Профессия «Мозаичник»: интервью с художником-монументалистом Василиной Королёвой

Профессия «Мозаичник»: интервью с художником-монументалистом Василиной Королёвой

Василина Королёва – преподаватель нашего нового курса мозаики. Закончила Рязанское художественное училище, МГАХИ им. В.И. Сурикова, стажировалась в Творческих мастерских Российской Академии художеств. Одна из известных и любимых работ автора – мозаика «Успение» на фасаде Успенского собора в подмосковной Коломне. Параллельно занимается станковой мозаикой и участвует в выставках. 

Мы узнали у Василины некоторые подробности ремесла, а также то, что профессионалы называют мозаичника – мозаичистом. Профессия мозаичник возникла в эпоху советских комбинатов (будет отдельная статья – прим. редактора), и именно это название профессии до сих пор используется в дипломах и сертификатах. Мозаичникам также присваивали категории мастерства. В нашей статье мы используем оба варианта.

Расскажите о процессе создания мозаичного панно

Чтобы начать работу над мозаикой, художник должен нарисовать или распечатать будущее изображение в натуральную величину (масштаб 1:1) – то есть подготовить так называемый «картон». Затем от планшета картон изолируется пленкой, а на его поверхность кладут специальную штукатурную сетку, под которой видны контуры изображения. Далее, в зависимости от модуля, иногда с помощью пинцета, мастер набирает изображение, используя мрамор или смальту. При изготовлении мозаики применяются различные клеевые и цементные составы.

Благодаря современным технологиям после набора мозаика получается гибкой и похожей на ковер. При этой технологии камни крепко приклеиваются к сетке. Это важно, так как мозаику чаще всего монтируют на потолок, своды, стены, и ее кусочки должны крепко держаться на поверхности.

Чем смальта отличается от каменной мозаики?

С натуральным камнем – мрамор, гранит, оникс – работать сложно, но интересно. У каждого из них неповторимый цвет и текстура. Мастерство мозаичиста заключается в том, чтобы подчинить себе стихию этого «живого» материала. Чаще всего для мозаики используют мрамор, он более легкий в обработке: сначала его пилят на полоски, а потом накалывают молотком на необходимые модули. Каменная мозаика выглядит архаичной, несет в себе энергетику прожитого камнем времени. Также камень дает сдержанную, благородную цветовую палитру.

Например, Александр Корноухов – художник-монументалист с мировым именем – много работает с натуральным камнем. Для его работ характерны изысканные, тонкие сочетания цветов.

Kornoukhov_mozaika-2.png

Александр Корноухов совместно с Ольгой Абрамовой. Напольная мозаика для храма Вифлеемских младенцев, Барнаул, 2014–2016. Фото с сайта www.kornoukhov.com

Смальта – это специальное гашеное стекло, которое позволяет добиться в мозаике блестящей фактуры и бесконечно яркой палитры. Сейчас технологи могут сделать ее практически любого цвета – это особая алхимия, порой загадочная для нас. Нужно понимать, что это не искусственный камень, а плотное стекло. Поэтому при работе со смальтой от мозаичиста потребуется серьезное мастерство: материал очень капризный и при неправильном обращении может рассыпаться на мелкие кусочки.

На курсе мозаики в Русской Академии ремесел мы научимся работать и с камнем, и со смальтой. Часто эти материалы для мозаики сочетают в единых композициях, когда автор играет на контрасте цвета и фактур, добиваясь при этом интересных эффектов.

Бесплатный вебинар «Профессия мозаичист»

Посмотрите запись вебинара с экспертом, преподавателем курса Василиной Королёвой: в чём заключается работа мозаичиста, какие нужны знания и навыки, на каких объектах и с какими заказами работают мозаичисты.

 Чем римская мозаика отличается от флорентийской?

Два наиболее известных направления в мозаике это римская и флорентийская мозаика – и у каждой из них свои особенности. Римская мозаика имеет глубокие корни – она появилась еще до нашей эры, и фактически не изменилась с того времени. Такая мозаика собирается из отдельных камней-кубиков одного размера, похожих на пиксели, которые формируют особую эстетику. В этой технике используют камни, смальту, золотую смальту, в составе которой находится настоящее сусальное золото.

Первые упоминания о работах, выполненных во флорентийской технике, датированы XVI веком (подробную историю мозаики с древнейших времен и до наших дней мы расскажем в одной из следующих статей – прим. редактора). В ней каждый элемент обтачивается специальным образом, обеспечивая максимальное примыкание. Техника ближе к ювелирному искусству – в флорентийскую мозаику могут инкрустировать полудрагоценные камни. 

В зависимости от выбранного стиля, мозаичист получает разный визуальный эффект мозаичного панно. Я работаю в технике римской мозаики – это классика, я ее очень люблю. Когда говорят о мозаике в принципе, чаще всего имеют в виду именно эту технику.

Золотая осень. Смальта, цемент. 60х60. 2022..jpg

Василина Королёва. «Золотая осень», золотая смальта, цемент. Фото автора

Чем конкретно занимается мозаичист? Что он должен знать и уметь?

Сразу уточню, что это высококвалифицированный исполнитель, который сочетает в себе навыки и художника, и ремесленника. Мозаичист набирает мозаичные панно, изображения, арт-объекты, предметы интерьера по своим рисункам или эскизам другого автора. Здесь работают с камнем и стеклом, поэтому важно, чтобы строго соблюдались все технологии и техника безопасности.

Из личностных качеств мастера отмечу склонность к ручному труду, аккуратность, усидчивость, терпение, художественное чутье, хороший глазомер и ответственность за качество выполненной работы. Чтобы стать мозаичистом, стоит изучить основы цветоведения, историю мозаичного искусства, знать наиболее известные памятники, чтобы ориентироваться на них в своей работе, уметь работать в различных техниках и с разным материалом, уметь самостоятельно накалывать камни, пользоваться специальными инструментами – смальтоколом, кусачками, щипцами, пинцетом и другими.

Каковы условия труда?

Обычно мозаику набирают в мастерской. Если это масштабный проект, то речь идет о помещении, где одновременно могут работать 10–20 мастеров. Когда панно большого размера, его часто делают по частям и окончательно собирают уже на объекте. В этом случае мозаичисты должны работать рядом и внимательно отслеживать процесс друг друга, иначе впоследствии отдельные части не соберутся вместе, не совпадут оттенки цвета или ряды.

По готовности осуществляется выезд на монтаж, но обычно мозаичисты в этом не участвуют. Есть специальные монтажники мозаик. Когда мозаика состоит из нескольких кусков, монтаж считается сложным, и на него приглашают мозаичников, принимавших участие в изготовлении. Они отслеживают художественный замысел и осуществляют доборы стыков, чтобы части собрались в единое произведение. Это важно, потому что ошибочно приклеенную к своду или стене мозаику уже не снять – ее придется сбивать и делать заново. Такого допускать нельзя.

Получается, что у мозаичиста проектная работа?

В основном, да. Мозаичисты живут от проекта к проекту, но сейчас эта профессия очень востребована и заказов много. Причем тематика и масштабы разные – от церковных мотивов до светских и декоративных полотен. Если человек трудолюбив, умеет работать аккуратно и красиво, он становится известным в этом кругу, и потом все хотят пригласить его в свой проект.

Из чего складывается заработок?

Чаще всего зарплата мозаичиста сдельная – рассчитывается исходя из того количество мозаики, которое он сделал. Ее считают по площади. Иногда мастеру платят по времени – за дни или месяцы работы. Этот способ более распространен в реставрации.

Я участвовала в крупных проектах, где студенты, которые работали даже не полный день и не ежедневно, получали около 30 000 рублей в месяц. Для них это была подработка, но замечу, что они набирали хорошо. У мозаичиста со средним опытом, работающего на полную ставку, зарплата доходит до 100–150 000 рублей в месяц.

В этой профессии всегда можно расти и достигать высокого уровня – порядок зарплат будет другой. Людей с художественным образованием, которые делают очень сложные и тонкие работы, знают по именам – они авторитеты мозаичного искусства.

Где востребованы специалисты по набору мозаики?

Сейчас, как я уже говорила, у профессии «Мозаичник монументально-декоративной живописи» очевидный взлет. Мозаикой облицовывают бассейны, джакузи, хамамы, фонтаны, вестибюли станций метро Москвы, Санкт-Петербурга, административные и частные здания. Востребована церковная мозаика, но у нее есть свои правила и каноны, которые обязательно нужно учитывать. 

Также развивается станковая мозаика – это небольшие работы: столешницы, камины, кухонные фартуки, вазы. Такими мозаиками можно декорировать интерьеры.

DSC_0494.jpg

Елена Кузнецова. Хамам, стеклянная мозаика, частные апартаменты в Москве. Фото автора

Кто приходит в эту профессию?

Изначально профессия «Мозаичник» считалась мужской. Сегодня в области монументальной мозаики количество мужчин и женщин приблизительно одинаково, а в области станковой – мозаичные картины, небольшие сувениры – женщин гораздо больше.

В монументальных мозаичных мастерских происходит разделение труда: предварительной обработкой больших камней чаще занимаются мужчины, а мелкие фрагменты создают женщины. Считается, что по своей природе женщина усидчивее, терпеливее, и ей такой кропотливый труд дается легче, чем импульсивному мужчине. По факту же ни пол, ни возраст, ни темперамент не ограничивают вход в профессию мозаичиста.

На обложке статьи: «Взаимодействие», станковая мозаика, смальта, металл. 2016 г. автор Кузнецова Е.А.



Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: