Основы композиции в витражах и мозаике

Основы композиции в витражах и мозаике

Вы слышали выражение «страх чистого листа»? Это состояние, когда есть идея, но вы не можете выразить ее на бумаге словами или образом. Такое больше присуще людям творческих профессий: писателям, копирайтерам, художникам, дизайнерам. 

Например, вы садитесь работать над эскизом, но не знаете, как подойти к задаче, как расположить гармонично фигуры, что должно быть на дальнем фоне, на чем сделать акцент, чтобы привлечь внимание зрителя. Вы сомневаетесь, откладываете работу на потом, ждете вдохновения. На самом деле есть вещи, которые помогают преобразовывать пустоту — это ясная концепция, представление о том, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя, структура и композиция.

Про композицию — что такое центральная фигура, ракурс и перспектива, как уравновесить рисунок — мы сегодня и поговорим.

Отправные точки построения композиции

Центральный элемент (центр композиции)

Каждый человек по-своему видит произведения искусства, обращая внимание на разные детали в зависимости от своего восприятия, интересов и опыта. Но даже при первом взгляде зритель бессознательно включает в «нравится» картину целиком: ее баланс, гармонию, согласованность всех фрагментов, выразительность центрального элемента (если он есть).

Центральный образ объединяет разрозненное в единое, становится фокусом внимания зрителя, привлекает взгляд и помогает понять смысл всей работы.

Центральный элемент может быть выполнен в различных формах и размерах — это может быть абстрактная фигура или геометрический узор, изображение животного или растения. Главное, чтобы элемент привлекал внимание и нативно вписывался в общую картину. Смысловой центр может быть ярким и выразительным или, наоборот, сдержанным и лаконичным. Важно, чтобы он соответствовал общему настроению и атмосфере работы.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Основной крупный центральный элемент — цветок — дополнен небольшими элементами. Несмотря на неяркий цвет, он привлекает внимание за счет размера и детализации.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Мозаика в стекле. Центральный элемент — лодка.
Выделена цветом, размером. Не находится по геометрическому центру, при этом нет противоречий, внимание зрителя направлено на неё.

Центральная фигура определяет смысл и настроение работы, помогает зрителю прочувствовать атмосферу. 

Цвет

Художник глубже воспринимает цвет, то, что он видит вокруг, вызывает у него яркие эмоции. 

А вот обычный человек воспринимает цвет по-разному в зависимости от темперамента, характера, родной культуры и традиций. Например черный у нас ассоциируется с трауром, а в Египте — с возрождением, зеленый — священный цвет для мусульман, а для европейцев он связан с безопасностью и экологичностью.

Если говорить о восточно-славянском этносе, то у большинства из нас сохранились архетипические реакции на цвет. 

Цвет Значение
Красный Любовь, страсть, энергия, одновременно опасность и разрушающая сила
Оранжевый Теплота, радость, творчество, дружелюбие
Жёлтый Счастье, оптимизм, интеллект и ум
Зелёный Природа, жизнь, гармония, умиротворение
Голубой Чистота, спокойствие, мир, мечтательность и романтика
Синий Цвет неба, моря, глубины и мудрости, верности и надежности
Фиолетовый Роскошь, благородство, таинственность, творчество, фантазия
Розовый Нежность, женственность, романтичность, легкость
Чёрный Тайна, элегантность, одновременно страх, сила, авторитет и власть
Белый Чистота, невинность, свет, начало нового пути, свобода

Традиционные для нас ассоциации цвета

Художнику общей цветовой базы недостаточно. Нужно глубже погружаться в символику, знать гармоничные сочетания, понимать, как контрастность влияет на восприятие, за счет чего создавать динамику, отражать время суток, сезон, настроение.

Смотрите, как цвет, фактура и свет влияют на восприятие мозаики.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Сдержанное по цвету произведение будет интересно смотреться при разном освещении за счёт объёма и различия текстур. Тонально насыщенные пятна выстроены в динамической системе.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Активная колористика привлекает внимание к произведению и создаёт настроение

Цвет дает ощущение глубины, объема и перспективы. Теплые цвета, например красный или оранжевый, кажутся ближе, а холодные — синий, фиолетовый — дальше. Это помогает создавать иллюзию трехмерного пространства и подчеркивает красоту материала.

Уравновешенность

Это так называемый «приятный глазу порядок», когда художник организовывает элементы, чтобы произведение выглядело завершенным и цельным.

Чтобы увидеть уравновешенность витража/мозаики, обратите внимание на следующие моменты:

  • расположение элементов: детали размещаются так, чтобы уравновесить центр и края композиции;

Курс по композиции в витражах и мозаике

Орнаментальная полоса по краю столешницы создает гармоничную рамку,
удерживает активное движение центральной композиции

  • баланс: выстраивается не только за счёт активности контура, но может быть дополнен выразительностью цвета;

Курс по композиции в витражах и мозаике

Композиция букета дополнена ярким цветом фона, и несмотря на общий сдвиг влево,
уравновешенность всего произведения не вызывает сомнений

  • размер деталей: большие элементы должны уравновешиваться маленькими;

Курс по композиции в витражах и мозаике

Центральный персонаж — ёжик — притягивает взгляд подробной детализацией,
яркие фоновые пятна уравновешены и дополнены мелким рисунком

Фактура в витражах и мозаике играет не последнюю роль. Гладкие поверхности могут выглядеть слишком однородными, поэтому добавление рельефа и узоров поможет сделать картину более эффектной.

Контраст

Контрастные цвета — это цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга, и могут быть использованы для привлечения внимания зрителя к определенным элементам картины. Например, красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый являются контрастными цветами.

Вот как это выглядит в работе.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Красный – черный – зеленый цвета в сочетании с геометрическими формами контрастно выделяют фигуру

Контрастность создает эмоциональный контакт между картиной и зрителем. Когда картина вызывает эмоции, она становится привлекательной и запоминающейся, к ней хочется возвращаться снова и снова. 

Контрастность может быть достигнута и по-другому, например, за счет использования разных оттенков одного цвета, а грамотное применение графических средств организует композиционное пространство.

Курс по композиции в витражах и мозаике

Центральная, самая крупная смысловая фигура пейзажа — маяк — расположена по принципу золотого сечения.
Линия горизонта делит композиционное пространство произведения на сбалансированные и гармонично сочетающиеся части

В витраже с маяком бледно-голубое небо противопоставляется насыщенному синему цвету гавани, вызывая меланхолию и ощущение тоски в холодный день.

Несмотря на то, что контрастные цвета делают образы яркими, их использование должно быть сбалансированным. Большое количество резких цветов может привести к хаосу и беспорядку на картине, поэтому важно найти баланс между ними.

Практические советы для мастеров

Когда мы проводили трехдневный мини-курс по проектированию и композиции, нас спрашивали, можно ли композицию изучать самостоятельно. Конечно, есть даже специальные развивающие упражнения.

Приведем три простых, но эффективных упражнения, хотя на курсе «Основы композиции и практическое проектирование» их даётся гораздо больше.

«Видоискатель»

Возьмите лист бумаги/картона и вырежьте прямоугольное или квадратное отверстие. Перемещайте рамку вокруг, чтобы в нее попадали предметы и элементы в лучшем ракурсе. Конечно, можно делать фотографии на смартфоне и потом рассматривать их, оставляя только лучшее, но рамка — отличный вариант работы с «живым» визуалом.

«Композиционный анализ»

Выберите любое изображение, которое вам нравится: фотография, картина, кадр из фильма, рекламный баннер. Рассмотрите расположение объектов, их размеры и пропорции, как они взаимодействуют друг с другом.

Определите, какие элементы доминируют в композиции и почему они были выбраны и расположены именно так. Подумайте, как можно было бы изменить композицию, чтобы она стала более гармоничной и выразительной.

«Создание собственной композиции»

Возьмите любые предметы, которые есть у вас под рукой: камни, ракушки, недоеденные зефирки, вырезанные из бумаги фигуры, тесьму, бусы. Расположите предметы таким образом, чтобы получилась интересная композиция, и оцените работу с точки зрения баланса, ритма и гармонии. Попробуйте разные сочетания. Убирайте, перемещайте предметы. Покажите несколько наиболее понравившихся сам композиций коллегам или скиньте в чат марафона по композиции. Вам дадут обратную связь. 

Курс по композиции в витражах и мозаике

Быстрый коллаж, созданный одной из участниц марафона по композиции

Но учиться самостоятельно сложно. 

«Насмотренность» здесь мало помогает, потому что визуальный опыт не учит располагать элементы на плоскости, соотносить форму, цвет, текстуру, учитывать освещение, угол обзора, расстояние до зрителя. Приходите на курс «Основы композиции и практическое проектирование» в Академию — наши преподаватели не только откроют вам секреты композиции, но и расскажут о неочевидных художественных нюансах, о которых не прочитать в учебниках.


Поделиться ссылкой:

Вам так же будет интересно узнать

Основы композиции в керамике: искусство создания авторских произведений
11.04.2024

Другие Статьи: