История одной выпускницы курса реставраторов

История одной выпускницы курса реставраторов

Что делать после обучения? Хватит ли знаний и умений? Надо ли еще где-то учиться? Как устроиться на работу? А возьмут ли? Такие сомнения очень часто, да что уж лукавить – почти всегда преследуют наших слушателей. И это понятно, ведь когда вступаешь в непривычную для себя среду, где только-только начинаешь свой путь, всегда появляется нерешительность. Но мы призываем наших учеников поверить в себя, перенять как можно больше знаний преподавателей и без страха идти в профессию.

Как это сделала Александра Путина. Она кардинально изменила свою жизнь, выбрав учиться на реставратора в Русской Академии Ремесел. Для того чтобы поделиться этой удивительной и вдохновляющей историей, мы взяли у Александры интервью.

РАР – Русская Академия Ремесел

АП – Александра Путина

РАР: Расскажите немного о себе. Где вы учились, чем занимались до того как пришли на курсы реставраторов в Русскую Академию Ремесел?

АП: Меня зовут Александра Путина. Я родилась на Украине, с 12 лет жила в Ярославле. У меня трое детей. Когда-то в юности получила специальность учителя начальных классов, но работать по профессии не смогла – это не мое. По второму образованию я юрист и занималась большую часть сознательной взрослой жизни бизнесом – были магазины. Но в 2016 году этот этап жизни завершился. Я осталась без работы и в какой-то момент увидела приглашение в антикварный салон на вакансию продавца-менеджера. Тогда даже не было цели искать работу, просто листала facebook и увидела объявление, в котором привлекло слово «антикварный». Я смело пошла на собеседование, и меня взяли! Вот с того момента жизнь странным образом перевернулась.

Как-то раз в салоне случилась поломка мебели, и меня охватило такое вдохновение, что я решила попробовать ее отреставрировать – подрисовать. Это пришло в голову совершенно спонтанно, ведь на тот момент я совсем не интересовалась ни творчеством, ни «рукоделием». И слова-то такого, как «мастихин», не знала. Но решила, что попробую, и, надо сказать, вышел вполне удачный результат. В тот момент стало понятно, что мне почему-то очень близка реставрация, и я начала помимо своей работы пробовать что-то делать, как-то «реставрировать». Сейчас понимаю, что это были те самые «неумелые вмешательства», но тогда я себе казалась красоткой и умницей.

За четыре года стала завсегдатаем барахолок, занялась собирательством всяких старых стульев, начала коллекционировать, рисовать, переделывать предметы, узнала, что такое инстаграм, нашла Русскую Академию Ремесел, учиться в которой мечтала два года, и наконец, дошла до обучения, в какой-то момент просто решив, что мне это очень нужно.

РАР: А как вы попали именно на наши курсы реставраторов? Почему Русская Академия Ремесел?

АП: Когда я работала в антикварном салоне, реставрировать все экземпляры, естественно, не получалось. Начала дома собирать старые предметы, пыталась их перекрашивать. Много информации по теме реставрации нашла в интернете, зародился нешуточный интерес. Обратила внимание на то, что перекрасить – это только самый простой вариант обновления. И вот появился интерес уже к реставрации, начались попытки вникнуть в то, чем она отличается от примитивных действий со старой мебелью, я стала целенаправленно искать профессиональное решение.

Размышляла: что я могу? Может быть, поступить в институт? Или в колледж? Но стандартное государственное образование отмела сразу, потому-что, во-первых, оно тоже платное, во-вторых, я мама троих детей, и такое обучение не вписывается в мой режим. Потом на глаза стали попадаться профессиональные курсы и курсы повышения квалификации. Рассматривала обучение в Санкт-Петербурге, искала по Москве. И нашла Русскую Академию Ремесел. 

Подписалась на вас в инстаграм и года два читала посты, следила за выпускниками, было интересно, что другие люди не побоялись, пошли учиться. Всё это время искала для себя возможность и все время откладывала принятие решения, как, наверное, большинство обычных людей.

А потом в какой-то момент просто отказала себе в некоторых радостях и решила, что ещё большей радостью будет – пойти учиться. Я хочу! Подала заявку в Академию, Академия со мной очень быстро связалась, я записалась на курс и попала к невероятному преподавателю Иванову Федору Германовичу. Я счастлива, что познакомилась с ним! И с Марианной Гарриевной. Столько всего хотелось у них спросить! Я была из тех учеников, которые помимо курса старались как можно больше находиться в мастерской.

