В какую сторону двигается интерес потребителя? Подстраиваются ли под него дизайнеры? Какая она - «ювелирка будущего», и что будет в моде в ближайшее время?
На
Международной ювелирной выставке-конгрессе J1 мы собрали версии представителей ювелирной индустрии.
Дина Насырова, вице-президент J1
Сейчас такое удивительное время среди потребителей, когда каждый хочет иметь что-то свое уникальное, индивидуальное. И это очень хорошая история, потому что под такую задачу появляется много интересных дизайнеров. В России много хороших образовательных учреждений и частных школ. Креативные талантливые люди, художники, приходят учиться на ювелирные курсы и начинают делать что-то свое. Наша задача (J1) соединить между собой тех, кто хочет иметь и носить эти индивидуальные уникальные вещи, и тех, кто проявляет свою креативность и начинает их производить. Интернет- это прекрасная площадка, но опыт и культура посещения выставок сохраняются и дают возможность встретиться с ювелирным искусством вживую. Ведь ювелирное изделие нужно мерить, брать в руки, понять, как оно устроено, насколько комфортно. Вещь должна подойти человеку, быть органична. Наша задача как выставочной компании объединить дизайнеров и клиентов на одной площадке.
Как обстоят дела с дизайном ювелирного масс маркета?
Мне кажется, основной массе ювелирных производителей масс-маркета не хватает креативности. Нужен другой подход, изделия, модели. На прилавках я часто вижу вещи, которые мне хочется освежить. Это моё частное мнение, но я это вижу и по покупателям. И потом мы же ещё должны воспитывать покупателя. Ничто не стоит на месте. Все должны расти. Это не исключает того сегмента, который есть на рынке. Но мне бы хотелось, чтобы основная масса заводов сделала апгрейд. Уже сейчас есть заводы прогрессивно мыслящие - тот же SOKOLOV, Атолл, Krastsvetmet. Материально-техническая база у крупных заводов хорошая, но о дизайне не очень хотят думать. А дизайнеры не могут найти работу. Поэтому мы хотим сделать ювелирную дизайнерскую биржу. Чтобы все были при деле.
Сулимова Елена Евгеньевна, выпускница ТГУ (Тольяттинский Государственный Университет), дизайнер-ювелир
Недавно несколько заказов было из титана. Причем заказчик хотела титан определенного цвета - синего. Конечно, если использовать рост титана в 3D, то цена у изделия получится космическая. И всё равно сейчас стали требоваться более эксклюзивные изделия - материалы, формы.
Но в большинстве своём в борьбе за покупателя масс-маркет побеждает. Прежде всего, из-за стоимости. Кроме того, выставок у нас в Тольятти нет, и люди не видят того, что может предложить дизайнер, до них просто не доходит информация об уникальных интересных изделиях.
Дипломные работы выпускников Тольяттинского Государственного Университета
В какую сторону двигается интерес потребителя и что будет в моде в ближайшее время? Определенно не можем сказать. Перед нашей компанией стоит иная художественная задача - мы создаем предметы искусства, коллекционные украшения музейного уровня. Поэтому потребности массовой аудитории не попадают в наше поле зрения.
При этом мы откликаемся на просьбы наших друзей и поклонников – к примеру, создали двусторонние замки для серёг. Наши друзья сетовали на то, что не видна оборотная сторона украшения, которая проработана так же тщательно, как и лицевая. Которая, по сути, является, его «вторым лицом». Замки есть разных моделей и конструкций - мы постарались учесть анатомические особенности человеческого уха.
Серьги «Средневековье» маленькие, Elena Okutova
Анна Минакова, креативный директор ювелирного бренда
Epic Jewellery
Куда движется ювелирка в плане дизайна? Рынок мужских украшений растёт очень быстро, есть исследования на эту тему. Стоит ориентироваться на американский рынок, потому что он всегда впереди и у них довольно открытая статистика. И она показывает серьёзные 20% в год прирост рынка украшений для мужчин.
Ещё одна глобальная тенденция - састейнбл (susnainable - не причиняющий вреда окружающей среде - прим.ред.), апсайкл (upcycling - доработка, переизобретение отслуживших вещей, новое их использование.), рисайкл (recycling - производство сырья из вторичных отходов). Лабораторные бриллианты.
С точки зрения дизайна сложно сказать, потому что есть много направлений. Но в целом мы много лет пропагандируем использование новых материалов - работу с титаном, карбоном, танталом. Ювелирное искусство не должно ограничиваться тем, что было 100-200 лет назад, иначе в этом нет движения.
Ещё одна тенденция - объём изделия. Благодаря существующим технологиям можно делать достаточно сложные объемные конструкции. Сейчас даже стыдно работать в плоскости.
Когда до России дойдут эти тенденции?
Уже идут. Этические и экологические темы - это про поколение миллениалов и поколение Z. Как только они станут главным фокусным клиентом, ситуация поменяется. Уже лет через 5 все будут об этом говорить, потому что клиент потребует. Он скажет: «я хочу знать, откуда мой алмаз» или «пусть он будет из лаборатории, потому что он этичный» или «я хочу знать, что мое золото не конфликтное» или что-то ещё.
По мужским украшениям - мы уже сейчас видим, что этот спрос есть. Мы их производим, и видим интерес. Например, цепочки, браслеты. Наш unisex бестселлер - коллекция «Четкость бытия» с семечками подсолнечника. Особенно, если говорить о мужчинах, популярны браслеты с одной семечкой. Ещё - популярны у мужчин подвески из коллекции «Готика» (фото обложки статьи) - унисекс украшения из серебра. Коллекции уже лет 7, как они были популярными, так и остаются. Мужчины носят на косуху, на джинсовку, на футболку, всегда классно смотрится!
Браслет «Четкость бытия» из белого и черненого золота с бриллиантом. Epic Jewellery
В современном мире все завязано на простом тезисе - «бытие определяет сознание». Учитывая экономическую ситуацию в мире за последние лет 30 в ювелирной отрасли происходит стагнация - и в плане развития, и в плане поиска новых решений, образов. Я говорю не о частных случаях, а о глобальных тенденциях. Поскольку падает покупательская способность у населения, многие ритейлеры и частые ювелиры стараются делать недорогие украшения. По этой же причине ищутся решения изделий 2-в-1, 3-в-1 и так далее - когда вы покупаете комплект, и как конструктор Лего комбинируете его, строите из него что-то новое. На моем примере: в 2015 году когда заканчивал МГГУ, я разрабатывал проект с самостоятельной заменой камней в изделиях, чтобы можно было выбрать себе цвет под наряд и настроение. С одной стороны, это здорово, потому что придумать подобного рода украшения не очень просто, адаптировать под конечного потребителя, тщательно продумать всё до мелочей, сделать эргономичными и долговечными. Для этого требуются большие навыки, не только ювелирные, но и инженерные. «Ювелирка будущего» - это когда ты нажимаешь на кнопочку, и кольцо превращается в браслет.
Но при этом, по моему мнению, мы теряем художественную составляющую, эстетическую красоту. Такие шедевры, какие выдавали мастера прошлого, могут себе позволить всё меньше и меньше людей. Произведения ювелирного искусства будут делать всегда, но широкого распространения они иметь не будут.
Выходя на ювелирный рынок, мы можем делать либо дешевле конкурента, что проблематично. Либо качественнее, что тоже довольно сложно, потому что ювелирные дома обладают абсолютно всеми производственными возможностями. Третье, что мы можем делать - это ноу-хау. Организация, которая сможет найти новое интересное техническое решение, оптимизирует его изготовление, сделает его доступным наибольшему числу клиентов, сможет занять новые лидирующие позиции на рынке. При этом нужно понимать (и это не пессимистические настроения, а здоровый реализм), что монополисты будут давить таких уникальных новичков.
Но не смотря на такие достаточно мрачно описанные мною перспективы, читателям этой статьи я советую не отчаиваться, даже наоборот: свежие умы смогут найти новые решения.
Материал подготовила Кристина Боборова, специально для Русской Академии Ремёсел.