Кузнец – всем ремёслам отец


КУЗНИЦА

Кузнечный горн стоит угасший и пустой,
Застыло все в оцепенении безмолвном,
И дремлет кузница немая,
Объятая железным сном, печальным и холодным.
Но вот кузнец своею сильною рукой
На горне уголь черный разжигает,
Очнулась кузница от сна,
И пламя жаркое свой танец начинает.
И стук веселый молотка и наковальни гул
Молчанья холод сонный разгоняют,
Дух жизни все составы проникает,
И песню звонкую поет металл.

Лев Панченко

Способность активно заниматься творчеством, изобразительным искусством – отличительная черта человека, созданного по образу и подобию Божию. Творчеством люди занимаются с большим удовольствием с раннего детства до преклонных лет. Художественная ковка, как одно из направлений изобразительного искусства, очень благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Во время создания эскизов, а затем воплощения в материале своих творческих замыслов, все внимание сосредотачивается на этом благодатном процессе, а мысли и переживания о повседневных заботах и проблемах уходят на задний план и нередко вообще забываются. Вероятно, возможность таким образом разгрузить нервную систему и дать ей возможность отдохнуть и восстановиться является основой арт-терапии. Это яркое, положительное воздействие от творческой работы с раскаленным металлом начинающие кузнецы ощущают с первых же занятий на курсах художественной ковки.
Сам процесс ковки, открытый огонь и особая атмосфера кузницы не раз находили свое воплощение в живописи и скульптуре, например, в очень известной картине испанского художника XVII века Диего Веласкеса «В кузнице Вулкана».

Картина. Диего Веласкес - В кузнице Вулкана
Диего Веласкес, «В кузнице Вулкана». Испания, XVII век.


Отличия ручной ковки от других ремёсел


Ручная ковка имеет некоторые отличия от других ремесел. Одной из особенностей является то, что железо становится пластичным при высоких температурах нагрева, поэтому от кузнеца требуется работать быстро и точно, пока оно не остыло. У кузнеца нет времени на то, чтобы не спеша подумать, потом приложить или наставить нужный инструмент, используя рулетку или линейку. Большинство операций делается «на глаз» или по предварительной разметке, а в некоторых случаях нужна даже своеобразная репетиция без нагрева, чтобы потом максимально сэкономить время. Недаром говорится: «Куй железо, пока горячо». Это делает ковку очень живой и динамичной, а от слушателей, обучающихся в Академии, требует развития активности и самостоятельности.

Другой особенностью, относящейся именно к художественной ковке, является очень большое количество используемого инструмента, так как почти для каждой операции требуется свой специальный инструмент или даже несколько. Все свои инструменты кузнец-художник должен удерживать в памяти, выбирая нужные в данный момент.

Воплощение творческих замыслов часто требует решения новых, иногда довольно сложных технологических задач. Для всего этого необходимы концентрация внимания, постоянная работа памяти, активная деятельность сознания и развитие пространственного мышления, что положительно влияет на работу мозга.

В отличие от многих других ремесел, которыми можно заниматься с небольшими физическими нагрузками, процесс ковки требует активного движения. В процессе работы с железом организм человека испытывает анаэробные и аэробные нагрузки.

Анаэробные нагрузки – это силовые упражнения, в процессе выполнения которых кислород не участвует. Выработка энергии происходит за счет того запаса, который содержится в мышцах. Этого запаса хватает на нагрузку в течение 8–12 секунд. При более длительных нагрузках организм «включает» процесс потребления кислорода, отчего анаэробное упражнение становится аэробным.

Аэробные нагрузки – это непрерывные, технически несложные физические упражнения с большим количеством повторов, которые увеличивают насыщение легких кислородом и длительное время поддерживают частоту сердечных сокращений в зоне безопасного пульса. Современная медицина и биология говорят о благотворном влиянии таких нагрузок на здоровье человека.

Польза кузнечного дела для организма


Кратко рассмотрим положительное влияние на организм человека нагрузок во время обучения кузнечному делу.

Влияние на мозг. Улучшение когнитивных функций (внимание, память, реакция, исполнительные функции, пространственное мышление, язык). Замедление прогрессирования и профилактика нейродегенеративных заболеваний (Альцгеймер, Паркинсон), отсрочивание деменции и замедление возрастного когнитивного спада в принципе. Улучшение метаболизма и усиление выведения токсинов, накапливающихся во время работы нейронов. Лечение легких и умеренных по тяжести депрессий в связи с нейроиммунными изменениями, снижающими хроническое воспаление, окислительный стресс и улучшающими взаимодействие этих систем. Во время значительной аэробной нагрузки увеличивается в 2–3 раза выработка BDNF – белка, который стимулирует и поддерживает развитие нейронов, причем не только в мозге, но и в периферийной/соматической (находящейся в теле) нервной системе. Усиление синтеза дофамина (главный нейромедиатор системы подкрепления, создающий чувство предвкушения награды) и эндорфинов (нейропептиды, снижающие болевые ощущения и дающие чувство удовольствия и эйфории). Повышается количество связей между отделами ЦНС (центральной нервной системы), а также между ЦНС и органами, увеличивается число нервных окончаний в тканях.

Влияние на опорно-двигательную систему. Физические нагрузки активизируют развитие мышц и костей, что улучшает качество жизни и замедляет дегенеративные возрастные изменения этих тканей, продлевая период активного долголетия.

Влияние на различные органы и ткани:

  • Изменение эпигеномных профилей клеток – меняется активность работающих в клетках генов.
  • Снижение давления крови, но усиление извлечения из нее кислорода.
  • Повышение чувствительности клеток к инсулину, вследствие чего снижается вероятность развития сахарного диабета.
  • Улучшение липидного обмена – жиры активнее запасаются в мышцах и сжигаются, уменьшается риск атеросклероза и сопутствующих заболеваний.

Недаром издавна говорят о кузнечном здоровье, ведь многие кузнецы сохраняют силу, выносливость и работоспособность до глубокой старости.
 

Обучение ковке как незабываемый жизненный опыт


Даже если кузнечное дело не стало профессией, работа в кузнице с раскаленным металлом у открытого огня, обучение художественной ковке могут стать для человека незабываемой страничкой в его жизни, источником замечательных впечатлений и приятных воспоминаний. А для тех, кто серьезно занимается другими ремеслами, знания и навыки, полученные при освоении кузнечного дела, значительно расширят диапазон их творческих и технических возможностей. Об этом говорит нам старинная пословица: «Кузнец – всем ремеслам отец», ведь большое количество инструмента, используемого в различных ремеслах, сделано из стали с использованием кузнечных технологий. Особенно удобно, когда мастер может сам выковать себе нужный, но редкий или даже отсутствующий в продаже инструмент. Также большой интерес представляет синтез ремесел, когда в одном произведении искусства соединяются различные материалы, например, дерево и ковка, стекло и ковка, керамика и ковка, элементы ковки в ювелирном деле.

Полка, автор Лев Панченко
Полка. Автор Лев Панченко.

Зеркало, автор Лев Панченко
Зеркало. Автор Лев Панченко.

Двери Русской Академии Ремесел всегда открыты для тех, кто хочет приобрести новые знания и умения, либо усовершенствовать уже имеющиеся навыки в кузнечном деле.

В Русской Академии Ремесел художественную ковку преподают настоящие мастера своего дела, кузнецы-художники самой высокой квалификации. Слушатели Академии, прошедшие обучение, имеют возможность и в дальнейшем посещать кузницу для воплощения своих идей, т.к. построить свою хорошо оборудованную кузницу могут далеко не все. В курс обучения входит не только изучение практических навыков и приемов ковки, но и значительная теоретическая база по металловедению, что необходимо для правильного понимания процессов, происходящих с раскаленным металлом при ковке и закалке. А также изучение истории искусства ковки и архитектуры, что поможет ориентироваться в стилях и особенностях ковки, создавать кованые стилизации под любую историческую эпоху, познакомиться с лучшими достижениями кузнецов-художников, начиная со времен средневековья. По завершении курса обучения студенты получают свидетельство о профессии с присвоением кузнечного разряда, который необходим тем, кто собирается заниматься ковкой профессионально.

Лев Панченко – художник по металлу. Образование высшее художественное, член Московского Союза Художников, член правления Московского Творческого Союза Кузнецов, академик Кузнечной Академии им. проф. А. И. Зимина, «мастер ремесленник города Москвы», консультант форума «О металле и мастерах».


Другие Статьи: