Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Огонь, вода и глина: керамика как особый вид творчества

Виды художественной керамики

Каждый день человек пользуется предметами, сделанными, согласно мифам и священным текстам, из того же вещества, что он сам: по преданиям, люди были созданы из глины.
Керамика — это обожженная глина с добавлением неорганических веществ и минералов. Из этой статьи можно узнать, какие бывают виды керамики, чем они отличаются. А также ознакомиться с другими интересными фактами.

Разновидности керамики

В быту керамикой называют почти каждое глиняное изделие, покрытое глазурью. Хотя не всю керамику глазурируют. Например, изделия из красной глины часто оставляют без глазури. Такая глина называется «терракота», цветная пористая глина. Применяется в обиходе и декоре, строительстве.

С терракотой связана необычная историческая находка, поразившая весь мир: весной 1974 года китайские крестьяне обнаружили под землей терракотовую армию. Это было глиняное войско из семи тысяч солдат ростом до двух метров, повозок и лошадей, других животных и птиц. Черты лица и прически каждого из стражников отличались. Оружие было настоящим, обработанным так, что не испортилось. В ходе исследований установили, что каждую фигуру обжигали при температуре 1000°С. Благодаря этому фигура становилась именно терракотового цвета. Затем образ каждого воина дополнялся ручной росписью. Терракотовая армия стала культурно-исторической сенсацией. В Китае был создан посвященный ей музей. А созданы глиняные стражи были для того, чтобы охранять в загробной жизни Цинь Шихуанди, первого императора Китая. Правил он с 210 года до нашей эры. Также прославился строительством Великой Китайской стены.
Сейчас из керамики тоже делают масштабные композиции, с эстетической или практической целью.

Виды керамики можно разделить по типу глин, из которых изготовлена посуда или предмет декора:
  • красная глина, о которой мы говорили выше;
  • фарфор;
  • фаянс;
  • шамот.
Остановимся подробнее на трёх последних.

Изготовление фарфора в Европе традиционно соотносят с восемнадцатым веком. Но этот опыт завершился успехом несколько раньше, под конец века шестнадцатого. Это было во Флоренции, в мастерской, основанной Франческо Первым из знаменитой фамилии Медичи. Поэтому изделия той поры называли «фарфором Медичи». Он был схож с керамикой из Никеи (Турция) и традиционной, китайской, которая была сине-белой расцветки. На обороте флорентийских образцов ставили клеймо в виде купола Брунеллески. Но это производство было достаточно дорогим и завершилось после смерти покровителя. До наших дней дошло только несколько десятков фарфоровых вещиц, сделанных при поддержке знатного сеньора.

Фарфоровое блюдо Медичи
Синий фарфор Медичи

На сегодняшний день изделия из фаянса и фарфора хорошо знакомы каждому из нас. Внешне они похожи, но у них есть отличия. Рассмотрим, какие.

Чем отличаются фаянс и фарфор

Фаянс делают, смешивая каолин с присадками. Каолин представляет собой частицы разрушенного минерала. Затем смесь погружают в воду, добавляя кварцевый песок в нужном количестве. Полученное вещество процеживают и обогащают. Изначально фаянс производили города Фаэнца (Италия) и Файанс (Франция). От этого произошло название керамического материала.

Черепок фаянса — белый, плотный, с мелкими порами. Белая глина (каолин) — основа фаянса. Изделия из него обычно мягкой, обтекаемой формы. Стенки таких сосудов отличаются толщиной и непрозрачностью. Фаянс не пропускает свет, а фарфор — просвечивает.
Также фарфор более устойчив к высоким температурам. Именно из-за разницы температур при обжиге фарфоровые изделия могут называться твердыми, мягкими и костяными. Костяной фарфор имеет в основе костную золу. Это — один из самых дорогих сортов благодаря тонкости и прозрачности.

Черепок фарфора — белого цвета, делается из каолина и различных минералов, таких как полевой шпат и кварцевый песок. Минералы смешивают с каолином и перемалывают в специальных шаровых мельницах. Затем происходит обжиг при температуре от 1200°C до 1350°C. Таким образом шпат становится сплавом, и образуется непористое, натуральное стекло — это и есть стекловидность фарфора.

Как определить, из чего выполнено изделие

Выбирая посуду, стоит изучить ободок на донышке: светло-серый или бежевый укажет на фаянс, белый — на фарфор. Если нужно понять, из чего сделана керамическая статуэтка, тоже смотрят на дно — у фарфорового изделия оно не покрыто глазурью. На это влияет технология обжига: из-за высокой температуры фарфор может прилипнуть к подставке. Чтобы этого не произошло, глазурь убирают. Фарфор, которой вообще не покрыт глазурью, называют бисквитным.

В настоящее время одним из самых оригинальных считается чайный фарфор от дизайнера Рэйчел Боксбойм: мастер делает выкройки и шьёт комплект из грубой материи, кружев. Затем предметы заливаются фарфором. В результате получается необычная посуда с мятой поверхностью и тканевой структурой.

Фарфоровая посуда Рейчел Боксбойм
Скроенный фарфор Рейчел Боксбойм

Шамот

Хотя произведением искусства может стать и то, что, на первый взгляд, ценности не имеет. Пример этому — изделия из шамотной глины. Шамот — это пережженная глина, смолотая в крошку фракцией от 0,2—5мм, которую смешивают с керамической массой для придания прочности или иногда для какого-либо декоративного эффекта. Изделия из шамота выдерживают большие перепады температур. Шамотной плиткой делают облицовку стен и пола. Бывает и шамотный кирпич. Также шамот востребован в садово-парковом искусстве.

Старинные способы обработки керамической посуды

Существуют разные методы обработки керамики, дошедшие и до нас . В последнее время становится актуальным и модным использование в быту натуральных цветов и акцентов, поэтому и художники-керамисты стараются привнести данную тенденцию в свое творчество. Помимо эстетических качеств, эти изделия абсолютно безопасны, так как при создании используются лишь природные продукты. Среди этих методов можно выделить основные:
  • лощение;
  • обварка;
  • молочение.
Рассмотрим каждый из них подробнее.

Лощение

Лощеная керамика — это предметы из красной глины. Перед обжигом изделие лощат, то есть обрабатывают поверхность до блеска ложкой или другим металлическим предметом, уплотняя верхний слой. А затем держат в дыму, в печи, которая остывает, — подвергают дымлению. При этом в печь добавляют смолистые дрова: изделия получаются привлекательного черного цвета. Это — чернолощеные керамические изделия.

чернолощеная керамика
Чернолощеная керамика

Обварка


Один из древнейших и простых способов декорирования керамики — обварка. Процесс состоит из двух этапов: утиль (первый обжиг) и окунание. В печь помещают сухие изделия, затем постепенно повышают температуру до 900—1000°C. Пока происходит обжиг, готовится болтушка: из муки с водой, воды с травами, сусла, растительных масел. После окончания обжига нужно подождать, чтобы печь остыла. По достижении 750°C изделие вынимают специальными щипцами с длинными ручками и окунают в болтушку попеременно с разных сторон. Болтушка липнет к керамике, изделие «обваривается» этой смесью, которая постепенно охлаждается. При этом на каждом предмете образуется свой неповторимый рисунок. Двух совершенно одиноаковых изделий в данном случае не будет.

Для спекания следует подержать изделие на воздухе, недолго. И снова опустить в жидкость для обварки. Готовые изделия помещают в посуду с чистой водой, как только они полностью остынут, моют и просушивают.

Технология обваривания керамики
Обварная керамика

Молочение

Молочение — это обжиг молоком. Цвет такого изделия зависит от температуры при обжиге и жирности молока. Керамика может быть зеленоватой, бежевой, коричневой, черной. На первом этапе молочения, после утельного обжига, предмет целиком погружается в молоко. Изделие можно смочить со всех сторон губкой или применить разбрызгиватель. Держат керамику в молоке до двух-трех минут. Если меньше, то после второго обжига покрытие станет прозрачнее. Если передержать, возможно отслоение черепка. Пропитанное молоком изделие просушивают, не прикасаясь к поверхности, чтобы избежать отпечатков. Затем молочную керамику помещают в холодную печь или духовку, выбирают температуру. Прогревают двадцать минут, выдерживают от двадцати минут до получаса. Изделие должно постепенно остыть. Шкала температур при молочении:
220—250°C — золотистый цвет;
250—300°C — хлебный;
300°C и выше — оттенок темного шоколада.

После молочения черепок обрабатывают ганозисом для защиты и блеска. Так как ганозис — это воск, масла и другие добавки, он наносится на наружную поверхность изделия.
Важно: молоченые изделия моют вручную, мягкими средствами. И тщательно просушивают.

Освойте любой вид керамики

В древности человек считал, что глина вбирает в себя отрицательную энергию. Поэтому в каждой культуре есть множество глиняных предметов — не только хозяйственных, но и выполняющих роль оберега. Керамика состоит из воды и глины. То есть художественная керамика — безопасный для здоровья вид творчества. Занятия керамикой развивают воображение, способствуя внимательности, усидчивости. Гончарное ремесло улучшает мелкую моторику и успокаивает психику человека. Можно сказать, что это — медитативное занятие, в процессе которого можно создать своими руками нечто ценное. Стать керамистом — значит проявить себя, сделать повседневность более яркой и красивой. Осуществить эту цель помогут курсы керамики, которые проводит Русская Академия Ремесел.

Текст написала Екатерина Глущенко для Русской Академии Ремёсел
Благодарим Логачеву Залину за помощь в подготовке материала
На обложке и в анонсе статьи - фото работ выпускников курса "Художественная керамика" Русской Академии Ремёсел

Другие Статьи: