
Как создать стекло в технике фьюзинг?
Курсы по работе со стеклом Русской Академии Ремесел пользуются стабильным спросом. Ведь пластичность материала позволяет создавать по-настоящему оригинальные работы. Мы попросили преподавателя курсов «Художественная керамика» и «Фьюзинг. Технологии спекания стекла» Людмилу Кладову рассказать об особенностях спекания стекла.
О дружбе стекла и керамики
Почему многие выбирают для работы именно стекло? Потому что его особенности – прозрачность, хрупкость, блеск, глянец – позволяют воплощать самые оригинальные идеи.
Художникам стекло интересно тем, что красиво передает свет, может быть прозрачным, глухим, матовым. Часто встречаются стекольщики, которые профессионально работают с керамикой. Керамисты тоже поддаются магии стекла и хотят изучать фьюзинг, совмещать оба направления. Эти две сферы декоративно-прикладного искусства связаны между собой.
В работе со стеклом есть несколько направлений: художественное, интерьерное, утилитарное.
Художественное стекло
Художественное стекло – изделие из стекла, создающее определенный образ объекта. Технология создания может быть универсальной. Главную роль играет образ, грамотная композиция и смысл, вложенный в произведение. Это три самых важных фактора в художественном стекле для передачи идеи.

Художественное стекло часто экспонируется на выставках в виде картин. Есть популярные выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» в Москве и «АрхиМетр» в Санкт-Петербурге. Часто на таких выставках представлены панно, объединяющие керамику и стекло. Подобные объекты обладают художественной ценностью без утилитарного назначения.


Ксения Ржешевская, Татьяна Липатова, «Блики города», стекло. Работы с выставки «АрхиМетр»
Интерьерное стекло
Интерьерное стекло отличается от художественного наличием конкретного назначения в интерьере. Сюда относятся светильники, кухонные фасады, вставки в шкафы и двери, плитка для отделки стен либо стеклянные блоки для перегородок.

При работе с интерьерным стеклом важно заранее продумать элементы креплений, структуру каркаса и сделать отверстия до обжига. После обжига стекло приобретает форму и становится «капризным », сверлить его тяжело. Тем более, что после воздействия температуры в стекле сохраняется остаточное напряжение, и при сверлении перегретое стекло может лопнуть или треснуть.
Утилитарное стекло
Утилитарным стеклом называют декор и украшения: броши, серьги, подсвечники, посуду. Стекло обтачивают, гравируют, расписывают, делают из него бижутерию. Подобные изделия продают на крафтовых ярмарках.



Фьюзинг помогает наладить массовое изготовление и тиражирование таких предметов. Безусловно, изделия получаются не идентичными. Это связано с тем, что температура внутри печи не бывает абсолютно равномерной, и стекло где-то может растекаться сильнее. Так же вручную невозможно нарезать одинаковые детали. В этом и заключается ценность вручную созданных вещей.

новогодние игрушки. Cергей Ануфриев (telegram @SAshards)

Анастасия Дубовик, «поползни»
Что такое техника фьюзинга?
Термин «фьюзинг» в переводе с английского языка означает «плавить» или «спекать». Это технология плавления частей будущей стеклянной композиции в специальных муфельных печах под воздействием заданных температур.
Возможности фьюзинга многогранны. Он позволяет прогибать материал на готовых огнеупорных формах, применять жесткое спекание, среднее спекание, мягкое спекание…
Обычно спекаются несколько слоев стекла: внахлест, два или даже три слоя стекла друг на друга. Также применяется плавление стеклянной крошки (фриты), специальных красок и вплавление других материалов: меди, потали и др.
Спекание может быть до полного сплавления, когда слоев стекла не видно, либо стекло может оплавляться не полностью на более низких температурах. Тогда у изделия будут более четкие контуры. Существует спекание при больших температурах в специальных гипсовых формах (моллирование).
Как выбрать стекло для фьюзинга
Существует специальное стекло для фьюзинга, более мягкое и пластичное, чем витражное стекло. Оно лучше переносит повторный обжиг.
Плавить можно любое стекло, но важно понимать его особенности:
- насколько стекло получается чистым, прозрачным
- мутнеет ли в обжиге
- нужна ли дополнительная обработка
Не закупайте сразу много стекла. Советуем взять небольшой кусок 10 на 10 сантиметров, положить в печь и посмотреть – как сильно плавится, получился ли нужный результат.
Для работы вам понадобятся стеклорез, кусачки для стекла и, желательно, ломатель. Обязательно старайтесь развивать свой навык резки стекла. Это немаловажно.
Учтите: витражное стекло гораздо жестче, работать с ним в технике фьюзинга не стоит.
Подходит ли для фьюзинга бутылочное стекло?
Да. Но вы должны понимать, что хотите получить на выходе. Вы можете расплавить готовую бутылку или наложить на нее керамическую вату и запечь их вместе. Либо разбить стекло на куски и переплавить в новую форму. Либо раздробить стекло до состояния крошки, засыпать в гипсовые формы или плоскости и переплавлять, сплавлять, прогибать.

Бутылочное стекло бывает разным. Прозрачное и зеленое стекло может не сойтись по КТР (коэффициент термического расширения – прим.ред.) и треснуть. На курсе Русской Академии Ремесел учат разбираться в нумерациях стекла, характеристиках.
Из чего самостоятельно сделать формы для запекания стекла?
Первый вариант: используйте высокотемпературную керамическую массу. Раскатайте ее в пласт, сделайте форму и отправляйте сразу на высокий утильный обжиг. Такую форму нужно обязательно покрыть разделителем перед спеканием стекла. Если положить стекло сразу на керамическую форму, оно к ней прилипнет. Специальные разделители или праймеры (к примеру, Hotline Primer) подбирают в зависимости от температуры, на которой планируется использовать форму.
Второй вариант: сделать форму из гипса. Гипс разрушается при высокой температуре, он трескается. Такая форма получается одноразовой: после обжига гипс кусками отходит от стекла, и получается красивое изделие.
Третий вариант: форма из нержавейки. Она используется для прогибания, придания рельефа. Металл тоже важно покрыть разделителем либо использовать термобумагу.
При работе с гипсовыми формами обязательно их прокаливать. Если вы работаете с молдами, после покрытия разделителями важно дождаться полного просыхания.

Фьюзинг на форме.
Работа выпускника Русской Академии Ремесел

Фьюзинг в плоскости.
Анастасия Дубовик «Журавель»
Подходит ли для обжига стекла керамическая печь?
Многие европейские мастера, делая изделия с прогибанием, используют керамические печи. Они глубокие, с ними удобно работать. Бояться использовать для запекания стекла керамические печи не стоит. Однако учитывайте, что температура в них гораздо ниже. Искать подходящую программу обжига придется методом проб и ошибок.
Для запекания стекла важно идеально ровное дно печи. Чтобы стекло не прилипло к лещадке (плитка, которую кладут на дно печи – прим.ред.), используйте термобумагу либо покрывайте лещадку каолином, посыпайте гипсом.
Важно: не располагайте лещадки на дне печи. Выбирайте среднее расположение по высоте. И помните, что здесь не получится, как в керамике, сделать несколько этажей.
Для художественного стекла и сложных предметов подходят большие муфельные печи.
Реально ли одновременно запекать в одной печи керамику и стекло?
Нет. КТР у керамики и стекла различается. Даже в одном изделии с этими материалами сложно работать.
Особенности росписи стекла в технике фьюзинг
Работа со стеклом в данном случае похожа на работу с керамикой. Краска может отходить слоями и шелушиться. Или, например, вы взяли черную краску, а она стала болотно-зеленой. Значит, краска не обожглась. Поэтому сначала делайте пробник. Отработайте режим и технологию на маленьком размере и регулярно анализируйте ошибки.
Нужна ли глазурь для стекла в технике фьюзинг?
Глазурь используется для предотвращения помутнений на поверхности стекла. Даже с небольшим и постепенным нагревом стекло может мутнеть на поверхности. Чтобы поверхность стекла не становилась матовой, есть специальные глазури, например, Super Spray, Spray A.


Какие краски подходят для фьюзинга?
Можно использовать те же материалы, что используют керамисты. Например, люстровые краски, препараты жидкого золота, патины. Если вы не хотите работать на низких температурах, а работаете на высоких, подойдет роспись высокотемпературными красками, которые называются надглазурными.
Нужно ли связующее вещество для люстров?
Свежие люстры, как правило, уже разведены. Разбавитель нужен, когда люстр осел и загустел. Например, препараты жидкого золота со временем сильно густеют и становятся плотной массой, которую тяжело будет наносить кисточкой или пером. Добавлять разбавитель следует понемногу, поскольку он может нарушить блеск и цвет люстра. То же с препаратами жидкого золота или патины. Чем больше разбавителя, тем меньше процентного содержания этих металлов и, соответственно, блеска.
Какова специфика нанесения на стекло препарата золота?
Работая с люстрами и золотом, важно использовать респиратор и, желательно, перчатки. Препараты наносятся как надглазурные эмали: кисточкой или пером. Тут поможет развитие художественного навыка. И также для люстров и благородных металлов важно подбирать правильную температуру.
Курс по фьюзингу и аренда печи для изготовления стекла
Курс Русской Академии Ремесел предлагает индивидуальный подход. В группе занимается максимум четыре человека. В стоимость включены включены все обжиги и закладки печей. Если вам необходимо арендовать печь для самостоятельного изготовления стеклянных изделий, предлагаем обратиться к преподавателю Русской Академии Ремесел Александру Миняшкину, владельцу собственной мастерской.