Мир художественной керамики на 4ceramics. Часть 1.

Мир художественной керамики на фестивале 4ceramics

Часть 1

29 февраля и 1 марта состоялся фестиваль керамики 4ceramics, уже хорошо известный в кругах профессионалов и привлекающий с каждым разом всё больше посетителей, не связанных напрямую с тематикой фестиваля. Но даже люди, пришедшие совсем “со стороны” задерживаются, проникаются, а то и влюбляются в мир керамики. 

Мы побывали на  4ceramics, чтобы почувствовать дух современной российской индустрии керамического хейнд-мейд, пообщаться с художниками и узнать для вас (и себя) интересное.

Материала получилось много, поэтому мы разделим статью на две части. В первой художники порассуждают о глине как таковой, во второй - о том, как продавать керамику, и что происходит в индустрии в целом. 

В работе с керамикой я считаю важным...

Наталья Вознесенская @vase_ceramics

Вкладывать душу в каждую свою работу. Главное, чтобы работа передавала часть внутреннего мира художника, который это делает.

А можно как-то по внешнему виду определить, вложил художник душу или нет? Есть критерии?

Сложный вопрос. Думаю, нужно идти от личности. Если хорошо знаешь человека, то поймёшь, вложился он или нет.

Наталья Вознесенская. Авторская ручная роспись. Тарелки сделаны на заказ для ресторана “Marisera”, Португалия.

Курлова Елена @gzhelena

Я домохозяйка, сидела дома с детьми на даче. Рядом Гжельский институт, и я решила просто социализироваться. Что важное в работе с керамикой? Что у меня появились друзья. 

Аня Марамыгина @forest_of_ann

Передать человеку особое ощущение, состояние. Чтобы человек посмотрел на работу, и мог окунуться куда-то. Мог зайти в этот лес, который я изображаю, и стать немного лесным жителем, а потом из него выйти, пойти по своим делам, а его частичку забрать с собой. Понятное дело, что мне нравится керамика. Но для меня важен даже не сам материал, а ощущение. 

88996756_899122907186893_3737948895093237787_n.jpg

Аня Марамыгина. Декоративная тарелка “Заболоченный лес”. 

Елизавета Солоницына, организатор 4ceramics @qrochka

В работе с керамикой важна собранность. Сконцентрированность.

Елена Ким @chaeum.ceramics

Терпение и смирение. Потому что результат очень часто непредсказуем. 

Можете оценить процент непредсказуемости?

Это зависит от того, на какой стадии мы находимся. Если на стадии  разработки новой серии, использования нового материала, то этот процент очень высок - до 50%. Например, вы используете какую-то новую глазурь и она потекла не так, как вы ожидали, тогда может быть и 100% брака. Если это уже опробованная серия, то там все стабильно. 10% брака - это хороший результат. 

Анастасия Чарина @charina_nastya

Не забывать про то, что я в первую очередь художник. И приоритет для меня - это не ремесло, а процесс самовыражения через материал. Через керамику я говорю с миром.

Анастасия Чарина. Чайник “Морепродукты”. Ручная лепка, ангобы, глазури 2020 г.

Три характеристики глины как материала.

Наталья Вознесенская @vase_ceramics

Независимая. Безграничная. Природная. 

Елена Ким @chaeum.ceramics

Универсальность. Она может повторять качества практически любого материала. 

Непредсказуемость. И податливость - возможность придать форму. При чем это двойственное качество - ты изменяешь форму, но она может тебе ответить :) 

86864363_2549110705409261_5741935739298381824_o.jpg

Елена Ким. Трехносый чайник.

Курлова Елена @gzhelena

Удобная в быту. Я люблю фарфор. Его, например, можно мыть в посудомойке. 

Ещё он красивый - это вторая характеристика. 

Третья - актуальный.

Когда люди представляют себе гжель, это обычно синяя кобальтовая роспись  с гжельским мазком. На самом деле такая гжель появилась в 50х-80х годах прошлого века. А до этого она была очень разная. Так что я решила слегка уйти от того, что стало традиционным. Гжельские художники всегда старались делать то, что модно и популярно. Например, в  XVIII веке все делали под Китай, в XIX появились другие общеевропейские тренды, им следовали и российские заводы, гжельский в том числе. Мне кажется, что сейчас на пике популярности интернет-мемасики. Я их делаю. Я следую гжельской традиции и традиции фарфористов и делаю то, что модно и актуально на данный момент. 

Елена Курлова. Декоративная плитка. 

Аня Марамыгина @forest_of_ann

Иногда кажется, что глина сама по себе. Я прикладываю усилия, но при этом она как дикий зверь самостоятельна. Я ставлю обжиг, придумываю идею, делаю эскиз, крашу, а в итоге достаю из печи и думаю: “она сделала все по-своему”. Нужно несколько дней, чтобы вещь полежала, чтобы к ней привыкнуть.

А бывает, что не получается привыкнуть?

Да, бывает, и я перекрашиваю по 3-4 раза, чтобы добиться нужного результата. 

Мне нравится экспериментировать именно с глазурью: например, взять эмалевидную, бесцветную, глянцевую, матовую, прозрачную, непрозрачную и перемешать в разном составе и пропорциях. Когда они накладываются друг на друга, появляются разные эффекты. Ещё я люблю делать международные глазури - собираю у друзей-керамистов ненужные баночки с остатками глазурей, все в одну перемешиваю и получаю основной фон. Чаще всего серый. Иногда можно туда бахнуть пигмента, и они получаются темно-синие, темно-зеленые. Иногда идеи приходят так: я веду мастер-классы у детей, они что-нибудь наляпают, намешают цвета, а я после обжига смотрю - ого, ничего себе, что получилось!! - и беру у них эту идею. 

Елизавета Солоницына, организатор 4ceramics @qrochka

Глина - пластичная, имеющая память, живая. Когда ты общаешься с глиной, твое состояние переносится на неё. Из-за этого она живая - как ты с ней общаешься, так она и выдаёт результат. 

Бывало такое, что вы с ней общаетесь, а она “не хочет” общаться с вами?

Были проекты, когда ты, вроде, делаешь всё как обычно, но появляется треск. Потом ты анализируешь, и понимаешь, что на самом деле не хотела это делать. Вспоминаешь, в каком ты была состоянии или что было с заказчиком. Я в это верю. Иногда четко прослеживается, что есть какое-то внутреннее сопротивление, и оно вот так проявляется. 

Анастасия Чарина @charina_nastya

1) Вариативность. Глина до того пластична и податлива, что может превратиться во что угодно в грамотных руках.

2) Универсальность. Керамика - это и вид искусства, и посуда, и мебель, и украшения, и предметы интерьера, и панно, и камины, и украшение сада, и даже строительный материал (кирпич). Не говоря уже о передовых видах технологической керамики (зубы, космос, ножи итд). (прим. ред. - подробнее о сферах применения керамики читайте в статье). 

3) Способность удивлять. Даже когда 20 лет занимаешься керамикой, постоянно есть куда углубляться. Тут столько направлений деятельности, что даже за целую жизнь всего не освоить в должной степени.

Вторая часть статьи.

На обложке - работа Елизавета Солоницына. “Мост”.

Материал подготовила Кристина Боброва, специально для Русской Академии Ремёсел




Другие Статьи: