Итак, вы выбрали печь, нашли, где ее безопасно использовать, и у вас встает вопрос выбора материалов. Информацию о базовых вариантах покрытия и декорирования, а также о стандартных массах вы найдете в интернете или в ближайшей студии.
В этой же статье я расскажу, как вам повезло - быть керамистом в современном мире с таким богатым выбором материалов для творчества :) Поговорим о новых «трендовых» материалах и направлениях последних лет.
Начну с того, что в нашей стране декоративная керамика в хобби-сегменте стала модной совсем недавно. 10-15 лет назад открылись первые магазины, где можно было приобрести базовые материалы, а выбор глин и глазурей был очень ограничен. Большинство интересных и качественных масс и декоративных покрытий были нам недоступны, потому что были в основном импортного производства. Эта ситуация и сейчас такова. Европа и США начали путь популяризации и развития керамики в своих странах гораздо раньше.
Так вот, с опозданием, но и у нас в продаже начали появляться импортные «интересные» материалы, а в последние пару лет прямо-таки случился прорыв, и на рынок вышли многие зарубежные поставщики с огромным выбором масс и глазурей, которые поражают своим разнообразием. Ранее российским керамистам приходилось только любоваться на фото в сети Интернет или самостоятельно замешивать массы нужных цветов, самостоятельно их окрашивать, добавлять грануляты для получения стойкой окрашенной крошки в массах или глазурях, что требует дополнительных затрат, времени, обучения, экспериментов и др.
С одной стороны, это обогащало наш опыт, как керамистов-практиков. Такой керамист, в идеале, должен все сам суметь сделать: и слепить, и форму гипсовую сделать, и глазурь создать. Но это для профи, а в хобби-сегмент люди идут в керамику для отдыха и творчества, готовы заплатить за готовые интересные и качественные материалы, чтобы сэкономить время на саму работу. Повторить рецепт увиденного еще нужно суметь, а для этого нужно знать, как минимум химию и технологию изготовления материалов в керамике.
Итак, перейдем собственно к материалам. Что интересного и нового в трендах на Западе и теперь доступно у нас?
Средний и высокий обжиг
Появилось больше понимания, что посуду предпочтительно делать на более высокой температуре и более плотноспеченном черепке.
Появилось и больше поставщиков высокотемпературных печей на рынке, и выбор соответствующих глазурей и масс. В том числе с такими эффектами, которых нельзя добиться при низкотемпературном обжиге.
Это не значит, что посуду на низкую температуру (до 1200 градусов) нельзя сделать качественно. При использовании соответствующих друг другу пар масс и глазурей - можно. Однако такая посуда обладает меньшей прочностью в быту при использовании, быстрее разрушается при мытье в посудомоечной машине из-за сохранения высокого процента водопоглощения у подобных фаянсовых масс. Весь мир давно выбирает средний и высокий обжиг. В хобби-сегменте часто это средний интервал обжига 1200-1280 градусов. Печь с более высокой температурой обжига сложнее поставить в небольшой студии или частном доме. Высокий обжиг может не потянуть электрическая сеть, расход электроэнергии выше, да и печи такие сами по себе дороже, в том числе в обслуживании.
Массы и глазури на подобную температуру обладают большей химической стойкостью и прочностью. По словам технологов, в этой температурной группе проще зафиксировать пигменты и сделать состав пригодным для использования глазури в изготовлении столовой посуды, чего нельзя сказать о большом количестве популярных немецких, например, глазурей, на низкую температуру 1050-1080 градусов. Эти низкие глазури из-за высокого содержания щелочи в составе имеют большую склонность к выщелачиванию, а также к цеку. А это делает их пригодными только для декоративной керамики. В то же время на низкой температуре пигменты и красящие вещества в глазурях имеют более яркие цветовые решения, так как еще не «выгорели», в связи с чем низкотемпературные глазури и приобрели популярность в нашей стране и мире.
Однако специалисты рекомендуют все же делать столовую посуду из более высокотемпературных материалов, каменных масс и фарфоров. Начиная со среднего обжига до высокого, посуду уже можно поставлять в рестораны, где износ ее велик по сравнению с домашним бытовым использованием, что недопустимо при низкотемпературной керамике, где часто высокощелочные глазури просто выщелачиваются от агрессивных моющих средств в посудомойке, а сама посуда обладает низкой устойчивостью к сколам.
Бывают и стабильные низкотемпературные глазури, но в любом случае, это посуда для дома и мыть ее лучше руками и бережнее с ней обращаться.
Массы, имитирующие бетон
В связи с трендом в декоре интерьера на лаконичный дизайн и популярный «Скандинавский стиль» в моду вошли серые оттенки, в том числе и серые массы, имитирующие бетон. В продаже подобные массы появились у нескольких поставщиков в Москве и Петербурге.
Работа Ирины Лешиной, г. Самара. Масса с имитацией бетона.
Массы черо-коричневые
Они в основном покрыты простыми белыми или другими эмалями, чтобы придать лаконичности дизайну и подчеркнуть реакцию с оксидами, проступающими на поверхность глазури красивыми пятнами и зерном (если масса еще и шамотированная, а чаще всего это так). Эти темные массы окрашиваются оксидами марганца или железа и являются очень реактивными, поэтому выходят на поверхность давая красивый растек и частично окрашивая базовый цвет глазури. Этот прием открыли еще в Японии давным-давно, а японские глины, как известно, были богаты железом. Мы же, европейцы, адаптируем давно забытое теперь уже не в дровяных, а электрических печах.
Работа Елены Ким, Москва. Черная масса, белая глазурь.
Массы в крапинку
Это массы, имеющие базовый светлый цвет, содержащие в составе гранулят с содержанием оксидов металлов чаще всего, которые также вступают в реакцию с любыми глазурями, которые вы поверх нее наносите. В основном это средне- или высокотемпературные массы и соответственно высокотемпературные глазури при этом используются.
Работа Анастасии Качковой, г. Екатеринбург, масса «в крапинку», белая глазурь.
Глазури американские и европейские
Эти глазури на средний обжиг поражают своим великолепием: здесь и эффектарные глазури различных цветов, с невероятными переливами, и глазури с имитацией старинных селадонов или дровянных обжигов.
Сюда можно отнести тренд «имитация глазурями обжигов в дровяных печах». Например, вид Японских глазурей Сино или Шино для обжига в дровяных печах Агама, в печи эти глазури приобретали за счет золы и глины цвета от белого до оранжевого. Имитация Шино\Сино глазури для муфельной печи выпускает сейчас известная американская фирма AMACO и производит целую линейку подобных глазурей с одноименным названием- Shino.
Глазури фирмы АМАСО, фото с amaco.com
Глазурь серии Shino, фото сamaco.com
Это, безусловно, не все тренды, но мы осветили основные. Будем и далее держать руку на пульсе и рассказывать о новинках рынка в применении к российским реалиям.
Татьяна Михайлова, специально для Русской Академии Ремёсел.