АртТаврида - новая площадка, новые подходы, новое искусство. Часть 2
Первая часть материала посвящена воршкопам, которые проходили на территории арт-кластера Таврида.Во второй части мы решили рассказать про один из объектов, спроектированных и построенных в рамках воркшопа - а именно арт-объект «Юла», в команде художника Романа Ермакова и мастера по дереву, технолога Чеслава Швайкова.
«Юла» представляет собой шестиметровую конструкцию из дерева весом около 3 тонн, которая стоит на подиуме 9х13 метров.
С Чеславом Швайковым, технологом, столяром, преподавателем, мы встретились в мастерских Арт-Тавриды и попросили его рассказать про «Юлу».
Подготовка
Наша команда, набранная на воркшоп, в основном состоит из недавно выпустившихся дизайнеров, архитекторов, специалистов из смежных областей, например, театра и моды. На этапе отбора нам не важно было, умеет ли человек работать с деревом и инструментами, мы смотрели на то, как он думает. И арт-объект должен был быть интересным. Роман Ермаков делает очень абстрактные и яркие произведения, поэтому у нас получилась сложная и яркая работа.Во время онлайн-сессий команда разработала концепт и внешний вид арт-объекта. Локацию мы знали только по фотосъемке и генплану. Никто из нас ни разу не был на площадке. Так что, можно сказать, работали вслепую. Изначально скульптура должна была стоять в низине. Но, приехав на Арт-Тавриду, мы выбрали другое место - на вершине холма.
Работа на площадке
«Юла» - изначально тяжёлая конструкция. Это связано с тем, что объект должен быть суперустойчивым - ветра в этой части Крыма очень сильные, вплоть до штормовых. Объект должен быть как камень, который невозможно сдвинуть с места порывом ветра. Так что перед нами стояла задача сделать монолитную конструкцию из дерева. Можно было отлить такой же объект из бетона, но это уже не со мной, так как я работаю именно с деревом. Фундамент для скульптуры собирался на месте и тоже стал монолитной платформой.Некоторые элементы мы сделали пустотелыми, на них нагрузки не будет. А есть монолитные, несущие элементы. Конструкция стоит на 3-х точках опоры. Две основные фигуры в виде эллипсов и ещё одна в виде торпеды. Часть фигур работают как противовес.
Подиум для объекта, конечно, тоже должен быть прочным, монолитным. Использовали технологию «переклеенной древесины» - пять склеенных в высоту и «переплетенных» между собой досок. Суть такая: каждый слой имеет максимальную длину доски - это 6 метров в длину 14 см в ширину и 4,5 см в толщину. Доски кладутся так, чтобы их стык всегда приходился на цельную длину - принцип перехлеста. Следующий слой делается перпендикулярно нижнему и так 5 слоев без торцевого стыка и крепежа.
Сверху на фундаменте - террасная доска из лиственницы, покрытая маслом.
Обучение
В рамках воркшопа участники познакомились с материалом, с инструментом, с технологией. Были лекции про крепеж, оснастку, расходность материала и т.д. Так же по приезду на площадку какое-то время мы потратили на технику безопасности и охрану труда, ведь многие до этого момента даже не держали в руках инструмент.А так, основную часть времени занимает непосредственное производство объекта. Объем работ большой. Задачи не быстро делались несмотря на то, что все 13 человек работали одновременно. Каждое утро мы проводили бриф, определяли, кто что делает, потом выполняли задачи.
Воркшоп закончился раньше, и «вживую» результата ребята не увидели.
Сделать конструкцию такого объёма за две недели (время воркшопа) невозможно. И когда участники воркшопа уехали, на стройке осталась основная команда из 6 человек. На высотные работы также прибыла команда профессиональных монтажников; были выстроены 8-метровые леса и установлены лебёдки. Все силы были брошены на оставшийся объём, а его было больше половины. Когда была завершена работа с отдельными элементами, все они были перевезены в точку сборки - к подиуму. Для этого мы использовали манипулятор с большой платформой. В процессе монтажа использовались лебедки - вес каждого отдельного элемента скульптуры от 300 кг до одной тонны!
Когда все элементы были надежно зафиксированы в своих позициях, начался один из завершающих этапов - подготовка скульптуры к покраске. Все поверхности были дополнительно армированы специальной сеткой с нанесением поверх нее полиэфирной двухкомпонентной шпаклевки (в общей сложности ее потребовалось 300 кг.), которую обычно используют при ремонте кузова автомобилей. Было ощущение, что мы строим Ламборгини! За шпаклевкой - снова шлифовка и доведение поверхности до состояния, близкого к идеальному - чтобы затем приступить к покраске. Для этого использовали специальную акриловую эмаль для фасадов.
Арт-объект «Юла», источник фото @woodgears_ru
Арт-объект - особая стройка
Существует особое положение о строительстве арт-объектов, и мы должны его соблюдать. Тем более, что этим объектом будут пользоваться люди. Площадку регулярно посещают проверяющие инстанции.
Для подиума мы обязаны покрыть все деревянные элементы огнеупорной защитой, а это требует дополнительного времени. Такая защита необходима при эксплуатации объекта с электрикой - скульптура в тёмное время суток будет подсвечена. Ночное освещение дает скульптуре новый ракурс.
Такие скульптуры мало кто в мире делает. Обычно объекты пустотелые или из полиэфирной смолы, а тут - массив дерева. Это делают профи и единицы. Мы делали подобное, но в меньших формах.
Надеемся, Юла простоит как можно дольше, а мы будем создавать интересные и все более сложные арт-объекты с новыми учениками!
Материал подготовила Кристина Боброва специально для Русской Академии Ремёсел ©
Фото обложки: Арт-объект «Юла», источник @woodgears_ru