Мозаика и грани мозаичного ремесла. Портрет мастера сквозь тысячелетия.
Искусство мозаики многогранно, как и сами модули, из которых она состоит. В данной статье мы предлагаем погрузиться в историю развития мозаичного искусства, чтобы научиться отличать виды и стили мозаики.Мозаика в Римской империи
Возникшая задолго до нашей эры, мозаика пережила первый расцвет в эпоху Римской империи. В домах богатых патрициев стали появляться огромные многоцветные картины, в общественных зданиях и термах – орнаментальные композиции. Свободные граждане, не обладающие большим достатком, довольствовались монохромными полами со скромным черно-белым рисунком.Мозаичисты того времени не оставили своих имен. Есть версия, что обработкой камней занимались рабы, а тонкую художественную работу выполняли специально обученные мастера.
«Собака» Помпеи
«Суд Париса», мрамор, известняк и стекло тессере, 115–150 гг. н. э
Эстафету принимает Византия
С распадом Римской империи мозаичную эстафету принимает Византия. Развитие христианства создает запрос на «вечные» картины, прославляющие Христа, Богородицу и Небесные Силы.
Церковь Сан-Аполлинаре Нуово, VI в., Равенна
Музей Сан Марко, мозаика, XIII век
В XI веке мозаика впервые появляется на Руси
Ярослав, великий князь Киевской Руси, построил большой собор в своей столице – Киеве. Образцом церкви послужила Святая София в Константинополе, и новый храм также назвали собором Святой Софии. Он был построен в основном византийскими мастерами, присланными на Русь Константином Мономахом между 1037 и 1046 годами.Наиболее важные поверхности по традиции украшены золотой мозаикой. В куполе мы можем видеть традиционного сурового Пантократора, поддерживаемого ангелами. Между 12 окнами барабана – изображения апостолов и четырех евангелистов. В апсиде – Пресвятая Богородица и Деисус.
Интерьер киевского Софийского собора
Смальта – это родственница стекла, обладающая более высокой прочностью благодаря специальной технологии изготовления, при которой стекло тщательно растирают в порошок и запекают при очень высокой температуре.
Цветовая палитра собора Святой Софии в Киеве и собора Михайловского монастыря состояла из 80 различных смальт, приготовленных и сплавленных в художественной мастерской Киева.
К сожалению, мозаика не часто встречалась на Руси, а после монголо-татарского нашествия мы вовсе ее утратили вплоть до XVIII века.
Бесплатный вебинар «Профессия мозаичист»
Посмотрите запись вебинара с экспертом, преподавателем курса Василиной Королёвой: в чём заключается работа мозаичиста, какие нужны знания и навыки, на каких объектах и с какими заказами работают мозаичисты.
Возрождение искусства мозаики в Российской Империи
Великий ученый М. В. Ломоносов возродил искусство мозаики в России, заново разработав методы литья и шлифования смальты.К началу 1760 года Ломоносов создал более 100 цветовых основ и более тысячи оттенков цветных смальт на фабрике, которая была построена специально для этой цели. Это было единственное художественное производственное предприятие в России в XVIII веке.
Одновременно с химическими экспериментами ученый разработал правильную технику мозаичного набора, воспроизводящую академический стиль живописи. Портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра
Невского и выдающаяся картина «Полтавская битва» были созданы именно в его мозаичной мастерской.
Портрет Петра I, мозаика, набрана М. В. Ломоносовым, 1754 г. Эрмитаж
Флорентийская и византийская мозаика
В Европе в это время набирает популярность техника флорентийской мозаики.
Мастерская по ее изготовлению была основана в XVI веке и принадлежала семейству Медичи. Флорентийская мозаика и по сей день поражает зрителей деликатностью переходов мрамора минимальным, почти не заметным сочленением элементов мозаичной картины.
Флорентийская мозаика (pietre dure) XVII в. из музея Каподимонте
Мозаика в России XIX века
В 1841 году в Санкт-Петербурге начинаются работы над внутренним убранством Исаакиевского собора. Архитекторы, понимая особенности влажного климата, где сохранность росписей минимальна, принимают правильное решение оформить интерьер собора в технике мозаики.
Исаакиевский собор. Фрагмент мозаики Рождество Богородицы, 1900-е гг.
Смальта для Исаакиевского собора была изготовлена в мозаичной мастерской Академии художеств, специально созданной для этих целей. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны были набраны из золотой смальты (канторель).
Интерьер храма Спаса на Крови
В конце XIX века в Санкт-Петербурге начинается строительство другого мозаичного храма – Спаса на Крови. Над эскизами к этой церкви поработали многие именитые живописцы того периода: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Михаил Врубель.
Помимо Академии, производящей смальту, в 1890 году создается частная мозаичная мастерская Фроловых.
В ее стенах за довольно короткий (дореволюционный) период были созданы почти все мозаичные украшения храма Спаса на Крови, а также мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и европейских стран. Ее художественный уровень работ контролировался Академией художеств. Мастерская сотрудничала с величайшими русскими художниками и архитекторами: В. М. Васнецовым, Н. К. Рерихом, Л. Н. Бенуа и другими.
После революции сын основателя мастерской, А. А. Фролова, Владимир Фролов продолжил работу.
Мозаика в XX веке
Господствующий на рубеже веков стиль модерн благоприятствовал использованию мозаики. Наиболее яркий представитель этой эпохи, бесспорно, Антонию Гауди. Строго говоря, большинство его шедевров выполнены из керамики. Но так уж сложилось, что, говоря о мозаике начала XX века, люди вспоминают парк Гуэля, дом Бальо и собор Святого Семейства.
Дом Бальо, 1912 год. Барселона.
30-е годы в СССР
Начиная с 30-х годов в СССР мозаика переживает расцвет.
Особенно ярко это проявилось во время строительства московского метрополитена. Планировалось, что метро станет символом победы коммунизма в СССР: подземные дворцы для простых людей, мозаичные панно, инкрустированные полудрагоценными камнями и золотом, восхваляющие простых тружеников.
Александр Дейнека «Парашютисты», станция метро Маяковская
Изготовлением мозаик по эскизам А. Дейнеки руководил Владимир Фролов, а мозаики были набраны из той же императорской смальты, которая использовалась в царские времена для знаменитых церквей Санкт-Петербурга. Жизнь Владимира Фролова оборвалась трагически: он умер от голода в блокадном Ленинграде.
Мозаика на станции метро Автозаводская
60–80-е годы в СССР
Распространение мозаики в 60–80-е годы было связано с быстрым строительством типовых зданий, в частности, серийных жилых помещений, однотипность которых удручала советских граждан.
Несмотря на «борьбу с архитектурными излишествами» Хрущева, огромные мозаичные панно пропагандистского содержания пришлись весьма кстати. Мозаики этого периода перестали быть авторскими шедеврами, потому что над ними работала целая команда (автор эскиза и исполнители). Эти времена ознаменовали счастливую эпоху для художников-монументалистов – эпоху художественных комбинатов.
Команды художников обычно оставались анонимными, дизайн был простым и обобщенным. Например, изображение рабочего, солдата Красной Армии, ученого, матери, уроженки одной из советских республик и т.д. Готовые изображения превращались в бетонную плиту и монтировались на здании.
Дворец культуры в Новочеркасске
Это был период, когда смальта производились в огромных количествах, поэтому современные мозаичисты продолжают использовать советские запасы.
Перестройка и 90-е
В период перестройки фабрики и комбинаты работали с перебоями, и никаких монументальных художественных произведений создано не было.
Сразу после распада Советского Союза искусство мозаики находилось в упадке, по большей части обслуживая интересы условной «Рублевки», создавая зачастую безвкусные изображения для элитных интерьеров, бассейнов и саун.
В это же время появляется новый запрос от возрождаемых церквей.
В начале 2000-х интересное видение обновленной церковной мозаики предлагает Александр Корноухов. Художник первым начинает использовать современные материалы, что придает его мозаикам особый неповторимый стиль, легкость и узнаваемость. Смело использует необычные для церковной мозаики материалы, в частности, добавляет красный кирпич в нимбы святых.
Александр Корноухов. Капелла "Redemptoris Mater Del Palazzo Apostolico", Ватикан
Современная мозаика
Прошлый век ознаменовал собой революцию в искусстве. Самовыражение художников вышло далеко за пределы отдельных произведений. Создало новые формы в соответствии с запросами нового тысячелетия. Эти изменения не могли не затронуть и искусство мозаики.
Перестав быть частью стены, мозаика наравне с живописными произведениями ищет новое воплощение, широко используя подручные материалы: дерево, металл, гвозди, шурупы, а иногда и мусор. Появляется мозаичная скульптура, мозаичные 3D-объекты.
Лука Барберини, «Революция»
Мозаичные объекты во дворе «Школы мозаичистов в Спилимберго»
Современные цементные растворы произвели революцию в мозаичном производстве. Теперь нет необходимости заливать многотонные бетонные плиты. И для производства композиций в десятки тысяч метров не нужно привозить на объект сотни художников – можно собрать готовое произведение в мастерской и смонтировать как элемент архитектурного ансамбля за тысячи километров.
В современном мире мозаика популярна. Возникает живой интерес к советскому наследию. Идея уничтожения символов той эпохи, к счастью, осталась в прошлом. Проводятся масштабные реконструкции метро, ВВЦ, осуществляется перенос мозаик с ветхих советских построек для последующей экспозиции. Запрос на профессию мозаичиста существует.
Елена Кикнадзе
Освоить профессию мозаичиста можно на курсах мозаики в Москве в Русской Академии Ремёсел. Подробности по ссылке.