Профессиональный взгляд на ножевое и оружейное дело в современной России
Тихомирова Елена Владимировна (ЕТ), эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации, председатель Национальной Ассоциации оружейных экспертов (подробная информация о Елене Владимировне в конце беседы - прим. ред.) общалась с проректором Русской Академии Ремёсел Николаем Николаевичем Матвиенко (НМ), преподавателем курса оружейной ковки Вадимом Юрьевичем Куличкиным (ВК), преподавателем ювелирного искусства Олегом Юрьевичем Листовым (ОЛ).
НМ: Елена Владимировна, что может родиться на стыке материалов, искусств, технологий?
ЕТ: Всегда на стыке материалов рождались интереснейшие вещи. Особенно сейчас, в век высоких технологий, может родиться всё что угодно, сейчас нет никаких ограничений.
«Комета». Дипломная работа выпускницы Русской Академии Ремёсел курса «Ювелирное дело»
Вот у нас с вами комета (дипломная работа студентки Русской Академии Ремёсел - прим. ред.). Студентка увидела что тут? Сплав металла с камнями. Мелкие камни - они как искорка. Я всегда дамаcск вижу, будто он искрится, особенно хорошо протравленный и когда получился хороший интересный рисунок. Я сразу представляю искрящийся хвост кометы с прожилинкой. Хотите, вставьте камень, хотите по-другому обыграйте.
У нас есть одна фирма в Брянске. Они работают с дамасском. И они на всех клинковых выставках участвуют, давно работают, лет 15. Как-то у них родилась идея - попробовать делать из дамасска что-то прикладное, начали делать настольную скульптуру, браслеты, очень разные бытовые вещи. Я несколько раз подходила и спрашивала - есть спрос на эти изделия? Нет. Тяжело. Не воспринимается людьми дамасск как драгоценный материал. Вот то же самое было бы из серебра, причем эффект был бы, мне кажется, хуже, а изделия бы продавались... Сейчас получается, люди не привыкли ещё к такому восприятию металла. У них четкая ассоциация дамасск - клинок.
Хотя кольца из дамасска сейчас вошли в моду. Кольца хорошие делают, интересные, пользуются спросом.
НМ: Ранее Вы упомянули последние выставки «Клинок» 2017-2018 годов. Есть что-нибудь интересное сейчас, появляются ли новые мастера, новые имена? Или всё как и было 10 лет назад?
ЕТ: Я очень уважаю выставку «Клинок». За то, что они первые начали эту деятельность. И с 2000 года Егоров, как организатор, делает эту выставку 2 раза в год. Самое главное, в рамках этой выставки он начал проводить различные конкурсы. В том числе художественный конкурс, куда любой желающий заявляет свой предмет. Работает жюри - музейные сотрудники и искусствоведы, ведущие специалисты в области оружия - рассматривают эти предметы, распределяют места. Можно увидеть и новые технологии, которые используют ножевики, и новые формы, и новые сюжеты, новые темы, которые поднимаются. Надо сказать, что совершенно четко и наглядно заметно, как растёт уровень ножевиков. Однозначно. Даже сравнивая с 2000 годом и сейчас - просто небо и земля.
То же самое и выставка «Арсенал», они тоже проводят конкурс. Есть пересечения с «Клинком», а есть и новые мастера.
Это единственные две выставки профессиональные, тематические, где можно увидеть весь спектр российского ножевого дела. Хотя иногда приезжают и участвуют из других стран.
С прошлого года «Клинок» выехал в Санкт-Петербург. Питерская школа ножевая, она очень неплохо выглядит.
НМ: Они ещё журнал выпускают?
ЕТ: «Клинок» - да. Организаторы делают журнал. Показывают там победителей художественных конкурсов. Можно посмотреть, какие виды работ выходят в победители. В этом году две работы были переданы в Государственный Исторический Музей, и Татьяна Владимировна с удовольствием приняла эти подарки от фирм, и их имена будут жить в веках, в музейной коллекции.
НМ: А вот было недавно в мае круглый стол в Министерстве культуры с Михаилом Шмаевичем на юбилейном 20-м фестивале «Интермузей»?
ЕТ: 31 мая проходило открытие огромной выставки «Интермузей». На встрече, организованной Министерством культуры РФ и Михаилом Шмаевичем, обсуждался вопрос возможности использования историческими реконструкторами предметов, напоминающих оружие. Это ежегодная, много лет проходящая выставка, куда съезжаются со всех городов разные музеи, показывая свои новые программы. В этом году, и я считаю, что мы заслужили такую позицию, Минкультуры в первый день работы этой выставки организовало три круглых стола, посвященных теме оружия. Культурных ценностей у нас много, но только оружие регулируется нынешним законодательством. Оружие, к сожалению, имеет определенные ограничения. В этом законе даже есть такое понятие - “государственная экспертиза на культурные ценности”. Больше нигде нет у нас такого закона, который бы регулировал оборот культурных ценностей – ювелирные изделия, или что-то другое. У ювелирки тоже есть ограничения по драгметаллам. А у нас полностью оборот, всё регулируется: производство, транспортировка, реставрация, изготовление, ремонт.
НМ: Вы об огнестрельном или холодном?
ЕТ: Обо всём. В законе об оружии под понятие “оружие” подходит и огнестрельное, и холодное. Долго мы спорили с Минкультуры, является ли оборонительное оружие сферой наших интересов. Мы говорим: да, является. Доспех, шлем, кираса, щит.
Так вот, в рамках "Интермузея" проходили три круглых стола. Первый был посвящен подготовке нового совершенно документа, постановления правительства, в котором будет прописан порядок проведения госэкспертизы с оружием, имеющим культурную ценность.
Второй - с этого года, т.е. с 1 января 2018 года отменяется лицензирование на хранение коллекций для музеев (до этого времени все музеи обязаны были получать лицензии на хранение). В связи с этим изменился порядок приобретения, хранения, транспортировки для музеев.
И третий, как раз самый интересный, круглый стол посвященный проблемам оборота оружия для реконструкторов.
НМ: Это как раз нам интересно. Мы на курсах в Академии готовим оружейников, литейщиков, кузнецов, которые потом делают различные предметы для реконструкций. Теперь запреты будут?
Председатель Национальной Ассоциации оружейных экспертов Елена Владимировна Тихомирова
ЕТ: Они и были и будут. Самое интересное, что фактически 2 месяца было посвящено обсуждению нашего вопроса. Я рада, что Министерство культуры прониклось проблемой.
В том числе в прошлом году было неприятное дело, связанное с конфискацией фитильного мушкета у одного из реконструкторов.
НМ: Оно кого-то ранило?
ЕТ: Оно никого не ранило. Возвращались с мероприятия, в багажнике лежало ружьё. В это время что-то произошло, видимо, у полиции был "план-перехват". В процессе общения пошли эмоции, кончилось тем, что мушкет конфисковали. И дальше началось самое интересное. Вот, казалось бы, система старая. У вас есть документ на этот предмет? Нет. А какой должен быть документ? Что это культурная ценность. Открывается дело и делается 2 экспертизы. Одну криминалистическую экспертизу проводит МВД, дают заключение, холодное ли это оружие, огнестрельное или нет (можно ли произвести выстрел?). Конфискованное ружьё оказалось в рабочем состоянии. Вторая экспертиза отвечает на вопрос - является ли предмет культурной ценностью или нет? Если да, то вы не имеете права пользоваться им, стрелять, чтобы не испортить. Культурная ценность создается как живописное полотно - чтобы на неё любоваться. Этот мушкет, сделанный по подобию западноевропейских мушкетов 17 века, не является культурной ценностью.
И суд делает постановление: у него на руках огнестрельное оружие, которое не является культурной ценностью, он занимался транспортировкой этого оружия, оружие не зарегистрировано. Это 3 года. По букве закона.
Разбирались долго. Адвокат защищал своего подопечного очень активно. Поднялся большой общественный резонанс. Минкультуры пришлось уделить больше внимания этому вопросу. Эксперты по культурным ценностям никакого отношения к предметам, которые находятся в обиходе у реконструкторов, не имеют. Дальше начинает общественная палата рассматривать этот вопрос.
Если подвести итог, на сегодняшний день ни один нормативный документ не регулирует оборот этих предметов. Если действовать в рамках нынешнего законодательства, получается следующее: человек хочет приобрести бердыш, он стрелец. Где он его приобретает? Российских производителей раз, два и обчёлся, и их изделия очень дорогие. Наши реконструкторы будут покупать предмет индийского, китайского или афганского производства. Это привозные предметы. И они будут куплены, в общем, нелегально. Потому, что в наших магазинах такие предметы не продаются - в охотничьих магазинах или других магазинах с лицензией на продажу оружия.
Если вы знаете, то большое количество копийных предметов делается в Италии. Они пытаются выйти на наш рынок с этим оружием. Но кто их будет использовать? В Европе разрешены спортивные клубы, где ходят на охоту с арбалетом или кремнём, фитильным ружьём, есть спортивное общество, где проходят соревнования. У нас этого нет, никак не регламентируется. Рынок только один - реконструкторы. И мало кто из производителей сейчас может работать на этот рынок. Чтобы вы производили ружьё фитильное или кремнёвое, вы должны иметь лицензию на производство гражданского оружия. Я вам по пальцам могу перечислить фирмы, которые имеют эту лицензию и производят копии.
НМ: А кто обучает оружейников в России? Откуда берутся знатные оружейники? Они все самоучки?
ЕТ: Вы задали самый острый вопрос. Это такой большой пробел, когда ремесленным профессиям вы мало где можете обучаться. И курсы оружейников есть только у вас. Обучение проходит исключительно при учителях. Учителя умирают, а ученики остаются и продолжают их дело.
Помните Басова Вячеслава Ивановича? Он за свою жизнь обучил огромное количество учеников. Сейчас все ученики Басова :)
Что касается туляков, там три большие школы. Те самые старые мастера, которые являются носителями профессии, они все вышли с тульского завода. И когда тульский завод перешёл на коммерческую деятельность, кто-то уходил, кто-то приходил, обучали кого-то из учеников. И все многочисленные тульские мастера, корни их уходят на завод.
То же самое Златоуст - в 1989 году прекратила существовать Златоустовская оружейная фабрика, и тот цех, где работали художники (она базируется не на технологии, а на художниках), уйдя, создали свои фирмы.
Третий - Ижевск. Я в прошлом году там была. Там есть художественная школа имени Леонардо Васева. Там создаются художественные оформления ижевского охотничьего оружия. Вы бы посмотрели! И работают одни инвалиды.
НМ: Нет колледжей, учебных заведений?
ЕТ: Нет.
НМ: Почему так?
ЕТ: Не знаю, не могу сказать.
НМ: Если нет частных, может МВД или Министерство обороны создают такие курсы?
ЕТ: Пока не слышала о таких.
НМ: А ДОСААФ? (Добровольное общество содействия армии авиации и флоту - прим. ред.)
ЕТ: В рамках ДОСААФа это на уровне какого-то личного интереса. В центральном округе Москвы, есть отделение ДОСААФа им руководит Коломеец Сергей. Он сам - большой любитель-камнерез, он решил, что существует огромная плеяда мастеров-прикладников. Камень, металл, дерево, ткани. Замечательные авторы. Давайте их объединим и создадим союз мастеров декоративно-прикладного искусства.
НМ: Наподобие как у Геннадия Дрожжина? Если возвращаться к обсуждению проблем реконструкторов, мы как Академия, образовательное учреждение, и они как Ассоциация, добровольный творческий Союз, могли бы помочь реконструкторам. Мы можем дать им охранную грамоту типа «Мастер-ремесленник» или «Мастер народно-художественного промысла». Этим мы поддержим на местах оружейные школы Тульскую, Ижевскую, Златоустовскую, Нижегородскую, Кубачинскую. Сейчас многие так делают. Приморский край, Ямал, Алтай и другие округа присваивают мастерам высокие титулы с соблюдением всех процедур в рамках закона.
ЕТ: Геннадий Дрожжин подошел как человек государственно мыслящий. Создал ассоциацию народно-художественных промыслов, куда входят различные предприятия (не отдельные авторы) и, надо отдать ему должное, сколько лет он ходит по различным инстанциям и продвигает идею, что вообще-то, такое понятие как народно-художественные промыслы, это - наша культура, наша жизнь, и этому должно государство помогать. Охранные грамоты могут быть очень востребованы, и не только среди реконструкторов.
ВК: Как преподаватель, общающийся с начальным кластером будущих мастеров, я в последние годы вижу изменения. Шесть-семь лет назад на курсы кузнецов и оружейников приходили люди вполне обеспеченные и финансами, и временем. Они приходили на курсы за хобби. На сегодняшний день большинство приходят за профессией, которая должна их кормить.
ЕТ: Она их кормит, как вы считаете?
ВК: Тяжело. Люди приходят разные, с разной подготовкой и перспективами. Достаточное количество людей с руками и мозгами. Они мне задают вопросы - какие тенденции? Куда идёт рынок клинкового оружия? В художественные произведения, в технические направления с использованием высоких технологий, порошковых сталей, высокотехнологичных решений? Или это никуда не идёт?
ЕТ: Идёт. Это можно проследить на тех же выставках. Я вижу, как с годами меняется взгляд на художественный предмет. Как человек, возглавляющий жюри, вижу, что было 5-6 лет назад, и что сейчас.
Что приносят на конкурс? Они сами отбирают и приносят, предлагают рассмотреть предметы. Сейчас намного более серьёзный подход, который уже не ограничивается гравировкой и резьбой с растительным орнаментом. Это уже не прокатит, это уже никому не интересно. Более того, одно время было увлечение образными вещами гильдии мастеров и оружейников, вы наверняка знакомы с их работами. Они проповедовали авторское холодное оружие как образ, созданный в материале. Но и это тоже сейчас уходит.
Приходит соединение в большей степени функциональности - раз, чистоты работы - два, и новых видов технологий - три.
Чем интересны гильдийцы были? Гильдийцы, честь им и хвала, во многом обращались к историческим технологиям. Они возродили обрамную резьбу. Они возродили соединение фоновой позолоченной резьбы и высокого многослойного рельефа. Многослойное травление. Вплоть до того, что они стали делать стальную бриллиантовую огранку. И очень хорошо делать. Им огромная благодарность за то, что они эти самые приёмы художественные, технологические восстанавливают, которые в советское время были утрачены.
А сейчас? Хорошая лазерная гравировочка. Хорошее лазерное травление. Я люблю руку. Но когда видишь чистоту, которую даёт лазер, это то, чего не было раньше. Подкупает эта чистота.
В ножевое изделие приходит функциональность. Новые конструктивные задумки. Они всё больше приводят нас к некоей утилитарности предмета в новом современном мире.
ВК: Задам вопрос неудобный для меня. Всё идёт в сторону технократичности. Я поклонник дамасской стали. Мне многие говорят - зачем ты посвящаешь своё время уходящему в прошлое предмету? Вы знакомы с Ильёй Куликовым. Он меня называет «мистер перевод» потому что я за год перевожу столько металла, сколько он за 10 лет. Я 4 года с ним работал в одной мастерской. Видел, пока я делаю 1 клинок из торцового дамасска, он успевает из булата сковать 7 и даже отслесарить. Я продолжаю работать в этом, но это становится мало кому интересно.
ЕТ: Насчёт спроса. Мне кажется, люди, которые любят руки, ручной труд, они не переведутся. Но их не будет много.
Предмет, сделанный индивидуально для конкретного человека, единственный в мире - это ценность. Его аура не измеряется техническими методами.
Авторская работа всегда останется авторской работой. Одна вещь и всё. Я всегда пропагандирую среди коллекционеров: вы обязаны после себя оставить в наследство вещь своего поколения, сделав для себя её персонально, так же, как когда-то в старину это было. Но она должна быть достойная, высокого уровня.
Дальше вопрос профессионализма. Не хочется кустарщины. Если делать работу под заказ, это должно быть произведение искусства.
И вместе с тем получается такая вещь у ремесленников: прожить надо, сбыть надо.
НМ: В оружейном деле получается разделение труда: например, Архангельский не делает рукоятку. Олег Семёнов делает только гравировку. Узкая специализация.
ЕТ: Я вам как историк могу сказать: никогда в оружии не делался предмет «от и до» одним человеком. Возьмите огнестрельное оружие: приклад один, ствол другой, замок третий и украшает четвёртый. Сборщик собирает. В холодном оружии: клинок - это клинок, а кто рукоять сделает из дерева, из кости, из камня - это следующий этап. Другое дело, вечный вопрос: кто автор? Получается, часто в процессе работы рождается вещь. Я лично считаю, клинок диктует. Но все думают по-разному.
ВК: Очень часто в комментариях на форумах говорят: по отдельности всё хорошо, но рукоять из одной оперы, клинок - из другой. Это ошибка.
ЕТ: Ошибка, конечно. Кем она создана? Создана она потому, что, очевидно, не было того самого художника, дизайнера, который рождал этот проект. Например, вечный разговор о том, что такое Златоуст? Это авторское искусство?
ВК: Из того, что я видел, это скорее украшенное стандартное изделие.
ЕТ: Берётся стандартный кортик, стандартная модель, выпускаемая сотнями. А дальше художник Иванов придумал красивый эскиз, как украсить этот кортик в традиционной златоустовской технике златоустовской гравёрной стали. Он нарисовал свой рисунок, не повторяющийся, уникальный, индивидуальный. И мастер-травильщик нанёс этот рисунок на кортик. Они считают это авторской работой. И она будет подписана «Иван Иванов», и она будет в 10 раз дороже, чем без подписи. Они считают, что рисунок, дизайн предмета - это и есть автор. А идёт это всё традиционно от художественной промышленности Златоуста, которая возникла в начале XIX века.
Вопрос об авторстве сложный. Но разделение было всегда. Металл получал на Златоусте один, отковывал другой, в художественном цехе - третьи, шлифовали - другие, эфесники - другие... Это всегда было.
О.Л. То, что вы видите на столе, это какой уровень? Уровень колледжа или технического училища? (вопрос о дипломных работах выпускников Русской Академии Ремёсел - прим. ред.)
ЕТ: Колледж вполне. Вот, опять же, была в Строгановке. На кафедре металла у Марины Кругловой. То, что у неё выставлено там - уровень хороший.
Я смотрю, ваши студенты показывают очень разные техники?
Дипломные работы выпускников Русской Академии Ремёсел
ОЛ: Это техники, которые включены в требования Минобр.
ЕТ: Вы наверняка лучше кого-либо другого знаете, кто приходит учиться. Они же с нуля начинают? Редко приходят дизайнеры, художники. Я это очень хорошо понимаю.
ВК: За три месяца, которые определены нашей программой на курсе кузнеца-оружейника, мы ставим несколько задач. Научить держать в руках молоток. Сначала делается изделие из сырого металла, чтобы люди владели отдельными кузнечными операциями. Второй этап - делается изделие из инструментальной стали, чтобы показать им разницу. Моё желание - в программе курса «Кузнец-оружейник» должна быть дамасская сталь, то есть кузнечная сварка. Я никогда не требовал, чтобы именно дамасск был на дипломной работе. Но владеть этой технологией кузнец-оружейник обязан.
ЕТ: Почему вы считаете, что обязан? В чем её значимость?
ВК: Мимо неё не пройдёшь чисто исторически.
Если мы не знаем азбуки, мы не будем знать высокой словесности.
ЕТ: Дамасская технология даёт дополнительный профессиональный навык, если рассматривать кузнечное дело? Что она даёт? Чем она профессионально весома?
ВК: Кузнецу-оружейнику приходится «ходить по канату». И как раз технология кузнечной сварки позволяет отделить человека, который в принципе умеет ковать, и человека который умеет «слышать» металл. Ведь можно сделать узорчатую сталь, которая резать не будет. Но у нас задача другая.
Помимо того, когда начинались курсы, у меня было желание рассказать людям, что не боги горшки обжигают. Очень многие считали, что это космические технологии, недосягаемые до ручного воплощения. С моей стороны это был некий вызов.
ОЛ: Елена Владимировна, что бы Вы пожелали нашим студентам?
ЕТ: Только могу одно желать - быть профессионалом в своём деле. Если решил учиться - учись.
ОЛ: А преподавателям?
ЕТ: Терпения. Потом, преподаватель, он не может быть равнодушным человеком. Если человек равнодушен, преподаватель или студент, у него ничего не получится. Всё нужно делать только с душой.
Елена Владимировна Тихомирова - эксперт по культурным ценностям, уполномоченный Министерством культуры Российской Федерации, председатель Национальной Ассоциации оружейных экспертов, член Национальной организации экспертов в области искусства, эксперт Национального научно-исследовательского института экспертизы и оценки объектов истории и культуры, член Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, эксперт Галереи «Русские палаты».
Образование
В 1972 году закончила Государственный педагогический институт им. В.И.Ленина (специальность – учитель истории).
Профессиональный опыт
С 2002г. - по н.в. – работа в качестве эксперта оружия, имеющего культурную ценность.
С 1969 по 2002 год – работа в Государственных музеях Московского Кремля (заведующая сектором оружия Государственной Оружейной палаты).
Преподавательский опыт
Проведение занятий в Государственном Гуманитарном Университете и Институте Артбизнеса для студентов второго высшего образования по дисциплине «Методика определения и атрибуция оружия, имеющего культурную ценность».
В Русской Академии Ремесел читает лекции и проводит семинары по темам юридические аспекты и атрибуция холодного оружия.