Наши дни: как гобелен объединяет стили живописи и формирует интерьерные пространства
В предыдущей статье мы рассказали об истории гобелена в мире и в России. Сегодня наша статья посвящена современным тенденциям производства, использованию гобеленов в интерьере, настоящему и будущему этого искусства.
Гобелен Вручную
Как и несколько веков назад, в наши дни популярны предметы декора, изготовленные вручную. Текстильные изделия не исключение. Штучные изделия ручной работы всегда находят своих ценителей.
Работа над гобеленом начинается с создания картона — макета будущего изделия. Он выполняется в реальном размере, его разлиновывают и окрашивают в соответствии с эскизом. Макет становится инструкцией для ткача.
Следующий шаг — подбор нитей. Современная большая палитра цветов позволяет мастерам создавать очень живописные полотна. Так было не всегда. Например, в XV веке использовали всего 15—30 оттенков цветов. Ещё в те времена вручную создавались металлизированные нити — на шерстяную нить накручивали частицы позолоты.
После создания картона специальными красками окрашивают нити, которыми будет выполнена шпалера. Далее нити основы натягивают на раму. За рамой размещают эскиз. Мастер отрисовывает на нитях границы переходов между цветами. Затем вручную переплетает нити и фиксирует их узелками, ориентируясь на эскиз.
Мастера за работой
Скорость исполнения зависит от мастерства ткача, сложности рисунка.
Исторически существовало разделение ткачей — мастера специализировались на выполнении определенных рисунков — растений, цветов, лиц, фигур людей. Самой высокой квалификации требовало изображение обнаженного тела. В современном ручном производстве создание одного квадратного метра гобелена со сложным рисунком занимает в среднем около девяти месяцев.
Жаккардовый гобелен, созданный машинным способом
Машинное производство гобеленов отличается от ручного ограниченным количеством нитей, которые можно заправить в станок. На российских фабриках по производству жаккардовых гобеленов используют станки, где переплетаются шесть цветов нитей основы будущего гобелена и шесть цветов нитей для формирования узора — красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый. Все остальные цвета на ткани появляются за счет переплетения нитей.
На специальном экране мастер определяет нужное сочетание нитей для получение всего многообразия оттенков. Подбор цветов для качественного гобелена иногда занимает от трех до шести месяцев — это кропотливый труд, требующий уникального мастерства.
Современные гобелены создаются с использованием новейших технологий. Специальная программа переводит нужный рисунок в цифровой формат и предлагает выбор цветов. Дальнейший процесс берет в свои руки текстильный дизайнер редкой специализации — дессинатор. Одна из задач этого мастера — подобрать среди цветов, предложенных программой, те, которые будут максимально соответствовать рисунку.
Рельефность гобелена достигается за счет того, что некоторое количество нитей закрепляются на основе не полностью. Из-за этого образуются бугорки, определяющие рельеф. Рассчитать, где именно на поверхности должны быть участки незакрепленных нитей очень сложно, такое умение считается верхом мастерства дессинатора. За счет направления и интенсивности света бугорки на поверхности гобелена создают микротени, которые дают блики — поэтому цвета гобелена приобретают разные оттенки в зависимости от времени суток и освещения.
В Средние века художники были ограничены в выборе оттенков палитры. Эффект перехода от одного цвета к другому достигался с помощью штрихов. В Европе такой способ используют и для созданий современных изделий, отдавая дань опыту прошлых поколений.
Гобелен — это скучно? (спойлер: нет)
Традиционные сюжеты гобеленов — природа, портреты, батальные и охотничьи сцены за несколько веков стали привычными и уже не вызывают интереса. Как любое искусство, создание гобеленов развивается, появляются новые стили и направления. Это касается не только рисунков, но и технологии производства.
Казалось бы, что нового можно придумать, когда речь идет о переплетении окрашенных нитей? Сочетанием цветов уже никого не удивишь, даже если в палитре будут присутствовать почти все возможные оттенки. Остается фактура полотна. И вот здесь есть простор для эксперимента.
В современном гобелене при использовании ворсовой техники плетения иногда изменяется длина ворса, поверхность становится неровной, уходит гладкость, свойственная классическим коврам. Этот прием используют для создания сложной поверхности гобелена, напоминающей скульптурный барельеф.
Объемность отдельных элементов позволяет акцентировать некоторые детали, привлечь внимание к наиболее значимым фрагментам полотна, подчеркнуть природные элементы, сделать более выразительными фигуры.
Г. Барканс, гобелен «Художник и его образы» (Кентавр, Фавн и Флора), 1980
Иногда сочетание гладкого ткачества и рельефного ворса не только делает более видимыми детали сюжета, но и определяет стиль полотна — например, на смену традиционной классике приходит импрессионизм.
И. Вилсоне, гобелен «Труд художника», 1975
Еще одной новой техникой в создании гобеленов стало узлоплетение. В середине прошлого века мастера начали применять его в сочетании с традиционным ткачеством. Эта технология позволяет воспроизвести на полотне эффект вышивки — за счет этого можно создать рельеф или гладкость отдельных участков, передать ощущение текучести и плавности линий.
М. Левитан-Бабаянскене, гобелен «Гармония вселенной», 1987
Ну а если попытаться максимально раздвинуть привычные рамки и добавить к технологии плетения ткани объемное видение, можно получить поистине уникальное произведение. Таков, например, результат смелого эксперимента японской художницы Аико Тезуки.
Аико Тезуки, инсталляция «Изучение необходимости», 2019
Что касается сюжетов тканых картин, современные художники находят даже в мультипликации.
Гобелен «Ходячий замок» по мотивам пoлнoмeтpaжнoгo aнимaциoннoгo фильмa Xaяo Mиядзaки
Такую тенденцию, конечно, нельзя назвать массовой. И традиционные пейзажи, и жанровые сценки по-прежнему изображаются на тканых полотнах чаще всего. Но вот стили изображения изменились — сейчас они гораздо ближе к современному искусству.
Владимир Мухин, гобелен «Лестница в небо», 2016.
Шерсть, полушерсть, ручное ткачество
Малик Муканов, Айдар Жамхан, гобелен «Гость»
(из серии «Степная мозаика»), 2017.
Шерсть, ручное ткачество
В целом можно отметить, что в XX веке классические, исторические сюжеты гобеленов уступают место современному искусству.
Гобелен без названия по картону Жоана Миро, 1975
Почему гобелен делает дом уютнее
Гобелен может стать яркой деталью вполне современного интерьера.
В чем его принципиальное отличие от картины? Картина — своеобразное окно в мир, ограниченное багетной рамой. Она показывает то, что находится за пределами комнаты, дает возможность зрителю увидеть что-то внешнее, иногда не очень связанное с окружающей обстановкой. Это стоит иметь в виду, выбирая картину для интерьера. Если же вы хотите правильно подобрать гобелен, нужно сделать так, чтобы изделие в сочетании с другими предметами интерьера создавало эффект присутствия в том сказочном мире, который отражает сюжет гобелена.
Один из важных моментов, которые стоит учитывать, выбирая гобелен для определенного интерьера, — это размер. Именно он дает этот эффект погружения в сказочный мир.
Секреты использования гобелена — на что обратить внимание и каких ошибок нужно избежать
Правило первое — не стоит подбирать гобелен к цветам мебели, к обоям. Среди сотен возможных оттенков стен и мебели проще будет найти те, которые сочетаются с палитрой гобелена, чем выбрать изделие, которое впишется в уже сформированный интерьер.
Нежные оттенки и округлые линии идеально подходят для интерьера спальни
Правило второе — нельзя размещать гобелен на многоцветных обоях — в этом случае неизбежен конфликт красок. Гобелен размещают только на однотонных стенах.
Опытные дизайнеры советуют: хотите сделать интерьер с гобеленом, — сначала выберите его, а потом добавьте все остальное.
Из-за ограниченного количества вариантов гобеленов их гораздо сложнее вписать в готовый интерьер так, чтобы краски изделия гармонировали с оттенками штор, мебели и предметов декора.
Гобелен с узором из листьев
Третье правило — гобелен должен соединить все разрозненные части интерьера. Для этого цвета отделки комнаты должны повторять оттенки палитры изделия.
Пейзаж гобелена становится центром внимания
Хорошее интерьерное решение — постараться найти «компаньонов» для гобелена. Например, размещенный над какой-либо поверхностью, он становится не картиной, а декорацией, на фоне которой словно разыгрывается небольшой спектакль, представленный сувенирными фигурками на поверхности комода или полки.
Для размещения гобелена в интерьере нужно искать баланс цветовых решений. В деревянный дом, к примеру, не стоит вешать гобелен теплых тонов. В этом случае деревянный дом «загорится» — тепло помещения будет усиливаться за счет визуального эффекта.
Как выбрать гобелен и не попасться на уловки продавца
Для выбора качественного гобелена стоит обращать внимание на цену. Здесь, как и со многими другими изделиями, работает правило — чем дороже, тем лучше.
Цена жаккардового гобелена в первую очередь определяется оплатой труда дессинатора. Во вторую — тем, сколько и каких нитей используется в изделии. Например, на производстве в Павловском Посаде используют в основном хлопок, на других фабриках — полиэстер. В этом случае настроить станок гораздо проще, что, несомненно, сказывается на себестоимости, а значит, влияет на цену изделия. Европейские ткачи используют лен, хлопок, шерсть, вискозу. Для смены нитей приходится перенастраивать станки, что требует дополнительного времени и труда. Все это стоит помнить при выборе изделий.
На что еще нужно обратить внимание? Гобелены, созданные вручную, и те, которые были сотканы на жаккардовых станках, имеют ряд отличий. Во-первых, на гобелене ручной работы чаще всего явно выделяются так называемые «ребра» — полосы более объемных нитей на лицевой стороне полотна. На обратной стороне остаются закрепленные обрезанные нити.
Фрагмент гобелена ручной работы
У жаккардового гобелена гладкая поверхность с изнанки, а на лицевой стороне рисунок складывается из точек, похожих на пиксельное изображение на экране монитора.
Жаккардовый гобелен отличается гладкой поверхностью
При покупке гобелена стоит быть внимательным и тщательно осмотреть изделие со всех сторон. Нередко недобросовестные продавцы выдают современный жаккардовый гобелен за произведение ручной работы и называют соответствующую цену.
Где смотреть гобелены в России и других странах
Узнать больше об истории создания гобеленов и познакомиться с современными образцами можно в музеях. В России гобелены представлены в Эрмитаже, в Музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Музее-заповеднике Коломенское, в Музее-усадьбе Кусково.
Большие коллекции гобеленов собраны в музеях Ватикана, в Лувре, в Музее Средневековья (Клюни) в Париже.
Иногда проходят и выставки. Часто в них участвуют молодые художники, представители творческих союзов и самостоятельные мастера.
В музее-заповеднике «Царицыно», где представлена большая постоянная экспозиция, дополнительно каждые три года проходят Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.
Наравне с представителями старой школы здесь показывают свои работы совсем молодые мастера.
Молодые художники — почему гобелен?
Путь в профессию мастера по гобелену чаще всего начинается с интереса к искусству и обучения — иногда, правда, по совсем другим направлениям, например, графическому дизайну или классической живописи.
Лариса Рубцова, гобелен «Сады вдохновения Анри Руссо», 2017
Чаще всего произведения молодых художников отличаются от классических гобеленов небольшими размерами. Иногда это связано с длительностью процесса — ведь так хочется воплотить как можно больше своих идей! Работа с гобеленом имеет свою специфику — это непростой кропотливый труд, необходимость приобретать недешевые расходные материалы. Помимо вдохновения, художественного вкуса, полета фантазии художнику по гобеленам необходимы гораздо более «земные» качества.
Но не только поэтому круг мастеров гобелена достаточно узок. Сами мастера признаются, что любовь к гобелену часто бывает внезапной и не очень объяснимой. При первом знакомстве с этим творчеством человек может либо «заболеть» им, либо нет — от этого и зависит дальнейшее творческое развитие.
Людмила Белянкина, гобелен «Ночь», 2017
Есть и еще одна сложность. Часто молодые мастера сталкиваются с негативной реакций на свои работы старших коллег по цеху, в основном приверженцев традиционных, классических техник и сюжетов.
Что же вдохновляет молодых мастеров оставаться в профессии?
Помимо той самой влюбленности в свое дело есть еще увлекательность самого процесса. Магия гобелена в том, что мастер никогда не знает в деталях, какая картина у него получится. Есть только идея, эскиз, мотки цветных ниток. Их сочетания, возможные варианты рождаются уже в процессе работы — а это, как мы знаем, отнюдь не быстрый процесс. За время работы меняется и сам мастер, и его идея, образ будущей тканой картины.
Владимир Мухин, гобелен «Парк постиндустриального периода», 2017
Свои изделия мастера предлагают частным коллекционерам, иногда работают на заказ для оформления общественных пространств, ресторанов и кафе, развлекательных заведений. Ведение страниц в соцсетях, поиск заказчиков, обсуждение деталей — важная часть работы и возможность заявить о себе.
Творческий поиск молодых мастеров не ограничивается только сюжетами и техникой ткачества. С точки зрения технологий, будущее гобелена, возможно, будет связано с применением различных мультимедийных средств — например, использование проекций. Уже сейчас для этого разрабатывают специальные нити и ткани. Используя мультимедийные гобелены, можно будет создавать целые пространства, интерьер которых будет меняться много раз — например, из-за смены насыщенности и яркости цвета нитей.
Эта технология пока в стадии разработки, примеров выполненных работ совсем немного. Но идея дает надежду на совсем неожиданное развитие традиционного искусства.