Приборные методы оценки на курсе антиквариата

Приборные методы оценки на курсе антиквариата

Загадочный антиквариат, или как не попасться на удочку мошенников. Мобильные инструменты для контроля идентификации картин, винтажных ценностей, изделий декоративно-прикладного искусства и предметов антиквариата, приобретаемых на «блошиных рынках». Материал статьи – обзор мобильных инструментов для атрибуции антиквариата на курсах «Антикварное дело» в Русской Академии Ремёсел.

Книга – книгой, а мозгами двигай. Русская пословица.

Когда большинство людей слышат слово «антиквариат», то представляют что-то старинное и дорогое. Антикварная жизнь остается окутанной тайной, общества коллекционеров – закрытые, а обыватели в лучшем случае слышали про аукционы Sotheby's, где «непрактичные» вещи уходят за десятки миллионов долларов.
Но случается, при разборе бабушкиного наследства всплывает фарфоровая статуэтка, икона или серебряная посуда. Сразу возникает вопрос: «А вдруг это раритет и его можно продать?» Как оценить предмет, к кому обращаться, как вообще обстоят дела в России с антикварной экспертизой?
Попробуем разобраться.

Как развивалась экспертиза антиквариата в России

В XVIII веке в России начало формироваться понятие «антиквариат», а через сто лет появилась систематика, на которую стали опираться аукционы. Параллельно развивался институт экспертного дела, в котором выделилось два направления: сначала экспертиза искусствоведческая, затем добавилась технологическая.
Первую называют ещё «знаточеской». В неё включён человек, который разбирается в творчестве художников/скульпторов или знает особенности предметов какой-либо эпохи. Его главный козырь – насмотренность. Он знаком с эталонными образцами, сравнивает стиль, технику и делает заключение о вещи.
Но если бы всё было так просто, то в художественных музеях и частных коллекциях не висели бы поддельные работы. Достаточно вспомнить Вольфганга Бельтракки, который искусно копировал художников разных школ и продавал работы на аукционах за миллионы долларов. Клон, подделка и «фальшак» в антикварной среде идут рука об руку с подлинным искусством.
Подделывают всё: украшения, посуду, мебель, картины. Последние – особенно часто. 60% живописных работ, попадающих на экспертизу, подделки. В 2000 году на аукционе Sotheby's были сняты даже лоты из каталогов: полотно Айвазовского, работы из мастерской Куинджи, произведения Петрова-Водкина.
Проблема фальсификата повсеместная, а техника подделок столь высока, что выявить её можно только с помощью ультрафиолета и химико-технологического анализа. Когда встаёт вопрос атрибуции, мы ищем, прежде всего, знатока.

Знаточество

До 60-х годов прошлого века «знаточеская» экспертиза была единственной, на что опирался коллекционер при покупке или продаже предмета. «Знаточество» происходит от французского глагола connaître и переводится как «понимать, разбираться, быть компетентным». Можно закончить факультет культурологии, истории искусств, стать эрудитом, но не приблизиться к знаточеству.
Знаточество – это опыт и мастерство, которые получают только через практику.
Знаток проводит атрибуцию антикварных предметов и наделён:
  • интуицией;
  • чутьём;
  • верным глазом;
  • психологическим тактом.
В Русской Академии Ремёсел обучают навыкам, которые открывают путь к знаточеству. Знаток может по форме ногтя или мочке уха на изображении определить автора картины. Это не значит, что он пренебрегает техническими возможностями, но на первом месте у него – интуитивное и бессознательное восприятие искусства, а затем – технические решения для подтверждения выводов. Знаточество стало базой для музейной деятельности, систематического изучения памятников искусства. Государственная антикварная экспертиза выросла и развилась на его фундаменте.

Базовые инструменты для установления подлинности предметов

Антиквару, коллекционеру, оценщику для работы нужны хорошая память, насмотренность, умение работать с мобильными приборами для установления подлинности экспонатов. На курсе «Антикварное дело» в Русской Академии Ремёсел знакомятся с методами неразрушающего контроля предметов старины и учатся работать с приборами-помощниками.

Вот их список:
  • детекторы;
  • спектрометры;
  • ультрафиолетовые фонари;
  • микроскопы.
Расскажем о доступной переносной (за исключением микроскопа) технике для исследования антиквариата.

Электрохимические детекторы

Детектор DMe-03
Эксперты для определения состава сплавов разных металлов используют детектор DMe-03 от Конструкторского бюро специального приборостроения (КБСП). Прибор уникальный, создан на современной элементной базе, надёжный, не имеет аналогов за рубежом. Состоит из зонда и электронного блока. Электролит помещается в стержень, подключается к блоку, затем калибруется на калибровочной площадке, и можно работать.
Детектор за несколько минут определяет в составе сплава золото, серебро, палладий, платину. В комплекте идет установочный диск с программой для компьютера, брошюра с таблицами для расчета состава сплавов.
Сменные баллоны электролита приобретаются отдельно. Для качественной работы подходят только оригинальные ампулы, так как у них уникальный химический состав.

Детекторы «ДеМон», модификация «ДеМон-Ю»
Приборы компании «ВИЛДИС» используются для определения подлинности монет, медалей, слитков, ювелирных изделий из драгоценных металлов и сплавов. У аппарата две программы: одна для тестирования металлов и сплавов белого цвета, другая – для металлов и сплавов жёлтого цвета всех оттенков.
Питание сетевое, прибор может подключаться к компьютеру, в комплект входят два справочника электрохимических потенциалов: для драгоценных металлов и для недрагоценных. Детекторы являются тестерами, не подходят для точного измерения пробы или количественных анализов компонентов ювелирного сплава.

Спектрометры

Изобрели спектрометры в начале XIX века, но только в середине двадцатого, когда камеру заменила трубка электронного фотоумножителя, их широко стали использовать для исследований. Заслуга в этом принадлежит Гюнтеру Лаукиену, профессору Университета Карлсруэ (США). Позднее он стал одним из соучредителей фирмы Bruker, производившей оборудование для спектроскопии ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и ЭМР.

Спектрометр Tracer III-SD

Спектрометр для анализа произведений искусств и археологических предметов Tracer III-SD

Екатерина Рафаэлевна Заболотских, директор фирмы “НК-прибор”.
«“НК-прибор” – официальный представитель американской компании Bruker, которая 60 лет разрабатывает и выпускает аппаратуру для исследований. Например, Tracer III-SD – портативный рентгенофлуоресцентный анализатор. С помощью него проводится анализ керамики, стекла, бронзы, рукописей, картин, фотографий. Прибор компактный, прост в работе, исследует элементы от магния (12) до урана (92). Если к базовому программному обеспечению устанавливать PXRF, то можно выбирать напряжение, силу тока и фильтры рентгеновской трубки.
Состав краски может стать доказательством подлинности картины. Например, современные мастера используют белила, в состав которых входит титан, в то время как художники XIX века пользовались свинцовыми белилами. Если в краске обнаружилась поваренная соль, то, скорее всего, современную картину пытаются выдать за старинную: добавленная в краску соль дает эффект “старины”, поскольку краска трескается и образует тонкие трещинки-кракелюры».

Спектрометр ElvaX Art
Мобильный рентгенофлуоресцентный спектрометр компании Elvatech Ltd предназначен для определения элементов в виде минеральных пигментов: титан, свинец, хром, медь, цинк, железо и т.д. Подходит для проведения анализа изделий из стекла, керамики, для установления авторства картин, времени написания икон.

Преимущества российских спектрометров:
  • не нарушают целостность предмета;
  • для предварительного заключения достаточно нескольких минут;
  • приборы компактные и простые в использовании;
  • обладают высокой точностью результата.
Умея работать со спектрометром, коллекционер на 100% обеспечивает себе покупку настоящих антикварных вещей.

Ультрафиолетовые фонари

UV-фонари используют для проверки картин, мебели, фарфора, керамики, изделий из серебра и драгоценных металлов. Ультрафиолет показывает, были ли какие-то поздние вмешательства в картину, поскольку живописные пигменты имеют определённую чётко узнаваемую люминесценцию.

Компания «ULTRAFIOLRT.GURU» выпускает фонари с разной длиной волны.
Фонари UV-Tech 3WA2 CN 365нм, UV-Tech Light 9 Led 365нм
Pen-Detect UV (УФ 365нм, ААА), фонарик Convoy T2

Слои краски, произведенной в разное время, подсвечиваются в UV-спектре неоднородно, можно определить особенности лакового покрытия, увидеть микроскопические трещинки, следы реставрации, клейки.
Для исследования эмалей подойдут фонари с длиной волны 365–375 нанометров:
UV-Tech 3WA2 375нм-385нм или UV-Tech Light 3WX1 375-385nm.
Оба варианты бюджетны, можно выбрать разную комплектацию (отличается объём батареи) и аксессуары.
Ультрафиолетовые фонари используют для проверки фарфоровых, фаянсовых, керамических изделий. Можно обнаружить участки, пораженные грибком или плесенью.
Важно! Фонари с длиной волны 395 нм для исследования антикварных изделий не подходят.

Микроскопы

Трудно поверить, но первые микроскопы появились в середине XVI века благодаря Иоанну Липперсгею (работал над созданием первых телескопов) и Захарию Янсену (занимался изготовлением очков). С тех пор разрешающая способность аппаратуры выросла в тысячи раз, и трудно найти сферу деятельности, где бы микроскопы не использовались.

Поставщик исследовательского оборудования в России – компания ООО «Мелитэк» – выпускает как серийное оборудование, так и единичные экземпляры под запросы клиента.

Генеральный директор Анчевский Иван Эразмович рассказал о своей продукции.
«За аппаратурой к нам обращаются как любители, так и профессионалы. Я не могу выделить какой-то один микроскоп и сказать, что он лучший. Нет. Все наши микроскопы нового поколения, со встроенной цифровой камерой высокого разрешения, с общим увеличением от 50х до 2000х. Мы используем интегрированную оптику UIS2 японской фирмы Olympus Co., которая передаёт изображение без искажений».

Например, микроскоп Olympus BX43
«Универсальная модель для исследования материалов: диапазон увеличения от 12,5 до 3000 крат, имеет сверхширокопольные окуляры FN26,5, конденсор с настройкой по Келлеру для различных методик контрастирования».

Стереомикроскоп ZEISS SteREO Discovery V8

Стереомикроскоп ZEISS SteREO Discovery V8

Стоимость аппарата впечатляет, как и его возможности. Подойдёт для экспертизы живописи: определяет основу и характеристики холста, его плетение, плотность. Также виден цвет грунта картины, реставрационные вмешательства, можно определить время и страну написания полотна.

Конечно, не всю аппаратуру, что мы перечислили, надо приобретать. Достаточно выбрать, что подходит вашей специализации, и тогда на любом «блошином» рынке вы дадите фору продавцам, потому что в течение нескольких минут сможете отличить новодел от раритета.

Подводные камни экспертизы

Когда встает вопрос об установлении подлинности антикварных вещей, обращаются к эксперту. Он сначала сравнивает вещь с эталоном визуально, затем подключает к работе технику. Далее эксперт на основании личного опыта и знаний определяет ценность образца и говорит: «Я считаю, что эта, например, картина подлинная». Он выдает заключение на бланке и покупатель уверен, что приобрел подлинник.

Заключение включает:
  • изображение работы, предмета;
  • описание техники, материалов, перечисление всех надписей на лицевой и оборотной сторонах;
  • описываются проведенные исследования;
  • приводятся доказательства подлинности;
  • делается вывод об объекте.
Заключению присваивается номер, обязательны ФИО эксперта, регалии, подпись, печать.
Вот так может выглядеть экспертное заключение.

Заключение эксперта по оценке картины

Но... техника для исследования старинных предметов совершенствуется, и вполне вероятно, что сегодняшний признанный оригинал завтра превратится в подделку или наоборот. Даже комитет Sotheby's гарантирует подлинность предмета лишь на два года.
Сегодня, например, картину относят к работам Коровина, а через несколько лет, благодаря новым методам исследования, удастся установить, что авторство принадлежит другому художнику.
Так, в 1965 году удалось выяснить, что в национальной галерее Лондона выставлена подделка произведения Гойи – портрет графа Веллингтона, в музее Метрополитен в Нью-Йорке из 66 старинных предметов только 18 были древние, а в частных и государственных коллекциях Запада хранятся восемь тысяч клонов русских авангардистов. Время не властно над подделками, поэтому в 2004 году на Sotheby's была снята с торгов картина Шишкина «Пейзаж с ручьём», написанная голландским художником Куккуком Старшим. За ошибки экспертизы расплачивается только владелец вещи — потерянными деньгами и нервами. По законодательству РФ максимум, что могут предъявить эксперту, это административную ответственность и штраф 5 000 рублей.
Единственный способ обезопасить себя от покупки фальшивых работ — самому стать экспертом. Русская Академия Ремёсел создала уникальный онлайн-курс «Антикварное дело», в котором сделан упор на умение проводить атрибуцию ювелирных украшений, мебели, художественного стекла, керамики, живописи и графики.

Через несколько месяцев учёбы в слушатели Академии умеют:
  • проводить оценку антикварных предметов;
  • работать с мобильными приборами и инструментами;
  • видеть в лучах специальных фонарей вмешательства «специалистов», которые наследили в антиквариате;
  • составлять карту экспресс-анализа;
  • формировать экспертное заключение;
  • составлять каталог изделий.
Если вы очарованы антиквариатом и готовы инвестировать в раритетные вещи, то ответ на вопрос о том, стоит ли вкладывать деньги в обучение, очевиден.

Русская Академия Ремёсел уважает ваш выбор. Наши преподаватели рады поделиться с вами теоретическими знаниями, практическим опытом, умением работать с мобильными инструментами, чтобы вы стали знатоком своего дела, не попадались на уловки мошенников и коллекционировали настоящие произведения искусства.

Снигирева Александра специально для Русской Академии Ремёсел.
Источник фото обложки 

Другие Статьи: