Художественная ковка – одно из интереснейших ремесел, имеющее многовековую историю развития. Ковка помогает человеку, обучающемуся ее приемам, значительно расширить диапазон своих творческих возможностей, профессиональных знаний и ремесленных навыков, создавать красивые и интересные произведения, повысить свою реальную самооценку.
В этой статье мы поговорим о зарождении кузнечного ремесла и о том, когда появилась художественная ковка. Углубимся в исторические события, способствовавшие развитию нового вида обработки металла, который впоследствии стал отдельным направлением изобразительного искусства.
Зарождение кузнечного дела
В Библии родоначальником кузнечного дела назван Тувалкаин, потомок Адама в седьмом поколении, который был ковачом всех орудий из меди и железа (Быт. 4: 22) (изображение 1). По данным современных археологических исследований в Малой Азии – начало целенаправленной добычи и обработки железа относится к VI тысячелетию до н.э. Приоритет народов Малой Азии в умении как обрабатывать, так и выплавлять железо подтверждается знаменитым фрагментом из письма хеттского царя Хаттусили III (правил приблизительно в 1275–1250 годах до н.э.) к одному из современников, вероятно, фараону Рамзесу II: «Что до хорошего железа, о котором ты мне писал, хорошего железа в Киццуватне нет. Сейчас плохая пора для производства железа. Они сделают хорошее железо, но пока еще не закончили работу. Когда они закончат, я пошлю его тебе. Теперь я посылаю железное лезвие для кинжала».
Изображение 1. Тувалкаин, Андреа Пизано, Италия 14 век
По мнению известного историка чёрной металлургии и кузнечного дела, профессора института археологии Чешской академии наук Радомира Плейнера, Европа являлась вторичной зоной освоения железа по отношению к Юго-Западной Азии. Схема внедрения железа и развития железообработки в Центральной и Северной Европе по Плейнеру представляется следующей. Первые изделия из железа появляются здесь во второй половине II тысячелетия до н. э. Они единичны (кинжалы, булавки, орнаментированные накладки) и интерпретируются как импортные. До VIII века до н.э., вплоть до гальштадтского периода, железные изделия остаются достаточно редкими.
В середине I тысячелетия до н.э. Центральная Европа, по мнению Р. Плейнера, отставала в использовании железа от Греции приблизительно на 400 лет и от Италии примерно на 100 лет. Отметим, что в V веке до н.э., когда началось активное монетное обращение, развитие металлургии характеризуется таким количественным и качественным уровнем производства железа, который позволил ему почти полностью вытеснить другие металлы из хозяйственной сферы Древнего мира. К V веку до н.э. из железа стали изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, ремесленные инструменты, крепёжные изделия. Железо почти полностью «монополизировало» производство оружия.
Кузнечное ремесло в Средние века
В Средние века в Европе металлургия развивалась за счет укрупнения размеров плавильной печи и увеличения количества нагнетаемого в неё воздуха. В VII–VIII веках в Альпах и в Скандинавии начали сооружать сыродутные горны (агрегаты для химического восстановления металлического железа из руды), превышающие рост человека. Увеличение размера печи происходило достаточно быстро, и к концу X века возводились горны до пятиметровой высоты (штюкофен и осмундская печь). Вследствие увеличения высоты печей в них значительно улучшились условия теплообмена между поднимающимся снизу, от печной фурмы, восстановительным газом (оксидом углерода) и опускающимся сверху железорудным сырьем. Это привело к значительному улучшению качества кричного железа. Также в конце X века стали активно применять водоналивные колеса для усиления работы мехов, подающих воздух в печи. В испанских, а потом и во французских Пиренеях металлурги вместо использования высоких печей разработали в X–XI вв. не очень высокую, но работающую с большой интенсивностью печь, с постоянно подгружаемым железорудным сырьем, получившую название «каталонский горн», для выработки большого количества железа высокого качества.
С развитием средневековых городов, городского самоуправления, ярмарок и рынков происходит всё более четкое разделение ремесленных цехов. Кузнечное ремесло разделяется на собственно кузнецов (обработка металла с обязательным нагревом) и специалистов по холодной обработке металла – слесарей (Schlosser происходит от немецкого Schloss – замок). С раннего средневековья развивалась технология волочения железной проволоки. Учитывая активное развитие ремёсел и промышленности в средневековых городах в начале II-го тысячелетия, вполне вероятно, что к XII веку и даже раньше могли появиться молотовые фабрики, выпускавшие железные полосы и листовое железо. Следующий шаг в развитии Европейской металлургии был сделан к середине XIV века, с появлением доменных печей «блауофенов» (нем.), выплавкой и переработкой чугуна, появлением прокатных и волочильных станов, с развитием молотовых фабрик. Этот период характеризует огромные темпы развития европейской металлургии в X–XIV вв., а также общее состояние научной и творческой мысли первых столетий второго тысячелетия, отличающейся постоянным поиском новых форм и решений.
Появление художественной ковки
Несмотря на то, что к этому времени кузнечные технологии были прекрасно развиты, самые ранние образцы именно художественной ковки, сохранившиеся до нашего времени, датируются только XII веком! Рассмотрим причины, которые могут объяснить столь позднее появление художественной ковки в Европе. Замечу, что, в основном, речь идёт о функциональной ковке, украшающей архитектуру: оконные и разделительные решетки, двери, ворота и их украшения, ограждения лестниц и балконов, уличные фонари и т.п.
Ускорение экономического роста на рубеже I–II тысячелетий ознаменовалось общим развитием ремесел и грандиозным каменным строительством, развернувшимся по всей Европе. Особенно наглядно это подтверждается свидетельством Рауля Глабера, монаха из монастыря Клюни: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий; хотя большая часть из них была хорошей постройки и в этом не нуждалась. Настоящее соперничество толкало всякую христианскую общину к тому, чтобы обзавестись церковью более роскошной, чем у соседей. Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвящённые разным святым, даже маленькие деревенские часовни, были перестроены верующими и стали ещё краше». Также шло активное строительство новых крепостей и замков. Многие деревянные цитадели были заменены на более мощные, каменные. Расширялись старые и строились новые города. Количество новых городов, возникающих в Европе, стремительно возрастало от десятилетия к десятилетию, исчисляясь сначала десятками, а затем сотнями. К 1300 году появление новых городов достигает максимума, после чего наблюдается насыщение и спад до 1450 года, когда появление новых городов примерно соответствует уровню 1150 года.
Рядом с величественным, пространственным творчеством церковной архитектуры гражданская архитектура романской эпохи занимает, по крайней мере в первый период, весьма скромное место. Однако с середины XII столетия благодаря подъёму в строительстве городов и замков её значение непрерывно растёт. В период Готики с особой роскошью строили городские ратуши – лицо городского самоуправления (изображение 2).
Изображение 2. Лёвенская ратуша, Бельгия, готический стиль
До XII века включительно двери в соборы делали преимущественно из бронзы. Например: дверь церкви св. Михаила в Гильдесгейме, 1008–1015 гг., Германия (изображение 3). Традицию изготовления бронзовых дверей Западная Европа унаследовала от Византии, откуда были завезены многие из них (большое число сохранилось в Италии). Бронзовые двери представляли собой достаточно сложную и очень тяжелую сборную конструкцию, обычно украшенную скульптурными рельефами. Изготовление и монтаж бронзовых дверей требовали решения целого комплекса инженерных задач, с которыми средневековые мастера успешно справлялись, ведь некоторые бронзовые двери сохранились до наших дней и функционируют уже почти 1000 лет.
Первые по датировке (XII век), довольно многочисленные образцы кованых дверей сохранились в Испанской Каталонии, на северо-востоке Пиренейского полуострова (изображение 4). Возможно, здесь они появились вследствие реконкисты (борьбы за освобождение Испании от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век), которая создавала технические и экономические сложности для строительства дорогих церквей с бронзовыми дверями, а также в связи с высоким уровнем развития металлургии в испанских Пиренеях. Заметим, что пришедшие на смену бронзовым кованые двери в техническом отношении являются скорее более простыми по конструкции. Соответственно, стоимость бронзовых дверей (учитывая также большой объем дорогого цветного металла) была более высокой. Версия о желании сэкономить на дверях, например, во Франции или в Германии не подходит, так как соборы строили, во-первых, как дом Божий, а во-вторых, города того времени соперничали между собой и пытались построить у себя самый лучший собор, чтобы доказать другим превосходство своего города.
Изображение 3. Дверь из церкви Святого Михаила в Гильдесгейме, Германия, 1008-1015 гг.
Изображение 4. Дверь церкви Сант-Жени Монтелла, Каталония, XII в.
Какой же вывод мы можем сделать на основе данного исторического материала? Традиционно железо использовалось как прочный конструкционный материал для изготовления оружия, инструмента и технических приспособлений. Металлами для изготовления красивых художественных изделий были бронза, серебро и золото, а чугунного литья (да и самого чугуна) в Европе XII века ещё не было. Эта традиция уходила своими корнями во всю предшествующую историю металлообработки. Ничего другого, кроме цветных металлов и их сплавов, в качестве художественного материала люди того времени видеть и не могли. Об этом свидетельствуют бронзовые двери на романских и предроманских соборах. Поэтому средневековым архитекторам и кузнецам не приходило в голову делать дорогие парадные вещи из железа. Для того, чтобы начать использование железа в качестве художественного металла, нужно было творчески переосмыслить подход к этому интересному материалу. Благоприятная ситуация для этого сложилась в Европе как раз к XII веку, когда господствовал творческий дух поисков и открытий во всех сферах человеческой деятельности. Не исключено, что поначалу возникла даже определенная мода на использование железа как нового художественного материала, т.к. кованые решетки, двери и другие функциональные украшения архитектуры появляются повсеместно и почти одновременно. Через какое-то время кованые украшения, вероятно, уже становятся традиционными.
Первые романские решетки (изображение 5), состоящие почти из одних завитков и выполненные из профиля прямоугольного сечения, как и незамысловатые каталонские двери отличались технологичекской и изобразительной простотой. В то же время прекрасные образцы готической ковки (сравнительно ненадолго отстоящие от них по времени) изготавливались из наборного профиля сложного сечения, украшались красивыми листьями, цветами, изображениями животных и птиц (изображение 6). Сравнивая их, мы приходим к выводу, что эти романские решетки и двери XII века – действительно первые робкие «пробы пера» в художественной ковке.
Изображение 5. Решетка, романский стиль, Франция, XIII в.
Изображение 6. Фрагмент двери собора Нотр-Дам де Пари, Франция 1163-1345 гг., готический стиль.
Конечно, наши выводы о столь позднем появлении художественной ковки в Европе не являются бесспорными, но я надеюсь, что обсуждение этого вопроса пробудило у читателя интерес к этой непростой теме, а главное, желание попробовать свои собственные силы в освоении такого замечательного ремесла.
Лев Панченко – художник по металлу. Образование высшее художественное, член Московского Союза Художников, член правления Московского Творческого Союза Кузнецов, академик Кузнечной Академии им. проф. А. И. Зимина, «мастер ремесленник города Москвы», консультант форума «О металле и мастерах» на форуме https://kovka.guru/.
На обложке статьи фото светильника, автор Alessandro Mazzucotelli, модерн, Италия