Как укрепить свой бренд ремесленнику, художнику, дизайнеру.
По многочисленным просьбам студентов Русской Академии Ремёсел мы начинаем серию публикаций по темам: как мастеру ремесленнику развивать бизнес, художнику укрепить свой бренд, и дизайнеру завоевать потребительский рынок.
Сегодняшний материал об имидже и бренде.
В условиях экономического кризиса и падения интереса к продукции ремесленников, есть много примеров активных и успешных художников и ремесленников, мастеров народного промысла. Каждый добивается успеха своими путями, но есть и общее, то, что делает их успешными: талант, трудолюбие, порядок, имидж. Статья посвящена вопросам имиджа и именного бренда. Имидж бренда создает себе сам мастер, его имя, его почерк и стиль творчества. Имидж это его авторское лицо – неповторимое и запоминающееся. Бренд это успешное позиционирование себя среди коллег по цеху и на потребительском рынке, на аукционах, выставках, галереях, как в России, так и за рубежом.
Значение и этимология слов «художник», «ремесленник», «мастер» можно позаимствовать из словарей. Мы не будем увлекаться давними спорами о том, является ли художник ремесленником, а ремесленник художником. Предмет нашего исследования - как рождаются, развиваются и тускнеют именные бренды. И еще важно ответить на вопрос, как быстро и какими путями завоевать потребительский рынок. И попутно мы попробуем затронуть такой немаловажный вопрос, какой бренд придумать и выбрать для себя любимого. В качестве примера рассмотрим материалы ремесленника: стекло, керамика, металл, микс материалов. Исследуя материалы ручного творчества, можно сделать вывод, что не важно, с чем именно вы работаете, главное почувствовать в материале красоту и донести её до аудитории в форме и цвете. А также на примере синтеза материалов в сфере услуг (энжине и архитектуры малых форм), где происходит микширование материалов, умений, знаний, ремесла и конструкторского мышления показать непростой путь художника к завоеванию потребительского рынка России и зарубежья.
Ассоциации с брендом
Бренд должен вызывать устойчивые ассоциации с тем материалом, в котором вы работаете.
Например. Какие материалы у вас возникают в воображении, когда вы слышите имя Вячеслава Зайцева? Ткани. Какие материалы представляете, когда слышите фамилию Фаберже? Драгоценные камни и драгметалл. Продолжите линейку материалов: мрамор, дерево, керамика, художественный металл. Кто лучше всех делал мраморные скульптуры? Микеланджело. Какие бренды и фамилии у вас ассоциируются с деревянными скульптурами и изделиями из дерева? Сергей Бобков. А с цветным металлом? Церетели. Как следствие, ваше имя, ваш именной бренд в первую очередь должен рождать ассоциации у потребителя с вашими материалами. Поэтому о своем материале вы должны знать всё. Стать академиком и экспертом по материалу, с которым вы работаете. Но с ним работают и ваши коллеги по цеху (не конкуренты, а именно коллеги), с которыми вы обязаны дружить и отличаться от них стилем, приемами, технологиями, почерком.
К примеру, художественная керамика. Как можно отличаться от других художников керамистов? Надо ответить себе на простые вопросы. Что я не буду делать? В списке, что вы не будете делать, окажется весьма широкий сегмент рынка, в котором работают все керамисты. Далее надо найти узкую специфическую нишу, в которой работают единицы. К примеру, керамика ювелирная. Или керамика монументальная. Далее. В этой узкой области надо найти еще более узкую специализацию, в которой никто не работает. К примеру, в ювелирной керамике узкая ниша лаковая миниатюра, или перегородчатая эмаль. Но выбор за вами. Может ваш любимый стиль кружки в орнаменте, или китчевые горшки. Но тогда вам придется конкурировать еще с тысячью таких же мастеров и ваш бренд вам не поможет. Отсюда (из китча) можно выбраться только одним путем – разработать свой авторский стиль и привязать к нему свое имя. Материал, почерк автора, стиль и бренд. Это основа успеха.
Не следует пренебрегать простыми житейскими советами от рядовых ремесленников и дизайнеров средней руки о том, как продвигать свой китчевый товар на рынке. Такие советы дают на Ярмарке мастеров Бахова Светлана, Сергей Щербинин. А также новые ремесленники Павел Чвилёв и Андрей Ефанов. А профессионалы менеджеры Кевин Келли и Клаудио Фернандес-Араос говорят, что если вы не меняете свою линейку технологии, стандарты качества и личный имидж каждые пять лет, то вы безнадежно отстаете от конкурентов, у которых есть новые технологии, новые инвестиции, новые знания.
Имиджевые и нарицательные бренды
Имидж это портрет мастера и его форма, цвет, звуковой ряд, клеймо качества и логотип. Как, например, у Дмитрия Ткачук его личный бренд это АРТДЕК. Бренд и лицо фирмы «Кречет» это Сергей Власов. Евгений Андреев создал свой бренд Кожевенная школа «Процветание». Николай Табачков создатель своего бренда Лаборатория художественного металла Artmetallab. Именной бренд инженера художника часовщика - Валентин Ерофеев. Художник керамист Владимир Ковалев и художник стеклодув Александр Дворцевой назвали свои бренды своим собственным именем, как это сделали известные мировые бренды Луи Шевроле, Михаил Калашников, Андрей Коркунов, Олег Тиньков и другие. Каждый мастер выбирает себе то словосочетание или то название, которое в данной стране и в данный период времени соответствует его комфортной и успешной жизни и развитию.
Время и мода
Мастеру ремесленнику надо соответствовать времени и моде. Используя Digital гаджеты можно даже залежалую продукцию изделий ремесленников успешно продавать.
Многие художники идут другим путем. Они оттачивают мастерство, разрабатывают новые модели и ищут новый стиль и новое формотворчество в своем искусстве. И это тоже важная составляющая развития бренда, это нужно делать ежегодно для поднятия своего имиджа.
В современном мире имидж необходим для отстаивания позиций на рынке, а также для удержания своего потребителя. Наличие у мастера ремесленника собственного неповторимого имиджа позволяет снизить влияние конкурентов, а иногда и существенно превзойти их. Бренд, обладающий собственным уникальным имиджем, получает неоспоримое конкурентное преимущество. Продукт мастера становится узнаваемым. Мастер-ремесленник имеет реальные шансы снизить собственные затраты на дальнейшее продвижение своего товара, так как на определенном этапе потребитель начинает сам рекомендовать данный продукт окружающим. Имидж бренда – это комплекс элементов образа воздействующего на слух, взор, запах и вкус. Сделаем небольшой анализ ныне успешных брендов из среды ремесленников, художников, дизайнеров, мастеровых, энжине.
ПЕРСОНАЛИИ
Художник по металлу Николай Табачков
Сегодня он руководит лабораторией художественного металла Artmetallab. Мастерская называется «лабораторией» не случайно: эксперименты с технологиями и декоративными поверхностями здесь ведутся постоянно: ковка, сварка, литье, травление – лишь некоторый перечень способов подчинить себе металл. Музыка металла Николая Табачкова завораживает, как законченные произведения искусства, где каждый элемент ковки на своем месте и гармонирует со всем пространством. Он ловко экспериментирует с металлом, керамикой, стеклом и деревом. Вкрапления и неожиданные акценты оживляют металл, создавая живописную композицию совершенства и гармонии. Кованые изделия Табачкова очень дорогие, сложные и неповторимые. Повторить его музыку в металле невозможно. Подражать Табачкову можно. Превзойти невозможно. Устойчивый бренд на Российском рынке - Николай Табачков.
Монументальный столб для лестничного ограждения. Николай Табачков. Мастерская Artmetallab
Каминные собаки.
Николай Табачков. Мастерская Artmetallab
Копии Эдгара Брандта. Николай Табачков. МастерскаяArtmetallab
Художник керамист Владимир Ковалев
Керамика Ковалева подлинно авторская. Он не повторяет прототипы, а живо, свежо и остроумно разыгрывает свою творческую программу. Его почерк легко узнаваем и его приласкали в столичном архитектурном бомонде. Становление бренда Ковалева шло долго. Как всегда, сработало правило – нужно оказаться в нужном месте и в нужный час, чтоб началось везение. Но везение это результат предыдущих неудач, экспериментов и побед. Так что, везение это всегда закономерность трудолюбия. В художественной керамике очень много мэтров, особенно в Московском регионе: Лебедев, Кудряшов, Взоров, Миллер, Поверин и другие. Но Ковалев не похож в своем авторском кредо ни на кого из них. Керамику Ковалева можно встретить в музеях, галереях и частных коллекциях России, Германии, Англии, Франции, Голландии, Японии и США. Цитата Ковалева Владимира: «Моя духовная задача как художника-керамиста и исследователя состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о положительном влиянии керамики на каждого человека через божественную радугу цвета, художественный символизм и живую глину».
Дизайн бассейна для дома «Старая Казань» Арт-Керамика Владимира Ковалёва Источник фото
Камин «Маки»
Арт-Керамика Владимира Ковалёва Источник фото
Украшение фасада медальонами Арт-Керамика Владимира Ковалёва Источник фото
Художник стеклодув Александр Дворцевой
У любого художника и ремесленника наступает момент, когда надо сделать что-то новое и креативное - не просто сосуд из дутого стекла, а то, что заметят и запомнят. В лихие девяностые Александр вступил в Союз художников России. Последние пять лет у художника было очень много новых творческих экспериментов в технологиях выдувания новых форм и фактур. Много приходилось заниматься реставрацией произведений искусства из музеев Третьяковки, ГИМ, Коломенское, Эрмитаж. На сегодняшний день (август 2018) Дворцевой единственный российский художник стеклодув европейского уровня. Его помощница и ученица Аврора продолжает традиции экспериментов и художественных изысков Александра Дворцевого. Судя по её арт-объектам, самые лучшие работы Авроры еще не сделаны.
Много учеников по работе с кожей у Евгения Андреева в кожевенной школе «Процветание». Параллельно существуют два бренда: Евгений Андреев и кожевенная школа «Процветание».
Евгений долго шел к созданию своего бренда и мигрировал по разным мастерским, пока не понял, что сначала надо разработать свои методики и технологии, добиться успеха на потребительском и художественном уровне, а потом думать о своем бренде. На становление и завоевание авторитета у Евгения ушло пять лет. Но он молодой художник. И он еще удивит Московский снобистский бомонд дизайнеров новыми открытиями в мире художественной кожи. Его работы еще мало известны за пределами России, но учитывая его молодость и энергию, о нем скоро заговорят в галереях и аукционах произведений декоративно-прикладного искусства.
Работа Евгения Андреева
Работа Евгения Андреева
Дмитрий Ткачук, дизайнер печей и каминов
Дмитрий Ткачук и его бренд
АРТДЕК создавались долго. До АРТДЕК у Дмитрия было пять брендов. Он сейчас все и не вспомнит, но то что осталось на слуху у специалистов не очень благозвучно и тяжело запоминалось: Душа огня, Агни, Кубера, Спарк. Сейчас он признанный специалист, конструктор, дизайнер, инженер по архитектуре малых форм. Как он сам говорит « Я работаю со вторым эшелоном». Это означает, что для первых лиц он не рискует творить, а для вице президентов, вице-премьеров, заместителей и вторых лиц государства он делает великолепные печи, камины, архитектуру малых форм. Он смело экспериментирует с формами (овальная баня), придумывает новшества (углегенератор, дымогенератор), укрощает огонь и заставляет дым опускаться вниз, создает эффектные шоу огня, наклоняя заднюю стенку топливника под определенным углом и т.д. Ему принадлежат около десяти изобретений в печестроении, которые он охотно распространяет в массы печников и строителей: прыгающий огонь, саморегулирующаяся печь, диммеровая и сенсорная задвижка и много других изобретений. Учитывая его молодой возраст и творческую энергию конструктора, Дмитрий еще введет в теорию и практику печестроения много новшеств и изобретений. Дмитрий пока работает на внутреннем рынке и в странах СНГ. Но в европейском дизайне и тенденциях моды хорошо разбирается, и где-то даже опережает эти тенденции в облицовке, форме, линиях, цвете.
Трехсторонний камин с термостеклом и декорированный нержавейкой. АРТДЕК
Валентин Ерофеев
Художник инженер, часовых дел мастер
Валентин Ерофеев говорит сам о себе и о своем творчестве инженера-ремесленника «...часовое дело – это сочетание трех составляющих: прекрасного, то есть искусства, точных наук (энжине) и ручного опыта. Недавно я где-то вычитал забавную фразу, что если человек находит дело своей жизни, ему больше не приходится работать ни дня. Это, в принципе, правда. Есть очень хороший посыл, даже два посыла, которые я понял за время работы в часовом деле, хотя применимы они не только в нём. Для меня важно – делать все детали качественно. Одну и ту же работу можно сделать плохо, а можно сделать хорошо, причём на это уйдёт примерно одинаковое время…» У Валентина было четыре бренда, о которых он вспоминает с ностальгией. Ему помогали создавать бренды его соратники и друзья: Андрей Дмитриев, Вадим Курьянов. Некоторые из старых брендов работают и сегодня. Это Часовая Академия, Бюро точных механизмов, Хроноскоп и Инженерное Бюро Приборов Времени. Валентин Ерофеев настолько молод, что ему легко обойти мировые именные бренды, такие как Константин Чайкин, Ева Лойб, Томас Прэшер, Роджер Смит, Джордж Дэниэлз.
Валентин Ерофеев, часовщик
Авторская работа часовщика Валентина Ерофеева
Сергей Власов
Художник рыцарского снаряжения и квестов ИГРОМИРА Сергей Власов долго шел к признанию. Сначала он был кузнецом, сварщиком, сборщиком. Потом с Петром Поляк организовал мастерскую рыцарского снаряжения. И у него сразу почти все получилось. Он создал свой именной
бренд Кречет. Но он только в начале своего творческого пути. Если он не «выгорит» в профессии, то он станет выдающимся художником по металлическим костюмам и дизайнером футуристической (рыцарской) одежды и признанным мэтром. Эталоном. Какими сейчас являются эталоны Кунц Лохнера, Миссалья, Конрад Зойзенхофер.
«…Большинство наших заказчиков – это люди, которые хотят создавать что-то новое, уникальное. Им неинтересно брать что-то уже готовое, сделанное в Китае или даже в Италии. У них есть своя идея, которую они хотят воплотить в жизнь. Мы, как конструкторы, превращаем эскизы в чертежи, чертежи в технологическую карту, а карту в изделие. Мы используем и лазерную резку, и гидроабразив, и трёхкоординатный фрезер, и 3D-принтеры. Костюм – это анатомия и эргономика, поэтому работать с металлом здесь проще вручную: где-то отрезать, где-то подварить, где-то ударить молотком. При создании костюмов именно по стальной форме видны все нюансы. Поэтому доля ручного труда у нас была и всегда будет высокой, причём отнюдь не только при изготовлении доспехов. Сегодня мы работаем с очень широким спектром материалов: металлами, пластиком, деревом, кожей, различными композитами и электроникой. Правда, сам я сейчас занимаюсь по большей части административными вопросами, а Пётр Поляк сосредоточился исключительно на латах. Он, без сомнения, входит в число десяти лучших мастеров мира. К сожалению, а, может быть, и к счастью, он в основном работает на европейских, американских и канадских заказчиков. Примерно 80% заказов на рыцарские доспехи идёт из-за рубежа, хотя раньше своих изделий за границу мы не продавали. Для иностранного потребителя они были слишком дороги, а продавать им что-то по ценам ниже, чем в России, было невыгодно нам…»
Подводя итог вопросу становления именного бренда, можно сделать некоторые выводы.
Первое. Надо очень много трудиться и выпускать продукцию разных форматов, сложности, стиля, пока не появится свой почерк автора.
Второе. Успешное имя бренда - ваше имя и фамилия. Все остальные придуманные вами бренды будут работать против вас. И вы потратите колоссальные ресурсы на его продвижение. Оно того не стоит, потому что канет в лету. А ваше имя останется в веках. Как галифе, шрапнель, джакузи, Фаберже и другие.
Третье. Первые 5-10 лет вы работаете на имидж, следующие 5-10 лет имидж работает на вас.
Четвертое. Если у вас нет бренда, начинайте сегодня над этим работать. Начните с простого. Составьте бизнес-план, законспектируйте тренинги арт-менеджмент, приходите на курс арт-менеджмент в Русской Академии Ремесел.
Пятое. Учиться и работать. Кто отстал, тот опоздал. Каждые пять лет надо менять свои форматы, технологии, мастерские, кадры, инструменты, мышление.