Животрепещущий вопрос. Если вы знаете ответ на него, расскажите :) Я не знаю. Маркетологи говорят, ищите целевую аудиторию. Но я никак не могу понять, что это такое и где оно живёт.
Думаю, надо искать единомышленников. На маркете видно по человеку: я с 30%-й вероятностью могу определить, кто остановится и заинтересуется. Это очень интересный феномен.
Как считаете, перенасыщен сейчас рынок?
Сейчас произошёл взрыв керамического интереса. Но всё-таки народ пока ещё привержен к традиционному виду керамики (гжель, майолика). И только очень тонкая прослойка людей интересуется альтернативной керамикой.
Произошла парадоксальная вещь. Ручная керамика стала модной среди мейкеров. И она стала модной при ещё не выросшем потребительском интересе. Предложение перекрывает интерес, на мой взгляд.
Елена Вознесенская. Ваза. Восстановительный обжиг раку.
Елена Ким @chaeum.ceramics
Как найти своего покупателя - это болезненный вопрос. Для всех, не только для керамистов. Я думаю, что, во-первых, нужно делать то, что нравится. Потому что если делать не то, что нравится, это всегда чувствуется «шестым чувством». Если мастер ощущает работу как обязаловку, и ему тяжело, то покупателю это тоже как-то передаётся.
В моём понимании, не так много каждому керамисту нужно покупателей. Если у него есть небольшая армия своих покупателей человек в 200-300, этого вполне достаточно. А как её найти? Надо четко понимать, на кого вы ориентируетесь. Целевая аудитория - не пустой звук. Нужно знать, кто твои покупатели, как будут использовать, для чего им нужна керамика, кому будут её дарить, какие эмоции при этом испытывать.
Курлова Елена @gzhelena
Через Инстаграм. Я завела страничку, даю таргетированную рекламу, ставлю хэштеги.
Могу сказать, что процентов 70% пришедших на маркет - это тоже люди из инстаграма. Почти не бывает такого, чтобы человек проходил мимо и купил. Получается довольно длительная история выстраивания отношений с покупателями: сначала нужно привлечь внимание, потом рассказать историю. Например, у меня есть наклонённые бокалы, как они появились? Мы были в Люцерне, и там кофе-люц подают вот в таких наклоненных бокалах, и я решила тоже это сделать, но они у меня были с лицехватами. Я про это пишу, а люди любят истории. Поэтому в основном покупатель приходит подготовленный, и уже знает, чего хочет.
Для коммерческого развития - делать большие заказы.
Для личного - вести инстаграм, социальные сети. Сейчас мало галерей, которые продают керамику, этот рынок ещё растёт.
Анастасия Чарина @charina_nastya
Быть честной с собой. Можно бесконечно прогибаться под публику и делать то, что заведомо понравится большинству. Но это путь для тех, кому нечего терять. Я имею в виду - нет амбиций на что-то большее. Но если они имеются, то такой путь может быть лишь временным. Параллельно надо растить и подкармливать в себе художника, которому важны не деньги, а сам процесс. Это вообще-то сложно. Быть честным с собой. Но когда втягиваешься - это такой кайф, что ничто с ним не сравнится. Пока не начали продаваться сложные для восприятия работы, нужно как-то жить. Поэтому приходится искать компромисс. Например преподавание, как у меня. Это даёт мне волю делать все, что я сама захочу. И с лёгкостью отказываться от заказов. Даже интересных. Потому что просто не хочу тратить на это время.
Я думаю, что мой покупатель по большей части не в России. Хотя и тут находятся ценители. Поэтому постепенно хочу выходить на международный уровень. Пока занимаюсь английским языком и прощупываю почву на момент международных контактов.
Как нынешний покупатель относится к керамике - с практической точки зрения или как к произведению искусства?
Елена Ким @chaeum.ceramics
Это вопрос нескольких слоев. Во-первых, у нас керамика ещё не очень развита. В Америке, например, не прерывалась керамическая история и было время на формирование традиций, связанных с использованием керамики. Там уже есть культура потребления, культура использования керамики в быту, а также культура продаж. Мы только в начале пути, нужно эту культуру прививать. Нельзя сразу предлагать непривычное и много, потому что человек не готов, он ещё никогда этим не пользовался. Он должен сначала взять, почувствовать вкус… Когда вы начнёте пить из такой чашки, вы поймёте, что есть разница. Пока вы это поймете, пройдёт время. Возможно, нужно будет ещё поесть из этой тарелки. Потом ещё что-то. И в какой-то момент вы осознаете, что у вас произошёл сдвиг. То есть надо «подсадить»человека на керамику.
«Начинающие» покупатели берут что-то небольшое, что можно использовать в быту. Функциональность привлекает.
Елена Ким. Ваза.
Курлова Елена @gzhelena
Мне кажется, что люди уже немного устали от Икеи. Бывает, кажется, сделаешь дешевое и простое, и оно пойдет в народ. Например, у меня есть дешёвые чашки с зубами, и они хорошо продаются. А есть чайники с «чужими» и с горгульей, они дорогие. Но их народ берёт лучше, и если чаши остаются, то чайники после маркетов - нет. Поэтому я бы не сказала, что люди хотят только Икею и только дешево.
Елизавета Солоницына, организатор 4ceramics
Мне кажется, в реальности утилитарная керамика больше занимает рынка. Потому что она понятна.
В мире вообще больше покупают керамику для использования. Здесь, на 4ceramics, мы стараемся обратить внимание покупателей на то, что есть не утилитарная керамика. Мы даём импульс, поэтому здесь не только маркет, но и выставка. Художественные работы покупают примерно 30% посетителей. Мы делаем так, чтобы их стало больше, чтобы люди пересмотрели свои позиции и расширяли кругозор.
Насколько далек российский покупатель от замены фабричной посуды на ручную работу?
На это есть тренд. Ресторанный бизнес переходит на ручную посуду. И обычный потребитель тоже понимает, что это уникально. В нынешнем мире потребления уже наступает пресыщение, и хочется чистоты. Чтобы одна чашка была. Не пять одинаковых, а одна с изюминкой.
Анастасия Чарина @charina_nastya
С одной стороны, керамика набирает обороты популярности, все больше людей, так или иначе, с ней соприкасаются и пробуют себя в этой области. С другой стороны, пока у людей нет понимания, что хорошо, а что плохо. До недавнего времени были жутко популярны керамические гранаты (на самом деле они до сих пор популярны, но вроде эта истерия пошла на спад). И сложно объяснить толпе, что вовсе не к этому стоит стремиться и не это ценить. Что керамика - это не просто блестящая глазурь. Что есть такое понятие, как художественная ценность и неповторимость керамических работ. Что это не только кружка с прикольной надписью, а ещё и один из видов искусства. Но мы на верном пути, я считаю.
То, что есть такое событие, как 4ceramics и то, что оно из маркета давно превратилось в знаковый фестиваль, - о многом говорит. Ещё немного, и он станет престижным и международным, я в этом уверена. Наравне с европейскими подобными фестивалями керамики.
Публику нужно себе растить, воспитывать ее высококлассными работами, прививать чувство вкуса, разборчивость. Это сложно, потому что результат отсроченный. Но он точно будет, не сомневаюсь в этом.
На обложке работа Анастасии Чариной. Объекты из серии «Вазы». Ручная лепка, глазури, ангобы.
Материал подготовила Кристина Боброва, специально для Русской Академии Ремёсел