Филигрань как основа ювелирного искусства.
Основой большинства видов искусств является модуль. Ярким примером этого утверждения является: терракотовая смальта в культуре Месопотамии, кусочки смальта в Древнерусской муссии (мозаике), бассменные накладки, отпечатанные на матрицах, являющимися модульными, в технике тиснения и др. Так и Филигрань (филум лат. нитка, гранум - зерно) или скань (древ. русск - скать, свивать) имеет свой модуль, которым является завиток.

                

Сама технология скани, является основой многих технологий декоративно-прикладного искусства: эмаль по скани, ювелирная закрепка вставок и камней, витражная (оконная) эмаль, декоративная отделка художественных изделий, особенно культового (православного) ювелирного искусства.
Если проследить историю искусств, то выяснится, что скань (древ. русское - скать, свивать) в России является самостоятельным видом технологии совсем недавно приблизительно конец 19го - начало 20 века. В более ранний период это было частью культового и ювелирного искусства: оклады икон (эмаль по скани, финифть), потиры (витражная эмаль), дарохранительницы, складни (оправы кастов). Ярким примером расцвета сканой технологии как самостоятельного вида искусства, служит развитие мастерских того времени расположенных в Красном селе. Из Филиграни (филум лат. нитка, гранум - зерно) делали разнообразные изделия: посуду, всевозможные вазы, тарелки, сундучки, ювелирные изделия большие и малые, детские игрушки, макеты храмов, всевозможные художественные композиции. Продолжалось создание при помощи сканой технологии предметов культового искусства. Если раньше скань использовалась как элемент создания окладов икон и др. изделий, то в конце 19го - начало 20 века создавались уже цельные филигранные оклады, потиры, складни, дарохранительницы, такие изделия назывались филигранным искусством.
Мощным центром, который является до сих пор, филигранного искусства является Дагестан, село Кубачи. В этом селе сохранились древние методики изготовления скани, которые они бережно хранят и передают из поколения в поколение только своим. Только они знают, как без механической или электрической дрели можно сделать сканую проволоку быстро и качественно. Передают от мастера к ученику цвет «отожжённого» металла означающего нужную температуру для изготовления качественной скани. Операция «отжига» или закалки цветного металла является одной из основных для всего ювелирного производства. Без правильного выполнения этой операции невозможно изготовление ювелирных замков, шарниров, опорных каркасов, пружин и пр. Поэтому технология скани благодаря только этой операции уже является основой многих ювелирных технологий. И так же скань является в селе Кубачи неотъемлемой частью других видов искусств: украшением изделий с горячей эмалью, черни, украшением оружия, которыми славились всегда кубачинские мастера.

                                             

Поволжье, Русский Север, Вологда, Ярославль, Москва являются центрами русского филигранного искусства. У каждого центра свои элементы, завитки, свой характерный рисунок. В западной Европе одним из ярчайших центров филигранного искусства является Флоренция (Италия). Очень интересная и характерная каждая для своего региона скань в Персии (Иране), Китае.
Искусство филигрань (филум лат. нитка, гранум - зерно) или технология Скани (древ. Русск - скать, свивать), представляет собой свитую, как правило, в две нити, иногда и три, плющеную проволоку. Такая проволока является основой, завитков, из которых состоит сканый рисунок. Но не только витая проволока является основой скани. Существует ещё элемент спираль, из которой делается очень много сканых элементов, а так же при помощи спирали изготавливается сканая проволока, особого профиля. Такая проволока используется при изготовлении оправ для финифтяных вставок и драгоценных камней, а так же для изготовления изделий с витражной (оконной) эмали больших размеров: потиры, складни, лампады и др. Дело в том что, для изготовления витражных изделий требуется сканая проволока широкая, то есть нужно сделать высокую красивую перегородку, 1-2,5 мм. Для этого мастера обычно и свивали три нити, а не две, для изготовления филигранной (сканой) проволоки, но иногда для витражных изделий требовалась очень высокая перегородка, от 2,5-4 мм, для этого использовалась спираль с внутренней сердцевидной проволокой, которая сплющивалась при помощи валов, как и обычная скань.
Величина или высота сканой проволоки (жгутика) является модульным, так как именно по ней изготавливается последующие все элементы: косички, жгутики и др. разного плетения проволоки филигранного рисунка. Дело в том, что филигранный рисунок нуждается в прочном каркасе, поэтому скань самая аккуратная, ажурная и низкая проволока, а каркас косички, жгутики и самое главное гладь всегда выше, толще, а значит прочнее проволока, которая придаёт сканому орнаменту прочность и функциональность. На курсе ювелиров в Русской Академии ремесел дипломные работы выполняются с использованием реплик и фрагментов филиграни, скани, глади. Гладь так же является неотъемлемой частью технологии скани, это простая сплющенная круглая проволока, которая придает сканому рисунку прочность и красоту. Гладь предположительно имеет родство с кузнечной технологией, так как методы изготовления завитков из глади аналогичны кузнечным завиткам, с применением холодной ковки.

                         

Завиток основа сканого рисунка. У каждого мастера свои завитки, по ним можно определить местность, где изготавливается подобная филигранная работа. За историю существования филигранного искусства появились общие для всех местностей и мастеров завитки: с одной головкой, двойная головка, развивашка, зигзаги, волнистые линии и др. Так же существуют сложные сканые элементы из завитков: жучки, листики, филигранные оправы (касты). И венчает, объединяет, все эти три основных элемента искусства филиграни: завиток, спираль, сканой жгутик (проволока) - это зернь. Зернь это замечательный элемент технологии скани, он является украшением многих сканых элементов, например «жучок», и филигранных изделий. Блеск зерни придаёт филигранному изделию неповторимый эффект ажурного узорочья. Так же элемент присутствует и в других технологиях; украшение басменных накладок, литье и даже в производстве золотого шитья.
Сканой рисунок крепится не только за счет пайки твёрдыми припоями, но самое главное это правило соединения « на три точки». Все очень просто. Одна из самых прочных фигур в геометрии является треугольник, то же самое на практике и в жизни. Если это условие не будет выполнено, то рисунок либо оплавится при пайке, либо развалится. Так же основой прочности сканого рисунка является идеальная подгонка, требующая хорошего глазомера и терпения. Ошибочным является мнение, что дефекты подгонки (щели), можно залить большим количеством припоя. Дело в том, что пайка производится твердыми припоями 720-800 C, и если будут щели, то даже при большем количестве припоя процесс диффузии не произойдет абсолютно завершенным и со временем в этом месте будет трещина, а сканый элемент отвалится. Правило «на три точки» очень хорошо работает не только при пайке на плоскости, а особенно это важно и заметно при работе с объёмными трёхмерными филигранными изделиями, когда монтируются большие сложные, объемные филигранные детали изделий, обеспечивая, одновременно прочность, функциональность и красоту. Если соблюдать это правило, то такая пайка становится не сложной, спокойной, при которой мастера чувствуют уверенность, позволяющую создавать прекрасные произведения филигранного искусства.
До сих пор искусство филигрань, элементы филиграни (скани) пользуются популярностью и используются в современных технологиях, эмалирования, ювелирного искусства, литья, гальваники, 3Д моделирования. На курсе ювелиров в Русской Академии ремесел дипломные работы выполняются с использованием реплик и фрагментов эмалирования, скетчинга, литья, гальваники. В современном мире владение искусством филиграни очень важно, как ранее, так как для изготовления современных филигранных 3Д моделей, для этого требуется уметь изготовить сканые элементы виртуально на компьютере при помощи 3Д программ для создания библиотеки филигранных изображений, только при наличии, которых можно изготовить филигранные изделия с применением современных технологий. Без навыков сканой технологии и знаний по искусству филиграни мы не сможем задать правильно задачу компьютерной программе. Знание, изучение ручного изготовления филиграни (скани) очень важно для освоения современных технологий и невозможно изучать сложные, новые технологии для ускорения и качества ювелирного производства, не зная основ, которым бесспорно является искусство филигрань (скань). Филигранное искусство, как и академический рисунок, живопись, скульптура останется в искусстве и в истории как основополагающий вид, без которого невозможно развитие современного декоративно-прикладного искусства.
Июнь 2019г.
Алексей Юдин,
член творческого Союза Художников декоративно- прикладного искусства (ТСХ ДПИ).

Другие Статьи: