Загадочный антиквариат, или как не попасться на удочку мошенников. Мобильные инструменты для контроля идентификации картин, винтажных ценностей, изделий декоративно-прикладного искусства и предметов антиквариата, приобретаемых на «блошиных рынках». Материал статьи – обзор мобильных инструментов для атрибуции антиквариата на курсах «Антикварное дело» в Русской Академии Ремёсел.
Книга – книгой, а мозгами двигай. Русская пословица.
Когда большинство людей слышат слово «антиквариат», то представляют что-то старинное и дорогое. Антикварная жизнь остается окутанной тайной, общества коллекционеров – закрытые, а обыватели в лучшем случае слышали про аукционы Sotheby's, где «непрактичные» вещи уходят за десятки миллионов долларов.
Но случается, при разборе бабушкиного наследства всплывает фарфоровая статуэтка, икона или серебряная посуда. Сразу возникает вопрос: «А вдруг это раритет и его можно продать?» Как оценить предмет, к кому обращаться, как вообще обстоят дела в России с антикварной экспертизой?
Попробуем разобраться.
Как развивалась экспертиза антиквариата в России
В XVIII веке в России начало формироваться понятие «антиквариат», а через сто лет появилась систематика, на которую стали опираться аукционы. Параллельно развивался институт экспертного дела, в котором выделилось два направления: сначала экспертиза искусствоведческая, затем добавилась технологическая.
Первую называют ещё «знаточеской». В неё включён человек, который разбирается в творчестве художников/скульпторов или знает особенности предметов какой-либо эпохи. Его главный козырь – насмотренность. Он знаком с эталонными образцами, сравнивает стиль, технику и делает заключение о вещи.
Но если бы всё было так просто, то в художественных музеях и частных коллекциях не висели бы поддельные работы. Достаточно вспомнить Вольфганга Бельтракки, который искусно копировал художников разных школ и продавал работы на аукционах за миллионы долларов. Клон, подделка и «фальшак» в антикварной среде идут рука об руку с подлинным искусством.
Подделывают всё: украшения, посуду, мебель, картины. Последние – особенно часто. 60% живописных работ, попадающих на экспертизу, подделки. В 2000 году на аукционе Sotheby's были сняты даже лоты из каталогов: полотно Айвазовского, работы из мастерской Куинджи, произведения Петрова-Водкина.
Проблема фальсификата повсеместная, а техника подделок столь высока, что выявить её можно только с помощью ультрафиолета и химико-технологического анализа. Когда встаёт вопрос атрибуции, мы ищем, прежде всего, знатока.
Знаточество
До 60-х годов прошлого века «знаточеская» экспертиза была единственной, на что опирался коллекционер при покупке или продаже предмета. «Знаточество» происходит от французского глагола connaître и переводится как «понимать, разбираться, быть компетентным». Можно закончить факультет культурологии, истории искусств, стать эрудитом, но не приблизиться к знаточеству.
Знаточество – это опыт и мастерство, которые получают только через практику.
Знаток проводит атрибуцию антикварных предметов и наделён:
интуицией;
чутьём;
верным глазом;
психологическим тактом.
В Русской Академии Ремёсел обучают навыкам, которые открывают путь к знаточеству. Знаток может по форме ногтя или мочке уха на изображении определить автора картины. Это не значит, что он пренебрегает техническими возможностями, но на первом месте у него – интуитивное и бессознательное восприятие искусства, а затем – технические решения для подтверждения выводов. Знаточество стало базой для музейной деятельности, систематического изучения памятников искусства. Государственная антикварная экспертиза выросла и развилась на его фундаменте.
Базовые инструменты для установления подлинности предметов
Антиквару, коллекционеру, оценщику для работы нужны хорошая память, насмотренность, умение работать с мобильными приборами для установления подлинности экспонатов. На курсе «Антикварное дело» в Русской Академии Ремёсел знакомятся с методами неразрушающего контроля предметов старины и учатся работать с приборами-помощниками.
Вот их список:
детекторы;
спектрометры;
ультрафиолетовые фонари;
микроскопы.
Расскажем о доступной переносной (за исключением микроскопа) технике для исследования антиквариата.
Электрохимические детекторы
Детектор DMe-03
Эксперты для определения состава сплавов разных металлов используют детектор DMe-03 от Конструкторского бюро специального приборостроения (КБСП). Прибор уникальный, создан на современной элементной базе, надёжный, не имеет аналогов за рубежом. Состоит из зонда и электронного блока. Электролит помещается в стержень, подключается к блоку, затем калибруется на калибровочной площадке, и можно работать.
Детектор за несколько минут определяет в составе сплава золото, серебро, палладий, платину. В комплекте идет установочный диск с программой для компьютера, брошюра с таблицами для расчета состава сплавов.
Сменные баллоны электролита приобретаются отдельно. Для качественной работы подходят только оригинальные ампулы, так как у них уникальный химический состав.
Детекторы «ДеМон», модификация «ДеМон-Ю»
Приборы компании «ВИЛДИС» используются для определения подлинности монет, медалей, слитков, ювелирных изделий из драгоценных металлов и сплавов. У аппарата две программы: одна для тестирования металлов и сплавов белого цвета, другая – для металлов и сплавов жёлтого цвета всех оттенков.
Питание сетевое, прибор может подключаться к компьютеру, в комплект входят два справочника электрохимических потенциалов: для драгоценных металлов и для недрагоценных. Детекторы являются тестерами, не подходят для точного измерения пробы или количественных анализов компонентов ювелирного сплава.
Спектрометры
Изобрели спектрометры в начале XIX века, но только в середине двадцатого, когда камеру заменила трубка электронного фотоумножителя, их широко стали использовать для исследований. Заслуга в этом принадлежит Гюнтеру Лаукиену, профессору Университета Карлсруэ (США). Позднее он стал одним из соучредителей фирмы Bruker, производившей оборудование для спектроскопии ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и ЭМР.
Екатерина Рафаэлевна Заболотских, директор фирмы “НК-прибор”.
«“НК-прибор” – официальный представитель американской компании Bruker, которая 60 лет разрабатывает и выпускает аппаратуру для исследований. Например, Tracer III-SD – портативный рентгенофлуоресцентный анализатор. С помощью него проводится анализ керамики, стекла, бронзы, рукописей, картин, фотографий. Прибор компактный, прост в работе, исследует элементы от магния (12) до урана (92). Если к базовому программному обеспечению устанавливать PXRF, то можно выбирать напряжение, силу тока и фильтры рентгеновской трубки.
Состав краски может стать доказательством подлинности картины. Например, современные мастера используют белила, в состав которых входит титан, в то время как художники XIX века пользовались свинцовыми белилами. Если в краске обнаружилась поваренная соль, то, скорее всего, современную картину пытаются выдать за старинную: добавленная в краску соль дает эффект “старины”, поскольку краска трескается и образует тонкие трещинки-кракелюры».
Спектрометр ElvaX Art
Мобильный рентгенофлуоресцентный спектрометр компании Elvatech Ltd предназначен для определения элементов в виде минеральных пигментов: титан, свинец, хром, медь, цинк, железо и т.д. Подходит для проведения анализа изделий из стекла, керамики, для установления авторства картин, времени написания икон.
Преимущества российских спектрометров:
не нарушают целостность предмета;
для предварительного заключения достаточно нескольких минут;
приборы компактные и простые в использовании;
обладают высокой точностью результата.
Умея работать со спектрометром, коллекционер на 100% обеспечивает себе покупку настоящих антикварных вещей.
Ультрафиолетовые фонари
UV-фонари используют для проверки картин, мебели, фарфора, керамики, изделий из серебра и драгоценных металлов. Ультрафиолет показывает, были ли какие-то поздние вмешательства в картину, поскольку живописные пигменты имеют определённую чётко узнаваемую люминесценцию.
Слои краски, произведенной в разное время, подсвечиваются в UV-спектре неоднородно, можно определить особенности лакового покрытия, увидеть микроскопические трещинки, следы реставрации, клейки.
Для исследования эмалей подойдут фонари с длиной волны 365–375 нанометров:
UV-Tech 3WA2 375нм-385нм или UV-Tech Light 3WX1 375-385nm.
Оба варианты бюджетны, можно выбрать разную комплектацию (отличается объём батареи) и аксессуары.
Ультрафиолетовые фонари используют для проверки фарфоровых, фаянсовых, керамических изделий. Можно обнаружить участки, пораженные грибком или плесенью.
Важно! Фонари с длиной волны 395 нм для исследования антикварных изделий не подходят.
Микроскопы
Трудно поверить, но первые микроскопы появились в середине XVI века благодаря Иоанну Липперсгею (работал над созданием первых телескопов) и Захарию Янсену (занимался изготовлением очков). С тех пор разрешающая способность аппаратуры выросла в тысячи раз, и трудно найти сферу деятельности, где бы микроскопы не использовались.
Поставщик исследовательского оборудования в России – компания ООО «Мелитэк» – выпускает как серийное оборудование, так и единичные экземпляры под запросы клиента.
Генеральный директор Анчевский Иван Эразмович рассказал о своей продукции.
«За аппаратурой к нам обращаются как любители, так и профессионалы. Я не могу выделить какой-то один микроскоп и сказать, что он лучший. Нет. Все наши микроскопы нового поколения, со встроенной цифровой камерой высокого разрешения, с общим увеличением от 50х до 2000х. Мы используем интегрированную оптику UIS2 японской фирмы Olympus Co., которая передаёт изображение без искажений».
Например, микроскоп Olympus BX43
«Универсальная модель для исследования материалов: диапазон увеличения от 12,5 до 3000 крат, имеет сверхширокопольные окуляры FN26,5, конденсор с настройкой по Келлеру для различных методик контрастирования».
Стереомикроскоп ZEISS SteREO Discovery V8
Стоимость аппарата впечатляет, как и его возможности. Подойдёт для экспертизы живописи: определяет основу и характеристики холста, его плетение, плотность. Также виден цвет грунта картины, реставрационные вмешательства, можно определить время и страну написания полотна.
Конечно, не всю аппаратуру, что мы перечислили, надо приобретать. Достаточно выбрать, что подходит вашей специализации, и тогда на любом «блошином» рынке вы дадите фору продавцам, потому что в течение нескольких минут сможете отличить новодел от раритета.
Подводные камни экспертизы
Когда встает вопрос об установлении подлинности антикварных вещей, обращаются к эксперту. Он сначала сравнивает вещь с эталоном визуально, затем подключает к работе технику. Далее эксперт на основании личного опыта и знаний определяет ценность образца и говорит: «Я считаю, что эта, например, картина подлинная». Он выдает заключение на бланке и покупатель уверен, что приобрел подлинник.
Заключение включает:
изображение работы, предмета;
описание техники, материалов, перечисление всех надписей на лицевой и оборотной сторонах;
описываются проведенные исследования;
приводятся доказательства подлинности;
делается вывод об объекте.
Заключению присваивается номер, обязательны ФИО эксперта, регалии, подпись, печать.
Вот так может выглядеть экспертное заключение.
Но... техника для исследования старинных предметов совершенствуется, и вполне вероятно, что сегодняшний признанный оригинал завтра превратится в подделку или наоборот. Даже комитет Sotheby's гарантирует подлинность предмета лишь на два года.
Сегодня, например, картину относят к работам Коровина, а через несколько лет, благодаря новым методам исследования, удастся установить, что авторство принадлежит другому художнику.
Так, в 1965 году удалось выяснить, что в национальной галерее Лондона выставлена подделка произведения Гойи – портрет графа Веллингтона, в музее Метрополитен в Нью-Йорке из 66 старинных предметов только 18 были древние, а в частных и государственных коллекциях Запада хранятся восемь тысяч клонов русских авангардистов. Время не властно над подделками, поэтому в 2004 году на Sotheby's была снята с торгов картина Шишкина «Пейзаж с ручьём», написанная голландским художником Куккуком Старшим. За ошибки экспертизы расплачивается только владелец вещи — потерянными деньгами и нервами. По законодательству РФ максимум, что могут предъявить эксперту, это административную ответственность и штраф 5 000 рублей.
Единственный способ обезопасить себя от покупки фальшивых работ — самому стать экспертом. Русская Академия Ремёсел создала уникальный онлайн-курс «Антикварное дело», в котором сделан упор на умение проводить атрибуцию ювелирных украшений, мебели, художественного стекла, керамики, живописи и графики.
видеть в лучах специальных фонарей вмешательства «специалистов», которые наследили в антиквариате;
составлять карту экспресс-анализа;
формировать экспертное заключение;
составлять каталог изделий.
Если вы очарованы антиквариатом и готовы инвестировать в раритетные вещи, то ответ на вопрос о том, стоит ли вкладывать деньги в обучение, очевиден.
Русская Академия Ремёсел уважает ваш выбор. Наши преподаватели рады поделиться с вами теоретическими знаниями, практическим опытом, умением работать с мобильными инструментами, чтобы вы стали знатоком своего дела, не попадались на уловки мошенников и коллекционировали настоящие произведения искусства.