планировать научно-исследовательскую работу музея; интегрировать музейные программы в школьное образование, учитывая образовательные стандарты, работать с разной аудиторией, ориентируясь на психологические аспекты разных возрастных групп.
Эта программа — азы музейного дела, базовое образование для работников экспозиционного отдела, администраторов музеев. Поскольку здесь нет модулей о реставрационных работах, правовых аспектах и истории стилей, обучающего материала из курса будет недостаточно для работы искусствоведов, менеджеров музеев, специалистов, занимающихся вопросами восстановления раритетов.
Не только необходимость соблюдать образовательные стандарты, но и желание развиваться профессионально, систематизировать уже имеющиеся знания и получать новые мотивируют сотрудников музеев проходить обучение.
Периодическое обновление знаний позволяет им оставаться в курсе последних тенденций в сфере культуры и искусства. Важно понимать, что технологии и даже восприятие, ожидания аудитории меняются со временем. Поэтому сотрудники, которые регулярно повышают квалификацию, следят за тенденциями в индустрии, участвуют в образовательных мероприятиях, углубленно изучают свою и смежные профильные дисциплины, способны организовать интересные выставки и обеспечить функционирование современного музея.
При выборе программы важно ориентироваться на индивидуальные запросы сотрудника, учитывая его позицию в музейной иерархии и карьерные перспективы.