Антикварное дело для начинающих. Что нужно знать и уметь

Антикварное дело для начинающих. Что нужно знать и уметь

Человек, ставший серьёзным, подлинным коллекционером,
способен даже на научное открытие.
В. Розов – русский советский драматург

Ежедневная капитализация продаж на онлайн-аукционах достигает от $ 0,5 до 5 млн. Много это или мало, трудно судить, но то, что в России этот рынок только набирает обороты – факт.

Чем привлекают аукционные площадки? Прежде всего небольшими ставками. Начальная цена предмета может быть 100 рублей, а вот окончательную стоимость назовёт лишь ясновидящий. Но есть эксперты, которые прогнозирую цену на антикварные предметы с точностью до 90%. Чтобы научиться это делать, нужно потратить не один год на теорию и практику. Но здесь, как и в любом деле, главное – начать. Поэтому, если вы хотите стартануть в столь интересной сфере, как антиквариат, добро пожаловать в Русскую Академию Ремёсел, сначала на курс «Оценочная деятельность в ювелирном, ломбардном и антикварном деле», а потом и на повышение квалификации «Обучение антикварному делу».

Но не будем торопиться.

Антикварный бизнес – это не только коллекционирование, это особый вид инвестирования. Он не похож на инвестиции в жильё, акции или биткоин. Например, вы сегодня купили квартиру, сдали её и через месяц получили доход. Культурные ценности так не работают. Чтобы вещь выросла в цене, потребуется минимум 5 лет, но и здесь нет гарантии получить прибыль. Должно сойтись много факторов: вещь должна быть ликвидная, рыночная стоимость на аналоги должна повышаться, да и спрос на неё должен оставаться высоким.

Как этому научиться, знакомые не расскажут – конкуренция есть конкуренция. Когда вы коллекционер в третьем поколении, вам проще, но если хотите стать в своей семье первым, на самостоятельное изучение предмета понадобится десяток лет. Поэтому, чтобы ускорить время вхождения в профессию, есть дистанционные курсы, клубы и закрытые сообщества для коллекционеров. 

Базовые правила для всех, кто собирается заниматься антиквариатом

1. Выбрать правильное направление.

Что вам нравится: картины, монеты, ювелирные изделия, графика, фарфор? Принцип здесь один – инвестировать надо в то, что любите. Даже если ничего не заработаете, получите удовольствие от процесса: поиск изделия, сбор информации о нём, чтение исторической литературы, изучение смежных тем. Здесь наблюдается гендерное различие по нишам: оружие, оловянные изделия, нумизматику предпочитают мужчины; керамику, фарфор, ювелирные украшения – женщины. Это тенденция, но ограничений в выборе предметов коллекционирования нет никаких.

2. Определить капитал для инвестирования. 

Необходимо составить бизнес-план минимум на 3–12 месяцев. Здесь нужно придерживаться двух правил.

Во-первых, деньги не должны быть последними или отложенными сбережениями для близких или на жильё. 

Во-вторых, необходимо определить максимальную сумму, которую вы можете потратить без ущерба для семьи, и никогда её не превышать. Антиквариат – это азартно, но нельзя терять голову. Вы определили себе траты на антиквариат, например, в 100 000 рублей в квартал и не можете потратить ни копейки больше, даже если очень хочется. Нельзя тратить впрок, в долг, в счёт будущей зарплаты.

3. Учиться и развиваться.

Курсы, литература, членство в клубах стоят денег, но вложения оправданы, потому что в этой области знания и деньги идут рука об руку.

4. Покупать популярное, а не модное. 

Картины старых мастеров приобретать выгоднее, чем авангардное направление, Дулёвский фарфор ценнее стандартного советского фарфорового сервиза. В погоне за сиюминутной модой велики шансы остаться ни с чем.

Фарфоровая фигурка Дулёвский фарфоровый завод
Фарфоровая фигурка «Узбекская девушка с чайником», Дулёвский фарфоровый завод (1960). Автор модели О.М. Богданова. Фото: Александр Новиков, commons.wikimedia.org

5. Коллекционные предметы должны быть в идеальном состоянии.

Здесь не работает принцип «чем больше, тем лучше». Лучше иметь 10 дорогих предметов в безупречном состоянии, чем 110 с дефектами. По качества собранной коллекции формируется общее представление о вас как об антикваре. Чем идеальнее предметы в коллекции, тем выше авторитет и больше доверия.

Вернёмся к вопросу обучения. Русская Академия Ремёсел создала программу по антикварному делу много лет назад, потому что работодатели искали оценщиков, товароведов и не находили. Традиционные курсы стали первым шагом, чтобы закрыть запросы рынка. К сожалению, вопрос остаётся актуальным. Курсы есть не в каждом городе, после работы или в выходные не наездишься: семья, дети. Поэтому, чтобы у всех желающих появилась возможность получить профессию, мы создали онлайн-курс «Оценочная деятельность в ювелирном, ломбардном и антикварном деле».

«Зачем мне курсы, возьму книгу и прочитаю». 

Это ваш выбор, но...

1. Какая книга вам необходима?
2. Сколько времени потратите, чтобы найти профильную литературу?
3. Насколько автор специалист в этом вопросе?
4. Как быстро вы читаете?
5. Достаточно ли вам прочитать одну книгу? 
6. Стоимость одной книги по теме сегодня 900–1200 рублей. Электронная версия обойдётся дешевле, но книг по атрибуции почти нет. Если не знаете, что искать, потратите много времени, чтобы найти стоящее.

«Дорого и долго, найду дешевле и получу «корочку» за пять дней».

«Корочку» получите, а знания для работы – вряд ли. Слишком много информации нужно на входе в профессию. Наша программа структурированная, включает 6 блоков с теорией, практикой, домашними заданиями, обратной связью с кураторами. 

Стоимость онлайн-курсов 28 000 рублей. Сумма большая, особенно на фоне инфляции или ипотеки. Но подумайте вот с какой стороны. Через год или через три никуда не уйдёт инфляция и кредиты, зато у вас будет любимое дело, которое из хобби может превратиться в бизнес.

Что изучают на курсах

Первый блок. Знакомство с правовой, теоретической базой, основными терминами.

Правовая база

В антикварном бизнесе, кроме спорных вопросов по атрибуции, неоднозначны и государственные законы. Понятие антиквариата было закреплено в Указе Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», там же приведены категории предметов, отнесённые к антиквариату. Но до сих пор нет разграничений понятий «культурные ценности» и «антиквариат», и в законодательстве дополнительно используются такие понятия, как семейные реликвии и раритет. А вот работу оценщиков ломбарда регулирует ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», но и здесь не всё однозначно. Подводные камни законодательной базы разбираются на отдельных занятиях курса.

Кроме законов, необходимо знать Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства.

Термины

Отдельный пласт знаний связан с терминами в коллекционировании. Слушатели знакомятся с понятиями атрибуция, комплексная экспертиза культурных ценностей, экспертное заключение, технико-технологическое и материаловедческое исследования, товароведческое исследование и молекулярно-генетическое.

Мадам Дюбарри, бюст из бисквита
Бюст мадам Дюбарри, бюст из бисквита. Севр, 1772. Фото: ru.wikipedia.org

К тому же есть масса привычных слов, которые на сленге антиквара имеют иное значение.

  • Бисквит – неглазурованный фарфор.
  • Босс – маленькое круглое/овальное украшение для маскировки шва между формами.
  • Бусы – орнамент из полусфер, припаянных к поверхности.
  • Глянец – металлическое украшение на стекле, керамике, фарфоре.
  • Каркас – основная часть или рама мебели, к которой приклеивалась фанера.
  • Кодекс – текст в формате прямоугольной книги со страницами, сшитыми вместе по общему краю.
  • Лапа – вид мебельной ножки.
  • Легенда – надпись на монете.
  • Остаток – металл, оставшийся после изготовления жестянщиком посуды.

Значение слов зависит от ниши коллекционирования, но чтобы разговаривать со знатоками на их языке, термины надо учить.

Атрибуция

В широком смысле это историко-художественное определение предмета. В узком – процесс распознавания объекта и расположение его в историческом промежутке. 

На атрибуции держится отрасль, но до сегодняшнего дня было крайне мало попыток подвести под практический опыт теоретический фундамент. Можно назвать труды Ф. И. Буслаева, однако выпуски его книг 1908–1910 гг. уже причислены к раритету, работы Д. Айналова – историка искусства, который написал научно-исследовательский трактат по развитию древнерусской фрески, мозаике IV–V веков, живописи от XVI до XIX вв. 

Список книг по атрибуции разных видов искусств мы приготовили в конце раздела.

Атрибуция на курсе рассматривается в двух разделах. 

I. Теоретический блок. Всемирная история искусств.

Для работы в антикварной среде необходимо стремиться к систематизации знаний. Если вы владеете информацией о возникновении и изменении общественных формаций, становится понятно развитие духовной культуры, её связь с предыдущими эпохами и влияние на следующие. Вы узнаете:

1. Историю и классификацию русского искусства, ДПИ;
2. Этические мировые течения;
3. Историю бронзы, камня, дерева, стекла, керамики, фарфора, украшений, оружия;
4. Историю коллекционирования в России и особенности музееведения;
5. Отношение к антиквариату в разные эпохи;
6. Как хранить, реставрировать и консервировать антикварные изделия;
7. Как повлияли цифровые технологии на антикварную отрасль:

  • электронная фиксация предметов;
  • фотофиксация;
  • регистрация на торгах;
  • эстимейт и аукционист, продавец и покупатель;
  • ведение картотеки и каталога;
  • налоги, убытки и прибыль.

Раздел обширный, но без базовых эстетических знаний невозможно работать. И да, нужна память (зрительная, логическая, эмоциональная) и мотивация, чтобы работать с огромным объёмом материала.

Большое майоликовое блюдо
Большое майоликовое блюдо, 1880. Фото: commons.wikimedia.org

II. Практический блок. Технология атрибуции.

Интересный и полезный раздел дистанционного обучения, потому что слушатели знакомятся с методами проведения атрибуции, с приборами контроля, выполняют практические задания.

Атрибуция – процесс интуитивный, но в основе «чутья» лежат знания, о которых не пишут в книгах, и передаются они чаще всего «по старинке», из уст в уста.

Список литературы, который поможет вам выбрать свою нишу.

  1. Бусева-Давыдова И.Л. О датировке и атрибуции произведений иконописи по второстепенным деталям изображения, 2004.
  2. Зайцев В.В. Материалы по русской нумизматике XV века. – Юнона-монета, 2004.
  3. Кулинский А.Н. Атрибуция и описание холодного и некоторых видов ручного метательного оружия и штыков. – Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2007.
  4. Миронова А.Ф. Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства. – М, 2016.
  5. Руднева И.В., Образцова М.В. Основы экспертизы предметов искусства и культуры. – Санкт-Петербург: Европейский дом, 2008.
  6. Русское денежное обращение в X–XVII веках. Нумизматический сборник к 60-летию Петра Григорьевича Гайдукова. – М: ГИМ, 2015.
  7. Соколова Т.В., Пашковский И.Э. Экспертиза художественных изделий. – М. 2009.
  8. https://www.christies.com/ 
  9. https://www.sothebys.com/en/ 
  10. https://academycrafts.ru/info/articles/kurs-antikvarnoe-delo/
  11. https://academycrafts.ru/info/articles/7-tipov-lyudey--komu-polezno-razbiratsya-v-antikvariate/  

В Русской Академии Ремёсел в основе курсов лежит опыт наших преподавателей, которые работают с оценкой антиквариата в разных нишах.

Мнения экспертов

Фёдор Иванов, занимается атрибуцией антикварной мебели:

«Антикварная мебель – сложная ниша. На неё сильно повлиял «естественный отбор». В коллекциях вы редко найдёте, например, старинные кровати, их часто выбрасывали из-за предрассудков. Зато много столиков, кресел, комоды встречаются в очень хорошем состоянии. 

Чтобы определить старинный ли перед вами предмет, нужно его исследовать:

  • осмотреть;
  • разобрать при необходимости;
  • почистить и смыть наплывы;
  • отремонтировать повреждённые части;
  • укрепить древесину;
  • собрать изделие;
  • обработать поверхность;
  • восстановить декор.

Чтобы провести анализ, понадобятся знания по истории и художественным стилям; нужно иметь представление о свойствах древесины, способах её обработки, особенностях изготовления и соединения элементов мебели в разные эпохи.

Новичкам сначала работать тяжело, встречается много подделок, но есть косвенные признаки, по которым можно предположить, что мебель старинная. Антикварная мебель – тяжёлая, в зависимости от времени выпуска её украшали сложной резьбой, маркетри, не использовали при сборке гвозди, внутреннюю часть раньше могли отделывать старинной бумагой. Мастеров по реставрации старинной мебели мало, поэтому легко увидеть грубый задел, неаккуратный склей, неправильно подобранные породы древесины для маркетри».

Марианна Уманская, эксперт:

«Об атрибуции можно рассказывать бесконечно, здесь нет жёстких правил и единожды установленных формул. Кто-то силён в определении живописи и специализируется на портретах, кто-то отдаёт предпочтение графическим работам и литографии. Мне нравится античная расписная керамика – вазы с изображением людей. Реплик много, но знаток по форме лодыжки и штриху на груди нарисованной фигуры определит, когда была сделана и расписана ваза. Есть, конечно, инфракрасные и рентгеновские лучи, спектрография, но бывает, что только визуально-аналитическая работа установит подлинность изделий».

Виктор Музыка, эксперт-оценщик антиквариата при Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции России:

«Тем, кто только собирается заниматься антиквариатом, советую только одно. Выбирайте нишу, которая вам нравится, потому что учиться в ней придётся всю жизнь. 

Ни один прибор не заменит насмотренности и опыта, который нарабатывается годами и вызывает уважение. Например, как за секунду определить бриллиант? Подышите на него. Если запотел – подделка. На что обратить внимание, когда оцениваете старинную лампу? На патрон, он должен быть фарфоровым. Если поставить три антикварных подстаканника из разного материала: томпака, полутомпака и латуни, то даже с полувзгляда профессионал оценит, где какой».

Приборы для работы

Для каждого вида искусства существуют свои методы и приборы исследования. 

При работе с ювелирными украшениями вам понадобятся спектрометры, ультрафиолетовые лампы, микроскопы. В Москве их продают на блошином рынке Тишинка, на Савеловском и Митинском рынках, но выручают и интернет-магазины.

Детектор для определения состава сплавов разных металлов DMe-03

Определяет золото, в том числе белое, серебро разных проб, палладий, платину и её сплавы. Прибор компактный, весит 250 гр., есть выход на компьютер, работает на литий-полимерном аккумуляторе. Стоимость прибора 13 000 рублей на ноябрь 2022 года.

Детектор бриллиантов, муассанитов, белых сапфиров TESTEROSSA

Детектор различает даже муассаниты с низкой электропроводимостью, такие как F1, и натуральный сапфир. Весит 750 грамм, работает от аккумуляторных батарей, есть USB для подключения к компьютеру, насадка с лупой, светодиодная УФ-подсветка для определения флуоресценции.

Есть универсальные приборы.

Ультрафиолетовый фонарь UV-Tech Light 9 Led 365 нм

Фонарь работает на 9 светодиодах, и, несмотря на бюджетную стоимость (2 000–4 000 рублей), справляется со своей миссией. С его помощью можно найти скрытые маркировки, клеевые потёки, лаки, биологические жидкости. Он поможет определить фальшивые купюры, исправления и подчистки при исследовании художественных полотен.

Спектрометр Tracer III-SD фирмы Bruker

Прибор уникальный, работает с керамикой, стеклом, бронзой, обсидианом. Поможет определить подлинность рукописи, фотоснимков, картины. Распознаёт химические элементы от магния (12) до урана (92). Конструкторское бюро специального приборостроения является официальным дилером Bruker, гарантирует доставку, ремонт и дальнейшее обслуживание.

Больше о приборах «первой помощи» для антиквара вы узнаете на курсах оценщика, а мы расскажем, какие практические навыки вы освоите.

Как проходит обучение

Уроки

Для слушателей антикварных курсов разработаны разные формы занятий:

  • лекции;
  • видеоуроки;
  • тесты;
  • онлайн-занятия с куратором.

Видеолекция длится 90 минут, после неё выдаётся задание, определяется время на его выполнение. Поддержка куратора и обратная связь даётся на протяжении всего обучения.

Закрепление материала проверяется тестами в режиме онлайн. Тесты ограничены по времени, и есть только две попытки их сдать. 

Методички и чек-листы прикрепляются к домашним заданиям. Там только выжимки, главное по темам.

Упражнения

Теоретический материал всегда закрепляется практическими упражнениями. Задача будущего оценщика – наработать насмотренность, поэтому и задания на курсе связаны с оценкой предметов. Например, куратор предлагает фото изделий, ваша задача – определить стиль, объяснить, по каким параметрам проводили анализ, привести аргументы. Либо вы получаете задание подобрать картинки под стили и обосновать выбор. Почти каждый слушатель может найти несколько антикварных вещей у родных или знакомых: фарфоровые статуэтки, графику, посуду, медные изделия, монеты, медали и использовать их как предмет обучения.

Полоскательница. Модель И. Г. Кирхнера
Полоскательница. Модель И. Г. Кирхнера. Мейсен (фарфор). Фото: wikipedia.org

Электронные площадки

Большой блок на курсах посвящён работе на электронных площадках. Благодаря пандемии и вынужденной изоляции доверие к онлайн-торгам антикварных вещей укрепилось. Даже традиционные Christie’s и Sotheby’s открыли клиентам электронный доступ к работам, выбранным галеристами для онлайн-продаж. 

Слушатели Русской Академии Ремёсел получают базовые знания по учёту, хранению, обработке предметов антиквариата в коллекциях электронных аукционов. Вы узнаете, как проходят электронные торги, как они контролируются государством, какие риски существуют. Итоговое задание в этом блоке – участие в электронных торгах. 

На самом деле, при видимой простоте процесс участия в торгах сложный. В идеале вам необходимо продать или купить раритетную вещь, чтобы понять, с чем предстоит работать.

Когда проходит аукцион вживую, многое зависит от аукциониста и его умения видеть публику, концентрироваться на людях, чувствовать их потребности, чтобы максимально привлечь к участию. Ведущий здесь – мастер психологии, и стать им может далеко не каждый. Президент аукционов Christie’s Юсси Пилкканен в интервью сказал, что 75% учеников аукционистов не заканчивают обучение, и одна из причин – недостаточная стрессоустойчивость.

Онлайн-аукционы лишены такого стресса, каждый может выйти из торгов, если понимает, что не готов. Но если говорим о том, чтобы зарабатывать на антиквариате, придётся научиться анализировать, ждать, оценивать предложения в процессе и принимать решения. При дистанционном обучении на курсах для закрепления изученного материала:

  • выбирается электронная площадка для торговли антиквариатом;
  • совместно с тьютором составляется план по работе с «виртуальными» или реальными изделиями антиквариата.

Обучение заканчивается выпускным квалификационным экзаменом, перед которым проходит итоговое тестирование. Для экзамена тьютор выбирает вам предметы для атрибуции. По ним вы пишете выпускную работу и защищаете её перед комиссией.

Компетенции

Слушатели курсов по окончании обучения:

  • умеют проводить атрибуцию антиквариата;
  • выявляют способы и время нанесения подписи на изделие;
  • проводят исследование и фотосъёмку поверхности произведений живописи и графики в видимом диапазоне излучения;
  • дают сравнительный, рыночный, искусствоведческий анализ;
  • знают, как составить бланки, таблицы, ведомости;
  • самостоятельно работают на электронных аукционах;
  • могут определить цену и комиссионные вознаграждения;
  • знают основы создания коллекции предметов антиквариата;
  • понимают юридическую ответственность за свою деятельность.

Для обучения вам понадобится компьютер/ноутбук, микрофон, наушники. Не рекомендуем использовать телефон, потому что основная задача – научиться смотреть, замечать, сравнивать, формата телефона недостаточно.

Программа курсов антиквариата обширная, потребует от вас времени, внимания, но главное – желания стать авторитетным оценщиком в своей нише.

Фото на обложке: commons.wikimedia.org


Другие Статьи: