
Как сделать украшение своими руками. Виды и способы
Самодельные украшения привносят в нашу жизнь яркие краски и поддерживают особую моду на handmade — он популярен всегда. Это могут быть украшения из бисера, стекла, керамики или металлов. С развитием способов работы с различными материалами открылись и более сложные художественные техники — например, гальванопластика. В статье рассмотрим виды оригинальных украшений, которые можно сделать своими руками из подручных материалов — от простых изделий до сложных.
Бесплатная шпаргалка для начинающего ювелира
Получи доступ к полному списку инструментов и оборудования, которые понадобятся, чтобы стать ювелиром.
Украшения из бисера и бусин
Бисер и бусины — недорогой и послушный материал даже в руках начинающего мастера. Из них делают не только простые фенечки, но и эксклюзивные браслеты, серьги, колье, бусы и ожерелья. Специальные знания о бисероплетении для создании подобной бижутерии не требуются, но нужны инструменты:
- бисерная игла и ножницы для металла — для отрезания металлизированной нити, лески или проволоки;
- щипцы или пинцет для протягивания иглы, если она не проходит через отверстие свободно;
- пилочка, чтобы запилить острые или выступающие углы используемого материала;
- кусачки и круглогубцы для зажима фурнитуры — булавок, застежек, замочков;
- силиконовый или фетровый коврик.
Сейчас на рынке изделий для творчества можно найти стеклянный, пластмассовый, керамический и металлический бисер. Бусины, камни из натуральных минералов, искусственный жемчуг и стразы к бисеру не относятся, но их часто используют как элемент декора — особенно в дизайнерских украшениях.
Цепочка для очков. Автор Алина Вальдман @lina_bijouofficial
По своей форме бисер бывает:
- круглый — это классический, чуть сплющенный бисер с отверстием для нанизывания;
- стеклярус похож на вытянутые трубочки разной длины;
- рубка — короткие трубочки, напоминающие стеклярус;
- дропс — капельки с дырочками у вершины;
- шарлотта — бисер с одной срезанной гранью;
- фигурный бисер — цилиндрический, кубический, в виде звездочек, сердечек и другой формы.
Техник плетения много — петельная, мозаичная, параллельная, крестиками и другие. Чтобы сделать украшение из бисера своими руками, новички сначала осваивают низание, когда бисеринки последовательно нанизывают на бисерную нить, а затем практически готовое изделие соединяют фурнитурой. Со временем низание комбинируют с другими техниками, получая бижутерию, выполненную по более сложной схеме.
И хотя украшения из бисера и бусин делают из синтетических или армированных материалов, со временем что-то может отвалиться или сломаться.
Украшения из стекла
Еще древнеегипетские мастера в качестве декора использовали стекло, обладающее уникальным блеском, красочностью и особой податливостью при обработке. Тогда это были стеклянные вставки в золотые или металлические предметы, а также разноцветные мозаики. Со временем стекольное дело стало отдельным ремеслом.
Сейчас витраж из цветного стекла — не только необычная композиция, но и элемент утонченности и изящества в квартире, офисе или на улице. Фьюзинг — один из популярных видов витражного творчества, которым можно заниматься в домашних условиях и создавать эксклюзивные украшения из стекла.
С английского языка fusing переводится как «спекание, сплавление» — небольшие цветные кусочки стекла выкладывают на стекло-основу и спекают между собой в печи. Рисунок получается бесшовным, с чуть размытыми границами, в отличие от витража — у него четкие границы стеклышек. При создании украшений этим методом в изделие дополнительно впекают крючки, цепочки, застежки или замочки.
Авторская бижутерия из стекла выпускницы курса «Художественные витражи».
Используемые техники: фьюзинг (кабошоны), Тиффани (медная лента, припой). Мастерская стекла Vitrage Garage.
Базовый набор для фьюзинга стекла
Спекание происходит в специальной печи для фьюзинга: она небольшая, подключается к обычной сети 220 В и нагревает изделие равномерно, без появления в нем трещин. Аналогичный и более компактный вид оборудования — специальная цилиндрическая форма для микроволновой печи. Она термоустойчивая, безопасная и благодаря специальному покрытию стенок быстрее запекает стекло, чем печь. Подходит новичкам и тем, кто хочет создавать украшения из стекла дома.
Также вам понадобятся:
- стеклорез;
- шлифовальная машинка;
- плоскогубцы для отлома стекла и круглогубцы;
- формочки для заготовок;
- полки и подставки, если запекаете в печи, а не в форме;
- асбестовые или кожаные перчатки, защитные очки и, желательно, огнетушитель.
В технике фьюзинг используют не любое, а специальное витражное стекло — оно яркое, блестящее, не трескается, но если его случайно уронить — разобьется. Мастер, особенно начинающий, должен понимать, что всегда нужно закладывать материал для пробников, так как в рабочем процессе стекло может неправильно растечься или потерять свой цвет и насыщенность. Кроме этого, необходимо правильно выбирать материал и пользоваться инструментами.
Всем тонкостям фьюзинга обучают в Русской Академии Ремесел. В нашем курсе «Витражист» много практики — от выбора стекла и разработки эскизов и трафаретов до создания объемных изделий, не только в технике фьюзинг, но также тиффани, моллирование — то есть запекание на форму, матирование, гравировка стекла, классический витраж. Есть дневные, вечерние и группы выходного дня, а также дистанционный курс для тех, кто живет не в Москве или Московской области. Вы можете придумать абсолютно новый стиль украшений из стекла и научиться его делать своими руками на курсе под руководством наших преподавателей.
Украшения из керамики
Керамика — это глина, прошедшая обжиг в печи. История ее использования уходит в глубокую древность: впервые человек получил глину из природного сырья около 30 000 лет назад. Но и в XXI веке керамические изделия сохраняют свою актуальность, уникальность и, что немаловажно, экологичность и долговечность. Посуда, интерьерный декор или украшения из керамики — мастер может создать любой предмет, ведь границ для творчества у этого материала нет.
Изначально глина — мягкая и податливая, но после термической обработки из нее получаются твердые, огнеупорные и высокопрочные изделия. Глина бывает разного цвета: красная, желтая, зеленая, черная и т.д.
При создании керамических предметов, в том числе украшений из керамики, изделия обязательно покрывают глазурью для декорирования глины. Именно она придает характерный блеск, гладкость и обеспечивает водонепроницаемость. Глазури бывают:
- прозрачные — флюсы и непрозрачные — эмали;
- матовые, глянцевые, промежуточные;
- бесцветные и цветные;
- легкоплавкие и тугоплавкие.
Есть много способов нанесения глазури на заготовку — окунание, полив, пульверизация, обработка кистью или губками разной текстуры. Часто в глазуровании эти методы комбинируют, получая оригинальную поверхность готового изделия. Она может быть шероховатой, матовой или глянцевой, зернистой, с фантазийными подтёками и другой.
Иногда изделие золотят, используя жидкое или порошковое золото. Кроме самого материала, для золочения нужен вытяжной шкаф и другое специальное оборудование — это дорогостоящий способ покрытия керамики, который применяется для изготовления премиальных единичных украшений или посуды.
Упрощенно, схема создания подвески в пластовой технике лепки такая:
- Небольшой кусок глины тщательно мнут в руках, а затем на ровной доске раскатывают в пласт 3—5 мм.
- Шаблон подвески (это может быть сердце, кот, звезда или любая фигура) кладут на пласт и вырезают ножом по контуру.
- У получившейся заготовки заглаживают неровные края и при необходимости делают декорирование — ножом, кистью или другими инструментами. Здесь же предусматривают отверстие для веревки.
- Дают высохнуть. Плохо просушенную заготовку при обжиге может разорвать, поэтому обычно она «отдыхает» 3—4 дня.
- После высыхания подвеска твердая, но еще хрупкая. Ее зашкуривают, протирают чуть влажной губкой, чтобы сильно не намочить заготовку, и покрывают цветной глазурью.
- На следующий день можно обжигать. Обжиг проводят в соответствии с температурным режимом, который указан на упаковке глины и глазури.
- После обжига украшение станет ярким, твердым и готовым к носке.
Можно делать украшения из керамики своими руками дома и относить их в мастерскую на обжиг — это недорого. Следует помнить, что глина и глазурь по-разному ведут себя при термической обработке и неправильно выбранная температура обжига того или иного компонента испортит изделие полностью.
Опытные керамисты рекомендуют новичкам научиться работать с материалами под руководством преподавателя, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. На курсе «Художественная керамика» слушатели осваивают основные методы работы с глиной и сразу после выпуска могут работать с керамикой самостоятельно. Выпускникам выдается свидетельство о профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики» с присвоением 2—3 разряда.
Керамические серьги с традиционным русским узором. г. Кострома. Автор не известен.
Украшения с гальваническим покрытием
Немногие знают разницу между терминами «гальванопластика» и «гальваника». В интернете можно встретить использование этих слов в самом разном значении. Мы проконсультировались с экспертом — ювелиром Людмилой Суриковой, и она объяснила разницу:
Гальванопластика — метод осаждения металла на поверхность неметаллической модели под воздействием электрического тока. В качестве заготовок чаще используют природные элементы — цветы, листья, жуков, бабочек — и в итоге получают эксклюзивные украшения, сувениры или небольшие скульптуры. В 1837 году эту технику открыл химик Б.С. Якоби — он первый создал медно-цинковый гальванический прибор и получил гальванопластическую копию гравировальной доски с двуглавым орлом.
Гальваника — покрытие, нанесение металла на металл, чаще всего драгоценного на недрагоценный.
Рассмотрим процесс создания украшения «дубовой лист» в упрощенном виде:
- Берут обычный дубовый лист и покрывают его токопроводящим порошком — например, графитом.
- Опускают в емкость с электролитом. Для этого чаще всего используют медь, то есть заготовку «меднят». Когда металл осаждается, получают медный дубовый лист.
- Именно на этом этапе начинается гальваника — изделие серебрят или золотят. Совмещение методов гальванопластики и гальваники позволяет не только получать эксклюзивные и дорогие украшения, но создает на них защитный слой из драгметаллов. В отличие от черных и цветных металлов, золото и серебро не ржавеют — обработанные таким способом предметы долговечны. Иногда медную заготовку покрывают родием — это твердый серебристо-серый металл из платиновой группы. Устойчив к коррозии, со временем не тускнеет — его поверхность окисляется только при очень высоких температурах или при агрессивном химическом воздействии.
Авторская заколка «Перо» выпускницы курса гальванопластики Елены Кочетковой
Гальваника в домашних условиях осуществима, но проводить ее нужно в проветриваемом помещении с мощной вентиляцией — это обязательное условие. Что потребуется:
- Защитные средства — перчатки, очки и респиратор, так как работать необходимо с химическими реактивами и электролитами.
- Стеклянная емкость — желательно, качественный аквариум. Он выступает аналогом гальванической ванны. Причем емкость должна покрывать погружаемое в раствор изделие полностью.
- Аккумулятор с напряжением 6—12 В.
- Медные провода толщиной 0,8—1 мм и медный токопровод, присоединяющийся к аккумулятору.
- Нагреватель и охладитель для поддержания определенных температур. Для нагревания раствора можно использовать кипятильник, а для охлаждения — мягкий шланг, который опускается в емкость и подключается к крану с проточной водой.
- Спиртовой термометр в диапазоне температур 18—25 °C — он точнее электрического.
- Циркулятор или аэратор, так как при электролизе раствор нужно постоянно перемешивать. Можно взять обычные приборы для аквариума.
- Специальная посуда — колбы, чашки, бутылки.
- Измерительное оборудование — весы с точностью измерения до одного грамма, вольтметр, амперметр и ареометр.
В нанесении гальванических покрытий есть свои особенности, где от волшебства до провала — один шаг. В краткосрочном курсе «Гальванопластика» дают базу знаний и умений от техники безопасности до постобработки изделия — гравировки и лакирования. На выходе каждый слушатель получает два предмета бижутерии, сделанные своими руками. Курс подходит новичкам и тем, кто в дальнейшем хочет создавать украшения с гальваническим покрытием дома.
Ювелирные украшения из металла
Ученые считают, что ювелиры Древнего Египта положили начало современному ювелирному делу. Украшения делали из многих материалов — золота, бронзы, изумрудов, лазурита и аметиста. Но больше всего мастера любили работать с золотом — символом богатства, статуса и власти. Также золотые украшения наделялись магическими и даже мистическими свойствами и сопровождали фараонов и знатных вельмож не только в мирской, но и в загробной жизни — об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные в гробницах. Кроме того, золото и драгоценные металлы в древнем и античном мире были валютами.
Теперь это модный аксессуар, способ самовыражения и фантазии. Причем в наше время сделать ювелирное изделие может каждый желающий. Процессы изготовления и обработки металла могут меняться, но схематично основные этапы выглядят так:
- На бумаге от руки рисуют 2—3 эскиза будущего украшения, которые отличаются деталями, вставками и застежками (если делают брошь, серьги, колье или цепочку). Все эскизы анализируют и выбирают лучший по функциональности и дизайну вариант.
- Выбранный эскиз переносят в графическую программу, создавая 3D-модель. При необходимости могут вноситься корректировки. Этот этап иногда пропускают и ориентируются по эскизам.
- На основе 3D-модели или эскизов из воска или специального полимера в опоке формуют точную копию украшения, а затем отправляют в печь. Опока — это железный цилиндр с жидким гипсом внутри, который предназначен для литья ювелирных украшений. При высоких температурах гипс застывает, а воск или полимер вытекают из отверстий. Мастер получает готовую отливочную форму с пустотами в виде будущего украшения.
- Далее в полость заливают золото, серебро или платину, причем в чистом виде эти драгметаллы не используются — их смешивают с цинком, медью или никелем — то есть лигатурой. При этом процент тяжелых цветных металлов ничтожно мал, но они существенно влияют на свойства всего сплава, придавая ему твердости, ковкости и цвета. В учебных целях вместо золота применяют латунь, которая повторяет физико-химические свойства золота 585 пробы. После заливки форме дают остыть, а затем ее открывают и извлекают изделие.
- На завершающем этапе украшение шлифуют и полируют специальными абразивами. Поверхность металла становится гладкой и блестящей.
- Если в ювелирном украшении своими руками предусмотрены драгоценные камни, производят закрепку. Камни выбирают заранее, чтобы они гармонировали с изделием и подходили по размеру. Мастер устанавливает их в пазы и выполняет корнеровую закрепку или закрепляет в каст. Это очень ответственный и сложный процесс, требующий внимательности и хороших знаний в геммологии — науке о природных и искусственных камнях. После закрепки украшение готово.
Серебряные серьги с гранатами. Выпускная квалификационная работа с курса «Ювелирное дело»
Не имея опыта, в ювелирном искусстве можно легко ошибиться и сделать что-то не так, поскольку используемые металлы, сплавы, камни, эмали и другие материалы уязвимы и капризны. Поэтому новичкам лучше пройти базовый курс «Ювелир», где преподаватели научат правильно и безопасно работать с инструментами, проектировать, а также выполнять основные операции по изготовлению ювелирных украшений. Также есть дистанционный курс «Ювелир онлайн». После обучения и защиты диплома слушателям присваивается разряд, позволяющий вести индивидуальную трудовую деятельность и сделать ювелирные украшения не только своим хобби, но и основным источником заработка.
Бесплатная шпаргалка для начинающего ювелира
Получи доступ к полному списку инструментов и оборудования, которые понадобятся, чтобы стать ювелиром.
Вывод
Самодельные украшения можно делать из бисера, витражного стекла, керамики, драгметаллов или освоить метод гальванопластики. При работе с этими материалами границ для вашего творчества и фантазии нет. Вы можете самостоятельно обучаться по видеороликам из интернета или получить базовое образование по любому из направлений, сократив время на вход в профессию. Курсы Русской Академии Ремесел уже 12 лет эффективны и востребованы — наши выпускники продают свои авторские изделия на маркетплейсах, онлайн-площадках и ремесленных ярмарках.
Юлия Захарова, для Русской Академии Ремёсел.
На обложке статьи использовано фото серёжек авторской работы.
Мастерская стекла Vitrage Garage.