
Керамическое чудо Бернара Палисси
Когда ремесло становится искусством.Имя французского керамиста Бернара Палисси стоит в одном ряду с величайшими художниками и учеными Эпохи Возрождения. Сфера его художественных и научных интересов была поистине безгранична – гончар, стекольщик, эмальер, писатель, ученый… Но все же Бернар Палисси вошел в историю, прежде всего, как талантливейший керамист, по вкладу в мировую культуру сопоставимый, пожалуй, с самим Леонардо.
Точная дата рождения Бернара Палисси, к сожалению, неизвестна, но биографы полагают, что это случилось около 1510 года. Доподлинно известно лишь, что родился он в маленькой французской деревушке в семье ремесленника. Еще в детстве он начал работать подмастерьем у стекольщика, а затем, овладев мастерством, отправился путешествовать в поисках заказов.
Но интерес к стеклу во Франции пошел на спад, и Палисси принял решение заняться керамикой. В те времена французская керамика носила исключительно утилитарный характер – грубые, кое-как раскрашенные горшки и миски не вызывали эстетических переживаний. Немудрено, что попавшая в Северную Францию утонченная продукция итальянских и персидских мастеров, сияющая яркими красками и прозрачными глазурями, мгновенно стала пользоваться ажиотажным спросом.
И вот, как это часто бывает, в дело вмешался случай - однажды в руки Бернара попал необычный белоснежный кубок (по всей видимости, это был китайский фарфор, который тогда начал проникать в Европу). Палисси был потрясен – такого чистого белого цвета видеть ему еще не доводилось. Солидный опыт работы со стеклом, аналитический склад ума и азарт исследователя привели Палисси к мечте разгадать секрет волшебной белоснежной глазури.
Двадцать лет прошло в безуспешных попытках воспроизвести глазурь кубка. И вот однажды ему показалось, что заветная формула найдена. Он покрыл глазурью несколько ваз и с замиранием сердца приступил к обжигу. Шесть дней, без сна и еды он топил печь, предвкушая успех, но его ждало разочарование. Достав вазы, Палисси увидел, что глазурь не расплавилась – температура в печи была недостаточной высокой.
Кого угодно это повергло бы в уныние, но только не Палисси. Упрямый француз порубил и отправил в печь всю свою мебель, разобрал и сжег полы, но все-таки добился своего. Белоснежные вазы, сияющие прозрачной глазурью, казалось, излучали свет. С этого момента начался период расцвета творчества Палисси. И пусть ему не удалось разгадать секрет китайского фарфора, он создал собственный гениальный рецепт глазури. Вечная нищета, недостаток средств на материалы, насмешливые взгляды соседей остались в прошлом и вскоре работы Палисси вошли в моду.
Но добившись финансового успеха, Палисси не стал почивать на лаврах, а продолжал экспериментировать с другими материалами и формами, благодаря чему за две сотни лет до появления первых гипсовых форм он разработал технологию формовки. Свое изобретение мастер назвал «сельские глины», которые еще больше прославили его.
Но время, в которое довелось жить Палисси, мало способствовало высоким занятиям – вторая половина XVI века была одним из самых кровавых периодов французской истории. Несколько раз его арестовывали за протестантские взгляды, и только благодаря заступничеству Екатерины Медичи, горячей почитательницы его творчества, он уцелел в Варфоломеевскую ночь. В 1588 году Палисси заточили в Бастилию, где, спустя год или два, он и умер от холода, голода и жестокого обращения.
Палисси прожил долгую жизнь и оставил по себе добрую память. Даже сейчас его изделия смотрятся впечатляюще. Они хранятся в крупнейших музеях мира, а Лувре работам выдающегося соотечественника отведен целый зал, чтобы посетители смогли прикоснуться к истории ремесла, в руках мастера ставшим искусством.
Александр Овсянников © специально для Русской Академии Ремёсел