Имя французского керамиста Бернара Палисси стоит в одном ряду с величайшими художниками и учеными Эпохи Возрождения. Сфера его художественных и научных интересов была поистине безгранична – гончар, стекольщик, эмальер, писатель, ученый… Но все же Бернар Палисси вошел в историю, прежде всего, как талантливейший керамист, по вкладу в мировую культуру сопоставимый, пожалуй, с самим Леонардо.
Точная дата рождения Бернара Палисси, к сожалению, неизвестна, но биографы полагают, что это случилось около 1510 года. Доподлинно известно лишь, что родился он в маленькой французской деревушке в семье ремесленника. Еще в детстве он начал работать подмастерьем у стекольщика, а затем, овладев мастерством, отправился путешествовать в поисках заказов.
Но интерес к стеклу во Франции пошел на спад, и Палисси принял решение заняться керамикой. В те времена французская керамика носила исключительно утилитарный характер – грубые, кое-как раскрашенные горшки и миски не вызывали эстетических переживаний. Немудрено, что попавшая в Северную Францию утонченная продукция итальянских и персидских мастеров, сияющая яркими красками и прозрачными глазурями, мгновенно стала пользоваться ажиотажным спросом.
И вот, как это часто бывает, в дело вмешался случай - однажды в руки Бернара попал необычный белоснежный кубок (по всей видимости, это был китайский фарфор, который тогда начал проникать в Европу). Палисси был потрясен – такого чистого белого цвета видеть ему еще не доводилось. Солидный опыт работы со стеклом, аналитический склад ума и азарт исследователя привели Палисси к мечте разгадать секрет волшебной белоснежной глазури.
Двадцать лет прошло в безуспешных попытках воспроизвести глазурь кубка. И вот однажды ему показалось, что заветная формула найдена. Он покрыл глазурью несколько ваз и с замиранием сердца приступил к обжигу. Шесть дней, без сна и еды он топил печь, предвкушая успех, но его ждало разочарование. Достав вазы, Палисси увидел, что глазурь не расплавилась – температура в печи была недостаточной высокой.
Кого угодно это повергло бы в уныние, но только не Палисси. Упрямый француз порубил и отправил в печь всю свою мебель, разобрал и сжег полы, но все-таки добился своего. Белоснежные вазы, сияющие прозрачной глазурью, казалось, излучали свет. С этого момента начался период расцвета творчества Палисси. И пусть ему не удалось разгадать секрет китайского фарфора, он создал собственный гениальный рецепт глазури. Вечная нищета, недостаток средств на материалы, насмешливые взгляды соседей остались в прошлом и вскоре работы Палисси вошли в моду.
Но добившись финансового успеха, Палисси не стал почивать на лаврах, а продолжал экспериментировать с другими материалами и формами, благодаря чему за две сотни лет до появления первых гипсовых форм он разработал технологию формовки. Свое изобретение мастер назвал «сельские глины», которые еще больше прославили его.
Это были большие овальные блюда, поверхность которых украшали керамические змеи, ящерицы, жуки, лягушки, цветы, камешки и ракушки, выполненные с невероятной точностью. Вряд ли методы работы Палисси снискали бы одобрение у нынешних защитников природы, но в XVI веке натурализм был в моде, да и взгляды на гуманизм были иными. Животных отлавливали и до поры до времени держали в ящиках, наполненных влажной землей, а затем умерщвляли в емкости с уксусом. После этого выкладывали на оловянном блюде композицию из животных, растений, ракушек и т.д., закрепляя их в нужном положении с помощью тонких нитей. Готовая композиция покрывалась оливковым маслом, и только затем наносился тончайший слой гипсовой смеси. После первого обжига Палисси покрывал блюда разноцветными эмалями.
Бернар Палисси был удивительно разносторонней личностью. В круг его интересов, помимо керамики, входили химия, естествознание, минераловедение, философия. Его лекции с удовольствием посещали самые образованные люди того времени, а научные труды вызывают интерес по сей день.
Но время, в которое довелось жить Палисси, мало способствовало высоким занятиям – вторая половина XVI века была одним из самых кровавых периодов французской истории. Несколько раз его арестовывали за протестантские взгляды, и только благодаря заступничеству Екатерины Медичи, горячей почитательницы его творчества, он уцелел в Варфоломеевскую ночь. В 1588 году Палисси заточили в Бастилию, где, спустя год или два, он и умер от холода, голода и жестокого обращения.
Палисси прожил долгую жизнь и оставил по себе добрую память. Даже сейчас его изделия смотрятся впечатляюще. Они хранятся в крупнейших музеях мира, а Лувре работам выдающегося соотечественника отведен целый зал, чтобы посетители смогли прикоснуться к истории ремесла, в руках мастера ставшим искусством.