
Керамика: от хобби к собственному бизнесу
Мы пообщались с Александрой Малышевой, многодетной мамой из Владимира и выпускницей онлайн-курса «Керамика и гончарное дело».
Оформив социальный контракт с государством и получив деньги на покупку муфельной печи, после учебы в Академии Александра приняла участие в проекте «Мама-предприниматель» и сейчас готовится к открытию своей студии для проведения мастер-классов.
Как у Вас возник интерес к прикладному творчеству?
Моя мама швея, и рукоделие было со мной с детства: вязание крючком, вышивка. Позже, работая бухгалтером, я делала броши с эпоксидной смолой, броши из тканей, пряжи, страз и бисера, занималась отливками из гипса, рельефными панно, делала свечи.
Когда ушла в третий декрет, прошла обучение на педагога детской школы. Очень понравились занятия на развитие моторики: лепка, различные поделки. Захотелось поискать себя в этом. Тем более у меня дочки, они всегда хотят то заколки, то броши, то бусы… Ну а к керамике меня подтолкнула интересная ситуация: я была на лечении с ребенком в курортном городе и встретила на улице девушку, продававшую керамику. Мы разговорились, она узнала, что я занимаюсь украшениями, и предложила свою печь. Старую печь с маленьким окошком. Тогда у меня не было возможности ее забрать, но зародилась идея: почему бы всерьез не заняться керамикой?

В чем была главная сложность в онлайн-обучении гончарному делу и керамике?
Для меня проблема была во времени. Ритм жизни многодетной мамы: когда одна секция заканчивается, начинается другая, и между этими перебежками приходится искать время, чтобы заняться любимым делом и работой. С глиной это проблематично: ты подготовила глину, села хорошенько поработать, и тут звонит ребенок: «Мама, отвези, забери, привези, помоги». Стоит отойти, и структура глины изменилась, она уже подсохла и не такая пластичная. Пришлось учиться приступать к занятиям с пониманием того, сколько есть времени в наличии. Но я по жизни такая: не лягу спать, буду до пяти утра сидеть, но доделаю.

Что можете сказать о мастере Вашего курса?
Павел Александрович Ермоленко отвечал на все вопросы, давал много инсайдерской информации, которую не получишь ни на одном мастер-классе. Курс очень сильно помог с азами: что надо знать о самой глине, как с ней работать, обжигать, работать с глазурями, печью и многое другое.
А правда, что Вы сами копали глину?
Да, глину действительно копали. Это было домашнее задание. Мы должны были найти глину своего региона. Мне повезло: во Владимире почва довольно-таки глинистая. Было лето, на стройке дороги в Суздаль устанавливали столбы, забуривались очень глубоко, и мне даже не пришлось идти на карьер. Можно сказать, за меня глину добыли дорожные рабочие. Я ее собрала, измельчила, очистила от примесей… Все по технологии.

Как выбирали дизайн первых изделий? Были какие-то ограничения, рекомендации от мастера?
В плане выбора изделия для дипломной работы нас не ограничивали. Моя дипломная работа состояла из двух элементов: шкатулки и крышки к ней. Ручку я выполнила из керамических бусин. После обучения в Академии ассортимент моих изделий пополнился и пуговицами, и бусинами. Причем я делаю их не одинаковыми, а разными по форме, цвету и дизайну, но комплектами. Недавно заменила пуговицы абсолютно новому свитеру на свои керамические сердечки: красно-сине-зеленые.
Мне всегда мало просто купить готовую вещь или украшение. Хочется что-то доработать, добавить креатива.


У ваших украшений необычная текстура. Поделитесь секретом?
Еще в период обучения я опробовала одну идею: использовать кружево. Если взять обычное кружево и с его помощью нанести оттиск на керамику, получится рельефный рисунок, чем-то похожий на змеиную кожу. Так что у моих изделий стандартная форма: круг, прямоугольник, треугольник, но необычная текстура.

Знаю, что Вы пришли на обучение керамики не просто так, а по соцконтракту. С чем было связано такое решение?
Действительно, когда наша семья по доходу подошла под программу соцконтракта, я обратилась в собес. Там выдали шаблон для заполнения заявки. У меня было два варианта: студия изделий ручной работы или швейное дело. То есть вопрос стоял так: подавать заявку на керамическую печь или на вышивальную машину. Я выбрала керамику.
Буквально за новогодние праздники написала проект. Подала заявку, ее одобрили, и я сдала экзамен. Причем на экзамен принесла комиссии все свои изделия: броши, гипсовые статуэтки, свечи. Рассказала, что для занятия керамикой мне не хватает муфельной печи, и… защитилась с первого раза.


Русскую Академию Ремесел я нашла заранее, пока еще писала проект. Увидела, что у вас можно оплатить обучение за счет государственной субсидии, включила этот пункт в проект. Поэтому когда мне одобрили контракт на печь, сразу одобрили и обучение.
Все сложилось наилучшим образом. Буквально за 2−3 месяца я нашла все расходники, заказала печь и все оборудование. Печь была основной графой расходов, это самая затратная позиция. А отчиталась я за соцконтракт, наверное, в течение четырех месяцев.
И каково это: быть владелицей муфельной печи?
Непросто. Чтобы поставить печь, все отладить, нужны инженерные навыки. Мне пришлось просить помощи у мужа. Нельзя просто взять муфельную печь и включить ее в розетку, как фен, микроволновку или холодильник. Надо быть постоянно рядом и контролировать процессы. Бывают моменты, когда открываешь печь, а у там что-то потекло, прилипло, треснуло. У нас были проблемы с электрической проводкой. Это серьезная работа, которая требует много внимания.
Вы участвовали в проекте «Мама-предприниматель». Что он Вам дал в профессиональном плане?
Он позволил найти единомышленников, появилось много новых знакомств, идей. Одна участница, которая занимается дизайном одежды, попросила меня сделать ей пуговицы для жакета в стиле Кандинского. Я сделала керамические пуговицы разных размеров, очень нестандартные: квадратиками, кружочками. Такой немного наивный, но, можно сказать, опыт дизайн-коллаборации.
Главное, после проекта мы с супругом решились приобрести помещение под будущую студию. Это моя мечта — студия прикладного творчества, где можно создавать украшения ручной работы и в целом прививать любовь к прикладному творчеству детям и взрослым. В первую очередь мы планируем проводить мастер-классы, вечерние встречи для семейных пар. Допустим, приходит пара: девушка делает украшение для молодого человека, а молодой человек для нее. Такая вещь будет ценна не просто как купленная в магазине, а потому, что в нее вложены эмоции.

Вы пробовали работать с эпоксидной смолой, гипсом, глиной…
К чему в итоге лежит душа?
Каждый мастер ищет свой материал, свою технику и направление. Те же броши сейчас мне проще делать из текстиля. Кольца хотелось бы научиться делать из фарфора.Творческая часть моей натуры никак не может успокоиться, хочет все-все-все попробовать. Например, в Академии был онлайн-курс по гобелену, я его посмотрела, безумно вдохновилась. Сейчас понимаю, что мне не хватает знаний по композиции. Хочу пойти на курс «Основы композиции и практическое проектированипе». Жизнь — это развитие. Так что я выбираю развитие в творчестве.
И что творчество привносит в Вашу жизнь?
Творчество — это возможность отвлечься, побыть наедине с собой. Семья и трое детей ко многому обязывают. Садишься за работу вечером в 10 часов, когда дети легли спать, берешь в руки глину — смотришь, а время шесть утра.
Когда ты творишь, время действительно летит. И для меня это всегда ночные и вечерние часы, когда я совершенно одна. Мне не нужны ни музыка, ни общение. Я разговариваю сама с собой через свои произведения.


Найдете пару слов благодарности для Русской Академии Ремесел?
Огромная благодарность Академии Ремесел! Было бы здорово организовать встречу выпускников всех курсов. Чтобы мы все могли вживую встретиться, поговорить, обсудить сотрудничество и обменяться опытом. Ведь очень много смежных направлений: стекло, керамика, металл, дерево… Это все про творчество.
Если вас вдохновила история Александры, предлагаем прочитать и другие истории выпускников Русской Академии Ремесел, получивших новую профессию по соцконтракту. О том, как подать подобную заявку на обучение, мы рассказываем тут.