Советская школа стекла: Мухина и Смирнов. художественное стекло Москва

Советская школа стекла: Мухина и Смирнов.

В становлении советской школы стекла стояли два уникальных художника - Вера Игнатьевна Мухина и Борис Александрович Смирнов.

Скульптор и архитектор нашли в этом многогранном материале все - форму, пластику, архитектуру, цвет, графику, монументальность и утилитарность. Художники подняли планку промышленных изделий до уникальных музейных экспонатов. Их смелые творческие эксперименты в моллировании и скульптуре до сих пор считаются вершинами художественного стекла и являются предметом изучения для студентов.

В этом материале Мария Березина, преподаватель курса витражей в Москве, Русская Академия Ремёсел, расскажет про обоих художников и их подход в работе со стеклом.

Вера Игнатьевна Мухина

Мало кто знает, что для советского стеклопроизводства большую роль сыграла В.И. Мухина. Многие её знают как первую женщину-скульптора в Стране Советов, как создательницу «Рабочего и колхозницы», но редко кто изучал историю производства стекла в послереволюционной России и огромный вклад Мухиной в эту область.

В.И. Мухина увлеклась стеклом еще в далеком 1914 году, в тот год она путешествовала по Италии и увидела стекло Мурано. Видимо, с той поездки появилась мечта работать с этим материалом.

В 30-е годы Валентина Игнатьевна проектировала эффектный сервиз из хрусталя для важных правительственных мероприятий. Создавала она этот сервиз на «Красном гиганте», бывшем Бахметьевском заводе, где работали русские мастера, перенявшие опыт своих предков - Вершинины, Вертузаевы, Калагины. Художница готовилась к работе очень скрупулёзно. Взгляд скульптора сказывался во всем. Она создавала эскизы, по которым изготовлялись формы для выдувания, рисовала сами предметы в разных ракурсах и с разных сторон.

Познакомившись с технологией ближе, она увидела метод свободного выдувания, он открыл ей богатство рукотворности и неповторимости каждого изделия.

Михаил Сергеевич Вертузаев, один из лучших стеклодувов, так же взялся за работу над сервизом. В сервиз входили графины, рюмки, бокалы для вина, вазы для цветов. На дворе была новая жизнь и новая эпоха, поэтому все вещи делались Мухиной не по-старинке. Мухина отвергла все традиционные методы декорирования. Она применила широкую огранку большими плоскостями и глубокие вырезы. К материалу Мухина подошла как скульптор - декор теперь участвовал в создании формы предмета. Все изделия напоминали скорее драгоценные кристаллы, чем утилитарные вещи. Высочайшее качество исполнения, материалы и формы - стали новым словом в советском стеклоделии.

Технология стекла совершенствовалась, появились новые механизмы и машины для производства, молодые мастера перенимали опыт у старых, но вот с художественной частью в производстве был полный крах. В штат завода не нанимали художников, давно забытая эпоха модерна была основным стилевым направлением производства. После революции все, что было связано с царской Россией, а особенно с эпохой модерн, считалось дурновкусием, пережитками прошлого. Новое послереволюционное время, которое переживала страна, разительно отличалось от бывшего серебряного века. Искусству модерн был повешен ярлык «декаданство и упадничество» людям казалось, что пришла новая пора героизма и самопожертвования. И этого требовали многочисленные комитеты и новые общества художников.

Несоответствие жизни и стиля противоречило современности.

Необходимость изменить старый уклад в производстве и вдохнуть новую жизнь в старый завод заставило в январе 1940 г. Веру Мухину, Николая Качалова и писателя Алексея Толстого написать в Совнарком письмо с предложением создать на основе зеркальной фабрики в Ленинграде экспериментальную мастерскую. Она должна была стать союзом талантливых художников, мастеров и ученых. На базе мастерской предполагалось проектировать и производить изделия из стекла для серийного производства.

В апреле 1940 постановление было подписано. Мухина приглашала в новую мастерскую лучших стеклодувов и художников, привлекала научных сотрудников из Ленинградского технического института. Из Союза Художников пришли Алексей Успенский и Николай Тырса. Качалов стал научным руководителем мастерской, Мухина - художественным. Уже к концу 1940 года команда единомышленников сделала триста уникальных образцов для серийного производства из льдистого и молочного стекла с венецианской нитью, из бесцветного стекла с гравировкой. За кратчайший срок были созданы прекрасные вещи, которые являются предметами изучения современных студентов.

Во время ВОВ производство остановили. В блокаду умерли Успенский и Тырса.

Когда война закончилась, жизнь потихоньку стала налаживаться.
Зеркальную фабрику переформировали в завод художественного стекла и сортовой посуды - ЛЗХС, в основе фабрики лежала творческая лаборатория, восстановленная силами Мухиной и Качалова.

В художественной мастерской экспериментировали и работали с тем же энтузиазмом. Работа велась не только для серийного производства, но и проектировались и выполнялись сложнейшие изделия и архитектурные детали из стекла.

Вели научно-техническую работу, подготавливали специалистов.
Так на ЛЗХС появилось сульфизно-цинковое стекло. Оно могло быть в разной степени глухим, дымчатым, прозрачным. В нем могли сочетаться любые переходы цвета от зелёного - к ярко-желтому, от голубого - к розовому.

На всемирной выставке в Венеции его назвали «русским чудом».
Но как все, выходящее за пределы стандарта в СССР, оно не прижилось на ЛЗХС. Его низкая стоимость мешала выработке плана. Роль и значение этого «русского чуда» в полной мере оценили и применили гораздо позже в 60-80е годы. Оно стало очень модным.
Ещё одна разработка ЛЗХС был способ моллирования.

За время, проведенное на заводе, Вера Игнатьевна познакомилась со многими мастерами, учениками, инженерами - Н.Н. Качаловым, Ф.С.Энтелисом и др. В Ленинграде Мухина познакомилась с работами кафедры Ленинградского технологического института. В.В. Варгин управлял разработкой нового способа создания цветных стекол - особой варки. Палитра цветных, глушеных и прозрачных стекол поражала разнообразием. Ученые благодаря научным экспериментам заменили вредные соединения олова, мышьяка, сурьмы на фтористые соединения.

На курсах стеклоделия преподают мастера практики. Вы можете посмотреть вебинар «Профессия витражист», на котором Мария Березина, одна из преподавателей курса «Художественные витражи» рассказывает о том, как работает и зарабатывает специалист по работе со стеклом, нужно ли художественное образование и какие навыки понадобятся на старте.


Здесь так же была изобретена технология «селенового рубина», так необходимого в производстве всех предупреждающих красных ламп в жизни города и на магистралях.

Не много времени понадобилось, чтобы наладить работу по выпуску небольших тиражей. Метод Мухиной восприняли положительно: художник создавал первый эскиз на бумаге, а затем взаимодействовал с мастером, стоял с ним у печи, смотрел на природу стекла, как оно себя ведет, и проводил несколько пробных выдуваний, доводя вещь до конченого результата. Для дальнейших повторений с уже готового изделия снимали форму. Художник, работая в тандеме с мастером, зачастую изменял свой замысел, импровизировал, учился стеклодувным приемам. А мастер становился полноправным соавтором каждой вещи. Он стремился почувствовать в оригинале замысел художника.

Цех, созданный с целью эспериментирования, к концу 1940 года начал создавать новое.
Мухина придумала и создала вазу «Лотос», разные варианты кубков, винный набор «Астра». Автор использовала традиции венецианского стекла для создания вазы с филигранной нитью. Но в то же время пластика вазы подчеркнула ее новый образ - формами она напоминает колокольчик.. Венецианские нити окутывают ее будто кружевом. В вазе «Лотос» простые линии сочетаются с глубоким прозрачным цветом. От того, какие и сколько красителей добавлено в стекло, ваза сильно меняет свой облик.

Бесконечное множество декоративных вариантов изделий получалось, когда Мухина применяла такие приемы обработки, как «мороз», «кракле», «залив» и т.д. Работа с этими техниками предполагает, что вы не знаете заранее, что получится, вариативность определяется в процессе производства.

художественное стекло
Ваза «Лотос». Автор В.Мухина

Вместе с Мухиной работал художник Алексей Александрович Успенский. Он был человеком знающим и любящим античность и народное искусство. Обладая тонким вкусом, он переносил своё видение на изделия. Простые лаконичные идеальные формы - вот почерк этого художника.

Мухина говорила об Успенском: «Это не талант, а талантище. Это график, но он не делает рисунков на стекле. Его интересует стекло как материал и то, что диктует стекло. Он - виртуоз в смысле выдувания форм, он всегда ориентируется на природу стекла, и это его заслуга».

Благодаря ему Мухина смогла воплотить свою давнюю мечту и создала стеклянные скульптуры, которые были уникальны в то время - «Ветер», «Портрет ученого» (Н.Н.Качалов), «Торс девушки».

Борис Александрович Смирнов

В 1948 ЛЗХС привлек на завод и Бориса Александровича Смирнова. Когда он пришел в лабораторию, ему было 45 лет, и за спиной художника был архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде, работа архитектором, дизайнером, графиком, иллюстратором, работа в театре. В создании изделий из стекла вдруг ярко раскрылся талант Б.А.Смирнова. Он внес во все свои творения новую волну - театральности, юмора, емкого художественного образа. Первые его приборы на ЛЗХС были - «Соколик» и «Крепыш». «Соколика» взял в свою коллекцию Русский Музей, а «Крепыш» пошел в производство массовым тиражом.

художественное стекло
Графин «Крепыш». Б.Смирнов

Свои работы Борис Александрович выполнял вместе с производственным стеклодувом Борисом Ереминым. Творческая работа над изделием из стекла - всегда совместный дуэт мастера и художника. Художник выдает идею, а мастер выполняет, полноправно участвуя в процессе творчества. Ваза «Танцующая пара» - это шедевр стеклодува и художника.

художественное стекло
Ваза «Танцующая пара». Б.Смирнов.

Образы Б.А.Смирнова - это всегда сочные наполненные формы, всегда новаторские, всегда в движении. Работа «Пара чая», сделанная в конце 50-хх годов, новое слово в стилизации утилитарных предметов. Запаянный носик чайника многих шокировал. А Смирнов просто шутил, он играл с образом, играл с бытовым понятием «пара чая». Обычные предметы становились музейными экспонатами, дизайнерскими высказываниями.

Художественное стекло
«Пара чая», Б.Смирнов.

Борис Александрович Смирнов, пожалуй, одна из самых ярких фигур в советском стеклоделии. Само понятие «художественное стекло» пришло к нам от него.
Он активно работал и в художественном конструировании оптического стекла при оформлении выставок.

Архитектурная смелость и театральное начало - синтез, на основании которого появилось множество работ: «стеклодувы», «Невесомость. Поехали!» (посвященная Ю.Гагарину).

В 1967 году Смирнов создал огромную, праздничную, необычную работу «Праздничный стол». Работа состояла из 175 предметов, утилитарного и декоративного назначения. Чего только не было на этом столе - графины-петухи, курицы, скоморохи, цыплята-рюмки, бокалы-перевертыши, черти, кружки, тарелки, фантастические птицы - все выполнено в ярком сочном стекле в гутной технике.

художественное стекло
Праздничный стол. Б.Смирнов.

Это своеобразный гимн масленице, карнавалу, театральной феерии.

Критика жесткого отнеслась с такому несерьёзному взгляду на праздник. О работе говорили - «антивещи», «артистический индивидуализм», «художественное самовыражение».

Глядя на эту работу через призму времени, мы видим, что художник, как это часто бывает с талантливыми людьми, просто предвосхитил своё время и соединив, казалось бы, несоединимое, получил образ, который стал близок и понятен и стал стилем совершенно другого времени будущего.

Мария Березина, преподаватель курса витражей в Москве.
Материал подготовлен для сайта Русской Академии Ремёсел.

Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: