Чем старше мы становимся, тем больше у нас интереса к истории и культуре, а быстрый цифровой век способствует тому, что у многих возникает потребность в ручном труде, созидании чего-либо вещественного и ценного. Мы стараемся рассказывать в блоге
VZBRELO об учебных заведениях, где можно получить хорошие знания для освоения новых горизонтов, и сегодня - о Русской Академии Ремесел.
Мы попросили рассказать о курсе реставрации Федора Германовича Иванова, художника-реставратора I категории и ведущего педагога.
Расскажите, пожалуйста, про Русскую Академию Ремесел.
- Проект действует с начала 2000, на основе Гильдии реставраторов Палаты Ремесел. Постепенно он развился в множество различных ремесленных курсов. Я участвовал в создании курса «Реставрации антикварной мебели», преподаю с самого начала.
4 месяца достаточно, что бы получить азы профессии?
- Вполне. Срок обучения 3 месяца, и месяц - это выполнение дипломной работы. То есть, фактически, учеба проходит за 3 месяца, курс теории и практики.
Я бы сказал так - одна из моих учениц поступила в Строгановку, как раз на факультет реставрации мебели, и после первого семестра она пришла с вытянутой недоумевающей физиономией: «Федор Германович, у нас дипломная работа первого курса - табуретка». Вообще-то говоря, хаять Строгановку грех - это фирма. И готовит она хорошо, хотя, последнее время есть пробелы, отходы от классической схемы преподавания. Самое страшное - это Болонская система образования. То есть, «бакалавр реставрации» - это никто. У нас, после 4-х месяцев, люди получают диплом реставратора изделий из дерева и определенный разряд. Пускай это рабочая специальность реставратора, но это вполне действительный разряд и человек может устроиться на работу в музей или в реставрационную фирму. Вопрос получения более высокого разряда, категории, это дополнительное обучение, пересдача с новыми дипломными работами.
Когда создавался курс, студенты сами искали какие-то вещи для своих дипломных работ. Но выливалось это в то, что не успевали к экзамену, и трудно определить еще, насколько сложна работа над вещью, сколько времени она займет. Притаскивали вещи такие, что опытный реставратор несколько месяцев над ней проработает. В итоге решили, что я буду давать им свои вещи, материалы, инструменты. Начали успевать и все хорошо получается.
Получается, по завершении этого курса люди получают действующий диплом, позволяющий работать в этой области?
- Да, работать, расти, набираться опыта, знаний и т.д. Наш курс - первый шаг. Люди нашей профессии учатся годами, накапливают опыт, знания, десятилетиями. Ученица моя, тоже у меня в мастерской работала, сейчас заканчивает Строгановку и параллельно работает уже третий год в НРЦ Грабаря. Привозила, показывала свои работы, паспорта реставрации. Она единственная девушка в том отделе, реставрации мебели. Так вот, ей пришла на реставрацию вещь, свадебный шкафчик, незамысловатый рисунок на голубоватом фоне. Пришла сопроводительная записка, что вещь «малоценка», начала XX века. Сделали рентгеноскопию, спектроскопию и оказалось, что под двумя верхними слоями краски находится роскошная, интересная роспись. Галя очень вдумчиво все расчистила, роспись оказалась Древом Познаний. Изображены две женщины, Добро и Зло, честно говоря, я сам их перепутал. Добро - в черном платке, темном одеянии, строгая, суровая, а Зло - веселая такая женщина в кружевных панталонах, блузке и с цветочком. Ну, я оказался неправ. В итоге, после реставрации, вещь изменила датировку - оказалась середина XVIII века.
Была группа выдающаяся, «Ильюшинское КБ» - мы так прозвали по имени старосты. Я им дал в работу очень сложную вещь - ореховый гарнитур. Вторая половина 19 века, сильной разрушенности. Их четверо было в группе. Они к экзаменам не успевали и приняли коллективное решение остаться на второй курс, что бы закончить этот гарнитур. Сдали блестяще, получили 4 разряд. 2 человека в этой группе были исключительного трудолюбия. Макс и Олеся, благо она не работала и как на работу приезжала с утра и до 8 вечера трудилась. Колоссальный объем они перелопатили, но сделали. Вещь получилась ну очень красивой. У меня совпала поездка во Францию, привез для гарнитура латунные колеса, там купил.
Вообще, с фурнитурой для антикварной мебели очень плохо. Надо либо самим ездить, либо через посредников приобретать в Европе. У нас были производства, но в 90-е все было загублены. Работали они в основном на музеи. У музеев не стало денег - на производстве заказов. На Павелецкой был фурнитурный завод. Все там демонтировали. Теперь банальные гвоздики для обивки мебели привозим из-за границы.
Можете сформулировать послание тем, кто хочет стать реставратором?
- Всему можно научиться. Главное, что должно быть у человека - любовь к истории и любовь к красоте. Я веду свою личную статистику - больше всего приходят учиться реставрации из профессий бухгалтеров, экономистов и финансистов. То есть, вся эта сфера до того убивает, что у них нестерпимой потребностью становится жажда красивого. Из последних 4-х групп у меня 2 психолога. Люди приходят процентов 70 с высшим образованием, а то и с двумя.
Подводя итоги нашего разговора, можем лишь сказать, что если вам интересна эта сфера, посетите мероприятия, организуемые Русской Академией Ремесел, чтобы все посмотреть и узнать из первых уст)