АртТаврида - новая площадка, новые подходы, новое искусство  Часть 1

АртТаврида - новая площадка, новые подходы, новое искусство. Часть 1

В августе 2020 года Кристина Боброва из Русской Академии Ремёсел провела отпуск в Крыму. Логично было посетить одну из самых инновационных и интересных российских площадок для деятелей искусства! Тем более, что в тот момент на площадке работала команда под руководством партнёра Академии и преподавателя курса столяров Чеслава Швайкова.
Экскурсию по арт-кластеру провела Наталья Ермакова, менеджер Арт-Парка.
Прежде всего, нас заинтересовали воркшопы, где проходило обучение: участники в сопровождении кураторов, профессиональных художников и технологов, проходили путь создания арт-объекта начиная от идеи и заканчивая монтажом.

Рассказывает Наталья Ермакова

Идея воркшопов возникла внезапно

Мы подумали, что было бы здорово посмотреть, как арт-объекты делают именитые художники, и сделать вроде небольшого интерактивного шоу. Благодаря пандемии коронавируса концепция изменилась. Изначально предполагалось, что строительство увидят многие посетители и участники, но когда объявили карантин, и стало понятно, что так не получится, мы решили разделить воркшопы на две части: образовательные онлайн-сессии и непосредственная работа на площадке. Участвовали небольшие команды, но зато они были максимально вовлечены в процесс создания арт-объекта с самого начала и до конца.

Мы объявили набор команд, и за две недели пришло почти 200 заявок от совершенно разных людей: опытные художники или только закончившие ВУЗ, люди без художественного образования, но с большим потенциалом. К примеру, за настоящей практикой в работе со сваркой в арт-группу “Кешью” целенаправленно подалась ученица Академии им. Строганова, кафедра “Художественный металл.Сварка”.

Вместе с заявкой нужно было выслать портфолио, плюс каждый эксперт давал творческое задание, и на основании этих материалов отбирал людей в свою команду. В итоге было набрано 3 команды по 10-15 человек для создания трёх арт-объектов.

Там-Там Арт-группа Кешью

“Там-Там” Арт-группа “Кешью”

Первая команда: арт-группа “Кешью” - работали с металлом и сваркой.
Вторая команда: арт-группа “РиЧ” - создание необычных монолитных форм из дерева
Третья команда: арт-группа “Место силы” - коллаборация science art и public art в одном объекте.

 Началось обучение с двухнедельной онлайн-программы - теория. В неё обязательно входила сессия по составлению технического задания, сметы, договора, обсуждение юридических тонкостей, создание паспорта проекта. Давалось всё от А до Я, а не просто велись гипотетические рассуждения о том, как построить арт-объект. Учили технологиям, азам.
Ребятам была задана тема, а дальше они придумывали вид объекта, зная, с каким материалом будут работать. При этом эксперты ничего не делали за учеников, только помогали и направляли.
Темой Артели Свободных Художников было “место силы”, что в итоге и закрепилось названием за всей командой - арт-группа “Место силы”. Для изучения этого понятия проводились сессии со специалистами из разных стран: из Даманхура (Египет), Тибета, из Музея Андрея Рублева (Москва). Они рассказывали, что такое “место силы” в их понимании. И даже получилось так, что онлайн-воркшоп перешёл в оффлайн здесь в Крыму. Мы разрешили им выехать (с соблюдением всех карантинных мер безопасности) - в Гурзуф, Грот Шаляпина и Карадаг. Это места силы Крыма.

Дальше все три команды защищали свои проекты.
И пошли на 2й этап - строительство. Готовились, закупали материалы, прописывали график работ. Приехали, разместились в мастерских. И с утра до вечера: пилили, строгали, варили.

Сложности строительства

Арт-объект "Таврический поток" Артель Свободных Художников

Арт-Объект “Таврический поток” в стадии строительства. Артель Свободных Художников.

Если арт-группа “Кешью” и “РиЧ” создавали свой объект с профессиональной командой, то “Таврический поток” практически полностью сделан руками участников, и это был их первый опыт в строительстве. Объект - крафтовый, самобытный, ведь в этом и был смысл воркшопа. Чтобы ребята сами поняли и попробовали - как заливается бетон, варятся, склеиваются детали, монтируется подсветка.
Здесь мы столкнулись с большими сложностями в плане погодных условий. В последнюю неделю строительства были сильные ветра, клеить паттерны было тяжело. Все летало. Одну конструкцию пришлось изменить. Изначально была другая форма фигур, а инсталляция должна была петь от ветра, но как раз ветер нам и помешал. Оказалось очень тяжело её сделать - и установить, и сварить в здешних условиях. При таком ветре это было опасно - сварка разлетается. К тому же не хватало времени, потому что все силы были брошены на то, чтобы крепить поликарбонат и фанеру. Мы думали о том, как адаптировать конструкцию под эти реалии и максимальное количество работ сделать с участниками, было принято решение фигуру упростить.

Далеко не все участники умели работать с деревом, металлом, другими материалами. Владением навыками не было критерием отбора. Поэтому для многих воркшоп - это большой опыт строительства. Для всех - опыт взаимодействия с художниками, современным искусством. Все ребята оказались здесь не просто так, никто не халтурил не отлынивал, они действительно как работящие подрядчики строили, думали, творили.

Таврида - площадка возможностей.

Здесь каждый может попробовать быть художником.

В планах назначено продолжение организации воркшопов и даже формирование на Арт-Тавриде постоянной мастерской. В том числе хотим открыть лабораторию визуального искусства, работающую с креативными технологиями. Современное визуальное искусство в РФ только развивается, и ему уделяется мало внимания. Это большой объем возможностей, глубокое и многогранное направление в искусстве. Через свет мы можем раскрывать форму и сущность объекта.

Есть идея сделать ротацию объектов. Искусство может быть вечным, но не должно быть :) По принципу феникса, который перерождается, возможно, и объекты будут менять формат, суть, место пребывания. И новые люди будут привносить в Арт-Парк новые идеи, объекты, смыслы.

Читайте вторую часть материал про Арт-Тавриду, где подробно рассказывается о строительстве арт-объекта "Юла".

Материал подготовила Кристина Боброва специально для Русской Академии Ремёсел

Другие Статьи: