Современное элитарное искусство на курсах «Художественная эмаль»
Интересно, как сегодня стать эмальером?В Средние века, например, было всё просто: родители приводили ребёнка к ювелиру и просили выучить. Лет пять-шесть ученик жил в доме мастера, занимался хозяйством, наблюдал, слушал, проникался духом мастерской. Потом подмастерье допускали к выполнению грубой работы по металлу, он набивал руку, измельчал и растирал стекло в порошки, присматривался к процессам. Годам к тридцати мог самостоятельно изготавливать украшения, например, с ювелирной эмалью, а дальше всё зависело только от желания и опыта.
В прошлом веке вхождение в профессию уже не требовало десятка лет обучения, а сегодня благодаря технологиям получить специальность эмальера можно в течение нескольких месяцев в Русской Академии Ремёсел, в том числе и дистанционно.
Секреты мастерства
Стремление человека украшать себя появилось раньше, чем необходимость одеваться. 23 сентября 2021 года издание Ancient Origins сообщило, что в Марокко найдено самое древнее в мире ожерелье, ему 142 000 лет. Менялось время, приходили новые технологии, появлялись серьги, кулоны, гребни из металла, камня, слоновой кости, а украшения с финифтью продолжают быть эксклюзивным, не массовым продуктом, хотя технология известна с Древнего Рима и Византии.Причина проста — дорого и трудоёмко. Русская эмаль началась с принятия византийской техники и только с XVI века стала самостоятельно развиваться, нарабатывая с помощью проб, ошибок и опыта базу для развития этого направления.
Чтобы сохранить ценные технологии декоративно-прикладного искусства, Русская Академия Ремёсел в 2010 году открыла курсы Художественная эмаль, Ювелир, Художественные витражи.
Художественные эмали были и остаются элитарным видом искусства, потому что их нельзя поставить на поток из-за трудоёмкой технологии. Сегодня предметы из непрозрачной цветной стекловидной массы можно создавать не только в художественных мастерских, технологии позволяют мастерам-любителям изготавливать их дома. И в этом легко убедиться, если посетить выставки и ярмарки.
На них представлены:
- посуда, выполненная в технике перегородчатой эмали;
- авторская мебель, украшенная вставками с перегородчатой эмалью;
- шкатулки, декорированные глазурью;
- картины в стиле эмалевой станковой живописи;
- украшения: броши, серьги, кулоны, кольца;
- мужские аксессуары: запонки, зажимы для галстуков, пуговицы;
- значки, медали.
Набор «Русский размер», Ростовская финифть. Серебро, эмалевая пластина, надглазурные краски, горячие эмали. |
Запонки «Крик». Серебро с эмалью, минанкари, горячая эмаль, MARIKO |
Шкатулка «Вдохновение». Мельхиор, серебро, бархат, горячая эмаль, надглазурные краски |
|
|
Эти предметы сочетают в себе лучшие традиции отечественного искусства с современными формами, новыми сюжетами, блестящим техническим исполнением.
Модная красота
Украшения с тонким разноцветным стекловидным покрытием продаются в ювелирных магазинах, однако, когда начинаешь выбирать, не всегда можешь найти «своё». Хочется что-то неповторимое, оригинальное, а такие украшения создаются в частном порядке, на заказ. И главное — их реально сделать самому.
Возьмём технику холодной ювелирной эмали. Она наиболее лёгкая: не нужно специального оборудования, долгих лет обучения. Коннекторы для серёг, кулонов, брелоков, краски или цветные чернила для покрытия изделий доступны в интернет-магазинах. Но можно самостоятельно приготовить глазурь из масляной краски, эпоксидной смолы и отвердителя. Купили шаблоны, придумали эскиз, заполнили коннекторы цветом и дали высохнуть. Изучив методику нанесения ювелирной эмали, легко создавать украшения самостоятельно и радовать близких милыми миниатюрами.
Другое дело — работа в технике горячей эмали. Горячая эмаль по сути — это разноцветное стекло, запечённое с серебром, золотом, медью в единое целое. Она обладает не только декоративными свойствами, но и защищает изделия от химического воздействия. Купола Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге были покрыты горячей эмалью в XIX веке и до сих пор как новые.
Процесс делится на 4 этапа:
- подготовка изделия;
- нанесение эмали;
- обжиг;
- финишная отделка.
В зависимости от металла, на который наносится стекловидная цветная масса, процесс различается. В составе массы есть медь, поэтому если наносить его, например, на серебро 925 пробы, надо учитывать, что при нагревании медь окисляется и покрывает серебро эпоксидной плёнкой, которая портит качество эмалевого полотна. Поэтому заготовку из серебра неоднократно нагревают и травят в кислоте, чтобы обогатить поверхностный слой металла.
Русские ювелиры любили искусство эмали по скани. Слово «скань» произошло от древнерусского «скати» и означает «свивать». Техника ещё известна как «филигрань». Тонкую проволоку из драгоценных металлов превращали в витой жгут и выкладывали из него узоры с ячейками. Для сцепления металла использовали финифть. Её получали путем перетирания кусочков стекла в мельчайшую массу. Стеклянным порошком заполняли ячейки и обжигали изделие при температуре 700-1000 °С в зависимости от сложности работы. На поверхности металла образуется тонкое стекловидное покрытие, срок службы которого — вечность.
В XIX веке в Европе искусство эмали переживает небывалый расцвет благодаря французскому ювелиру Рене Лалику. Он удивлял мастерством и оригинальностью, гармонично вплетая в украшения ранее несочетаемые материалы: слоновую кость и золото, черепаховый панцирь, серебро и финифть.
Рене Лалик. Техника эмали |
||
|
|
Россия на стыке веков не уступала Европе. В Москве и Санкт-Петербурге создаются фабрики, действуют мастерские для исследования процессов работы со стеклом и металлами, открываются училища, где по 5—6 лет готовят мастеров-ювелиров.
Известные ювелиры того времени Карл Фаберже, Фёдор Рюкерт, Павел Овчинников работали в разных техниках эмали: выемчатой, перегородчатой, оконной, живописной. Излюбленными цветами русской школы были бирюзовый, белый, синий и их оттенки. Однако с развитием искусства, в ходе многолетней практики цветовая палитра расширялась. Фёдор Рюкерт стал первым ювелиром, который начал использовать неоднородные эмали, включающие цветной крап, что привело к созданию новых глубоких тонов: розовых, фисташковых, охровых.
Фёдор Рюкерт |
Карл Фаберже |
Павел Овчинников |
|
|
|
Современные изделия совсем другие — смелые, яркие, энергичные. В них встречается чистота геометрических линий, силуэты людей, мифические персонажи. Новые формы и необычные оттенки позволяют сочетать украшения из эмали со стилем модерн, барокко или ретро.
Кулон «Солнце», горячая перегородчатая эмаль на меди. Александр Емельянов |
Серьги «Любовь», серебро, медь, горячая эмаль. Лариса Малахова |
Кулон «Грифон и Лань», серебро и эмаль. Ювелирная мастерская «ИСТА» |
|
|
|
Где получить профессию эмальера
Невероятно, но факт – ювелирные украшения и другие аксессуары с эмалью можно научиться делать самостоятельно. С 2010 года в Русской Академии Ремёсел запущен курс Художественная эмаль для любителей и профессионалов.
Курс рассчитан на 72 академических часа, но длится разное время, в зависимости от выбранной формы обучения: дневной, вечерней, дистанционной. Ценность его в том, что он даёт базовые знания, чтобы работать в 6 техниках:
- холодная эмаль по основе;
- холодная витражная эмаль;
- горячая перегородчатая эмаль;
- горячая оконная;
- финифть;
- выемчатая эмаль.
За период обучения слушатели знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, узнают технологию выполнения узора под эмаль, а также овладевают навыками:
- умеют наносить на изделия орнамент красками, эмалями, лаком;
- выполняют отделочные работы по меди, алюминию, серебру;
- могут работать с препаратами из золота, серебра и кобальта на глазурной поверхности.
Занятия проходят в малых группах (до 7 человек), а на онлайн-уроках — по 3—4, что позволяет каждому к концу курса создать 4 произведения по своим эскизам и 2 — по эскизу преподавателя.
Изделия наших выпускников | ||
|
|
|
При очном обучение все материалы входят в стоимость курса. Если слушатель желает попрактиковаться дома, понадобятся инструменты.
Для работы в технике холодной эмали необходимы краски, металлические кисти, шпатели, основы для работы.
Для горячей эмали нужны:
- двусторонние стеки;
- сито для насеивания стекловидной крошки;
- препараты: паста для полировки, отбелы для очистки и травления изделий, флюс для пайки серебра, сода для обезжиривания плоскостей;
- фиберглассовая щётка для очищения поверхности и металла;
- ступка фарфоровая;
- печь для запекания либо бокс для запекания в микроволновой печи.
Сложность технологии заключается в том, что краски при обжиге меняют первоначальный цвет, поэтому пока не наработан опыт, придётся ориентироваться на внутреннее чутьё. Некоторые производители под свои краски выпускают опытницы — пластины, где нанесены цвета после обжига. Под каждым цветом есть номер и температура плавления.
Для сгибания перегородок клаузоне (особого вида эмали) понадобится пинцет, а для работы в технике финифть — острый карандаш, калька и специальная игла. В каждой технике есть нюансы, поэтому инструмент и материалы разные, а ювелирные изделия с глазурью дорогие и создаются в единичных экземплярах.
Стоимость материалов зависит от производителя и цвета краски. Например, эмаль ювелирная, горячая, 20 грамм фирмы Ninomiya (Япония) продаётся по 500 рублей, а Дулево (Россия) — 300—400 рублей.
Где бы вы ни работали, необходимы маска для защиты дыхания, перчатки, рабочая одежда.
Если вы чувствуете интерес к прикладному искусству, хотите овладеть техникой эмалирования и попробовать свои силы в создании самобытной красоты, приходите на курс «Художественная эмаль».
Записывайтесь. Стартуем в октябре. Будет интересно!
Снигирева Александра