Гончарное ремесло в стиле раку. Секрет в четыре с половиной века

Гончарное ремесло в стиле раку. Секрет в четыре с половиной века

С чем у вас ассоциируется слово наслаждение?
С радостью, удовольствием, блаженством?
А если этот вопрос задать керамисту, он скажет — ракУ. И добавит — ракУ в японском означает не только наслаждение, но и покой.

В стиле раку делают:
  • чаши с широким дном;
  • пиалы;
  • чайники для заваривания.
Тенденция стиля — чем скромнее, тем лучше.

Отличие — невозможно создать два абсолютно одинаковых предмета.

Философия — ты одновременно здесь и там, в движении и в полном покое, ты можешь расшириться до размеров Вселенной или превратиться в крошечную точку.

Техника raku появилась в Японии в XVI веке при необычных обстоятельствах. Создатель новой эстетики чайной церемонии Сэн-но Рикю искал ремесленника, который понял бы новые принципы чаепития и изготовил под них посуду. Увидев керамику мастера Тёдзиро, Сэн-но Рикю почувствовал, что нашёл своего человека.

Керамика раку. Начало. Мастер Тёдзиро

Миры движутся, и мы движемся сквозь них
Во второй половине XVI века в Японии появляются гончарные предметы, которые покрывают только тремя цветам глазури: зелёной, жёлтой и коричневой. Корни трёхцветия уходят в китайскую керамику сансаи. Отец Тёдзиро — Амэя — был родом из Китая и обучил сына этой технике. Со временем Тёдзиро видоизменил приёмы работы с глиной и глазурью, что привело к рождению нового стиля.

Особенностью керамики Тёдзиро было то, что свои изделия он делал вручную, без гончарного круга. Мастер использовал грубую глину, подмешивал в неё песок, сохранял неровности; лёгкие подтёки глазури подчёркивали естественную красоту материала и отвечали японской эстетике.

Однажды чаши Тёдзиро преподнесли сёгуну Тоётоми Хидэёси. Правитель был восхищён красотой необычной посуды и в знак признательности даровал керамисту золотую печать с иероглифом raku. Раку стал именем семьи, производящей данную керамику, а позднее закрепился в названии керамической техники.

Несмотря на то, что Тёдзиро использовал те же техники глазурования и обжига, что и мастера сансаи, его изделия эстетически отличались по форме и характеру. Он нашёл свой способ глазуровки, оставив лишь два цвета — чёрный и красный.

Чёрно-красный мир керамики раку напрямую отражала идеал эстетики ваби: скромность, одиночество, внутренняя сила, подлинность.

Предметы Тёдзиро отличает творческая свобода и грубоватая неправильная форма. Чаши шероховаты на ощупь, у них неровный край, они естественно ложатся в руку и ничем не отвлекают внимания во время чаепития.

Техника раку. Поиск своего пути

Позволь себе улететь туда, где звёзды отражаются в воде

Секреты техники раку хранятся более четырёх веков и строго переходят от отца к сыну. Сегодня домом Раку управляет пятнадцатый мастер — Китидзаэмон. В юности он старался отделиться от влияния семьи, бунтовал против японской культуры, искал себя, обучаясь и путешествуя по Европе. Однако в 1976 году вернулся на родину и после кончины отца возглавил гончарную мастерскую.

Китидзаэмон XV начал поиски новых форм выразительности, преломляя их через собственную философию. Посуда мастера перестала быть просто посудой. Она стала синтезом материального и духовного, прошлого и настоящего, конечного и безграничного — то, над чем в последнее время размышляет человек.

В конце ХХ века в Европе прошли выставки дома Раку, и мир познакомился с необычной техникой. Лаконичные чаши откликнулись европейцам, потому что отвечали запросам современности: тяготение к минимализму, экологичная среда, стремление к познанию своего духовного мира.

пиала раку Китидзаэмон XV
Пиала раку, автор Китидзаэмон XV

пиала раку Китидзаэмон XV
Пиала раку, автор Китидзаэмон XV

Китидзаэмон XV хранит традиции предков, не изменяя технике раку. Ему удалось создать собственный мир «живых чаш», где каждая наделена частичкой души мастера, которую он передаёт из своих рук, в руки людей.

Стиль раку. Первое знакомство

В эту самую секунду, в этом самом месте мы будем вне времени и пространства
Бернард Лич (Bernard Leach, 1887–1979) стал первым европейцем, которого заинтересовала японская техника раку. В Японии он два года обучался у мастера Сёдзи Хамада, получил признание учителя, а также узнал некоторые рецепты гончарного ремесла, часть из которых опубликовал в «Книге гончара» в 1947 году в США.

Янаги Соэцу, Бернард Лич и Сёдзи Хамада
Янаги Соэцу, Бернард Лич и Сёдзи Хамада, 1952 г.

«Книга гончара» Бернарда Лича, 1940 г.
«Книга гончара» Бернарда Лича, 1940 г.

Познакомившись с японской философией и техникой raku, Лич пересмотрел свой взгляд на роль ремесленника в искусстве. Он высказывался против промышленного производства и продвигал идею того, что любое ремесло, в том числе и гончарное, должно быть индивидуальным и отражать внутреннее состояние мастера.

bowl-St.Ives-1926.jpg
Бернард Лич. Чаша

Любовь к гончарному делу перенял внук Б. Линча — Саймон. Simon Leach живёт и работает в Испании, посвящая желающих в тонкости гончарного ремесла. В своей школе он преподаёт с азов.

Прежде чем начать работать в технике раку, ученики проходят несколько этапов:

  • учатся выбирать глину, очищать, сушить, проминать;
  • знакомятся с устройством печей раку;
  • осваивают ручную лепку, начиная с постановки рук и заканчивая вытягиванием носика у чайника;
  • изучают глазури;
  • осваивают техники работы с гончарными инструментами.
В одном из интервью Саймона спросили: «Обязательно ли при изучении ремесла иметь учителя?» Мастер ответил, что иметь наставника в начале пути важно, чтобы избежать ошибок, но сегодня, благодаря интернету, обучиться гончарному ремеслу можно самостоятельно.

Мы разделяем его точку зрения и приглашаем всех желающих попробовать себя в гончарном деле в Русской Академии Ремёсел на курсах «Художественная керамика» и «Гончарное дело». И хотя на этих курсах не изучают технику раку, вы получите навыки работы на гончарном круге, освоите пять техник и создадите свои первые керамические шедевры.

Раку. Современное искусство керамики

Красота сквозила как бы невзначай, пленяя цветом

В XX веке раку покорял Запад постепенно. Дэвид Робертс (1947 г. р.) является одним из мастеров, кому приглянулась техника. Он настолько проникся философской идеей японской керамики, что содействовал созданию движения «Обнажённые Раку» в США.

Не будем лукавить, традиционный стиль raku и европейские работы отличаются, но не в сторону лучше-хуже. Японская философия преломляется через западные идеалы, и в этом синтезе рождаются шедевры керамики. Дэвид Робертс создаёт великолепные вазы с «каменным эффектом».

ваза в технике раку
Ваза в стиле Раку. Автор Девид Робертс.

ваза в технике раку Дэвид Робертск
Ваза в стиле Раку. Автор Девид Робертс.

Вазы создаются вручную. После первого обжига на них наносят тонкий слой ангоба, а затем и глазури. После второго обжига вазы «коптят» в древесных опилках. Так окончательно соединяются ангобы и глина.

Готовую вазу отмывают, отшелушивают глазурь. Теперь можно увидеть поверхность с необычным рисунком, которую иногда натирают воском для придания блеска. Работы Робертсона просты. Нет отвлекающих цветов, только символичное чёрно-белое сочетание.

Вазы мастера словно вырезаны из камня. Когда смотришь на них, кажется, что изделия созданы на века. Хотя это не так. Керамика хрупкая — одно неловкое движение, и вазы не станет. Жизнь мимолётна.

Раку в России. Эксперименты с керамикой

Пение птиц, аромат жасмина и рассеянный свет

В России тоже есть любители необычной техники.
Надежда Лобкова. Живёт и работает в Балаклаве.

керамика раку, Надежда Лобкова
Пиала в стиле раку. Автор Надежда Лобкова.

керамика раку, автор Надежда Лобкова
Пиала в стиле раку. Автор Надежда Лобкова.

Её работы простые, естественные и отвечают японской философии ваби, которая учит видеть красоту в привычных вещах и ценить её мимолётность.

Одна из особенностей керамики раку — сеточка из естественных трещинок, называемых канню. Она образуется благодаря не характерному для керамики обжигу.

Сначала изделие помещают в печь с температурой 850—1000 ℃, а затем в ёмкость с горящими опилками или соломой. Под плотно закрытой крышкой начинается превращение. От перепада температур на керамике появляется череда трещинок. Такой рисунок никогда не повторяется.

Дым тоже работает над созданием шедевра. Он проникает в трещинки и превращает их в узор. Спустя время предмет быстро остужают в воде или зелёном чае. Но и это ещё не всё.

Со временем рисунок начнёт впитывать цвет чая, и сосуды поменяют облик. Посуда преобразится: изменится цвет кракелюра, появится иной оттенок, что тоже символично — ничего в мире не стоит на месте, всё течёт и видоизменяется. Каждая чашка, заварной чайничек в технике раку, выполненные Надеждой Лобковой, неповторимые.

Западные мастера интерпретировали японскую традицию, создавая свои raku. Но несмотря на технологические и стилистические разновидности, керамистов объединяют одни идеи: слияние природы и человека, простота художественного образа.

Техника раку — всегда эксперимент. Если вам нравится познавать новое, мы может делать это вместе в Русской Академии Ремёсел.

Александра Снигирёва, специально для Русской Академии Ремёсел

Другие Статьи: