Современное элитарное искусство на курсах «Художественная эмаль»

Современное элитарное искусство на курсах «Художественная эмаль»

Интересно, как сегодня стать эмальером?

В Средние века, например, было всё просто: родители приводили ребёнка к ювелиру и просили выучить. Лет пять-шесть ученик жил в доме мастера, занимался хозяйством, наблюдал, слушал, проникался духом мастерской. Потом подмастерье допускали к выполнению грубой работы по металлу, он набивал руку, измельчал и растирал стекло в порошки, присматривался к процессам. Годам к тридцати мог самостоятельно изготавливать украшения, например, с ювелирной эмалью, а дальше всё зависело только от желания и опыта.

В прошлом веке вхождение в профессию уже не требовало десятка лет обучения, а сегодня благодаря технологиям получить специальность эмальера можно в течение нескольких месяцев в Русской Академии Ремёсел, в том числе и дистанционно.

Секреты мастерства

Стремление человека украшать себя появилось раньше, чем необходимость одеваться. 23 сентября 2021 года издание Ancient Origins сообщило, что в Марокко найдено самое древнее в мире ожерелье, ему 142 000 лет. Менялось время, приходили новые технологии, появлялись серьги, кулоны, гребни из металла, камня, слоновой кости, а украшения с финифтью продолжают быть эксклюзивным, не массовым продуктом, хотя технология известна с Древнего Рима и Византии.

Причина проста — дорого и трудоёмко. Русская эмаль началась с принятия византийской техники и только с XVI века стала самостоятельно развиваться, нарабатывая с помощью проб, ошибок и опыта базу для развития этого направления.

Чтобы сохранить ценные технологии декоративно-прикладного искусства, Русская Академия Ремёсел в 2010 году открыла курсы Художественная эмаль, Ювелир, Художественные витражи.

Художественные эмали были и остаются элитарным видом искусства, потому что их нельзя поставить на поток из-за трудоёмкой технологии. Сегодня предметы из непрозрачной цветной стекловидной массы можно создавать не только в художественных мастерских, технологии позволяют мастерам-любителям изготавливать их дома. И в этом легко убедиться, если посетить выставки и ярмарки.
На них представлены:
  • посуда, выполненная в технике перегородчатой эмали;
  • авторская мебель, украшенная вставками с перегородчатой эмалью;
  • шкатулки, декорированные глазурью;
  • картины в стиле эмалевой станковой живописи;
  • украшения: броши, серьги, кулоны, кольца;
  • мужские аксессуары: запонки, зажимы для галстуков, пуговицы;
  • значки, медали.
Набор «Русский размер», Ростовская финифть.
Серебро, эмалевая пластина, надглазурные краски, горячие эмали.
Запонки «Крик».
Серебро с эмалью, минанкари, горячая эмаль, MARIKO
Шкатулка «Вдохновение».
Мельхиор, серебро, бархат, горячая эмаль, надглазурные краски
 Техника художественной эмали. Серебро, эмалевая пластина, надглазурные краски, горячие эмали Запонки «Крик», серебро с эмалью, минанкари, горячая эмаль, MARIKO
Шкатулка «Вдохновение», мельхиор, серебро, бархат, горячая эмаль, надглазурные краски


Эти предметы сочетают в себе лучшие традиции отечественного искусства с современными формами, новыми сюжетами, блестящим техническим исполнением.

Модная красота

Украшения с тонким разноцветным стекловидным покрытием продаются в ювелирных магазинах, однако, когда начинаешь выбирать, не всегда можешь найти «своё». Хочется что-то неповторимое, оригинальное, а такие украшения создаются в частном порядке, на заказ. И главное — их реально сделать самому.

Возьмём технику холодной ювелирной эмали. Она наиболее лёгкая: не нужно специального оборудования, долгих лет обучения. Коннекторы для серёг, кулонов, брелоков, краски или цветные чернила для покрытия изделий доступны в интернет-магазинах. Но можно самостоятельно приготовить глазурь из масляной краски, эпоксидной смолы и отвердителя. Купили шаблоны, придумали эскиз, заполнили коннекторы цветом и дали высохнуть. Изучив методику нанесения ювелирной эмали, легко создавать украшения самостоятельно и радовать близких милыми миниатюрами.

Другое дело — работа в технике горячей эмали. Горячая эмаль по сути — это разноцветное стекло, запечённое с серебром, золотом, медью в единое целое. Она обладает не только декоративными свойствами, но и защищает изделия от химического воздействия. Купола Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге были покрыты горячей эмалью в XIX веке и до сих пор как новые.

Процесс делится на 4 этапа:

  • подготовка изделия;
  • нанесение эмали;
  • обжиг;
  • финишная отделка.

В зависимости от металла, на который наносится стекловидная цветная масса, процесс различается. В составе массы есть медь, поэтому если наносить его, например, на серебро 925 пробы, надо учитывать, что при нагревании медь окисляется и покрывает серебро эпоксидной плёнкой, которая портит качество эмалевого полотна. Поэтому заготовку из серебра неоднократно нагревают и травят в кислоте, чтобы обогатить поверхностный слой металла. 

Русские ювелиры любили искусство эмали по скани. Слово «скань» произошло от древнерусского «скати» и означает «свивать». Техника ещё известна как «филигрань». Тонкую проволоку из драгоценных металлов превращали в витой жгут и выкладывали из него узоры с ячейками. Для сцепления металла использовали финифть. Её получали путем перетирания кусочков стекла в мельчайшую массу. Стеклянным порошком заполняли ячейки и обжигали изделие при температуре 700-1000 °С в зависимости от сложности работы. На поверхности металла образуется тонкое стекловидное покрытие, срок службы которого — вечность.

В XIX веке в Европе искусство эмали переживает небывалый расцвет благодаря французскому ювелиру Рене Лалику. Он удивлял мастерством и оригинальностью, гармонично вплетая в украшения ранее несочетаемые материалы: слоновую кость и золото, черепаховый панцирь, серебро и финифть.

Рене Лалик. Техника эмали

Техника эмали Рене Лалика
Техника эмалирования рене Лалика  Техника эмали Рене Лалик

Россия на стыке веков не уступала Европе. В Москве и Санкт-Петербурге создаются фабрики, действуют мастерские для исследования процессов работы со стеклом и металлами, открываются училища, где по 5—6 лет готовят мастеров-ювелиров.

Известные ювелиры того времени Карл Фаберже, Фёдор Рюкерт, Павел Овчинников работали в разных техниках эмали: выемчатой, перегородчатой, оконной, живописной. Излюбленными цветами русской школы были бирюзовый, белый, синий и их оттенки. Однако с развитием искусства, в ходе многолетней практики цветовая палитра расширялась. Фёдор Рюкерт стал первым ювелиром, который начал использовать неоднородные эмали, включающие цветной крап, что привело к созданию новых глубоких тонов: розовых, фисташковых, охровых.

Фёдор Рюкерт
Карл Фаберже
Павел Овчинников 
Фёдор Рюкерт. Техника эмали
Карл Фаберже. Эмаль
Художественная эмаль. Павел Овчинников.

Современные изделия совсем другие — смелые, яркие, энергичные. В них встречается чистота геометрических линий, силуэты людей, мифические персонажи. Новые формы и необычные оттенки позволяют сочетать украшения из эмали со стилем модерн, барокко или ретро. 

Кулон «Солнце», горячая перегородчатая эмаль на меди. Александр Емельянов

Серьги «Любовь», серебро, медь, горячая эмаль. Лариса Малахова

Кулон «Грифон и Лань», серебро и эмаль. Ювелирная мастерская «ИСТА»

Кулон «Солнце», горячая перегородчатая эмаль на меди
Горячая эмаль, техника эмали
Эмалирование ювелирных украшений

Где получить профессию эмальера

Невероятно, но факт – ювелирные украшения и другие аксессуары с эмалью можно научиться делать самостоятельно. С 2010 года в Русской Академии Ремёсел запущен курс Художественная эмаль для любителей и профессионалов.

Курс рассчитан на 72 академических часа, но длится разное время, в зависимости от выбранной формы обучения: дневной, вечерней, дистанционной. Ценность его в том, что он даёт базовые знания, чтобы работать в 6 техниках:

  • холодная эмаль по основе; 
  • холодная витражная эмаль;
  • горячая перегородчатая эмаль;
  • горячая оконная;
  • финифть; 
  • выемчатая эмаль.

За период обучения слушатели знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, узнают технологию выполнения узора под эмаль, а также овладевают навыками:

  • умеют наносить на изделия орнамент красками, эмалями, лаком;
  • выполняют отделочные работы по меди, алюминию, серебру;
  • могут работать с препаратами из золота, серебра и кобальта на глазурной поверхности.

Занятия проходят в малых группах (до 7 человек), а на онлайн-уроках — по 3—4, что позволяет каждому к концу курса создать 4 произведения по своим эскизам и 2 — по эскизу преподавателя. 

Изделия наших выпускников
Обучение на курсах художественной эмали
Обучение на курсах художественной эмали
Обучение на курсах художественной эмали

При очном обучение все материалы входят в стоимость курса. Если слушатель желает попрактиковаться дома, понадобятся инструменты. 


Для работы в технике холодной эмали необходимы краски, металлические кисти, шпатели, основы для работы. 

Для горячей эмали нужны:

  • двусторонние стеки;
  • сито для насеивания стекловидной крошки;
  • препараты: паста для полировки, отбелы для очистки и травления изделий, флюс для пайки серебра, сода для обезжиривания плоскостей;
  • фиберглассовая щётка для очищения поверхности и металла;
  • ступка фарфоровая;
  • печь для запекания либо бокс для запекания в микроволновой печи.

Сложность технологии заключается в том, что краски при обжиге меняют первоначальный цвет, поэтому пока не наработан опыт, придётся ориентироваться на внутреннее чутьё. Некоторые производители под свои краски выпускают опытницы — пластины, где нанесены цвета после обжига. Под каждым цветом есть номер и температура плавления.

Для сгибания перегородок клаузоне (особого вида эмали) понадобится пинцет, а для работы в технике финифть — острый карандаш, калька и специальная игла. В каждой технике есть нюансы, поэтому инструмент и материалы разные, а ювелирные изделия с глазурью дорогие и создаются в единичных экземплярах.

Стоимость материалов зависит от производителя и цвета краски. Например, эмаль ювелирная, горячая, 20 грамм фирмы Ninomiya (Япония) продаётся по 500 рублей, а Дулево (Россия) — 300—400 рублей. 

Где бы вы ни работали, необходимы маска для защиты дыхания, перчатки, рабочая одежда. 

Если вы чувствуете интерес к прикладному искусству, хотите овладеть техникой эмалирования и попробовать свои силы в создании самобытной красоты, приходите на курс «Художественная эмаль»

Записывайтесь. Стартуем в октябре. Будет интересно!

Снигирева Александра




Другие Статьи: