Обучись на ювелира. Что дальше?

Обучись на ювелира. Что дальше?

На Международной ювелирной выставке-конгрессе J1 обсуждались проблемы всей отрасли. Вопрос обучения и трудоустройства ювелиров стоит как перед образовательными организациями, так и перед производствами, большими и маленькими. Куда пойти молодому выпускнику вуза или ювелирных курсов? Какие есть возможности и с чем он реально столкнётся? Какие задачи стоят перед ювелирным сообществом для стимуляции и развития отрасли?
Мы собрали несколько мнений на этот счёт.

Яковлевна Мария Витальевна, доцент кафедры ДПИ ТГУ (Тольяттинский Государственный Университет)

Сегодня на Конгрессе J1 была дискуссия о ювелирном образовании, и представители всех школ пришли к единому выводу: главная проблема состоит в том, что у выпускников нет практики. В большинстве своем ювелирные производства отказываются принимать студентов. Потому что нет времени, нет сил, сложно выделить ресурс на обучение. Выпускников-ювелиров также не хотят принимать, потому что у них нет опыта. Получается замкнутый круг.

Раз ваших выпускников не берут на производства, куда они идут после обучения?

Мы и сами бывшие студенты. То есть часть идут в преподавание. Но большинство - в 3D, и не только в ювелирную отрасль. Владея 3D, можно уйти в другие направления.

Дина Насырова, вице-президент J1

Обеспечить выпускников-ювелиров работой - большая задача. Когда мы с сыном приехали в Америку выбирать ВУЗ, первое, что нам давали представители университетов - это список выпускников и организаций, куда они устроились на работу. ВУЗы гордятся трудоустройством своих студентов. Как это происходит у нас? Выпустился курс и “до свидания”. Мы наблюдаем, что запал молодых ювелиров довольно быстро заканчивается, потому что они не могут найти работу.

Система взаимодействия с предприятиями очень важна. Как минимум, предприятия нужно приглашать на защиту дипломных работ. Чтобы они видели - что сейчас делается, как, кто делает. Ильгиза всегда приглашает и МГХПА им. Строганова, и РГУ им. Косыгина. Он отсматривает и приглашает к себе тех, кто может работать с ним в одной команде. И заводам бы хорошо внедрить такую практику.

Самое интересно, что самим заводам это тоже нужно! Во время стратегической сессии в первый день Конгресса J1 мы синтезировали самые насущные вопросы, которые сейчас есть у ювелиров. Мы думали, будут говорить про финмониторинг, таможенные вопросы, а в итоге всё свелось к тому, что не хватает квалифицированных кадров.

Поэтому одна из задач нашей выставки - соединить производства и образовательные учреждения. И мы просим всех активно участвовать в ней!

Светлана Осипова, доцент кафедры ДПИ ТГУ

В больших городах последние 10 лет проходят достаточно крупные мероприятия, посвященные ювелирному искусству. Международные, российские, выставки-продажи, на которых не только профессионалы, но и обычные люди могут познакомиться с ювелирным миром и открыть для себя что-то новое, интересное.

Но когда живешь в небольшом городе, не то, что обывателям, работникам ювелирной индустрии сложно ломать собственные стереотипы. И приходится прикладывать множество усилий и смекалку. Что касаемо Тольятти, так, городские маркеты у нас также проводятся, но не на том уровне, как хотелось бы. И безусловно, на них сложно почерпнуть вдохновение молодым художникам.

Как и всегда, проблема финансирования актуальна и для современного образования. Если бы можно было спонсировать поездки студентам университетом и отправить их на ювелирную конгресс-выставку J1, это было бы замечательно. Из-за ограниченности кругозора, студенты не всегда представляют в полной мере тех возможностей, что могут быть им открыты после обучения. J1 первые, кто сделал образовательную конференцию и вывел её в режим онлайн! Сложно поверить, ведь на дворе 21 век! Спасибо, организаторам, что наконец-то это произошло :) По возвращению к образовательному процессу, мы обязательно включим видеоматериал в учебные семинары. Это надо делать в ближайшее время, потому что картина мира меняется очень быстро, все мгновенно устаревает. (прим.ред. - записи конференции J1 смотрите по ссылке)

Анна Минакова, креативный директор бренда Epic Jewellery

Куда идти выпускникам ювелирных курсов? Пусть приходят к нам. Я не говорю, что мы возьмём 100% людей, или даже десять, тут сложно прогнозировать конкретные цифры. Но я сегодня говорила во время нашего круглого стола на J1, что в Epic очень хорошая статистика по сотрудникам: сейчас работает 3 ювелира, выпускника МГХПА им. Строганова, которые учились у нашего шефа ателье Дамира Юрулина. Хотели стать учениками и прошли путь от подмастерья до младшего ювелира, сейчас они уже на должности ювелира. Даже самые молодые наши ювелиры могут делать достаточно сложные вещи. Например, кольцо одуванчик - от начала и до конца всю работу.

Кольцо "Одуванчик" Epic Jewellery

Кольцо «Одуванчик» Epic Jewellery

Чтобы устроиться на работу именно к нам, надо быть с нами на одной волне. И надо понимать, что если вы нам не понравитесь, это не значит, что вы плохие. Возможно, вам к Ильгизу Фазулзянову. Или, возможно, у вас прекрасные идеи работы флоры в эмали. Вы можете к нам прийти это показать, мы скажем - это классно, но не к нам.

На самом деле данное правило универсально. Когда ты идешь к кому-то, ты должен посмотреть, к кому, а не просто ломиться во все двери. Это мой совет всем, не только ювелирам. Часто к нам приходят, не понимая, что Epic - это архитектура, механика, титан. Приходят со своими идеями, которые могут быть сами по себе потрясающими, но их лучше принести в тот же Sokolov Jewellery - может быть, у тебя отличная идея масс-маркет продукции..?

Итак, надо понимать, куда ты идёшь. А после этого понимать, что нового ты предлагаешь. И надо уметь себя презентовать. Вот ты пришел, сколько времени тебе смогут уделить? 5-10 минут при нашем ритме жизни и объеме задач. Получается, у тебя считанные минуты, чтобы рассказать свой “сценарий”. Если ты за это время заинтересовал, то дальше найдутся и час, и два, и три. Ты можешь остаться учиться, работать. Но надо всегда ориентироваться на то, чтобы в это сжатое время показать себя и портфолио.

Портфолио тоже не должно быть огромным. Не надо присылать 200 работ, никто столько отсматривать не будет. Одна страница А4 написанная удобоваримым шрифтом, несколько примеров работ, которые считаете лучшими, и сопроводительное письмо: «Я... хочу работать/стажироваться у вас потому что… Я могу быть вам полезен… Вот такие у меня идеи… Мы сходимся в...»

Это простые правила игры, а не какой-то бином Ньютона. К сожалению, часто люди приходят и мямлят «..я чего-то там». Возможно, это часть нашей ментальности - считается нескромным заявлять о себе. Но мир меняется, становится более глобальным. И продавать себя - это правильно.

В качестве заключения

Светлана Осипова, доцент кафедры ДПИ ТГУ

До J1 у меня было такое представление, что в сфера образования все мы - конкуренты, и «каждый за себя». Но сегодня познакомившись с вами, в том числе, с другими представителями университетов, колледжей, профобразования, допобразования, оказалось, мы не одни, и проблемы у всех одинаковые. Правильно прозвучало предложение - нужно вступать в Гильдию ювелиров. Или создавать свою образовательную ювелирную гильдию :) Чтобы ставить вопрос не по отдельности, а сообща. Вот сидело сейчас 6 представителей, в которых я лично увидела общую направленность, желание решить эти проблемы. Само желание быть открытым и решать - это очень ценная задача, которая может быть сейчас поставлена. И перед образовательными организациями, и перед ювелирными производствами.

Материал подготовила Кристина Боброва для Русской Академии Ремёсел
Фото обложки - Ювелирная выставка-конгресс J1, источник  @dinailgiz
Фото анонса - конкурсная работа Елены Есауловой, приз зрительских симпатий.


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: