Современные техники работы с художественным стеклом
В современном мире все стремится к локальности, инертности и разнообразию форм.
Техник в современном художественном стекле огромное количество, и каждый творец находит для себя что-то своё.
Гутная техника
В большинстве своём современные художники отдают предпочтение гутной технике, и не зря, ведь она самая живая и зрелищная в стеклоделии. Один из самых ярких современных любителей это техники Дейл Патрик Чихули — художник-стекловар из Америки. Он получил известность благодаря своим инсталляциям из стекла в стиле энвайронмент, которые сложны прежде всего с технической точки зрения (Энвайронмент представляет собой аранжировку окружающего пространства (природного географического комплекса, города или закрытого помещения) с помощью алогичного сочетания созданных художником (или публикой) объектов с «готовыми» элементами окружающей среды - прим. ред).
Музей изящных искусств в Бостоне характеризует работы Чихули как переходные от ремесла стеклодува к полноразмерной скульптуре. Гута очень популярна на западе, устраивают многочисленные симпозиумы и стеклодувные фестивали.
Гута - от нем. «Hutte» - помещение, где находится стекловаренная печь и производится выработка изделий , стеклянные изделия, приготовляемые посредством свободного дутья.
Второй по популярности идёт техника моллирования. С современными технологиями печи для стекла стали на много больше, что позволяет обжигать моллированные скульптуры действительно большого размера. Оптические возможности моллированых скульптур очень велики, и этим очень удачно пользуются такие художники как Бертил Валлен, Степан Пала, Mark Peiser, Ethan Stern и проч.
Что такое моллирование?
Это способ изготовления художественных изделий из стекла (чаще всего скульптуры) заключающийся в отливке их из расплавленного стекла в специальных гипсовых, керамических или металлических формах.
Моллирование позволяет делать:
- сложные формы
- уникальные изделия.
Бертил Валлен «Стеклянная голова»
Стол французской фирмы Daum, выполненный в технике моллирования.
Технику моллирования изучают слушатели курса «Художественные витражи» в Русской Академии Ремёсел.
Прибалтийское стекло делает огромные успехи и открытия в стеклоделии, как в уникальных художественных изделиях, так и в тиражировании.
Основные центры художественного стекла в Прибалтике - это завод «Тарберклаас» (Эстония) и «Латвия стиклс», в который входят Рижский завод тарного текла и бывший Ильгюциемский завод. Ливанский завод в Латвии так же начал выпускать сортовую посуду. Продукция этих заводов имеет много общего, поэтому мы их объединили в этой статье, хотя всё-таки надо иметь в виду, что в Прибалтике эстонское стекло является лидером направления.
Художники завода «Тарбеклаас», чьи имена имеет смысл запомнить и погуглить: Мирьям Маазикас (Маасикас), Пильви Оямаа, Тая Леон, Пеетер Рудаш. Все они работают под руководством главного художника Хельги Кырге.
Если вы когда-нибудь будете в Прибалтике, то посетите выставки художников А. Андресма-Тамм, Майе Микор, Мере Соовик, Юлии Браун, Майе Раун. Их работы хоть и выпускаются массовыми тиражами, при этом выполнены исключительно чисто, из стекла высочайшего качества и с очень легкой полутоновой окраской. Декор практически не применяется. Получается как раз характерное особенное «прибалтийское стекло», которое не перепутать ни с каким другим - акварельного цвета «дыма», зеленоватых и коричнево-серых тонов.
Ваза прибалтийской художницы по стеклу Мирьям Маазикас.
Холодные техники обработки стекла
Холодная обработка стекла пользуется огромной популярностью среди художников: шлифование, алмазная грань, гравировка. Стекло пилят пилами и болгарками, изобретают самые разнообразные эффекты и приемы. Moser glass - одни из ярких представителей красивейших шлифованных и граненых изделий.
Home Page Moser Moser Art Glass.
Технологии создания витражей
Конечно же, витражное дело не потеряно в современном мире, начиная с Шагала и Альфонса Мухи, которые изменили представление о витражах в соборах, началась новая эра витражей. К сожалению, витражи сейчас настолько популярны, что очень часто используются не к месту и не по делу, все мы забываем что витраж это монументальная техника в первую очередь. Изготовление декора для маленькой квартиры - это далеко не единственное применение витража.
В России отдают предпочтение технике «Тиффани» в витражном деле, а на западе все ещё классическим «свинцово-паячным» витражам.
На курсах стеклоделия преподают мастера практики. Вы можете посмотреть вебинар «Профессия витражист», на котором Мария Березина, одна из преподавателей курса «Художественные витражи» рассказывает о том, как работает и зарабатывает специалист по работе со стеклом, нужно ли художественное образование и какие навыки понадобятся на старте.
Стеклоделие в России только начинает подниматься после огромного упадка, большинство заводов, к сожалению, закрылось. Но начинают появляться крафтовые студии и даже целые мини-производства. Такие как «первая стеклодувная мануфактура» в Москве, в музее стекла на Елагином острове в Питере маленькая стеклодувная мануфактура, а если говорить о частном производстве и современных художниках, то это такие имена как Анна Бутина, Игорь Фролов, Юлия Мерзликина, Андрей Криволапов и проч.
Материал подготовила Мария Березина, преподавательница курса «Художественные витражи», специально для Русской Академии Ремёсел