Создаем шедевры на мастер-классе «Облицовка изразцами»

Создаем шедевры на мастер-классе «Облицовка изразцами»

Если вы попадёте на улицу Большая Якиманка в Москве, обратите внимание на здание, похожее на новогодний пряничный домик – это дом купца Игумнова. Необычность и привлекательность ему придают сложные силуэты крыш и отделка изразцами, частично сохранившаяся с XIX века, частично – восстановленная в 2010 году. Оригинальные цветные плитки фабрики Кузнецова на доме Игумнова дошли до нас благодаря технологии и умелым рукам ремесленников. Отрадно, что сегодня такие мастера есть и они передают знания в том числе на курсах «Облицовка изразцами» в Русской Академии Ремёсел.

Сразу перейдём к делу и расскажем подробно, что вы узнаете на мастер-классе «Облицовка изразцами».

Записаться на мастер-класс

Виды изразцов

Когда мы слышим слово изразец, бессознательно всплывает образ печи или камина, хотя до XX века плитку с узором использовали для украшения наружных стен храмов, парадных подъездов, наличников, барельефов, фризов.

Классификация изразцов

По форме:
  • Плоские, для ровных поверхностей.
  • Угловые.
  • Фасонные для украшения карнизов, цоколей, фризов.
По структуре поверхностей:
  • Глазурованные (глянцевые).
  • Неглазурованные (терракотовые или матовые).
По наличию рисунка:
  • С рисунком (орнамент, сюжет).
  • Без рисунка.
По форме и размеру:
  • Квадратные (первоначальные размеры 200х200 мм и 140х140 мм).
  • Горизонтальные (h=100 мм, ширина соответствует ширине плитки).
Современные образцы не имеют жёстких стандартов, у каждого производителя свой вариант.

По виду румпы:
  • Простая с наклонным срезом.
  • С бортиком, который обеспечивает крепеж.
  • С несколькими камерами.
По стилю:
  • На стиль влияет страна изготовления, традиции и технологии.

Изразцовое производство дорогое и сложное. Для изготовления используют очищенную терракотовую глину. Процесс запекания повторяется несколько раз, остывание постепенное, высушивание в естественной среде длительное. Есть еще предварительные работы, покрытие глазурью и окончательный обжиг в печи, который может проходить до 24 часов. 

Авторские изразцы выполняются по оригинальным рисункам и по просьбе заказчика в единичном экземпляре. Их не штампуют сотнями одинаковых единиц – это результат совместной работы художника, заливщика, формовщика, сушильщика, укладчика,  поэтому их стоимость в разы отличается от фабричного конвейерного производства изразцов.

 «Синичка», 15х15, глянцевая,
творческая покраска.
1 шт - 2200 руб.
Фасадная розетка, 30х30,
глянцевая,по мотивам картин XVII в.
1 шт. - 8500 руб.
Вертушка, 10х10, типовая
коллекция,
1 шт - 250 руб.
 Авторские изразцы. Обучение в Москве  Авторские изразцы. Обучение в Москве  Авторские изразцы, обучение в Москве

Рельефная техника объединяет изразцы и изразцовую плитку, но у них есть одно отличие – в изразцах обязательна румпа: на обратной стороне изразца это короб с высотой бортиков 20–90 мм и с отверстиями для крепления на поверхностях. Пространство короба наполняется битым кирпичом, глиной, создавая воздушную подушку для сохранения тепла. 

Изготовление изразцов. Обучение в Москве

Задачи румпы:

  • увеличение прочности;
  • сохранение тепла печи в течение 24 часов;
  • усиление жёсткости конструкции при отделке фасадов.

Изразцовая плитка тонкая, 35–50 мм, и основное её предназначение – декоративная отделка.

Плитка укладывается как обычная керамическая плитка, по тем же технологиям, только надо делать различие: горячий фасад печи или холодный фасад дома. Клей надо подбирать соответствующий температуре эксплуатации.

Записаться на мастер-класс

Отличие керамики, фарфора, шамота и майолики в изразцах

Керамика – общий термин для предметов, созданных из глины или ее смесей с минеральными добавками, обожжённых при высоких температурах. Фарфор, шамот и майолика лишь виды керамики.

Виды керамики Состав t обжига Твёрдость по шкале Мооса

Фарфор

Белая глина, каолин, полевой шпат, кремнезём, кварц, песок, но могут быть добавлены и другие материалы.
Чем выше содержание каолиновых глин, тем выше технические характеристики изделия.

Основное отличие – прозрачность

1260 ° C


6–8

Шамот (в худож. керамике)

Огнеупорная   глина,   каолин,   обожжённые   до потери пластичности. Добавляют графитовые и коксовые наполнители, зёрна кварца 

1300–1500 °C


Зависит от % соотношения составляющих

Майолика

Беложгущиеся, красножгущиеся глины, плавни,  мел,   кварцевый песок. Изделие покрывают двумя слоями глазури

900–1100° C

6,5–7,5


Состав материала влияет на характеристики плитки:

  • влажность;
  • пластичность; 
  • усадку при сушке и обжиге; 
  • влагопоглощение.

Различия в сушке и обжиге сказываются на результате, а от состава и оригинальности зависит цена.

Стоимость авторского изразца из глины и шамота 600–700 рублей, если терракотовую глину покрыть глазурью, цена возрастёт до 1700–2000 рублей, а стоимость фарфоровой плитки 90х90 мм начинается от 3500 и может доходить до 15 000 рублей (указана стоимость одной штуки)

Сортировка изразцов

Технология изразцов сложна на каждом этапе, у облицовщика должны быть знания по физике, химии, истории, искусству, чтобы прогнозировать результаты. Дело в том, что под воздействием температур первоначальный вариант отличается от конечного. Например, плитка из красной глины размером 150х150 мм после первой сушки даёт усадку в 10 мм.

Цвет глины для изделий может быть любого оттенка от голубого до чёрного, а после обжига приобретает привычный нам красный или белый цвет.

Эмаль тоже преобразуется. Под воздействием высокой температуры металл окисляется и меняет цвет: медь даёт зелёный цвет, железо – красный и коричневый, кобальт – синий.

Глазури для росписи плитки более текучи и дают акварельный эффект. При первоначальном окрашивании глазурные цвета блёклые и матовые, но при втором обжиге происходит волшебство, цвета превращаются в яркие и выразительные.

Даже соблюдение технологии не даст абсолютную идентичность изразцов, поэтому перед проведением облицовочных работ необходимо провести выкладку рисунка на полу. Плитки сортируются по форме, цвету, убираются изделия с наплывами и сколами. Более тёмные образцы пойдут на облицовку нижних частей поверхностей. Когда рисунок на полу выложен, изразцы нумеруются по обратной стороне и только потом укладываются на печь или камин.

Дмитрий Попазов, директор Ceramica Decor:

«В 2014 году я был выпускником курса “Печник” Русской Академии Ремёсел. Мой наставник Михаил Розеншток учил меня не только класть кирпич в камине и печи, но и укладывать изразцы. Даже имея 10-летний стаж облицовщика, надо совершенствоваться, потому что появляются новые технологии, материалы. Например, раньше термостойкий клей фиксировал плитку 12 часов, сейчас 5–8 минут. Чтобы оторвать её, раньше нужна была УШМ, сегодня за 4 минуты строительный фен отклеивает образец без пыли и сколов. 

Несколько лет назад при трещине и браке менялся весь изразец, а сегодня “набор реставратора” позволяет восстановить его за 30 минут, и вы не отличите его от оригинала. Современные индустриальные методы настолько усовершенствовались, что изразцы печатаются на 3D-принтере – это упрощает весь процесс. Но мы придерживаемся русской традиции керамики Гжели, Абрамцевской керамики и ждём к нам на фирму Ceramica Decor специалистов по изразцам, особенно на летний сезон».

Особенности укладки первого ряда

В любом деле главное – правильно начать. При облицовке важно, чтобы первый ряд был ровный. Добиться идеального выравнивания помогает нивелир либо укладка плитки по плинтусному ряду на рейку. Лазерным или водяным уровнем устанавливается рейка, на которую опирается первый ряд. Таким образом, плитка застрахована от сползания и задаёт ровный темпоритм рядности всей поверхности. Для укладки используются крестики толщиной 1–2 мм или клинышки. 

За 8 часов облицовщик-плиточник может уложить от 2 до 4 м² изразцов, но многое зависит от сложности узора, опыта мастера. Если стены заранее выровняли, изразцы разобрали и пронумеровали, первый ряд выложили, далее лишь дело техники. Использование термоустойчивого клея в разы ускоряет работу, потому что сцепление плитки происходит за 15–20 минут. Этот вариант подходит только профессионалам, для любителей лучше выбрать клей, который подсыхает медленно.

Технологические операции укладки изразцов

  1. Пронумерованные изразцы шлифуются по четырем кромкам.
  2. Кирпичное поле стены камина или печи обтягивается крупноячеистой сеткой. 
  3. Румпа изразца заполняется на 1/2 глиной и на 1/2 наполнителем: гравий, галька, битый кирпич, но можно использовать и покупные смеси.
  4. Первыми устанавливаются угловые и центральные элементы.
  5. Укладывается первый ряд и стягивается мягкой проволокой для предотвращения сползания.
  6. Изразцы соединяются между собой мягкой проволокой.
  7. Затирка швов.

Результат красив во все времена!

Печь с изразцами, 1450 год, Германия, Равенсбург.
Печь с изразцами. Обучение печному делу в Москве

Изразцовая печь, Гданьск, Польша, 1545 год
Печь с изразцами. Обучение печному делу в Москве  Печь с изразцами. Облицовка печи, обучение

Современная изразцовая печь «Сказка»
Печь с изразцами в интерьере. Обучение печному делу в Москве.

Характеристики клея

В России нет документа, регламентирующего применение какого-либо вида клея. Мастера выбирают составы, полагаясь на опыт, но есть 5 параметров, на которые стоит обратить внимание:

  • класс: С0, С1, С2;
  • адгезия;
  • время схватывания;
  • время корректировки;
  • цена.

Клей класса С0 предназначен для работы с плиткой водопоглощением не менее 5% в помещении.
Клей класса С1 используется для укладки керамогранита, керамики внутри (max сторона изделия 500х500 мм) и снаружи помещений (max размер – 300х300 мм). Область применения ограничена, не рекомендуется использовать на тёплый пол, гипсокартон, входные группы. Адгезия не менее 0,5МПа.
Клей класса С2 имеет улучшенные характеристики. Его используют внутри помещения на все виды поверхностей, включая гипсокартон, тёплый пол, гидроизоляцию. Размер плит внутри помещения допускается 600х600 мм. Адгезия не менее 1МПа, поэтому он подходит для облицовки наружных сторон здания выше первого этажа и на входе. 
Дополнительный параметр на упаковке – S1 (эластичный) и S2 (высокоэластичный), они расширяют возможности растворов. 

Показатели, которые нужно учитывать:

  • F – быстротвердеющий клей, который подходит для ремонта плитки, либо при работе на улице при низких температурах;
  • T – означает повышенную стойкость к сползанию;
  • E – раствор с увеличенным открытым временем высыхания, рекомендованный для работы на сквозняке или снаружи помещения.

Стоимость клея С1 и С2 варьируется от 350 до 2500 рублей за упаковку в зависимости от состава, марки и характеристик. Во время обучения на курсах слушатели учатся «читать» упаковку клея, сравнивать, выбирая правильный материал для работы.

Внимание. Производители клея об этом умалчивают. РАЗВОДИТЕ КЛЕЙ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИМИ ПОРЦИЯМИ. ОТ 2 до 30 граммов. Сухие клеевые смеси разводите от 500 до 1000 граммов. Клей очень быстро схватывается, вы не успеете его выработать, и через 20–30 минут порцию придется выбросить, так как клей затвердеет и станет непригоден к работе.

Для печей, каминов и дымоходов важным показателем будет жаропрочность, поэтому в составе термостойкого клея используют:

  • пластификаторы;
  • синтетические добавки;
  • шамот;
  • минеральные компоненты.

Добавки позволяют выдерживать t=1200° С. Но такие высокие градусы не нужны на обычной бытовой печи, где предельно допустимая температура – 120°С на наружной стенке. Поэтому подойдет клей с температурой эксплуатации до 150°С. 

Расчёт стоимости работы

Нет жёстких цен на работу по облицовке изразцами. Стоимость монтажа зависит от размера объекта, его технической сложности, количества элементов: углы, арки, карнизы. Минимальная цена за облицовку начинается от 35 тысяч рублей за м² и заканчивается шестизначной цифрой. Соблюдается только одно правило – чем сложнее объект для облицовки изразцами, тем выше стоимость квадратного метра. Но всё же некоторые формулы расчёта услуг наши слушатели получают во время образовательных программ «Облицовщик-мраморщик» и «Облицовка изразцами» 

Лучше всего о курсе "Облицовка изразцами" расскажет Евгения Просвирина – ректор Русской Академии Ремёсел:  

«С изразцами как облицовочным материалом мы работаем более 12 лет. У нас налажены связи со всеми подмосковными мастерскими и цехами. Особенно с самобытными авторами, имеющими яркий индивидуальный почерк и стиль. Это Владимир Ковалёв, Григорий Взоров, Андриан Коляганов, Дмитрий Попазов, Сергей Царёв, Залина Логачева, Николай Сатуров, невозможно перечислить всех самобытных и талантливых художников изразечников. Наши выпускники облицовщики идут на стажировку к этим мастерам, а некоторые вливаются в коллектив и работают на объектах.

Курс "Облицовка изразцами" - двухдневный, на нем слушатели получают уникальные знания и навыки, которые полезны как специалистам, связанным с кладкой печей, так и дизайнерам, художникам, проектировщикам. После прохождения курса любой желающий сможет самостоятельно облицевать свою печь/камин/фасад. Какая-либо специальная подготовка для прохождения курса не нужна. Обучение - с любого уровня.»

Оставляйте заявку, задавайте вопросы, приходите на курс по облицовке изразцами, чтобы пополнить ряды мастеров-изразечников.

Александра Снигирёва специально для Русской Академии Ремесел.
15.10.2021


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: