Новая ассоциация - Наследие и Традиции

Новая Ассоциация Наследие и Традиции


Беседуют Николай Матвиенко – учредитель Русской Академии Ремесел и Сергей Коломийцев, председатель правления Ассоциации организаций НХП, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Н.М. Сергей Евгеньевич, здравствуйте. Русская Академия Ремесел стала коллективным членом Ассоциации как юридическое лицо. Какие обязанности, права, привилегии для членов Ассоциации?

С.К. Давайте расставим акценты. Следующий, 2022 год В. В. Путин объявил годом «народного искусства и нематериального культурного наследия народов». Поэтому всем, кто в нашей стране занимается искусством, в этой непростой, тяжелой ситуации пандемийных ограничений необходимо объединиться на законодательном и межведомственном уровне. Чтобы определить, какие интересы у чиновников. Или это разработка государственных национальных концепций. Поэтому здесь более правильный вопрос: как мы будем в дальнейшем развиваться?

Н.М. В. В. Путин на одном конгрессном форуме спросил: «А что, у нас есть нетрадиционные промыслы в России?», – что вызвало оживление зала.

С.К. Вы знаете, есть. Есть промыслы, которым 300 лет. А есть промыслы, которым 30 лет. И 20 лет. Они не считаются традиционными. Это современные креативные индустрии. Например, принты на тканях. Или флорентийская (русская) мозаика, она появилась с конца 80-х гг. А ювелирное современное искусство появилось всего 30 лет назад, до этого оно было только государственное. Художники, работающие с серебром, появились только в конце восьмидесятых. Искусство развивается, оно не может стоять на месте. Недавно наши художники придумали роспись по камням маслом. Возникают десятки новых материалов. Сочетания пластика с деревом, которые используются как в больших, так и в малых формах. Цифровое искусство развивается. Эта волна дошла до нас, до нашей Ассоциации. Мы запланировали программы, конференции, выставки, форумы по цифровому искусству. Совместно с кластером «Сколково» планируем ряд мероприятий по цифровому искусству. Поэтому традиционное искусство и новейшее искусство все равно имеют русские традиции. Они имеют русский код и менталитет нашего многонационального народа. Наша любовь к семье, к Родине, к ручному труду. Уважение друг к другу, к нашим религиям и культам. В искусстве важно сохранение традиций. Это наша русская классическая школа, русский стиль, основы мастерства, энергетика и дух.

Н.М. Вы художник мелкой каменной пластики в миксе с металлом. Хватает ли вам времени на творчество, когда у вас такая общественная нагрузка?

С.К. Нет, конечно. Не хватает в том объеме, как хотелось бы. Но приходите на ближайшую выставку «Уникальная Россия» в феврале 2022 г. в Гостиный двор и увидите там мои изделия. На выставке будет более 800 художников со всей России, и уже практически не осталось свободных мест для экспонатов. Приходите – увидите

Н.М. Расскажите о своих единомышленниках, о команде. Вы же не один. У вас Алексей Комаров, Алексей Цыцулин и другие.

С.К. Мы создали Ассоциацию «Организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников “Наследие и традиции”». Объединили всех творческих людей, которые занимаются современным искусством, и сделали это решительно и добровольно. Потому что в конце 90-х гг. прошлого века произошло разъединение, и нам оно было непонятно, и главное, непонятно, зачем это было сделано. Искусство все-таки для народа. И оно не однородно, оно многовекторное, и каждый должен для себя находить то, что ему ближе. Каждый должен видеть для себя перспективу. Защиту. Единомыслие. Команда у нас профессиональная. Это Валерий Богомолов, Алексей Комаров,
Алексей Цыцулин, Ольга Гагаринская, Ольга Зинина, Наталья Шошина, Ольга Астафьева. И другие наши близкие друзья и коллеги, которые занимаются деловыми программами, форумами, чемпионатами, выставками современных искусств, декоративно-прикладного искусства. Мы объединились в Ассоциацию и работаем над проектами вместе. Из юридических лиц это Гильдия оружейников, Союз Кузнецов России, Этно Подиум. Ваша организация – Русская Академия Ремесел.
Отдельные предприятия и творческие коллективы художников, мы их будем презентовать на выставке в феврале в Гостином дворе. Андреевская фарфоровая мануфактура и Ремесленный конгресс из Санкт-Петербурга. Региональные Ассоциации и Союзы. И я думаю, что многие еще на походе. Мы еще не успели провести переговоры со всеми знаковыми и авторитетными организациями. Ассоциация у нас молодая, она существует только один год. Мы еще не успели пригласить всех желающих. Милости просим в нашу Ассоциацию.

Н.М. Приглашали ли вы Ассоциацию НХП Геннадия Дрожжина?

С.К. Это старейшая организация. Они полностью самостоятельны. Его Ассоциация НХП – это авторитетнейшая организация, она отражает интересы большого спектра рынка, в ней задействованы сотни и тысячи мастеров прикладного искусства и народных промыслов. Конечно, надо вырабатывать общие концепции, объединять усилия и действовать на этом поле сообща. Переговоры имеет смысл проводить и договариваться. У нас общая страна и общие цели. И ведомственные интересы надо подчинить интересам художников и интересам национальных проектов.

Н.М. Сергей Евгеньевич, ваша Ассоциация участвует в законотворческих инициативах культурного наследия, творчества, декоративно-прикладного искусства. 25 лет назад было обсуждение «Закона о ремесленниках». Вы принимали в нем участие?

С.К. Мы не участвовали в предыдущих инициативах. Основная деятельность более десяти лет у нас была посвящена декоративно-прикладному искусству России и его возрождению. Я считаю, что частично нам удалось возродить наше искусство. Что касается проекта, который сейчас разрабатывает Министерство Промышленности («Закон о народно-художественных промыслах»), мы участвуем в разработке закона в качестве консультативного органа. В Министерстве создана рабочая группа, и их регламент министерский не позволяет нам быть членами рабочей группы. Я считаю, что этот закон необходим. Связано это с десятками факторов, которые надо учитывать. Мы считаем, в ближайшие несколько месяцев закон будет доработан с учетом наших консультаций.

Н.М. На одном из собраний в МТТП вы обсуждали ГИСС ДМДК (единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, органов государственного контроля и надзора, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти).

С.К. Пробирная Палата и надзорные органы сейчас разрабатывают акты для ювелиров, чтобы они могли на законных основаниях работать с драгметаллами и драгоценными камнями. Был создан орган «Единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, органов государственного контроля и надзора, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти». Министерство финансов разрабатывает инициативы, нормы и правила. Мы принимаем участие в
разработке понятий, определений, некоторых спорных статей этого проекта Постановления. Министерство финансов хочет ввести такой термин, понятие, как «художник-ювелир», и вокруг этого идут очень серьезные диспуты. Мы будем, конечно, отстаивать интересы художников, ювелиров, предпринимателей. Чтобы они могли работать в правовом поле. Мы общественная организация, мы даем только рекомендации.

Н.М. Основная ваша деятельность – это конгрессно-выставочные мероприятия. Вы знаете, что Москва в 2024 году будет мировой столицей дизайна. Вопрос. Участвуете ли вы в федеральных программах креативного дизайна, губернских программах городской креативной среды обитания?

С.К. Нет. Мы не участвуем. Нас никто не приглашал. Но мы знаем об этих программах. Мы вот только недавно вернулись из Нижнего Новгорода с конгресса, организованного Министерством промышленности. Там мы обсуждали на уровне губернатора проект «Креативные индустрии Нижегородской области». В Казани провели в прошлом месяце тоже большую выставку, в которой члены Ассоциации приняли самое активное участие. Подчеркну, это была совершенно безвозмездная выставка для членов Ассоциации. Но пока от Московского Правительства по городским креативным проектам никаких приглашений не поступало.

Н.М. Поскольку мы, Русская Академия Ремесел, образовательное учреждение, не могу не спросить о ваших образовательных проектах. На ваших выставках наверняка есть такой формат, как мастер-класс, воркшоп, урок. Расскажите об образовательных программах Ассоциации.

С.К. Возвращаюсь к самому началу нашей беседы о традициях. Образование это и есть наши традиции. А уж художник сам решает, придумать ли ему новое или он начнет копировать работы и приемы старых мастеров, а потом только выработает свой стиль и авторский почерк. Это все приходит через традиции и образование. Передача опыта молодым очень важна, это наше будущее. Тот, кто не умеет перенимать традиции прошлых мастеров, почти не имеет шансов стать хорошим мастером. Много наших мастеров смотрят работы старых мастеров в запасниках музея. Мы им даем такую преференцию. Музеи идут нам навстречу. На всех наших мероприятиях есть мастер-классы от самых лучших мастеров Ассоциации. И мы очень рады видеть колледжи, школы, академии художеств на наших выставках, чтобы они показывали свои креативные достижения.

Н.М. Я знаю, что ваше предпочтение и ваш интерес – это живое общение офлайн. А как вы относитесь к онлайн-обучению?

С.К. У меня неоднозначное мнение. Если говорить о лекциях, то, учитывая современные реалии ограничительных мер, онлайн-лекции – вполне эффективный способ передачи знаний студентам. Но у любого онлайн-образования есть недостаток. Это другое общение, обратная связь, я бы сказал, расфокусировка внимания слушателя.

Н.М. Я знаю, чем полезна была бы Русская Академия Ремесел вашей Ассоциации. Ваши мастера в своей мастерской устанавливают камеру и делают только одну операцию, предположим, закрепку. Или Наталья Саморукова – огранщик Ассоциации – в своей мастерской устанавливает две камеры, и в реальном времени все смотрят, как происходит огранка. Или вы, Сергей Евгеньевич, ставите в своей мастерской две камеры и показываете, как происходит соединение разных материалов: камень, металл, стекло. Как вы это собираете. Это же всем молодым студентам-ювелирам любопытно. Это будет ваш персональный онлайн-курс от Сергея Коломийцева. Короткий.

С.К. Николай Николаевич, идем вам навстречу. Я подготовлю такую учебную программу для ваших слушателей. Мы оповестим наших мастеров и художников, тех, кто работает в домашних мастерских и предложим им провести онлайн-занятия на всю Россию.

Н.М. Мы подготовим вам отдельные темы для уроков онлайн. Каждая трансляция по одной операции. В ювелирном искусстве. В камнеобработке. Нашим слушателям была бы интересна гравировка по стеклу. Покажите нашим студентам уникальных специалистов, которые охотно делятся своими секретами.

С.К. Есть такое понятие – секреты мастерства. Я не могу ручаться за всех, но думаю, что будущему юному поколению русских художников и мастеров мы раскроем максимальное количество секретов. Мы вместе с вами разработаем учебную программу и будем вести образовательную и просветительскую работу в режиме онлайн.

Н.М. Я уже вижу картину. Стоит камера у мастера-костореза во Владивостоке, камера в Калининграде у янтарного мастера, камера у кубачинского мастера на Кавказе, и все это онлайн по каналам интернет демонстрируется во всех уголках нашей необъятной России.

С.К. Уважаемый Николай Николаевич, сколько я вас знаю, все ваши фантазии реализуется не сразу. Но они потом приносят хорошие плоды в сотрудничестве с художниками и мастерами.

Н.М. Спасибо. Слушатели нашей Академии с нетерпением ждут онлайн-встречи с вашими уникальными мастерами из Ассоциации.

Справка об Ассоциации
Вступив в Ассоциацию «Организаций НХП, ремесленников и художников “Наследие и традиции”», вы получаете ряд преимуществ:
1. Доступ к закрытой актуальной аналитической информации и статистическим данным;
2. Обучение и участие в мастер-классах, курсах повышения квалификации, тренингах бесплатно и на льготных условиях;
3. Льготные условия участия в выставках Ассоциации и ее партнеров;
4. Бесплатные консультации специалистов;
5. Участие в специальных акциях компаний-партнеров;
6. Реклама вашей продукции на сайте и в социальных сетях;
7. Льготное участие в издаваемых печатных каталогах;
8. Продвижение вашей продукции в различных СМИ;
9. Возможность участия в рабочих встречах с представителями органов региональной и федеральной власти.

Об Ассоциации

О Коломийцеве С. Е.
http://tshdpi.ru/
http://skurlov.blogspot.com/2019/12/blog-post_75.html
https://youtu.be/_ucpIivn5fw
https://yandex.ru/turbo/tvzvezda.ru/s/news/20218271526-bUgm8.html

Москва, ноябрь 2021 г.
На фото обложки: Мария Геннадьевна Круглова, Николай Николаевич Матвиенко, Сергей Евгеньевич Коломийцев.

Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: