Гобелен — бабушкин ковер или произведение искусства?
Как занавес от сквозняков стал инструментом управления государством. История гобелена
Услышав про гобелен, многие прежде всего вспоминают старый бабушкин дом, уют которому придавали тканые коврики над кроватями. Традиционным рисунком на них были лебеди, котята, корзинки с фруктами и другие милые сюжеты.
Само слово «гобелен» знают все, а вот название «шпалера» в контексте предмета интерьера известно довольно ограниченному кругу людей. Чаще всего это историки, искусствоведы, ценители антиквариата. Да-да, несколько веков назад гобелены украшали замки и дворцы аристократических фамилий.
Шпалеры — сотканные вручную настенные безворсовые изделия с сюжетной или орнаментальной композицией.
Во Франции XVII века самым известным предприятием по производству этих изделий стала мануфактура Гобеленов — так шпалеры стали называться гобеленами — фамилия владельцев послужила названием.
Именно то, что слово «шпалера» сейчас малоизвестно, говорит об определенной избранности этого вида искусства. Некоторые склонны считать создание гобеленов прикладным искусством, т. к. оно имеет утилитарное применение, но, в то же время, это ремесло дает мастеру и большой простор для творческого самовыражения.
Рассказывать о гобеленах хочется с разных сторон. Можно описывать их как произведения искусства или рассказывать о персонах, которые были связаны непосредственно с изготовлением гобеленов. Можно говорить с философской точки зрения, т. к. множество произведений несут в себе скрытые смыслы.
Хроники величайшей несправедливости
Но можно рассматривать историю гобеленов как величайшую несправедливость. Почему? Среди многих книг об искусстве не найдется ни одной, где бы упоминалось, например, что Рубенс, Рафаэль или Гойя выступали в роли картоньеров, то есть создавали эскизы для будущих шпалер, гобеленов.
«Деяния Апостолов». Одна из 12 шпалер по картонам Рафаэля
Помимо произведений знаменитых художников сохранились безымянные шпалеры — доподлинно не известно, кто создавал эти произведения. Например, сохранилась серия шпалер XVI века, созданная по заказу Екатерины Медичи. Имя автора этих полотен не сохранилось.
Гобелен «Охота на единорога». Неизвестный мастер
В целом, как в литературе, так и в сетевых изданиях, информация об истории гобеленов либо отсутствует, либо дается одной строкой, и эти произведения практически незнакомы большинству любителей искусства.
Именно поэтому в залах самых известных мировых музеев, где собраны гобелены, обычно совсем немного посетителей — здесь можно любоваться шедеврами почти в одиночку. Это также говорит о том, что гобелены незаслуженно забыты.
Шпалера цикла «Охота Максимилиана» по картону художника-романиста Бернарта ван Орлея.
Брюссельская шпалерная мануфактура, XVI век
Возможно, забвение гобеленов связано и с изменениями в архитектуре. Уже в период рококо масштабные полотна больше не вписывались в интерьеры зданий. Спрос на гобелены упал.
Гобелен как баннер
Во времена Людовика, помимо художественной ценности, поклонники гобеленов отдавали дань и практической стороне их применения – они часто использовались для утепления стен помещений.
В Средние века гобелены с религиозными сюжетами украшали стены храмов, служили дополнением к церковным обрядам, наглядно передавая их смысл. Правители, заказывая гобелены, зачастую ставили перед собой цель устрашения подданных для лучшего соблюдения ими законов и правил, предусмотренных в государстве.
Шпалеры размещали на улицах во времена праздничных торжеств. Они играли роль своеобразных информационных плакатов, рассказывающих подданным о политике правящей королевской династии. Так было, например, во времена правления Габсбургов в Австрии.
Довольно часто сюжетами шпалер становились батальные сцены — произведения мастеров прославляли ратные подвиги.
Гобелен «Взятие города Лилля» из серии «История короля». Шарль Лебрён. 1676 г.
Гобелен «Поражение испанской армии у канала Брюгге» из серии «История короля». Шарль Лебрён. 1675 г.
Шпалеры смыслов
Для Франции и Бельгии шпалеры часто становились языком дипломатии. До наших дней сохранилась шпалера, подаренная царю Алексею Михайловичу французским посольством в 1668 году.
Серию гобеленов «Времена года» президент Франции Раймон Пуанкаре преподнес русской императрице Александре Федоровне в 1914 году, перед началом Первой мировой войны.
Шпалера «Зима. Остролист» из серии «Времена года».
По картонам Жюля Шере, Мануфактура Гобеленов, ткачи Тюэр и Клод.
Париж, Франция.1911–1913 гг.
Иногда шпалеры выступали в роли своеобразных посланий, например, передавая с помощью образов назидания родителей. Пример такого произведения – подарок принцессы Луизы Савойской ее детям — здесь вместе с изображением на гобелене вытканы слова материнского напутствия.
Много таких шпалер было создано в эпоху раннего северного ренессанса.
Одной из самых популярных всегда оставалась религиозная тематика — сюжеты изображений на шпалерах были призваны доносить до зрителя силу веры.
Шпалера «Испытание Христа в пустыне» из серии «Жизнь Христа».
Мастерская Жан-Батиста Вермийона, по эскизам Максимилиана де Хаза и Аурель-Огюстена Коппенса.
Брюссель, Фландрия. 1730–1735 гг.
Производство гобеленов тогда и сейчас
Начиная с XIV века основными центрами создания гобеленов были Франция и Фландрия. Во Фландрии в XV–XVI веках в этой промышленности было занято около 3000 ткачей. Только на одной Королевской мануфактуре гобеленов в Париже в период расцвета работали 200–300 мастеров. В Италии центрами ткачества были Турин, Флоренция, Рим, Неаполь. Мануфактуры располагались и в Испании, Англии, Германии.
Шпалера «Прощание Августа II Саксонского с сыном» из серии «История Августа Сильного».
Королевская шпалерная мануфактура. Мастерская Мерсье. Дрезден, Германия. 1716 г.
Мануфактуры чаще всего создавались в процветающих регионах. В конце XIX в. таким регионом становится Америка. Здесь очевиден рост экономики, бурными темпами развивается промышленность и одновременно открываются шпалерные мастерские.
Сейчас мануфактуры с полным циклом производства (красильни для шерсти, ткацкие станки) жаккардовых изделий работают во Франции, Португалии, Бельгии. Во Франции до сих пор продолжают работу две старинных фабрики, одной из них 130, другой 140 лет. В современной Бельгии действуют три фабрики. Одна из них полностью перешла на изготовление гобеленов на заказ. Две фабрики работают в Италии, одна в Америке.
В Российской империи производство началось в 1717 году — была открыта Императорская шпалерная мануфактура в Санкт-Петербурге.
Сразу после открытия на ней работали в основном французские мастера, в то время только они владели секретами производства. В первое время не было даже специального оборудования — все работы велись исключительно вручную, а материал доставляли из-за границы.
Ткачи выполняли ограниченное количество операций, каждый имел узкую специализацию. Изготовление одного квадратного метра шпалеры занимало около четырех месяцев.
Долгое время Императорская шпалерная мануфактура была единственной в своем роде, несколько других мастерских начали работать почти через 20 лет.
В XVII веке мастера российских мануфактур в основном продолжали заимствование западноевропейских традиций для сюжетов своих произведений. Большая часть изделий украшала дворцы членов императорской фамилии и аристократические дома.
Помимо масштабных настенных полотен началось производство небольших изделий для декора.
Верхняя стуловая шпалера с вензелем. Петербургская шпалерная мануфактура. Первая четверть XVIII века
В XIX веке шпалеры стали важным элементом русского дворянского быта, в их дизайне прослеживалось влияние народного искусства.
Крупнейшим предприятием по производству шпалер стала Первая Русская мануфактура ковровых изделий в Завидово. Ее продукция поставлялась к императорскому двору. Наиболее популярными сюжетами того времени были цветочные орнаменты, лебеди, пастушки. Но встречались и портреты, батальные сцены. Спросом пользовались изображения всадников — скачки были одним из любимых развлечений в среде дворянства.
Настенный гобелен «Жокеи», неизвестный мастер, мануфактура ковровых изделий в Завидово
После революции 1917 года производство гобеленов было почти забыто. Художники того времени большое внимание уделяли новым идеям равенства и братства, прославляли людей труда. Уютные настенные коврики все чаще вытеснялись плакатами. Немного изменил ситуацию период НЭПа, но он закончился достаточно быстро.
Вновь о гобеленах вспомнили в послевоенные годы, когда в стране появлялись в том числе трофейные предметы интерьера, привезенные из Германии. Чаще всего на немецких гобеленах изображались олени или сценки из жизни крестьян.
Девушки кормят кролика на опушке леса. Гобелен из частной коллекции, 1940-е гг.
Отечественное производство гобеленов возобновилось в 1960-е годы. В СССР родоначальником гобелена считается латышский художник Рудольф Хеймратс. В начале 60-х его работы соединили традиции классической шпалеры и технику национального латышского ткачества. Но школы гобелена существовали и в других регионах Советского Союза — Эстонии (Эрм, Реэметс), Грузии (Кандарели), Литве (Бальчиконис, Гедримене), Молдавии, Украине, в Москве и Ленинграде.
Сюжеты изменились — мастера отражали в своих работах достижения советстких людей — от спортсменов до покорителей космоса.
Гобелен «Велотур» Художник Малл Томберг(Эстонская ССР, Таллин), 1979 г.
Гобелен «Во имя мира», художница Марианна Ганько (РСФСР, Ленинград), 1974–1975 гг.
Не обходились без внимания и традиционные сюжеты. Они лишь немного изменялись, приобретая черты более современной живописи.
Гобелен «Полночь», художница Анна Давыдова, Ленинград, 1989 г.
В наши дни в России фабрики по производству гобеленов работают в Иваново и Павловском Посаде.
Их продукция — это не только настенные тканые картины, но и многие другие предметы декора — наволочки, скатерти, покрывала, чехлы для мягкой мебели. При производстве используется техника перекрестного плетения с использованием натуральных и синтетических волокон. Серийное производство не отличается особой изысканностью сюжетов, но способно придать уют небольшому помещению.
Чехол декоративный «Бельчонок», производство фабрики г. Иваново
Стоит также обратить внимание на небольшие дизайнерские студии и мастеров-художников, занимающихся ручным изготовлением гобеленов. Некоторые из них по-прежнему вдохновляются классическими традициями при выборе сюжетов, другие идут на эксперименты, создавая оригинальные и впечатляющие произведения, способные украсить даже интерьер в стиле минимализма.
Гобелен «Старая лодка», художник Олег Емельянов, Самара
Гобелен «Странствие», художница Марина Русанова, Москва
Об особенностях использования гобелена в интерьере, о том, как отличить ручную работу от изделия массового производства и на что стоит обратить внимание при выборе полотна, расскажем в следующей статье.
Материал подготовлен при поддержке Дом гобеленов