Дизайн и ремесло. Насколько разные и могут ли быть вместе?
Перед новогодними праздниками, в декабре 2019, на выставке
«Ладья. Зимняя сказка» наше внимание привлек стенд «Дизайн и ремесло».
Как это? Ремесло и дизайн рука об руку, раздельно или ни то, ни другое?
Современные формы, расписанные традиционным узором. Традиционный узор, переработанный, где-то минималистичный, а где-то оставленный неизменным.
Появилось много вопросов, на которые хотелось получить ответы. Мы пообщались с участницей конкурса «Дизайн и ремесло» Светланой Липкиной.
Кристина Боброва: Светлана, расскажите, пожалуйста, об идее проекта. Светлана Липкина:«Дизайн и ремесло» — новый проект, который стартовал в начале 2019 года, как конкурс дизайна для промыслов Нижегородской области. Было отобрано пять фабрик: АО «Хохломская роспись» (город Семёнов), ООО «Промысел» (деревня Сёмино Ковернинского района), ЗАО «Гипюр» (город Чкаловск), ООО «Фабрика „Городецкая роспись“» (город Городец), мастерская чёрнолощёной керамики Щипановых (город Балахна). Задача проекта — привлечь дизайнеров для разработки новых коллекций изделий, которые смотрелись бы актуально и были более востребованы в нашей реальной жизни. Переместить вектор с сувенирной продукции в область декора и предметов интерьера. В рамках проекта было подано больше 200 заявок, из них отобрано 15 работ. Их авторы поехали на промыслы со своими эскизами и в течение недели совместно с художниками и мастерами работали над производством прототипов. Часть изделий удалось сделать сразу, другие требовали больше времени. Например, у хохломской росписи производственный цикл составляет 54 дня. В любом случае были решены ключевые вопросы — подобрана цветовая палитра (сделаны выкрасы, намешаны краски в баночки), уточнены размеры и произведена основа. Одни проекты были выполнены точно по эскизу, другие требовали оперативных правок.
Лампы-конструкторы, деревянная заготовка. Дизайнеры: Светлана Катаргина и Татьяна Бабкова, фабрика «Хохломская роспись»
Коллекция «Эволюция», подбор цвета. Дизайнер: Юлия Корица, фабрика «Хохломская роспись»
Кристина Боброва: Можно в двух словах, в чем состояло техническое задание дизайнеру? Светлана Липкина: Наверно, надо начать с того, что не все фабрики имеют локацию в интернете (сайт или страницу в социальных сетях), о некоторых промыслах просто невозможно найти никакой информации, кроме как пообщаться лично. Или же встречаются страницы, заполненные от имени посредников (которые сами, возможно, уже даже не существуют). Часто встречается неполная, устаревшая или искаженная информация. Поэтому в первую очередь, еще до объявления конкурса, организаторы посетили все фабрики, познакомились с руководством и главными художниками, выяснили технические нюансы и возможности, сфотографировали образцы. Затем кураторами Владимиром Самойловым и Александром Матвеевым было составлено подробное техническое задание, сутью которого было выйти за рамки привычного понимания промысла и предложить что-то действительно новое.
Светильники «Ягодка». Дизайнер: Марина Турлай, фабрика «Хохломская роспись»
Кристина Боброва: Дизайнер понимал, как именно это будет делаться, мог просчитать конструкцию? Светлана Липкина: У каждого промысла были свои ограничения. Например, хохлома — это прежде всего роспись по дереву, и это нужно было учитывать. Варианты росписи по ткани или печати не рассматривались. Цель проекта — не просто «поиграть в промыслы», а предложить решение для конкретного производства. И сейчас, когда конкурс закончился и прототипы сделаны, некоторые дизайнеры продолжают взаимодействовать с фабриками, предлагают что-то еще.
Коллекция «Насти». Дизайнеры: Таня и Миша Репины, фабрика «Промысел»
Кристина Боброва: Какие были сложности при реализации? Кроме технических. Было ли сопротивление мастеров, подключался человеческий фактор? Светлана Липкина: Я была на разных фабриках до этого и могу сказать, что далеко не всегда люди, которые выполняют работу, сами довольны и пользуются тем, что производят. Разрыв между классической традицией, масштабами советского периода и сегодняшней реальностью уже существует, и огромный, и если ничего не менять, он будет только нарастать. Есть промыслы, где в лучшие годы работало до 700 человек, а сейчас — всего семь. Пересматривать ассортимент — жизненная необходимость. Люди осознают, потому что изменения напрямую влияют на их заработок.
Кристина Боброва: Как вы думаете, будет спрос на изделия, которые разработали ваши дизайнеры? Светлана Липкина: При хорошем подаче у всего есть свой покупатель. Другой вопрос, что такая продукция редко находит свою аудиторию. Для локальной ремесленной ярмарке изделия, созданные в рамках проекта, слишком в новинку. Росписи немного, форма простая — непонятно, почему они стоят так же, как и полностью расписные резные. А кому-то, наоборот, непонятным и нелепым кажется существующий ассортимент фабрик. Реакция очень разная. Есть восторженные отзывы, были гости из Франции, которые говорили, что это потрясающе, удивительно — европейский уровень. Были люди, которым очень понравилось, говорили, что свежее видение — это правильно, хотя и не могут позволить себе такую покупку. Других цена устраивала и желание было, но, к сожалению, не все изделия продаются, что-то так и останется прототипом. Конечно, высказывали и критические отзывы, что для нового продукта совершенно нормально и даже полезно.
Экспозиция в «Леруа Мерлен ЗИЛ»
Проект «Дизайн и ремесло» — попытка показать ещё один путь развития. Мы не предлагаем полностью заменить традиционные изделия, а сформировать дополнительный способ коммуникации, выйти на новую аудиторию, которая позволит промыслу развиваться. Наша любимая цитата: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу» (Густав Малер).
Каждый из нас оставил в этом проекте кусок своей души. Жизнь больше никогда не будет прежней. Мы смогли не просто посетить промыслы, а работать бок о бок с лучшими мастерами, погрузиться в их привычную жизнь. Эта поездка заставила нас осознать, насколько наша страна большая, насколько сложны и неоднозначны процессы внутри неё, в какой степени люди, которые имеют больше возможностей просто потому, что родились в другом городе, ответственны за то, чтобы больше людей в мире узнали о том, что происходит в местах бытования. Через этот конкурс мы реализуем и социальную функцию — рассказываем, показываем, разбираемся сами.
Кристина Боброва: Вот у нас в Академии на курсах керамики, витражей, ювелирном и остальных выпускается множество мастеров. У всех них есть свои идеи. Но существует момент профессионального выгорания. Когда уже нет творческого порыва, или не получается придумать что-то оригинальное. В какой момент мастеру есть смысл обратиться к услугами дизайнера? Светлана Липкина: Мне кажется, вопрос сформулирован неверно. Дизайнера нельзя вызвать как курьера, это не дополнительная услуга, а равноправное партнёрство. Подход, по которому наши компании пытаются идти — сначала всё придумать, настроить, произвести, а потом позвать дизайнера, чтобы он бантик завязал. Таким образом у нас появляется много бессмысленного, и даже вредоносного дизайна: неэффективный брендинг, неоправданные инновации. Идеальное сотрудничество с дизайнером — это ответственность 50/50.
Коллекция зеркал «Добро». Дизайнер: Светлана Липкина. Фабрика «Городецкая роспись»
Кристина Боброва: Как тогда мастер и дизайнер находят друг друга? Светлана Липкина: Во-первых, мастер должен следить за трендами, находиться в среде, посещать смежные мероприятия, знакомиться и общаться с разными дизайнерами и экспертами. Так же как и востребованный дизайнер регулярно расширяет свои знания о материалах и технологиях. Не обязательно приходить сразу с задачей, заказом. Просто общайтесь, обменивайтесь мыслями, рано или поздно ваши потоки объединятся.
Мировая тенденция такая, что скоро большая часть процессов будет автоматизирована, и людям не останется ничего, как заниматься творчеством. Мы все станем частью креативной индустрии и должны будем конкурировать или объединяться. Если хочешь, чтобы твой продукт был востребован, придется учиться выходить из своего привычного круга общения, овладевать новыми компетенциями, совмещать несколько профессий. Выставляешься на «Ладье», приди на «Ламбаду- маркет». Выставляешься на «Ламбаде-маркет» — съезди в Нижегородскую область.
Вот так на стенде, случайно выясняется, что у нас с вами много общего, и мы готовы поддержать друг друга.
Стенд «Дизайн и ремесло» в Нижнем Новгороде
Кристина Боброва: Как раз буквально на днях вышла новость об объединении
ArtPlay,
Винзавода,
Флакона и Фабрики в союз креативных кластеров. Светлана Липкина: Да. Время крупных корпораций и офисных работников уходит. Сейчас все ориентировано на конкретную личность, на компетенции, ценность каждого отдельного человека с его знаниями. Поэтому мой совет мастерам — ищите новые контакты, общайтесь онлайн и оффлайн, подписывайтесь на онлайн-каналы интересных вам креативных людей, вступайте в творческие союзы. И вы найдёте того самого дизайнера, с которым получится сотрудничество.
Материал подготовила Кристина Боброва специально для Русской Академии Ремёсел. Фотография обложки: Выставка «Дизайн и ремесло» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фотограф Юрий Гришко.