Абстрактный художественный витраж
Первые художники-абстракционисты
Направление модернистского изобразительного искусства, получившее название «абстракционизм», выходит на сцену в самом начале ХХ века. В 1910 году Василий Кандинский пишет свою первую беспредметную картину «Первая абстрактная акварель» и далее продолжает начатую этой работой линию. В 1912 году голландский художник Пит Мондриан показывает в Париже свои первые геометрические картины, также полностью лишенные предметности. В том же году Франтишек Купка представил «Двухцветную фугу», а Роберт Делоне – «Синхронные (одновременно открытые) окна». В 1915 году беспредметность достигла своего апогея в форме одной из самых провокационных концептуальных работ в искусстве. Казимир Малевич создал «Чёрный супрематический квадрат».
В послевоенные годы, в 1943–1950-х в Америке возникло движение, поначалу получившее название нью-йоркской школы. В историю искусства оно вошло как абстрактный экспрессионизм и считалось впервые полностью американским. Оно объединило таких художников, как Джексон Поллок, Ли Краснер, Франц Клайн, Элен Франкенталер, Джоан Митчелл, Сай Твомбли и другие.
Для их работ было характерно то, что сейчас и составляет основу понимания абстракционизма: стихийная живопись в динамичной технике, эмоциональность, экспрессия. Отказавшись от отображения реального мира, абстрактные экспрессионисты сосредоточились на работе с подсознанием и эмоциями.
Одной из разновидностей абстрактного экспрессионизма стала живопись цветового поля, в которой художники обращались к большим плоскостям цвета. Здесь мы ближе всего подходим к теме витражного абстрактного искусства и разовьем ниже.
Лишенная содержания, живопись цветового поля предназначалась исключительно для созерцания. Она предоставила зрителю полную свободу для его собственного воображения, рефлексии и размышлений. Яркие представители этого направления – Марк Ротко и Барнетт Ньюман.
Концептуальные основы абстракционизма
Обобщая, можно сделать вывод, что теоретическим обоснованием для абстрактного искусства служит идея дистанцирования от видимых свойств предметов и явлений ради раскрытия их истинной, глубинной сути.
Художники-абстракционисты стремятся воплотить в материальной форме то эмоциональное, неосязаемое ощущение и впечатление от объекта или явления, которое обычно ускользает при реалистичном его изображении. Видимость отвлекает, поэтому она выводится за скобки.
С точки зрения обывателя абстрактное искусство может показаться чем-то легким и несложным в создании. Именно поэтому оно столь часто подвергалось критике. Однако задача художника-абстракциониста намного сложнее. Во-первых, она требует интеллектуальных усилий. Нужно по-новому мыслить, подчеркивали теоретики этого художественного метода. Во-вторых, подлинно абстрактное искусство сродни поэзии. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека. Именно сознательная установка на передачу эмоций и ощущений и отличает искусство ХХ века от обширного пласта произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в предыдущие эпохи и близких к абстракционизму по форме.
К примеру, рассмотрим самые ранние из известных — витражи монастыря Святого Павла в Монквермаут-Джарроу, Англия (Monkwearmouth–Jarrow Abbey). Их создание относят к 686 году н.э. К сожалению, мы не знаем, как они выглядели изначально. Та мозаика из разноцветных кусочков, что предстает нашим глазам сейчас – реконструкция. Монастырь был разграблен викингами и в IХ веке и заброшен. В 1973 археолог Розмари Крамп нашла фрагменты этих окон во время раскопок и было принято решение собрать их в коллажи. Сейчас в Джарроу хранится самая большая в Европе коллекция цветного оконного стекла VII и VIII веков.
В рамках нашего конкурса витражного искусства мы не коснемся готических витражей, с их четко выраженными сюжетами и глубокой религиозной основой, в которых проводится параллель между свойствами материалов и миром горним. Так «отец готики» аббат Сугерий считал, что свет земной помогает душе вознестись к источ¬нику света небесного — ко Христу. Вскоре мы увидим, как эта концепция оказала влияние на одного из самых видных теоретиков искусства ХХ века — Джозефа Альберса.
В то же время, в разговоре об абстрактном витражном искусстве мы не сможем оторваться от религиозной темы. Ведь все самые крупные знаковые абстрактные витражи ХХ века были созданы для украшения все тех же христианских храмов. Нам будет очень интересно проследить, какое влияние на эти работы оказал абстракционизм.
Абстракционизм и витражное искусство
Абстрактное витражное искусство в ХХ–XXI веке в целом можно разделить на два больших направления – монументальное, относящееся преимущественно к храмовому зодчеству, и камерное — нашедшее свое место в частных интерьерах. Оба направления объединяет тот самый исходный посыл — освободить произведение от давления прямолинейного нарратива и обратиться напрямую к душе и эмоциям зрителя. Именно к абстракции и тяготеет декор современных интерьеров. Это можно проследить по тому, какие решения в нем востребованы. В частном интерьере человек ищет отдых от обрушившейся на него каждый день лавины информации. Глазу и мозгу городского жителя XXI века легче восстановиться, созерцая что-то отвлеченное, лишенное четкого смысла и формы.
Первые шаги в этом направлении мы можем проследить уже в работах Луиса Комфорта Тиффани (1848–1933).
Среди декоративных работ легендарной компании Тиффани, стяжавшей невероятный коммерческий успех в начале ХХ века, особняком стоит витражное окно, украшавшее некогда роскошно оформленные личные апартаменты Тиффани на 26-й Восточной улице, 48 в Нью-Йорке. Окно, созданное около 1880-го года — самое раннее из подобных произведений дизайнера. Оно отмечает начало экспериментов с материалом. Благодаря насыщенным цветам и градиентам поверхность кажется практически трехмерной.
Абстрактную композицию из разноцветного стекла, словно бы нарисованную смелыми широкими мазками, художник использовал для рекламы своих возможностей. Даже на взгляд человека XXI века она выглядит ультрасовременно. Ведь привычные нам работы Тиффани полны сюжетов, орнаментов и намного более узнаваемых образов. В 2002 году окно Тиффани передано в дар музею Метрополитен Робертом Кохом (Robert Koch).
Окно Тиффани, Луис Комфорт Тиффани, 1880 г.
Практически одновременно с Тиффани к теме витражного остекления частных домов обращается и архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959). Окна с геометрическими абстракциями, в которых прозрачное стекло соединялось с цветным, составляли неотъемлемую часть его органического дизайна. Райт назвал их «световыми экранами». Эти «экраны» наполняли интерьеры его домов в стиле прерий мягким естественным светом.
На оконные конструкции Райта оказали влияние такие модернистские течения как орфизм и синхромизм. Как видим, абстракционизм очень сильно изменил привычный взгляд на витражное художественное стекло.
Райт активно обращался к этому приему между 1885 и 1923 годами. Самым известным примером использования витражного остекления можно назвать Роби-Хаус. Для него Райт спроектировал 175 дверей и окон, из которых 163 сохранились до наших дней.
Витраж в Роби-Хаус, архитектор Фрэнк Ллойд Райт
В тот момент, когда Райт отказывается от работы со стеклом, эстафету словно бы подхватывает Джозеф Альберс (1888–1976).
Джозеф (Йозеф) Альберс — художник, теоретик в области цветовосприятия, один из самых влиятельных педагогов ХХ века, воспитавший плеяду художников, скульпторов, архитекторов. В 1963 году он опубликовал итог своих многолетних экспериментов — мировой бестселлер «Взаимодействие цвета», посвященный изучению природы цвета и его свойствам.
Художественные интересы Альберса в искусстве охватывают несколько направлений, но более всего известен как абстракционист. В рамках нашего исследования следует перечислить работы, созданные им из стекла, проволоки и металла в начале 1920-х, когда он поступил на обучение в Баухаус, а потом стал там преподавателем.
Студенты Баухауса часто использовали в своей практике самый разный бросовый материал. Не стал исключением и Альберс. Свои первые коллажи он собирал из осколков найденного им битого стекла. Наиболее показательна в этом отношении Rheinische Legende (1921). Более поздние работы, такие как Gitterbild (около 1921) и особенно Park (1923 — 1924) выглядят значительно более структурными и упорядоченными. Park — наиболее значимая из витражных работ Альберса, выполненных им в Баухаусе. Он попросил нескольких производителей стекла предоставить ему образцы изделий, которые потом нарезал на квадраты, частично окрасил, поместил в найденную железную решетку и закрепил их проволочной сеткой. В итоге эта работа соединила в себе наследие живописи и декоративного витража.
Джозеф Альберс, Park, 1923-1924 г.
Будучи модернистом, Джозеф Альберс в своем восприятии стекла опирался на католическую традицию, наделявшую этот материал глубоким символическим значением.
Работая в стекольной мастерской, Альберс поощрял своих студентов изучать неотъемлемые качества материалов, в частности способность цветного стекла
пропускать сквозь себя окрашенный в разные цвета свет. Стеклянные панно Альберса были расставлены на подоконниках студий школы Баухаус, и на старых фотографиях видно, как дневной свет просвечивается сквозь их прозрачные формы.
После закрытия Баухауса и эмиграции в Америку Альберс отошел от работы с любимым им, но слишком хрупким материалом. В немалой степени этому способствовала и личная драма художника. Когда в ноябре 1933, через месяц после прибытия в США, он с супругой Анной отправился на таможню, чтобы принять свой груз, оказалось, что багаж бесцеремонно взломан, и десять из тридцати двух стеклянных картин разбиты или повреждены.
В частной истории Алберса как в капле воды отразилось крушение довоенной Европы и гуманистических устремлений. Война оказалась мощным рубежом, расколовшим мир на «до» и «после».
Последний знаковый довоенный художник, которого важно упомянуть в рамках нашей темы – Хоакин Торрес-Гарсия (1874–1949).
В историю витражного искусства Хоакин Торрес-Гарсия вошел как сподвижник Антонио Гауди. В 1903 по 1907 годы в сотрудничестве с архитектором он работал над реставрацией собора Пальма-де-Майорка.
Здесь он спроектировал четыре витража, используя метод, изобретенный Гауди. Трихрома, инновационная система Гауди представляла собой композицию из наложенных друг на друга стекол трех основных цветов (желтый, голубой, пурпурный) и четырех толщин. Четвертый слой — закрывающее прозрачное стекло. Изменение толщины стекла позволяло достигать желаемого тона и яркости витража.
Следующей их совместной работой стали витражи Саграда Фамилия — Храма Святого Семейства.
Отметим, что в 1980 по 2010 год над абстрактными витражами собора работал другой художник–стеклодув — Хуан Вила-Грау, директор Института стекла в Барселоне, лектор, видный специалист и автор ряда книг по истории витражей.
Витражи в Соборе Святого Семейства (Саграда Фамилия), Испания, Барселона
Как теоретик искусства и художник Хоакин Торрес-Гарсия внес большой вклад в развитие европейского и латиноамериканского модернизма. Его работы включают в себя элементы кубизма, конструктивизма и несут на себе глубокий след изучения художником доколумбовой культуры.
В рамках нашего исследования обратим внимание на «Конструктивистское стекло» — витражи 1948 года из семейного дома Торрес-Гарсиа в Монтевидео, Уругвай. Они выполнены из белого, синего, красного, черного и желтого стекла в предельно абстрактной манере с небольшой нотой нарратива. В геометрии витражей прячутся образы солнечного круга, звезды и рыбы — любимого художником символа.
Хоакин Торрес-Гарсиа, «Конструктивистское стекло»,1948 г.
Послевоенные годы
Мощный возврат к теме витражей начинается в 1950-е годы. И здесь абстракционизм раскрылся в новом масштабе.
Архитекторы ХХ-ХХI века выбирали для декора своих зданий абстрактные витражи не только следуя модернистской форме этих проектов, но и для работы с эмоциями зрителя. Масштабные плоскости цветного стекла – самодостаточны. Самое главное – они помогают произвести на человека именно то впечатление, которое в них заложено. Ошеломить, вдохновить, наполнить благоговением и радостью.
В общественных зданиях, таких как храмы и торговые центры, витражи располагают либо на стенах, либо на куполе. Перечислим несколько знаковых, впечатляющих проектов прошлого века в хронологическом порядке.
Собор святого Иосифа, Гавр, Франция (1951–1958 гг.)
Церковь построена в память о 5000 жителях, погибших во время Второй мировой войны. Архитектор — Огюст Перре.
Геометрические витражи колокольни собраны из 12 768 фрагментов разноцветного стекла семи основных цветов. Это белый, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный и синий в 50-ти оттенках. Символика витражей ориентирована по сторонам света. Сиреневые, розовые, золотые и зелёные цвета на восточном фасаде символизируют Рождество. Оранжевый, жёлтый и золотой на южной стороне — величие и славу Бога. Розовые и красные стёкла с запада — силу и власть. На севере преобладает синий — цвет небесного свода и Богородицы.
Собор Святого Иосифа, Гавр, Франция
Церковь Эль-Росарио Сан Сальвадор (1964–1971)
Проект архитектора и скульптора Рубена Мартинеса. Абстрактные витражи арочного потолка наполняют пространство цветным светом — церковь словно залита разноцветными праздничными огнями.
Церковь Эль-Росарио, Сан Сальвадор
Храм святого Дон Боско (Santuário Dom Bosco), Бразилиа (1963)
Самое известное здание бразильского архитектора Клаудио Навеса. Храм прославился своим абстрактным витражом в синих тонах. Он разработан архитектором проекта и создан бельгийским художником Хубертом ван Дорном.
Стеклянные квадраты в 12-ти оттенках синего заполняют остроконечные арочные окна. Их дополняют четыре прямоугольных окна-колонны ярко-фиолетового цвета по четырем углам. Вместе они создают поразительный эффект сияющей звездной ночи.
Храм святого Дон Боско, Бразилиа
Часовня на Площади Благодарения. Даллас, США (1976)
Спиралевидная белая часовня создана по проекту лауреата Притцкеровской архитектурной премии Филипа Джонсона. Здание символизирует древнюю спираль жизни и бесконечное стремление человеческого духа. Его верхнюю часть занимает потрясающий витраж «Окно славы», собранный из 73 панелей, который представляет собой один из крупнейших в мире витражей, установленных горизонтально.
Цвет витража меняется от синего в нижней части до сияющего желтого наверху. Его создателя — французского художника-витражиста Габриэля Луара вдохновил 19-й Псалом. Витраж, по его мысли, призван «выразить жизнь с ее трудностями, силами, радостями, мучениями и пугающими аспектами, которые при достижении вершины уступают свое место взрыву золота». Образ «Окна славы» играет важную роль в фильме Терренса Малика «Древо жизни» (2011).
Часовня на Площади Благодарения. Даллас, США
Кафедральный собор (Бразилиа) (1958–1970)
Витраж, украшающий собор, который построен по проекту архитектора Оскара Нимейера, занимает более 2000 квадратных метров. Он создан в 1990 художницей Марианной Перетти и представляет собой волны синего, зеленого, белого и коричневого стекла.
Кафедральный собор. Бразилиа
Абстрактный художественный витраж в ХХI веке
Что происходит в сфере работы с витражами по методу абстракционизма сегодня? История продолжается.
В 2011 году американский звукорежиссер Кристофер Дженни создал для Международного аэропорта Майами интерактивную звуко-световую инсталляцию с витражами. Работа под названием «Гармоническая конвергенция» представляет собой пешеходный тоннель, расцвеченный всеми цветами радуги.
Кристофер Дженни «Гармоническая конвергенция»
Усилилась экологическая тематика, тема осознанного потребления и устойчивого развития. В 2012 бруклинский художник Том Фруин создал из полностью переработанного или выброшенного оргстекла скульптуру «Водонапорная башня» или «Маяк света».
Том Фруин «Водонапорная башня»
Пройдя испытание временем, абстрактная витражная живопись не только остается востребованной в общественных и частных пространствах, но и раскрывает себя в новых формах и материалах.
Создавать витражи с абстракцией под силу любому. Приходите на курсы Художественных витражей в Русскую Академию Ремёсел. Мы берем учеников с любого уровня подготовки, а на выходе вы будете владеть 6ю техниками работы со стеклом, и сможете делать декоративные и прикладные предметы по собственным эскизам.
Специально для Русской Академии Ремесел подготовила материал Валерия Ефанова.
Июль 2021 год.