Как сделать украшение своими руками. Виды и способы

Как сделать украшение своими руками. Виды и способы


Самодельные украшения привносят в нашу жизнь яркие краски и поддерживают особую моду на handmade — он популярен всегда. Это могут быть украшения из бисера, стекла, керамики или металлов. С развитием способов работы с различными материалами открылись и более сложные художественные техники — например, гальванопластика. В статье рассмотрим виды оригинальных украшений, которые можно сделать своими руками из подручных материалов — от простых изделий до сложных.

 Украшения из бисера и бусин

Бисер и бусины — недорогой и послушный материал даже в руках начинающего мастера. Из них делают не только простые фенечки, но и эксклюзивные браслеты, серьги, колье, бусы и ожерелья. Специальные знания о бисероплетении для создании подобной бижутерии не требуются, но нужны инструменты:

  • бисерная игла и ножницы для металла — для отрезания металлизированной нити, лески или проволоки;
  • щипцы или пинцет для протягивания иглы, если она не проходит через отверстие свободно;
  • пилочка, чтобы запилить острые или выступающие углы используемого материала;
  • кусачки и круглогубцы для зажима фурнитуры — булавок, застежек, замочков;
  • силиконовый или фетровый коврик.

Сейчас на рынке изделий для творчества можно найти стеклянный, пластмассовый, керамический и металлический бисер. Бусины, камни из натуральных минералов, искусственный жемчуг и стразы к бисеру не относятся, но их часто используют как элемент декора — особенно в дизайнерских украшениях.

Цепочка для очков. Автор Алина Вальдман @lina_bijouofficial

украшение из бисера, цепочка для очков


По своей форме бисер бывает:

  • круглый — это классический, чуть сплющенный бисер с отверстием для нанизывания;
  • стеклярус похож на вытянутые трубочки разной длины;
  • рубка — короткие трубочки, напоминающие стеклярус;
  • дропс — капельки с дырочками у вершины;
  • шарлотта — бисер с одной срезанной гранью;
  • фигурный бисер — цилиндрический, кубический, в виде звездочек, сердечек и другой формы.

Техник плетения много — петельная, мозаичная, параллельная, крестиками и другие. Чтобы сделать украшение из бисера своими руками, новички сначала осваивают низание, когда бисеринки последовательно нанизывают на бисерную нить, а затем практически готовое изделие соединяют фурнитурой. Со временем низание комбинируют с другими техниками, получая бижутерию, выполненную по более сложной схеме.

И хотя украшения из бисера и бусин делают из синтетических или армированных материалов, со временем что-то может отвалиться или сломаться.

Украшения из стекла

Еще древнеегипетские мастера в качестве декора использовали стекло, обладающее уникальным блеском, красочностью и особой податливостью при обработке. Тогда это были стеклянные вставки в золотые или металлические предметы, а также разноцветные мозаики. Со временем стекольное дело стало отдельным ремеслом.

Сейчас витраж из цветного стекла — не только необычная композиция, но и элемент утонченности и изящества в квартире, офисе или на улице. Фьюзинг — один из популярных видов витражного творчества, которым можно заниматься в домашних условиях и создавать эксклюзивные украшения из стекла.

С английского языка fusing переводится как «спекание, сплавление» — небольшие цветные кусочки стекла выкладывают на стекло-основу и спекают между собой в печи. Рисунок получается бесшовным, с чуть размытыми границами, в отличие от витража — у него четкие границы стеклышек. При создании украшений этим методом в изделие дополнительно впекают крючки, цепочки, застежки или замочки.

Авторская бижутерия из стекла выпускницы курса «Художественные витражи». Используемые техники: фьюзинг (кабошоны), Тиффани (медная лента, припой). Мастерская стекла Vitrage Garage.

серьги из стекла в технике тиффани

Базовый набор для фьюзинга стекла

Спекание происходит в специальной печи для фьюзинга: она небольшая, подключается к обычной сети 220 В и нагревает изделие равномерно, без появления в нем трещин. Аналогичный и более компактный вид оборудования — специальная цилиндрическая форма для микроволновой печи. Она термоустойчивая, безопасная и благодаря специальному покрытию стенок быстрее запекает стекло, чем печь. Подходит новичкам и тем, кто хочет создавать украшения из стекла дома.

Также вам понадобятся:

  • стеклорез;
  • шлифовальная машинка;
  • плоскогубцы для отлома стекла и круглогубцы;
  • формочки для заготовок;
  • полки и подставки, если запекаете в печи, а не в форме;
  • асбестовые или кожаные перчатки, защитные очки и, желательно, огнетушитель.

В технике фьюзинг используют не любое, а специальное витражное стекло — оно яркое, блестящее, не трескается, но если его случайно уронить — разобьется. Мастер, особенно начинающий, должен понимать, что всегда нужно закладывать материал для пробников, так как в рабочем процессе стекло может неправильно растечься или потерять свой цвет и насыщенность. Кроме этого, необходимо правильно выбирать материал и пользоваться инструментами.

Всем тонкостям фьюзинга обучают в Русской Академии Ремесел. В нашем курсе «Витражист» много практики — от выбора стекла и разработки эскизов и трафаретов до создания объемных изделий, не только в технике фьюзинг, но также тиффани, моллирование — то есть запекание на форму, матирование, гравировка стекла, классический витраж. Есть дневные, вечерние и группы выходного дня, а также дистанционный курс для тех, кто живет не в Москве или Московской области. Вы можете придумать абсолютно новый стиль украшений из стекла и научиться его делать своими руками на курсе под руководством наших преподавателей.

Украшения из керамики

Керамика — это глина, прошедшая обжиг в печи. История ее использования уходит в глубокую древность: впервые человек получил глину из природного сырья около 30 000 лет назад. Но и в XXI веке керамические изделия сохраняют свою актуальность, уникальность и, что немаловажно, экологичность и долговечность. Посуда, интерьерный декор или украшения из керамики — мастер может создать любой предмет, ведь границ для творчества у этого материала нет.

Изначально глина — мягкая и податливая, но после термической обработки из нее получаются твердые, огнеупорные и высокопрочные изделия. Глина бывает разного цвета: красная, желтая, зеленая, черная и т.д.

При создании керамических предметов, в том числе украшений из керамики, изделия обязательно покрывают глазурью для декорирования глины. Именно она придает характерный блеск, гладкость и обеспечивает водонепроницаемость. Глазури бывают:

  • прозрачные — флюсы и непрозрачные — эмали;
  • матовые, глянцевые, промежуточные;
  • бесцветные и цветные;
  • легкоплавкие и тугоплавкие.

Есть много способов нанесения глазури на заготовку — окунание, полив, пульверизация, обработка кистью или губками разной текстуры. Часто в глазуровании эти методы комбинируют, получая оригинальную поверхность готового изделия. Она может быть шероховатой, матовой или глянцевой, зернистой, с фантазийными подтёками и другой.

Иногда изделие золотят, используя жидкое или порошковое золото. Кроме самого материала, для золочения нужен вытяжной шкаф и другое специальное оборудование — это дорогостоящий способ покрытия керамики, который применяется для изготовления премиальных единичных украшений или посуды.

Упрощенно, схема создания подвески в пластовой технике лепки такая:

  1. Небольшой кусок глины тщательно мнут в руках, а затем на ровной доске раскатывают в пласт 3—5 мм.
  2. Шаблон подвески (это может быть сердце, кот, звезда или любая фигура) кладут на пласт и вырезают ножом по контуру.
  3. У получившейся заготовки заглаживают неровные края и при необходимости делают декорирование — ножом, кистью или другими инструментами. Здесь же предусматривают отверстие для веревки.
  4. Дают высохнуть. Плохо просушенную заготовку при обжиге может разорвать, поэтому обычно она «отдыхает» 3—4 дня.
  5. После высыхания подвеска твердая, но еще хрупкая. Ее зашкуривают, протирают чуть влажной губкой, чтобы сильно не намочить заготовку, и покрывают цветной глазурью.
  6. На следующий день можно обжигать. Обжиг проводят в соответствии с температурным режимом, который указан на упаковке глины и глазури.
  7. После обжига украшение станет ярким, твердым и готовым к носке.

Можно делать украшения из керамики своими руками дома и относить их в мастерскую на обжиг — это недорого. Следует помнить, что глина и глазурь по-разному ведут себя при термической обработке и неправильно выбранная температура обжига того или иного компонента испортит изделие полностью.

Опытные керамисты рекомендуют новичкам научиться работать с материалами под руководством преподавателя, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. На курсе «Художественная керамика» слушатели осваивают основные методы работы с глиной и сразу после выпуска могут работать с керамикой самостоятельно. Выпускникам выдается свидетельство о профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики» с присвоением 2—3 разряда.

Керамические серьги с традиционным русским узором. г. Кострома. Автор не известен.

серьги из керамики

Украшения с гальваническим покрытием

Немногие знают разницу между терминами «гальванопластика» и «гальваника». В интернете можно встретить использование этих слов в самом разном значении. Мы проконсультировались с экспертом — ювелиром Людмилой Суриковой, и она объяснила разницу:

Гальванопластика — метод осаждения металла на поверхность неметаллической модели под воздействием электрического тока. В качестве заготовок чаще используют природные элементы — цветы, листья, жуков, бабочек — и в итоге получают эксклюзивные украшения, сувениры или небольшие скульптуры. В 1837 году эту технику открыл химик Б.С. Якоби — он первый создал медно-цинковый гальванический прибор и получил гальванопластическую копию гравировальной доски с двуглавым орлом.

Гальваника — покрытие, нанесение металла на металл, чаще всего драгоценного на недрагоценный.

Рассмотрим процесс создания украшения «дубовой лист» в упрощенном виде:
  1. Берут обычный дубовый лист и покрывают его токопроводящим порошком — например, графитом.
  2. Опускают в емкость с электролитом. Для этого чаще всего используют медь, то есть заготовку «меднят». Когда металл осаждается, получают медный дубовый лист.
  3. Именно на этом этапе начинается гальваника — изделие серебрят или золотят. Совмещение методов гальванопластики и гальваники позволяет не только получать эксклюзивные и дорогие украшения, но создает на них защитный слой из драгметаллов. В отличие от черных и цветных металлов, золото и серебро не ржавеют — обработанные таким способом предметы долговечны. Иногда медную заготовку покрывают родием — это твердый серебристо-серый металл из платиновой группы. Устойчив к коррозии, со временем не тускнеет — его поверхность окисляется только при очень высоких температурах или при агрессивном химическом воздействии.
Авторская заколка «Перо» выпускницы курса гальванопластики Елены Кочетковой

заколка с гальваническим покрытием



Гальваника в домашних условиях осуществима, но проводить ее нужно в проветриваемом помещении с мощной вентиляцией — это обязательное условие. Что потребуется:

  • Защитные средства — перчатки, очки и респиратор, так как работать необходимо с химическими реактивами и электролитами.
  • Стеклянная емкость — желательно, качественный аквариум. Он выступает аналогом гальванической ванны. Причем емкость должна покрывать погружаемое в раствор изделие полностью.
  • Аккумулятор с напряжением 6—12 В.
  • Медные провода толщиной 0,8—1 мм и медный токопровод, присоединяющийся к аккумулятору.
  • Нагреватель и охладитель для поддержания определенных температур. Для нагревания раствора можно использовать кипятильник, а для охлаждения — мягкий шланг, который опускается в емкость и подключается к крану с проточной водой.
  • Спиртовой термометр в диапазоне температур 18—25 °C — он точнее электрического.
  • Циркулятор или аэратор, так как при электролизе раствор нужно постоянно перемешивать. Можно взять обычные приборы для аквариума.
  • Специальная посуда — колбы, чашки, бутылки.
  • Измерительное оборудование — весы с точностью измерения до одного грамма, вольтметр, амперметр и ареометр.

В нанесении гальванических покрытий есть свои особенности, где от волшебства до провала — один шаг. В краткосрочном курсе «Гальванопластика» дают базу знаний и умений от техники безопасности до постобработки изделия — гравировки и лакирования. На выходе каждый слушатель получает два предмета бижутерии, сделанные своими руками. Курс подходит новичкам и тем, кто в дальнейшем хочет создавать украшения с гальваническим покрытием дома.