реставрация деревянной детали люстры

До и после: реставрация деревянной детали люстры

РАР: Как проходило обучение, расскажите нашим читателям.

АП: У нас была небольшая группа из 5 человек.

Курс началася с лекций по истории стилей у Марианны Гарриевны – это все очень интересно! Какая-то часть информации у меня уже имелась, какие-то книги уже были прочитаны, но подача Марианны Гарриевны, ее рекомендации дают возможность делать больший охват информации. Она всегда так интересно рассказывала, что я даже подумываю продолжить обучение и стать искусствоведом.

Потом была резьба по дереву. Оказывается, это тоже очень важная часть и образования, и умений. Когда-нибудь я запишусь еще и на курсы резьбы по дереву. Сейчас не получается, но это тоже одна из целей – научиться резьбе, потому что даже та небольшая часть умений принесла свои плоды, и это так здорово!

Практические занятия в мастерской Федора Германовича – это вообще отдельная жизнь. И сами занятия, и знакомства, и знания, и умения. Конечно, большинство слушателей нашей группы были не знакомы ни с инструментами, ни с технологиями; про себя скажу, что уже кое с чем была знакома, интересовалась, немного умела реставрировать, в отличие от моих сокурсниц, но, тем не менее, мы все очень дружно друг другу подсказывали, поддерживали. Наша группа училась по выходным, но мы умудрились познакомиться и с вечерней группой и с дневной и до сих пор поддерживаем связь. Это очень ценно. Сам Федор Германович потрясающий человек, это касается и профессиональных, и личностных качеств. Он очень многое дал слушателям, даже в плане веры в себя. А это очень-очень много значит. Я вот умудрилась поверить в себя и на следующий день после выпускного пошла по объявлению искать работу. На выпускном просто открыла Авито и стала смотреть вакансии реставратора, несмотря на то, что жила тогда в Ярославле.

реставрация бронзовой собаки

До и после: реставрация бронзовой собаки

РАР: После курсов вы устроились работать реставратором в Ярославле?

АП: Нет, сразу устроилась на работу в Москве в одну из галерей по продаже антикварной мебели и предметов искусства. Переехала в Москву уже через 4 дня после получения диплома.

РАР: Вы еще где-то доучивались?

АП: Нет. Я настолько поверила в себя после Академии, что решила так: если чего-то не умею – есть Академия, есть Марианна Гарриевна, Федор Германович, сокурсники – у них можно спросить. И за последний год (а я до сих пор работаю в той галерее, и теперь у меня тут есть своя мастерская) даже несколько раз возила предметы Федору Германовичу и просила его подсказать, какую стратегию реставрации в конкретном случае выстраивать, потому что совершенно не знала, что с этим делать. У нас, получается, были реставрационные советы. С подсказками и помощью я справлялась с порученной работой.

Я горжусь тем, что попала в Академию. Не просто пришла и закончила курс, получила диплом и ушла, а именно реализовала себя.

РАР: Как проходило собеседование, когда вы поступали на работу, какие требования были у работодателя?

АП: Когда устраивалась на работу, посмотрели мое портфолио и дипломную работу. Дали 2 пробные работы, которые я выполнила, и так как меня взяли – значит, сделала их достаточно достойно. Ну а вообще считаю, что не получается у того, кто ничего не делает – это мой девиз по жизни.

РАР: Чем вы занимаетесь сейчас, какие виды работ делаете?

АП: Перетягиваю стулья, восстанавливаю утраченные детали, реставрирую гипс, восстанавливаю лаковые покрытия, реставрирую шкатулки, люстры, сейчас фарфор начала осваивать, но пока что на уровне чашечек.

Не всегда все это делаю сама, пока тут работаю, в галерее увеличился штат, появилось дополнительное оборудование, то есть вместе с компанией расту и я. Если чего-то не умею, нахожу людей, которые умеют.

РАР: Какой был самый интересный заказ за этот год, что вы работаете?

АП: Наверное, это самый сложный вопрос, потому что огромное количество разнообразных предметов прошло через мои руки, каждый раз были новые задачи, их невозможно сравнивать. Поэтому сказать, какой предмет был самый интересный, не могу. Помню почти все предметы, но перечислить трудно, потому что их огромное количество.

Сначала было смертельно страшно, и я думала: «Ну я же не волшебник, я не умею все…» Я и сейчас не волшебник и не умею все, но, если сначала это был только страх, то сейчас это уже страх вперемешку с интересом и азартом – покорять новые вершины.

реставрация бумажной шкатулки

До и после: реставрация бумажной шкатулки

РАР: Коллаборации с другими сферами искусства или производства происходят в вашей мастерской?

АП: Я бы это связала не столько с мастерской, сколько с собой. Коллаборации происходят именно в моей жизни. Сейчас у меня появилось очень много знакомств: новых, раньше непривычных, профессий среди моих знакомых; много творческих людей; много людей со схожими интересами. Я вообще достаточно разносторонний человек, мои интересы совсем не ограничиваются реставрацией. Они связаны с психологией, саморазвитием, текстами, соцсетями, людьми. Я начала рисовать, через психологию познакомилась с мандалами – это тоже и искусство, и рисование, и традиции, и эзотерика.

РАР: У вас в мастерской есть люди, которые занимаются конкретными направлениями реставрации, или все – многостаночники?

АП: Конечно, есть. Здесь рядом оказались творческие мастерские, к ним можно обратиться по столярным работам. Здесь есть токарь, у которого можно попросить что-то выточить. Здесь есть электрики, которые могут помочь сделать проводку, например, в люстре. Так и получается сотрудничество, соединение умений многих людей.

РАР: Какие ваши любимые операции в реставрации?

АП: Мне нравятся почти все, правда! И маркетри делать, и фанеровать, и шлифовать, красить, лакировать, полировать. Больше всего нравится разнообразие, поэтому сложно назвать, что не нравится. Сегодня делаю гипс, через неделю восстанавливаю золочение, еще через неделю – что-то другое. Я такой человек, что кропотливая работа меня успокаивает, вдохновляет, сижу и делаю ее, получаю удовольствие. Потом это надоедает, и как раз приносят на перетяжку стулья! Все – я переключилась и занимаюсь совершенно другим делом. Поэтому не могу выбрать «любимые операции». Я нахожусь на своем месте и себя очень комфортно чувствую.

РАР: Сложно было решиться и изменить свою жизнь вот так кардинально?

АП: Одновременно сложно, страшно, и оно само так поменялось.

Я верю во Вселенную, которая посылает не столько испытания, сколько возможности, которые я начала видеть. И это действительно очень круто.

Реставрация – слово, которое мне прямо не дает покоя. Оно какое-то  внутреннее – знаете, как призвание, вот его не было, а потом раз – и есть! Видимо, со мной это произошло, я даже сама не знаю, не могу объяснить.

РАР: А близкие поддержали?

АП: Да. Сейчас мои дети уже живут со мной в Москве. Дочь тоже будет учиться в Русской Академии Ремесел на курсе ювелирного дела. Считаю даже, что это не просто поддержка. Горжусь тем, что моя старшая дочка тоже в этот формат пришла, заинтересовалась, это для нее все новое, творческое, и она в этом растет.

РАР: У вас уже есть ученики? Нравится обучать других, передавать знания?

АП: Да, у меня есть ученики и мне нравится учить. Я сама люблю и учиться, и советоваться, и делиться знаниями и знаю, что люди ценят меня как знатока и специалиста.

Александра Путина, реставратор

Александра Путина, реставратор

РАР: Что бы вы пожелали людям, которые захотят пойти таким же путем?

АП: Верить и доверять себе.

И еще один момент – не существует идеала, перфекционизм – это ваш враг. Я говорю так: глаза боятся, а руки делают.

С момента принятия решения учиться реставрации, учиться именно в Русской Академии Ремесел, мне сопутствует удача. Я это связываю с Академией. Потому что до этого все как-то так себе шло, не было ощущения, что то, что я делаю, имеет смысл. Просто делала, было чуть-чуть интересно. Но когда оказалась в Академии, у меня сформировались цели, появилась мечта, к который я сейчас иду.

Из всего, что со мной произошло за последние четыре года, самое ценное – то, что я попала именно к вам, потому что те люди, с которыми познакомилась тут, составили базовую основу изменений моей жизни.

Я хотела бы пожелать всем добра и исполнения желаний!


Материал подготовила Екатерина Кессаринская

Фотографии из личного архива Александры Путиной. Обложка и анонс статьи - фото Shutterstock.

Прим РАР: обучиться на реставратора можно и удалённо, получив профессию на онлайн-курсе, разработанном совместно с нашими партнёрами Actual Skills Academy. Практика в вашем городе, с нас - поддержка экспертов Русской Академии Ремёсел, подробные видеоуроки и методические материалы по каждому этапу реставрации.


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: