Ручной труд — в тренде, или Почему люди приходят в ремесленные профессии
Цифровая реальность явила миру не только совершенно новые профессии, но и хорошо забытые старые, связанные с ручным трудом. По популярности они почти не уступают айтишным. Современных ремесленников называют мейкерами и крафтсменами, а ряды их пополняет как молодежь, так и люди среднего и старшего возраста с уже состоявшейся карьерой.
Почему в цифровую эпоху люди выбирают работу руками — рассказывает учредитель Русской Академии Ремесел, сооснователь онлайн-школы Actual Skills Academy Евгения Просвирина:
Мы попытались обобщить мотивы наших слушателей.«Мы не проводим анкетирование до поступления на курс, но всегда на первом занятии спрашиваем, почему выбрали эту профессию. Слушатели охотно отвечают, рассказывают свою непридуманную историю. Мотивы выбора профессии индивидуальны, так же как личность, автор, художник. Со своими эмоциями, своей историей и непредсказуемостью»
Выразить себя, найти предназначение и… супруга
Противостояние ремесленного и машинного производства, живого творческого труда и обезличенного фабричного началось еще в конце XIX века. В Англии зародилось движение Arts & Crafts, в России действовал Абрамцевский художественный кружок, занятый возрождением полузабытых народных промыслов. Это было попыткой сохранить красоту вещей, которые технологическая революция сделала дешевле, но лишила эстетики.
Заметьте, что серийное производство ограничивает нас в самовыражении. Массмаркет — это примерно одинаковая одежда, одинаковый быт, одинаковые украшения. Другое дело — хендмейд: штучные изделия, да еще и хранящие тепло человеческих рук. Спрос на особые вещи рождает предложение: люди идут учиться декоративным специальностям, чтобы изготавливать и продавать эксклюзивную продукцию. У нас невероятно популярны курсы по рукоделию:
- художественная керамика,
- витражное искусство,
- художественная эмаль,
- ювелирное литье,
- гальванопластика,
- гончарное дело,
- лэмпворк.
Интерес к ручному труду во многом обусловлен также современным образом жизни с его предсказуемой монотонностью. Люди приходят на курсы реставраторов, печников, стеклодувов, чтобы избавиться от офисной рутины и проявить себя в творчестве. Ручное производство, таким образом, помогает и самовыражению, и самореализации — двум насущным потребностям современного человека.
Впрочем, иногда бывает и необычная мотивация. На курсы сварщиков, кузнецов, столяров и других традиционно мужских специальностей приходят дамы, чтобы найти жениха. И это разумно — искать спутника жизни среди серьезных брутальных парней, владеющих полезной профессией. За 11 лет мы видели немало романтических историй, многие из которых завершились супружеством. А однажды на печном деле учился балерун, который признался: возлюбленная стесняется его танцевальной профессии, зато как печник он вызывает у нее гордость.
На фоне общей тенденции интереса к ручному ремеслу встречаются самые разные мотивы выбора прикладных специальностей.
Мечта детства, семейные традиции и хоббиты
Распространенная в наше время история — в детстве человеку нравилось что-то мастерить руками, но из практических соображений или под давлением родителей пошел учиться на экономиста, юриста или маркетолога. Еще недавно рабочие профессии считались непрестижными, все старались поступить в вуз, часто вопреки своим талантам и склонностям.
К счастью, сегодня ситуация изменилась. Высшее образование и карьера перестали быть сверхценностью. В приоритете моральное удовлетворение от деятельности, даже не такой прибыльной, как любое более денежное, но нелюбимое занятие. Тенденцию ярко иллюстрирует движение дауншифтеров — адептов независимого образа жизни, покинувших офисы ради душевного комфорта.
Среди наших слушателей около 60% людей с такой мотивацией, и мы рады дать им профессию, которая обеспечит доход и будет приносить удовольствие. Иногда это даже трогательные истории — о сбывшихся через много лет мечтах. Например, на курсы ковки оружия пришел банкир, с детства грезивший кузнечным делом. Директор крупной торговой сети закончил у нас курсы ювелиров. Следователь прокуратуры, вышедший на пенсию, наконец-то всерьез занялся своим давним увлечением — реставрацией мебели. На наших программах всегда много бухгалтеров, менеджеров, юристов, которые отказываются от скучной профессии в пользу дела по душе.
Около 10% слушателей — продолжатели семейной традиции. В Академии учатся потомственные ювелиры, печники, реставраторы. На курсе «Художественная ковка» занимался представитель третьего поколения династии кузнецов. Особая категория — поклонники исторических реконструкций и ролевых игр. Любители хоббитов куют у нас мечи и прочую амуницию для своих персонажей, осваивая древнее, но востребованное и в наши дни ремесло.
Заветные корочки и личностный рост
Часть слушателей приходят подготовленными, иногда не хуже наших преподавателей. Это профессионалы своего дела, но без документа об образовании. Они решают получить диплом, чтобы устроиться на работу или основать бизнес. Примерно из той же когорты — желающие повысить разряд, а также сотрудники музейных и образовательных организаций. Мастерам необходимо подтверждать квалификацию, чтобы не потерять рабочее место.
Сегодня модно постоянно учиться, развиваться, осваивать новое. Специальности из сферы декоративно-прикладного искусства как нельзя лучше подходят для расширения границ, так как не требуют длительного обучения в вузах. Наши курсы, к примеру, продолжаются всего 2–3 месяца и уже дают новые умения, перспективы и возможности.
У нас была замечательная история — пришла девушка, которая, будучи на Шри-Ланке, обнаружила там огромный рынок дешевых самоцветов. Возникла бизнес-идея, выучилась на ювелира и теперь изготавливает чудесные женские украшения из азиатских камней.
Некоторые слушатели осваивают по две, три, четыре программы. Выпускники возвращаются, чтобы поэкспериментировать с материалами и техниками. Рекордсмен Академии — житель Швейцарии, окончивший шесть курсов. На вопрос, зачем ему это, ответил как истинный мастер: «Чтобы стать руководителем ювелирной мастерской и нанимать исполнителей, мне нужно самому знать ювелирное дело, гальванопластику, эмаль, кузнечное дело, литье, фьюзинг».
Словом, мы наблюдаем большой интерес к ручному труду, причем это уже не домашнее рукоделие и кустарное производство, а профессиональная деятельность. Возвращаясь к главному вопросу статьи — почему людей увлекают ремесленные занятия, — хочется еще раз отметить общемировые тенденции.
От массового к индивидуальному, от простого к сложному
Профессор МГУ, экономист Татьяна Разумова в одном из интервью очень точно сформулировала современный тренд: «Появляется все больше людей, которые не хотят потреблять стандартный продукт. Экономика выходит на новый этап и от ремесленничества средневекового — через машинный этап массового производства — приходит к ручному производству уникального качества, адресованному конкретному потребителю».
С одной стороны — спрос на эксклюзив, а с другой — потребность в более творческой, независимой, осмысленной жизни. Ремесло спасает от выгорания и навязанных обществом стандартов. И не нужно думать, что, как и сто лет назад, ручной труд представляет собой набор примитивных операций. Сегодня это микс творческой мысли, прикладных навыков и высоких технологий. У нас в Академии действуют курсы 3D-печати и 3D-моделирования — инноваций, которые задействованы в создании самых разных продуктов: от каминов до ювелирных изделий.
Современные мастера творят на стыке науки и искусства. Художники миксуют техники, приемы, материалы и даже разные области знаний, как в случае с движениями Art & Science или BioArt. Технический прогресс открывает творцам возможности, недоступные ремесленникам прошлого. Да и задачи в наше время другие — не просто сколотить условную табуретку, а создать необычный продукт, который не купишь в магазине.
Куратор нашего курса «Художественные витражи» Василий Галицкий, мастер с мировым именем, учит совмещать стекло, металл, керамику и пластик. Преподаватель ювелирного дела Олег Листов обучает синтезировать металл, стекло, камень и кожу, используя разные подходы и техники. Идея смешивать художественные средства, конечно же, не нова, но способы и объемы коллабораций меняются. Сейчас в арсенале творцов гораздо больше приемов для воплощения замысла, а сам процесс творения — это интеллектуальный труд, требующий широкого кругозора и глубоких познаний. Кто-то осмелится назвать работу ремесленника примитивной?
Процесс обучения тоже идет в ногу со временем. Благодаря интернету знания классных мастеров доступны каждому, кто интересуется ремесленным производством. Конечно, мы по-прежнему обучаем слушателей вживую, но открыли также онлайн-курсы с тем же объемом теории и практики. Часть занятий проходят в реальных мастерских по месту жительства студентов. Это практически индивидуальное обучение, которое раньше было доступно немногим.
Елена Елесина специально для Русской Академии Ремесел.