5 художников по стеклу, о которых интересно узнать

5 художников по стеклу, о которых интересно узнать

Стекло — удивительный материал для творчества. Если знать различные техники и возможности материала, можно делать оригинальные украшения своими руками. Мы рассказали о 5 выдающихся художниках по стеклу и показали их работы, чтобы вдохновить вас на создание эксклюзивных украшений из стекла, сравнимых с красотой ювелирных изделий.

Луис Комфорт Тиффани

Луис Комфорт Тиффани (1848—1933) — великий американский художник периода модерна и направления ар-нуво: живописец, ювелир, дизайнер, мастер декоративно-прикладного искусства. Он обрел популярность благодаря своим работам из керамики, стекла и металла.

Изучение живописи и прикладного искусства

Первое образование Луиса было связано с военным делом. Однако деятельность отца, связанная с ювелирными украшениями, и роскошная обстановка родного дома оказали влияние на будущего художника — он решил посвятить свою жизнь искусству.

Луис учился у известных живописцев Джорджа Иннесса, Самюэла Колмэна и Леона-Адольфа-Огюста Белли. Помимо частных уроков и обучения в Национальной академии искусств в Нью-Йорке, молодой художник осваивал тонкости прикладного искусства, посещая страны Европы и Ближнего Востока: Англию, Францию, Италию, Испанию, Марокко, Египет, Тунис. Впечатления странствий по миру отразились в творчестве Тиффани.

«Капелла Тиффани» — экспонат на Всемирной Колумбовой Выставке, 1893 г.

«Капелла Тиффани» — экспонат на Всемирной Колумбовой Выставке, 1893 г. Источник фото

Страсть к стеклу и мировая слава

Луис был вдохновлен красотой восточных мозаик и европейских витражей — это побудило его работать со стеклом. В итоге он открыл новый сорт материала — «фавриль». Стекло обладало уникальными текстурами, необычными оттенками и плавными переходами между ними. Эти качества отлично подходили для изображения природных элементов, например, цветов и насекомых. Фаврильское стекло стало любимым материалом художника.

Тиффани: Цветок из фаврильского стекла «Аризема». Ваза, около 1913 г.

Цветок из фаврильского стекла «Аризема». Ваза, около 1913 г. Источник фото

Помимо изобретения нового материала, Луис Тиффани усовершенствовал соединение витражных деталей. Раньше для этого применялась свинцовая оправа, с которой было невозможно придать изделию нужную форму. Художник заменил свинец на медь. Благодаря этому соединения стали тоньше, аккуратнее и прочнее, что позволило составлять сложные композиции и оригинальные украшения.

Тиффани: «Осенний пейзаж», 1913 г.

«Осенний пейзаж», 1913 г. Источник фото

Нужно отметить, что Тиффани сам не выдувал изделия, но лично контролировал весь процесс. Это дало ему ценные знания о том, как ведет себя стекло в различных условиях. В работе использовались визуальные эффекты, необычные цвета и несовершенство форм — это придавало предмету неповторимый шарм.

Любовь к стеклу была настолько сильна, что в 1890-х художник открыл свой стекольный завод. Его изделия стали покупать не только в Америке, но и в Европе.

Тиффани: Вестибюльный экран Белого дома. Черно-белое фото
Тиффани: Вестибюльный экран Белого дома. Картина Питера Уодделла

Вестибюльный экран Белого дома. Черно-белое фото и картина Питера Уодделла. Источник фото

Оформление Белого дома

Участие в выставках сделало Луиса Тиффани настолько популярным, что в 1882 году его компания «Луис Комфорт и ассоциация художников» получила заказ на разработку дизайна для Белого дома. Разумеется, стекольное оформление должно было быть ключевым украшением реставрируемых помещений. Среди изделий главным декором стал возвышающийся до потолка вестибюльный экран из опалового стекла. К сожалению, все детали оформления были разобраны во время очередной реконструкции в 1902 году.

Бесплатный вебинар «Профессия витражист»

Посмотрите запись вебинара с преподавателем курса Марией Березиной. Мария рассказывает, в чем заключается работа витражиста, нужна ли специальная подготовка и образование, какие навыки необходимы и востребована ли профессия в наше время.

Морис Марино

Морис Марино (1882—1960) — один из крупнейших художников-стеклодувов ХХ века, изменивший отношение к красоте стеклянных изделий.

Морис Марино: лакон,1933 г.

Флакон,1933 г. Источник фото

Несостоявшийся студент

В 19 лет Морис поступил Школу изящных искусств в Париже, чтобы учиться рисованию у художника-реалиста Фернана Кормона. Юному живописцу пришлось покинуть учебное заведение, потому что его работы не соответствовали принятым тогда стандартам изобразительного искусства. В 1905 г. он вернулся в свой родной город Труа.

Случай, изменивший мир искусства

Мориса Марино называют случайным стеклодувом. Его карьера в этом направлении началась в 1911 г. благодаря посещению стекольной мастерской его друзей, братьев Виар. Морис учился основам ремесла у мастера-стеклодува этого завода и расписывал изделия, созданные для него другими мастерами.

Вид инсталляции «Морис Марино: Стекло, 1911—1934» в Le Stanze del Vetro

Вид инсталляции «Морис Марино: Стекло, 1911—1934» в Le Stanze del Vetro. Источник фото

В 1913 г. стекольные работы Мориса положительно оценили критики. Считается, что после этого мастер прекратил карьеру в качестве живописца и продолжил работать только как художник по стеклу.

Морис Марино: Сплющенная бутылка, 1925 г.

Сплющенная бутылка, 1925 г. Прозрачное стекло с пузырьками, ярко-голубыми включениями между слоями. Источник фото

Новые приемы, раскрывающие красоту стекла

Среди приемов, которые Марино часто использовал в своих работах, были травление кислотой и коррозия. Так художник добивался необычных пузырьков на изделиях. Эти визуальные эффекты стали визитной карточкой Мориса Марино.

Еще одной характерной чертой работ является многослойность — объединение нескольких слоев стекла разных оттенков и текстур. Это позволяло мастеру создавать богатые и сложные эффекты света и цвета в работах.

Морис Марино не только отошел от традиционных техник, таких как роспись декоративной эмалью, но и отказался от прежних представлений о стекле, которые ассоциировались с буржуазным вкусом. Его работы изменили ориентиры и идеалы в сфере художественного стекла.

Морис Марино: Плоская колба, 1931 г.

Плоская колба, 1931 г. Прозрачное стекло с пузырьками,
красный кракелюр горячего формования между слоями и вогнутая отделка. Источник фото

Небесные рыбы

Так называется стрит-арт проект двух талантливых художников-монументалистов из России Ивана и Дарьи Никитиных. Они создают уникальные витражи, росписи и зеркальные мозаики. Их работы можно встретить на стенах московских домов.

Дракон на ТЦ «Авиапарк», г. Москва, Ходынский б-р, 4

Дракон на ТЦ «Авиапарк», г. Москва, Ходынский б-р, 4. Источник фото

Техника, в которой работают художники

Дарья и Иван работают преимущественно во флорентийской технике. Это значит, что сначала делается эскиз, а потом по нему нарезаются зеркала. Для такой кропотливой и долгой работы нужны специальные навыки и опыт в витражном и мозаичном искусстве.

Небесные рыбы: «Осьминог», г. Москва, просп. Мира, 91, корп. 1

«Осьминог», г. Москва, просп. Мира, 91, корп. 1. Источник фото

Также художники иногда делают стрит-арт в римской технике и Гауди. Римская мозаика составляется элементами одинакового размера и формы. Второй метод подразумевает мозаику, составленную из различных фрагментов стекла разной случайной формы, ограниченных контуром. В этой технике сделан осьминог. По словам Ивана Никитина, в этих техниках можно работать без специального образования и по готовым рисункам.

Стремление показать красоту всем

Иван и Дарья начали свой творческий путь с изготовления витражей для оформления частных территорий и интерьеров. Мастерам было обидно, что на создание одного витража уходило несколько месяцев, а наслаждаться работой могли совсем немного людей. Монументальное искусство требует больших эмоциональных и физических затрат, и художникам важно получать равноценную отдачу от зрителей.

Небесные рыбы: «Ника», г. Москва, ул. Часовая,7

«Ника», г. Москва, ул. Часовая,7. Источник фото

Как появились «Небесные рыбы»

Концепцию «Небесных рыб» дуэт придумал в 2012 г. Художники объясняют свою идею: город постоянно меняет облик из-за освещения, пейзажа, движения. Зеркало — идеальный материал, который взаимодействует с такой средой, подстраиваясь под любое изменение. Художественные образы, например рыбы и дорога, хорошо сочетаются друг с другом, потому что они ассоциируются с движением. Вместе они образуют еще большую динамичность. Позже стали разрабатываться и другие сюжеты мозаик, не связанные с водной тематикой.

Небесные рыбы: Черепахи

Черепахи, Источник фото

Светлана Михайлова

Светлана Михайлова — известный художник-витражист. У Светланы свое дизайн-бюро, которое разрабатывает и изготавливает на заказ различные декоративные предметы из стекла.

Светлана Михайлова: Картина на стекле

Картина на стекле. Источник фото

Заслуги художницы

Светлана Михайлова — известная деятельница культуры, член Московского Союза художников секции театра и кино. Ее работы занимали первые места на конкурсных показах фестивалей и выставок. Иногда ее приглашают к сотрудничеству в качестве художника по костюмам. Разнообразие творческого опыта помогает Светлане в работе со стеклом — чтобы ее будущее произведение вписалось в интерьер заказчика.

Светлана Михайлова: «Пейзаж с часами». Ниша с подсветкой

«Пейзаж с часами». Ниша с подсветкой. Источник фото

Витраж вписывается в любой стиль

Светлана лично разрабатывает дизайн витражей. Затем все эскизы она сортирует по каталогам, чтобы заказчикам было удобно подбирать вариант для своей идеи. Художница убеждена, что витражное изделие можно вписать в любое направление, будь то классический интерьер или современный. Все это достижимо благодаря современным материалам, возможностям обработки стекла, и конечно, тщательно продуманному дизайну.

Светлана Михайлова: «Фиолетовые цветы». Витражный потолок

«Фиолетовые цветы». Витражный потолок. Источник фото

Специализация бюро

Студия Светланы выпускает витраж в 10 техниках, среди которых популярны тиффани, фьюзинг, сборка на латуни и свинце. Витражную мозаику можно заказать как в виде небольших изделий: вставок для мебели, дверей, светильников и световых потолков, так и в форме монументальных панно.

Светлана Михайлова: «Прекрасные цветы», Витражное окно

«Прекрасные цветы», Витражное окно. Источник фото

Дейл Патрик Чихули

Дейл Патрик Чихули — знаменитый американский художник, скульптор и стеклодув. Он широко известен своими инновационными и уникальными работами в области стеклянного искусства и инсталляциями в стиле энвайронмент.

«Мост стекла Чихули»

«Мост стекла Чихули», Источник фото

Неповторимый авторский стиль

Художественный стиль Чихули отличается яркими цветами, необычными формами и грандиозными масштабами. Он экспериментирует со стеклом, создавая скульптуры и инсталляции, передающие элегантность и хрупкость этого материала. Мастеру дарит вдохновение природа, морские формы, растительный мир и абстрактные пейзажи.

«Красно-желтое дерево». Выставка в Монреале, 2013 г.

«Красно-желтое дерево». Выставка в Монреале, 2013 г. Источник фото

Непобедимая любовь к стеклоделию

В 1976 году Дейл Чихули попал в автомобильную аварию, в результате которой он ослеп на левый глаз и получил серьезную травму ноги. С тех пор Дейл носит черную повязку на лице и жесткий корсет, который помогает при ходьбе.

Экспонат выставки в Ботаническом саду Атланты, 2018 г.

Экспонат выставки в Ботаническом саду Атланты, 2018 г. Источник фото

Серьезные испытания на этом не закончились. Вскоре после аварии Дейл повредил плечо во время занятий серфингом и уже не мог самостоятельно поднимать трубку для выдувания стекла. Несмотря на неудачи, в 1979 году Чихули собрал талантливую команду, которая стала воплощать его гениальные идеи. Так художник нашел способ продолжать свое дело.

Чихули: «Водоросль»

«Водоросль». Источник фото

Школа Дейла Чихули

Дейл Чихули совместно с филантропами Энном Гулд Хаубергом и Джоном Х. Хаубергом открыли школу стекла Pilchuck Glass School. Обучение проходит круглый год, но наибольшая активность приходится на теплое время года — с мая по сентябрь. Курсы разделены по уровню подготовки и длятся три недели. Подать заявку на обучение может любой желающий.

Вы можете подробнее познакомиться с творчеством и жизнью гениального Дейла Чихули, прочитав нашу статью.

А если хотите освоить работу со стеклом, то приходите на курсы в Русскую Академию Ремёсел обучиться витражному делу, лэмворк или мозаике.

На обложке статьи работа Дейла Чихули, «Macchia Forest».


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: