Повышение квалификации учителей — можно ли получить декоративно-прикладную профессию и преподавать ее в школе?
Повышение квалификации учителей хоть и относится к дополнительному профессиональному образованию, но играет важную роль и для педагогов, и для всей образовательной системы. Основные цели грамотного повышения квалификации: получение новых знаний, умений и их дальнейшее применение в учебной и внеклассной работе, воспитании учеников, а также реализация своего профессионального потенциала. Кроме того, согласно статьям №47 (пункт 5.2) и №48 (пункт 7) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, преподаватель обязан повышать квалификацию один раз в три года. Есть особые случаи, когда можно инициировать обучение вне указанных временных рамок, — этот вопрос решается с директором школы.
Какие проблемы в стандартном допобразовании?
Сейчас популярны очные и дистанционные курсы повышения квалификации для учителей, длящиеся от 3–7 дней до 2–3 месяцев. Проводят их учебные центры и организации, а стоимость учебы варьируется от 1000 до 8000 рублей. После прохождения того или иного курса педагог получает удостоверение и отчитывается школьной администрации.
Казалось бы, довольно недорогая и удобная схема приобретения навыков. Но по многочисленным отзывам учителей, обучение чаще всего ограничивается прослушиванием лекций, без какой-либо увлекательной практики и наработки опыта. Каждое такое повышение квалификации становится для преподавателя лишь формальной процедурой, которую нужно пройти и затем получить документ (практически в 100% — это результат «в стол»).
Особенно больно подобные курсы бьют по педагогам начальных классов, ИЗО, труда и педработникам внеурочной деятельности — руководителям кружков и клубов по интересам. Именно они считаются самыми творческими участниками учебного процесса, а в некоторой степени и новаторами, внедряющими новые идеи в обучение детей.
Есть ли альтернатива повышения квалификации преподавателей?
Да, есть. Сегодня школы активно вводят в учебную программу различные практически направления, основанные на прикладных профессиях — керамика, мозаика, витражи, резьба по дереву, макетирование. Психологи отмечают, что постоянный ручной труд повышает у ребенка и подростка любознательность, творческую активность, стремление познавать окружающий мир, а также снимает напряжение и улучшает психоэмоциональное состояние. Для учителя овладение декоративно-прикладным искусством — не только интересное и перспективное повышение квалификации без потери драгоценного времени на курсах «ради документа», но и тренировка для мозга. Мелкая моторика положительно влияет на мышление, память, воображение взрослого человека и снимает стресс.
Рассмотрим шесть декоративно-прикладных направлений подробней.
Гончарное дело и керамика
В Русской Академии ремесел учитель может пройти курсы по керамике, а затем учить детей гончарному мастерству. Именно это повышение квалификации прошла наша выпускница Татьяна Донева — она преподает изобразительное искусство в школе №1502. Татьяна говорит, что керамика нашла ее сама и стала не только развитием в собственном творчестве и художественной профессии, но и некой отдушиной в рабочих буднях.
Ученики занимаются керамикой с искренним интересом, внимательностью и гордостью — каждый ребенок хочет сделать уникальное изделие и после обжига и глазурования отнести его домой. Уроки не отличаются от классической модели: вначале Татьяна знакомит юных гончаров с новой темой — в основном дети лепят небольшие чашки, тарелки, фигурки или панно — и показывает процесс и нюансы изготовления этого предмета. Далее исправляет ошибки в лепке и объясняет их — так у школьников нарабатываются навыки и умения — ставит оценки и кратко анализирует урок. А затем начинается ожидание:
— Дети с нетерпением ждут, когда пройдет обжиг, и они увидят свое изделие. Как внимательно ребята рассматривают его, как радуются! Эти мгновения бесценны.
Кому подойдет курс: учителям начальных классов, ИЗО, труда и преподавателям внеклассной работы. Глина и глазури — податливые и неопасные материалы, поэтому гончарные уроки можно проводить в 1–5 классах. По технике безопасности изделия всегда обжигает учитель — дети с печью никак не контактируют.
Мозаика
Еще одним направлением для повышения квалификации учителя может стать мозаика. Работать с мрамором, гранитом, смальтой (специальное плотное стекло — прим. редактора) и другим материалом интересно и необычно. Несмотря на кажущуюся сложность, это ремесло осваивают даже новички без какого-либо художественного или дизайнерского образования. Недавно мы беседовали с нашим художником-монументалистом Василиной Королёвой и узнали особенности профессии «Мозаичник» — полную статью читайте тут.
На курсе мозаики научат, как правильно выбирать технику набора, работать с инструментом, колоть камень и смальту и набирать изображение, чтобы оно выглядело цельным, буквально «нарисованным», полотном. После окончания курса учитель может проводить творческие уроки, мастер-классы и вести внеклассные занятия по набору мозаики. От педагога потребуется заранее наколоть камень или смальту и подготовить так называемый «картон» — деревянную форму с изображением, а от детей — фантазия, ловкость рук и смелые эксперименты с цветом и формами раздаточного материала.
Кому подойдет курс: учителям начальных классов, ИЗО, труда и внеурочной деятельности. Мозаичные уроки подойдут для 1–5 классов, при этом чем старше дети, тем чаще их можно привлекать к самостоятельной подготовке материала под контролем преподавателя.
Витражи
Станция метро «Новослободская» — показательный пример монументального витражного искусства, популярного в советские времена, но и сейчас не утратившего своей актуальности, яркости и креатива. Кажется, что витраж — та же мозаика, о которой мы говорили выше, но на самом деле это самостоятельное декоративно-прикладное направление. Здесь есть различные техники работы со стеклом — классический витраж, спекание стекла (фьюзинг), витраж Тиффани, спекание стекла в форму (моллирование) и другие.
Повышение квалификации преподавателей химии или физики можно пройти в Русской Академии ремесел на курсе витража. Работа с художественным стеклом — некая алхимия, но и у нее есть определенная технология. Школьного учителя научат выбирать стекло и сопутствующие материалы, пользоваться стеклорезом, паяльником и другими инструментами и оборудованием, а также создавать витражи в разных техниках.
Затем на уроках, где изучают состав и свойства стекла, учитель с детьми может делать витражные панно, вставки для шкафов и объемные фигуры — светильники, вазы, подсвечники. Ученики увидят, что несмотря на хрупкость и уязвимость стекла из него можно создать множество предметов декора и быта, изменяя только фактуру и цвет.
Кому подойдет курс: преподавателям точных наук, труда и внеклассных занятий. Так как в витражном искусстве используют колюще-режущие инструменты, для 1–5 классов оно не рекомендуется. Безопасно уроки по витражам можно проводить для детей 6–11 классов.
Резьба по дереву
Учителей труда и ИЗО наверняка заинтересуют курсы резьбы по дереву, где максимально много тактильности и взаимодействия с материалом. На наших занятиях работают с липой — это мягкая, легкая, податливая порода и начинающие резчики оттачивают на ней все навыки «общения с деревом». А именно резьбу: геометрическую (узоры, которыми еще с дохристианских времен украшали посуду, мебель, обереги, идолов — прим. редактора), контурную (похожа на сюжетный гравированный рисунок с резкими линиями и почти без светотени), рельефную (объемный орнамент, выступающий на передний фон), прорезную (за счет прорезания дерева насквозь изделие становится кружевным и ажурным) и другие миксовые техники.
Повышение квалификации учителей на курсе резьбы по дереву могут пройти и мужчины, и женщины — ошибочно думать, что с деревом могут работать исключительно мужчины. Весной 2023 у нас вышла статья «Дерево — очень теплый материал», где мы побеседовали с тремя выпускниками курса, и отдельный рассказ «Разные виды резьбы и скандинавская мифология» резчицы Рины Айзенхут. Из четверых резчиков — только один мужчина. Это говорит о популярности и доступности ремесла для женщин, а если смотреть в контексте школы — и для девочек-старшеклассниц.
Кабинет труда потребуется оснастить ручными резчицкими инструментами — ножами с разными по форме лезвиями и типу стали, стамесками, резцами по дереву, долотами, киянками. Учеников можно учить геометрической и контурной резьбе по липе — их освоить проще всего, получая при этом отличный результат и качество изделия. Для тех, кто успешно справился с заданиями и хочет развиваться, можно усложнить технику до рельефной. При явном интересе к резьбе совершеннолетним выпускникам школы можно рекомендовать наши курсы по работе с деревом.
Кому подойдет курс: учителям труда, ИЗО и внеклассных уроков. Резьба связана с острыми инструментами и так или иначе использованием физической силы, поэтому ее следует преподавать в 7–11 классах.
Аддитивные технологии
Сегодня о возможностях 3D-принтеров знают и дети — фигурки супергероев и персонажей мультфильмов появились в продаже уже давно. Но что будет, если в учебной или внеклассной программе школы появятся уроки 3D-печати? Безусловно, каждый ученик захочет создать и напечатать что-то свое. Кроме того, за аддитивными технологиями будущее — напечатанные образцы широко применяют в строительстве, медицине, ювелирном деле, творческих мастерских и на производствах. Освоив 3D-печать, ученик может найти себя в инновационных технологиях и после окончания школы продолжит развитие в отрасли.
Учителя информатики могут пройти курсы аддитивных технологий, а затем проводить настоящие 3D-уроки. На курсе учат 3D-моделированию и конструированию, необходимым настройкам 3D-принтера, подготовке цифровой модели к печати, а также работе в специальных программах. Передавать навыки и умения, соединяя учебу и мастерство XXI века, преподавателю будет легко — современные школьники настолько увлечены гаджетами, онлайн-играми, виртуальной реальностью, что дополнительные приглашения на 3D-уроки не потребуются.
Кому подойдет курс: учителям информатики и ИКТ, педагогам внеклассных дисциплин. Уроки 3D-печати понравятся детям 5–11 классов — во многих школах информатика начинается с 5-го класса в обязательном или факультативном формате.
Макетирование
И последний рекомендуемый вариант повышения квалификации преподавателей — курсы макетирования. Здесь научат проектировать свои макеты или делать их по готовым эскизам и чертежам, работать с разным материалом — бумагой, картоном, пластиком, эпоксидными смолами и силиконом, а также полностью собирать объект от подмакетника до реализации подсветки и ландшафта.
На уроках дети вместе с учителем могут моделировать дома, машины, корабли, самолеты и другие инсталляции и даже диорамы. Чаще всего за основу будущей работы берут исторический объект или воссоздают в миниатюре какую-либо сцену — реально произошедшую или выдуманную. Такие занятия помогут погрузиться в ту или иную историческую эпоху, а также развивать инженерное мышление, усидчивость и сообразительность ребенка.
Кому подойдет курс: учителям ИЗО, труда и внеклассной деятельности, преподающим в средних и старших классах. Материалы и инструменты для макетирования безопасны, поэтому уроки по этому направлению можно проводить в 5–11 классах.
Польза занятий декоративно-прикладным искусством
О психоэмоциональных плюсах уроков ручного труда мы сказали, а сейчас рассмотрим вопрос о положительных моментах для обеих сторон — учителя и учеников. Современный педагог должен постоянно развиваться в профессии, осваивать новые технологии, внедрять эффективные методы обучения и уметь увлекать детей в учебный процесс — всем этим требованиям отвечает ремесло.
Преподавая в школе прикладное искусство, в глазах каждого ребенка учитель становится мастером, на которого хотят равняться. Кроме ремесленных уроков, кружков и мастер-классов, в школе можно проводить выставки работ учеников или олимпиады и конкурсы между параллельными классами — учителя гордятся, когда их дети показывают хорошие результаты и выигрывают призовые места.
Занятия ручным трудом сплачивают класс — дети помогают друг другу, подсказывают, общаются по теме своих работ, оценивают и анализируют готовые проекты. Развивают они и личностные характеристики — фантазию, интеллект, аккуратность и ответственность за результат. Также ребенку прививается необходимость соблюдения порядка и чистоты — любой урок по ремеслу заканчивается уборкой рабочего места, мытьем инструментов и оборудования.
Поддержка учителя, участие и победы в творческих конкурсах побуждают интерес еще сильнее и, возможно, в будущем кто-то из детей станет керамистом, мозаичником, витражистом, резчиком по дереву, макетчиком или 3D-инженером. Базу и любовь к декоративно-прикладному искусству закладывают со школы — и это выполнимая задача для наших преподавателей.
Подводим итог
Освоение новой профессии может стать для педагогов заменой теоретических курсов, дающих только документ об окончании обучения. Новая квалификация дополнит уже имеющиеся знания, поможет проводить увлекательные уроки в обязательной и внеклассной программе или станет источником дополнительного дохода. В Русской Академии ремесел все курсы, указанные в статье, длятся по 72 академических часа — это 2–3 месяца учебы без отрыва от работы в школе:
- Курсы гончарного мастерства;
- Курсы мозаики;
- Курсы витража;
- Курсы резьбы по дереву;
- Курсы аддитивных технологий;
- Курсы макетирования.