Ювелирные украшения из металла

Ученые считают, что ювелиры Древнего Египта положили начало современному ювелирному делу. Украшения делали из многих материалов — золота, бронзы, изумрудов, лазурита и аметиста. Но больше всего мастера любили работать с золотом — символом богатства, статуса и власти. Также золотые украшения наделялись магическими и даже мистическими свойствами и сопровождали фараонов и знатных вельмож не только в мирской, но и в загробной жизни — об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные в гробницах. Кроме того, золото и драгоценные металлы в древнем и античном мире были валютами.

Теперь это модный аксессуар, способ самовыражения и фантазии. Причем в наше время сделать ювелирное изделие может каждый желающий. Процессы изготовления и обработки металла могут меняться, но схематично основные этапы выглядят так:

  1. На бумаге от руки рисуют 2—3 эскиза будущего украшения, которые отличаются деталями, вставками и застежками (если делают брошь, серьги, колье или цепочку). Все эскизы анализируют и выбирают лучший по функциональности и дизайну вариант.
  2. Выбранный эскиз переносят в графическую программу, создавая 3D-модель. При необходимости могут вноситься корректировки. Этот этап иногда пропускают и ориентируются по эскизам.
  3. На основе 3D-модели или эскизов из воска или специального полимера в опоке формуют точную копию украшения, а затем отправляют в печь. Опока — это железный цилиндр с жидким гипсом внутри, который предназначен для литья ювелирных украшений. При высоких температурах гипс застывает, а воск или полимер вытекают из отверстий. Мастер получает готовую отливочную форму с пустотами в виде будущего украшения.
  4. Далее в полость заливают золото, серебро или платину, причем в чистом виде эти драгметаллы не используются — их смешивают с цинком, медью или никелем — то есть лигатурой. При этом процент тяжелых цветных металлов ничтожно мал, но они существенно влияют на свойства всего сплава, придавая ему твердости, ковкости и цвета. В учебных целях вместо золота применяют латунь, которая повторяет физико-химические свойства золота 585 пробы. После заливки форме дают остыть, а затем ее открывают и извлекают изделие.
  5. На завершающем этапе украшение шлифуют и полируют специальными абразивами. Поверхность металла становится гладкой и блестящей.
  6. Если в ювелирном украшении своими руками предусмотрены драгоценные камни, производят закрепку. Камни выбирают заранее, чтобы они гармонировали с изделием и подходили по размеру. Мастер устанавливает их в пазы и выполняет корнеровую закрепку или закрепляет в каст. Это очень ответственный и сложный процесс, требующий внимательности и хороших знаний в геммологии — науке о природных и искусственных камнях. После закрепки украшение готово.

Серебряные серьги с гранатами. Выпускная квалификационная работа с курса «Ювелирное дело»

серьги серебряные с гранатами


Не имея опыта, в ювелирном искусстве можно легко ошибиться и сделать что-то не так, поскольку используемые металлы, сплавы, камни, эмали и другие материалы уязвимы и капризны. Поэтому новичкам лучше пройти базовый курс «Ювелир», где преподаватели научат правильно и безопасно работать с инструментами, проектировать, а также выполнять основные операции по изготовлению ювелирных украшений. Также есть дистанционный курс «Ювелир онлайн». После обучения и защиты диплома слушателям присваивается разряд, позволяющий вести индивидуальную трудовую деятельность и сделать ювелирные украшения не только своим хобби, но и основным источником заработка.

Вывод

Самодельные украшения можно делать из бисера, витражного стекла, керамики, драгметаллов или освоить метод гальванопластики. При работе с этими материалами границ для вашего творчества и фантазии нет. Вы можете самостоятельно обучаться по видеороликам из интернета или получить базовое образование по любому из направлений, сократив время на вход в профессию. Курсы Русской Академии Ремесел уже 12 лет эффективны и востребованы — наши выпускники продают свои авторские изделия на маркетплейсах, онлайн-площадках и ремесленных ярмарках.

Юлия Захарова, для Русской Академии Ремёсел.
На обложке статьи использовано фото серёжек авторской работы. Мастерская стекла Vitrage Garage.

Другие Статьи: