Куда сходить в Москве на выходных: 10 неизвестных музеев Москвы

Куда сходить в Москве на выходных: 10 неизвестных музеев Москвы

После новогодних праздников и шумных ярмарок хочется спрятаться в тихих залах музея. Для вашего культурного отдыха мы выбрали 10 неизвестных или малоизвестных музеев — от царской резиденции до русского импрессионизма.

Дворец Алексея Михайловича Романова в Коломенском

Первое упоминание села Коломенское датируется 1336 годом — об этом свидетельствует старейшая духовная грамота московского князя Ивана Калиты. Спустя три века Коломенское активно застраивается и становится любимой летней резиденцией царя Алексея Михайловича Романова, а затем и его сына Фёдора Алексеевича. Строительством и убранством деревянного дворца для монарха занимались лучшие мастера своего дела — плотники, резчики, столяры, иконописцы, ювелиры.

Современники называли дворец «игрушкой, вынутой из ларца» — и в действительности это был сказочный расписной терем с 270 комнатами. Но время не щадит шедевры деревянного зодчества,  и через 100 лет дворец Алексея Романова пришлось разобрать — как написали в указе, «из-за ветхости». В 2007 году, благодаря сохранившимся обмерам и чертежам, его решили восстановить. Над воссозданием работали более 200 мастеров 20 разных специальностей.

Сейчас каждый может посетить реконструированный дворец, который полностью повторяет оригинал XVII века. Кроме этого, внутри постоянно проводятся тематические выставки и экспонируются различные интерьерные композиции. Здесь вы прогуляетесь по царским покоям, познакомитесь со старорусским бытом и увидите высокохудожественные изразцы, витражи, печи, деревянную резную мебель и многое другое. Подробней о дворце Алексея Романова, схеме прохода к музею и билетах читайте тут.

Важным атрибутом царских  застолий была золотая и серебряная посуда, что подчеркивало высокий статус, роскошь и богатство пира. Царь трапезничал на золотых блюдах, украшенных драгоценными и полудрагоценными камнями, а Боярская дума — на серебряных с позолотой. Ювелирное мастерство ценится из века в век и сегодня овладеть этим искусством может любой желающий.

9 января в Русской Академии ремесел стартует курс «Ювелир» — вечерняя группа по будням обучается 4 месяца, интенсив полного дня — 1,5 месяца. Вы научитесь проектировать свои первые ювелирные изделия, пользоваться инструментом, а также проводить основные операции — плавку, ковку, пайку и другие.

Даты начала других курсов в январе 2023

  • 14 января — художественная эмаль;
  • 16 января — облицовщик-мраморщик;
  • 17 января — кузнец-оружейник;
  • 21 января — печник, витражист.

Филигрань
Конфетница. Автор: Куликова Екатерина. Выполнена на курсе филиграни, повышение квалификации для ювелиров.

Городская усадьба Морозова

Усадьба в Подсосенском переулке известна еще с конца XVIII века, и примечательно, что ее убранство дошло до нас в практически первозданном виде. В середине XIX века ее покупает Е.С. Морозов — один из представителей знаменитой купеческой династии и крупный промышленник. Унаследовавшие дом сыновья и внуки Морозова начали переделывать интерьеры некоторых помещений по личному вкусу и в духе времени, но это лишь добавило яркости и самобытности особняку.

Городская усадьба Морозова сегодня — это россыпь скульптур, фризов, декоративных элементов и целые залы в классическом, египетском стиле, а также в стиле рококо и эклектики. Местом притяжения и внимания гостей считаются кабинет и библиотека — они выполнены в готическом стиле, с резными потолками, высокими витражными окнами, и целиком отделаны темным дорогим деревом. Лестницу в библиотеку «охраняют» гном и дракон, а с большого мраморного камина смотрят горгульи и химеры. Постоянного музея в усадьбе нет, но сюда можно попасть вместе с частным гидом или турфирмой — они часто включают особняк в программу своих экскурсий. 

14 января приглашаем к нам, в Русскую Академию ремесел, всех тех, кто интересуется деревянным и витражным искусством, на открытые экзамены курса классического столярного дела и художественного витража. Задайте преподавателю и выпускникам вопросы, оцените выполненные изделия, а также посмотрите учебные мастерские и оборудование. 

Даты других экзаменов в январе 2023

Каждый может прийти на защиту дипломных работ:

  • 21 января — курс «Печное дело»; 
  • 27 января — керамика и гончарное дело; 
  • 27, 31 января — реставратор мебели.

Если планируете посетить экзамен как наблюдатель, позвоните по телефону: 8 (499) 938-76-84.

Музей «Огни Москвы»

В декабре 1730 года на московских улицах стало чуть светлее — в Кремле, Китай-городе и Немецкой слободе зажглись первые масляные фонари, но и они горели лишь до 12 часов ночи. Такой фонарь давал силу света, равную 1-2 свечам и, как жаловались современники, постоянно разбрызгивал горячие капли масла на прохожих.

К середине XIX века в Москве появились керосиновые и газовые фонари. Они горели ярче и эффективней, чем их предшественники, но совсем ненадолго задержались на городских улицах. В 80-х годах XIX века наступила эра электричества — с тех пор и Москву, и Санкт-Петербург, и другие города страны стали планомерно электрифицировать. Узнать полную историю уличного и бытового освещения и самому побыть фонарщиком можно в музее «Огни Москвы». Он открылся в 1980 году — в честь 250-летия со дня появления первых фонарей.

В музее постоянно проводятся детские и взрослые мастер-классы, а также тематические и интерактивные программы, где участникам увлекательно рассказывают обо всех тонкостях фонарного дела. Например, есть мастер-классы по изготовлению лампы накаливания, свечного светильника или можно просто раскрасить свечку и порисовать люминесцентными красками. Здесь особое отношение к детям — специально для них сотрудники создали фонд предметов, которые можно трогать. Подробней о мероприятиях музея «Огни Москвы» читайте тут.

Музей авангарда на Шаболовке

Музей открылся в 2017 году и работает в формате «in progress», то есть постоянно пополняется. Сейчас здесь собрано более 200 личных предметов жителей Даниловского района столицы — фотографии, книги, детские игрушки, настольные игры, флаконы от духов, посуда — а также чертежи и макеты зданий 1920-1930 гг. в стиле популярного тогда конструктивизма и рационализма. Кроме этого, в музее авангарда можно увидеть характерные детали интерьера и бытовые приборы того времени: утюги, самовары, швейные машинки, керосинки, обои и даже самоварные розетки. Куратор рассказывает, что в начале XX века многие переезжали из деревни в город и охотно привозили с собой атрибуты прошлой жизни. Вы узнаете, чем пользовались люди в быту 100-120 лет назад и что их окружало.  

Музей авангарда на Шаболовке
Фото: официальный сайт музея авангарда на Шаболовке.

Музей авангарда на Шаболовке — это еще и площадка для лекций, круглых столов и дискуссий, посвященных сохранению материального и нематериального наследия района и его будущего. Для детей работает мастерская, где изучают основы урбанистики, дизайна, кройки и шитья, архитектурной проектировки. В библиотеке галереи вы найдете книги по авангарду, живописи, кино- и фотоделу.

Музей имени Андрея Рублева

Полное название этого выставочного комплекса — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Наследие и вклад художника в иконописную школу огромен — известная рублевская «Троица» признана шедевром во всем мире. Кроме икон, Андрей Рублев расписывал стены и потолки храмов и занимался книжной иллюстрацией, но в нашу и мировую историю вошел именно как талантливый иконописец XV века. Рублев стал первым русским художником, причисленным к лику православных святых.

Собрание икон музея насчитывает около 4500 единиц, охватывая период с XIII до начала XX века. Сотрудники говорят, что подлинных произведений преподобного Андрея Рублева у них нет, но есть группа икон XV века, которая, скорее всего, создана при его участии. В залах экспонируется обширная коллекция не только московских мастеров, но и иконописцев из Твери, Вологды, Белоозера, Ростова, Пскова, Великого Новгорода, Костромы и других городов. Здесь вы увидите и древнейшую византийскую икону XIV века — «Богоматерь Одигитрия».

Церковная тематика продолжается в предметах, предназначавшихся для богослужения — потиры, напрестольные кресты, литургические сосуды и дискосы. В основном их выполняли из серебра и украшали позолотой, гравировкой, сканью, чеканкой или эмалью. Недавно мы опубликовали статью «Ювелирные технологии — от эскиза украшения до закрепки камня», где подробно рассказали о том, как можно украсить и сделать изделие уникальным.      

Также в музее древнерусской культуры и искусства представлено более 250 изразцов XVIII-XIX веков. Их широкое производство началось еще в XVI веке и быстро достигло разнообразия форм и цвета. Перелом в развитии произошел при Петре I — изразцами все реже оформляли фасады зданий, но часто использовали в облицовке печей и каминов. У Русской Академии ремесел есть краткосрочный курс по облицовке изразцами, где каждый сможет научиться облицовывать печь, камин или фасад.

Экспозиция будет интересна людям с любым вероисповеданием и творческим мировоззрением, поскольку древнерусское искусство — это основа нашей отечественной культуры. Вам помогут открыть икону с другой стороны и научат «считывать» ее скрытые символы и знаки. 

После погружения в наследие Древней и Средневековой Руси приходите в современные мастерские Русской Академии Ремесел — мы находимся рядом, достаточно перейти через реку Яузу по живописному мостику. На постоянной основе у нас проходит выставка лучших выпускных работ по ювелирному, печному, кузнечному, витражному мастерству, а также по керамике и реставрации фарфора.

Калейдоскоп коллекций

В главном здании музея современной истории России до середины 2025 года проходит выставка «Калейдоскоп коллекций. Раритеты музейного собрания», где представлены редкие и исторически значимые экспонаты. Из полумиллионного фонда хранители выбрали около 2000 предметов — художественное стекло, керамику, изделия из дерева, камня, кости. Почти 100 лет, начиная с 1924 года, музей современной истории России собирает, изучает, хранит и экспонирует уникальные коллекции.

Калейдоскоп коллекций
Сервиз из коллекции музея современной истории России.

На выставке можно познакомиться даже с агитационным фарфором, а также подарками руководителям государства и всему советскому народу. Кураторы отмечают, что эти предметы изготовлены лучшими мастерами в единственном экземпляре и признаны произведениями высокого искусства и памятниками истории страны. Здесь, например, в стеклянных витринах вазы с Лениным и Сталиным или бюст Маркса соседствуют с чайно-кофейным сервизом, расписанным в морском стиле.

Музей «Собрание»

Гордостью музея «Собрание» на Солянке считается коллекция раритетного звука — шарманок, музыкальных шкатулок, граммофонов, роялей и других механических редкостей. Также фонд включает в себя более 20 000 различных звуковых носителей — от восковых валиков для фонографов XIX века до современных виниловых пластинок.

Еще одно крупное направление экспозиции — русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство. Здесь можно увидеть довольно разноплановые предметы XVIII-XX веков: золотые, серебряные, бронзовые и медные изделия и украшения, художественное стекло, керамику и металл, посуду и утварь. 

Например, эмалированный ларец второй половины XVII века из Великого Устюга. В то время город был центром эмальерного производства и задавал соответствующий тон: чаще всего изделия покрывались белой эмалью (фон) и украшались цветами, листьями и растительными узорами в холодном колере. Или французский кувшин в стиле ар-нуво с датой изготовления около 1890 года. Это модное европейское направление на рубеже XIX-XX веков провозгласило совместную идею дизайна и искусства частью повседневной жизни людей. 

Музей «Собрание»
Кувшин в стиле ар-нуво из Нанси (Франция), около 1890 года. Фото: официальный сайт музея «Собрание».

В разделе художественного стекла и керамики представлено более чем 260 предметов: стеклянные стопки и кубки с портретами и вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, а также бокалы, рюмки, графины, соусники, маслёнки и десертные вазы XIX-XX веков. 

Обширна выставка художественного металла и ювелирного дела. В музее «Собрание» есть работы ведущих художников и мастеров Российского императорского двора — Фаберже, братьев Грачевых, Хлебникова, Любавина и других. Например, «Дом Фаберже» создавал не только эксклюзивную серию пасхальных яиц для царской семьи, но и занимался изготовлением золотых и серебряных кулонов, браслетов, запонок, пряжек для пояса и даже театральных сумочек кольчужного плетения с сапфирами и рубинами. 

Сегодня освоить декоративно-прикладное искусство может каждый — в Русской Академии Ремесел мы обучаем работе с металлом, стеклом, керамикой и фарфором, деревом и другими материалами. Выберите подходящий курс здесь.

Музей-усадьба «Остафьево»

Нынешний классический вид усадьба приобрела на рубеже XVIII-XIX веков — ее построил князь Андрей Иванович Вяземский. Но самым известным хозяином подмосковного имения стал его сын — Петр Андреевич. Здесь, в Остафьево, гостили Пушкин, Тургенев, Грибоедов, Гоголь и другие просвещенные умы.

В конце XIX века Вяземские породнились с Шереметевыми — знатным боярским родом, ведущим свою историю с XV века. До революции 1917 года усадьба принадлежала графу Сергею Шереметеву, а после была национализирована, хотя до 1930 года музей в ней сохранили. Затем начались печальные страницы в жизни Остафьево, которые продлились до декабря 1988 года. После здесь снова открыли музей, а в 1995 году усадьбу включили в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. 

Сейчас парадные залы дворца отреставрированы, и в ходе обзорной или тематической экскурсии вы сможете познакомиться с их убранством и ощутить связь с нашим культурным прошлым. В усадьбе «Остафьево» собрали коллекцию личных вещей, скульптур, живописи, медалей, редких книг и документов, золотых каминных часов и многое другое. Кроме этого, в музее постоянно проходят различные выставки и мероприятиями — подробней о них читайте тут.

Музей русского импрессионизма

Ярким явлением европейского искусства середины XIX века стал французский импрессионизм — направление, при котором картины рисовали крупными или мелкими мазками в «этюдном», словно незавершенном виде, добиваясь эффекта с помощью фактуры и цвета. К концу XIX века русские художники подхватили новый стиль, образовав отечественную школу импрессионизма. И хотя это течение быстро сменилось авангардом, а после 1917 года и вовсе оказалось «вне системы», наша история богата импрессионистами — Серов, Коровин, Грабарь, Юон и другие. 

В 2016 году на основе своей частной коллекции Борис Минц создал музей русского импрессионизма в Москве. Кроме упомянутых художников, здесь представлены полотна Богданова-Бельского, Кустодиева, Клодта, Левитана и еще более 70 авторов — причем многие шедевры были возвращены из-за рубежа. Самая ранняя картина экспозиции — «В овраге» Василия Поленова — датирована 1879 годом. На первый взгляд она кажется неказистой, но чем дольше ее изучаешь, тем больше удивляешься, как играют краски и как художник передал дневной свет.

Музей русского импрессионизма
Василий Поленов. «В овраге», 1879 год. Холст, масло.
Фото: официальный сайт музея русского импрессионизма.

Импрессионизм — это про восприятие богатой палитры цвета, которую каждый из нас трактует по-своему. Тем, кто творит — начинающим и профессионалам — рекомендуем посетить музей русского импрессионизма и «потренировать» насмотренность.

Дом-музей Васнецова

Виктор Васнецов не только рисовал картины и расписывал храмы, но и спроектировал свой московский дом. Художник все продумал так, чтобы жилые комнаты первого этажа были отведены его большой семье, а на втором этаже располагалась мастерская. Васнецов тяготел к древнерусскому искусству, поэтому и дом получился, как писал в воспоминаниях Шаляпин, «нечто среднее между крестьянской избой и княжеским теремом». Здесь он прожил 32 года — с 1894 по 1926 —  вплоть до смерти.

Через год, в 1927, дом превратился в музей, хотя окончательное решение об этом наследники приняли лишь в 1948 году. Сейчас в доме-музее Васнецова хранится около 26 000 оригинальных предметов — иконы, картины и наброски, подлинные фотографии, письма и документы, книги из личной библиотеки художника с автографами известных писателей, философов и архитекторов. Особое внимание в столовой привлекает розовая печь, сложенная по рисункам Виктора Михайловича: уникальное цветовое решение и изразцы подчеркивают его любимые старорусские мотивы.

В мастерской экспонируются картины, над которыми Васнецов работал в последние десятилетия, а на мольберте до сих пор стоит незаконченный портрет Михаила Нестерова — друга и соратника. 

Пресс-центр Русской Академии Ремёсел.
Фото на обложке: Коломенский дворец царя Алексея Михайловича зимой, commons.wikimedia.org


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: